На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом педагогические условия формирования действий целеполагания и планирования у младших школьников на уроках математики.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.11.2013. Страниц: 68+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики 7
1.1. Характеристика понятий «целеполагание» и «планирование» как компонентов регулятивных универсальных учебных действий 7
1.2. Проектирование целеполагания и планирования в начальной школе 16
1.3. Условия формирования у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий формирования у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики 34
2.1. Изучение уровня сформированности действий целеполагания и планирования у младших школьников 34
2.2. Формирование у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 61
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 72


Введение

Современная начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии, который связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения: на первый план выдвигается задача не формирования знаний, умений и навыков, а развитие универсальных учебных действий, умений учиться, творчески использовать в процессе учебной деятельности приобретенные знания и умения, навыки, самостоятельно учиться.
Наше исследование направлено на разработку технологии формирования у младших школьников одного из важнейших регулятивных универсальных учебный действий – действий целеполагания и планирования.
Проблема целеполагания и планирования выделяется, как правило, в качестве предмета в психологических исследованиях (С.Н. Архангельский, Л.А. Венгер, Л.С, Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, ЕА.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В них отмечается, что формирование у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность является важной задачей учебно-воспитательного процесса.
Целенаправленное формирование умений целеполагания и планирования связано с началом обучения ребенка в школе. Учеными установлено, что у младших школьников наряду с эмпирическим мышлением формируется и теоретическое мышление (Л.И. Айдарова, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Л.К. Максимов, А.К. Маркова, Г.Г. Микулина, Д.Б. Эльконин и др.). Поэтому изучение предметного содержания процесса целеполагания и планирования, условий его развития целесообразно начать именно с младшего школьного возраста.
Отсутствие в традиционном обучении систематической работы по формированию у школьников общеучебных интеллектуальных умений приводит к отставанию в развитии операционной стороны мышления по сравнению с содержательной. Несоответствие в развитии этой стороны мышления проявляется в том, что её несформированность у младших школьников становится тормозом в процессе овладения ими более объёмным и сложным содержанием учебного материала в старших классах. В связи с этим появилась потребность в определении педагогических условий по формированию действий целеполагания и планирования младших школьников.
Анализ состояния проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий в теории и практике обучения позволил выявить наличие ряда противоречий между:
- социальным заказом общества на развитие личности школьника и недостаточным уровнем её развития;
- значимостью регулятивных универсальных учебных действий, в частности действий целеполагания и планирования, в развитии познавательной деятельности младших школьников и неразработанностью теории формирования регулятивных универсальных учебных действий;
- необходимостью овладения младшими школьниками регулятивными универсальными учебными действиями, прежде всего умением ставить цели и планировать, и отсутствием технологии их формирования в учебном процессе.
Рассмотренные выше противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования действий целеполагания и планирования как компонентов регулятивных универсальных учебных действий?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования действий целеполагания и планирования как компонентов регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе освоения математики.
Объект исследования: действия целеполагания и планирования как компоненты регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования действий целеполагания и планирования у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников регулятивных УУД (целеполагания и планирования) на уроках математики будет проходить более успешно при реализации следующих педагогических условий:
- развитие у детей умений целеполагания и планирования выделяется в специальную задачу процесса обучения, которая решается целенаправленно, в единстве с формированием знаний;
- деятельность выполняется вначале в сотрудничестве с учителем и детьми, а затем самостоятельно;
- создаётся положительная мотивация в процессе овладения детьми умением ставить цель и планировать;
- закрепление у детей умений целеполагания и планирования осуществляется проектной деятельности;
- развитие умений целеполагания и планирования осуществляется и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия», «целеполагание», «планирование».
2. Раскрыть особенности проектирования целеполагания и планирования в начальной школе.
3. Определить педагогические условия формирования у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики.
4. Разработать программу формирования у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики и проверить ее эффективность.
В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы в аспекте исследуемой проблемы; наблюдение, анкетирование; педагогический эксперимент.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников действий целеполагания и планирования в процессе освоения математики

1.1. Характеристика понятий «целеполагание» и «планирование» как компонентов регулятивных универсальных учебных действий
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Теоретико-методологической основой разработки стандартов общего образования служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. В данной школе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные......


Список литературы

1. Акимова, С. Занимательная математика / С. Акимова. – СПб.: Тригон, 1997. – 608 с.
2. Акрамова, А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы: учебное пособие / А.С. Акрамова. - Алматы: КазНПУ им.Абая, Алматы, 2010. – 70 с.
3. Аргинская, И.И. Математика: Методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы / И.И. Аргинская. - М.: Центр общего развития, 2000. - 108 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
6. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2007. – 455 с.
7. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с.
8. Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Собрание сочинений / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 671 с.
10. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. - 2000. - №4. - С. 21-26.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
12. Давыдов, В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). I-III классы / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. - М.: МИРОС, 2000. - 32с.
13. Далингер, В.А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе / В.А. Далингер, Л.П. Борисова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 205 с.
14. Демидова, Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа: плюс-минус. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
15. Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие / В.И. Казаренков. - М.: Логос, 2011. - 96 с.
16. Калягин, Ю.М. Математика: Кн. 1 / Ю.М. Калягин, Г.Л. Луканкин, Г.Н. Яковлев. – М.: Новая волна, 2008. – 1248 с.
17. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Academia , 2005. - 173 c.
19. Краля, H.A. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / H.A. Краля. - Омск: ОмГУ, 2005. – 15 с.
20. Куликова, В.А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике: из опыта работы / В. А. Куликова // Образование и наука. - 2010. - №6. - С. 132-142.
21. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие для учителей нач. школы, студентов, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. - 168 с.
22. Лазарев, В.С. Новое понимание метода проектов в образовании / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2011. - №10. – С.3-11.
23. Макеева, А. Урок занимательной математики. Задачи с экологическим содержанием / А. Макеева // Математика. – 2000. - №15. – С. 15-16.
24. Маленкова, Л.И. Теория и методика формирование познавательного: учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 480 с.
25. Меркулова, Т.В. Формирование умения планировать у младших школьников: на примере дисциплины «Математика»: дисс. ... канд. пед. наук / Т.В. Меркулова. – Елец, 2007. – 242 с.
26. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7. – С.151-157.
27. Опарина, М.А. Подготовка учителя к организации внеклассной творческой деятельности младших школьников / М.А. Опарина // Развитие личности в процессе обучения и формирование позновательного. - Пенза, 2009. - Вып. 7. – С.46-57.
28. Пахомова, Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Н.Ю. Пахомова // Методология учебного проекта. Сборник статей / Ред.-сост. Н.Ю.Пахомова. - М.: Издательство МИОО, 2001. - С.47.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. –528с.
30. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
31. Петров, В.А. Преподавание математики в сельской школе: книга для учителя / В.А. Петров. – М.: Просвещение, 1986. - 186с.
32. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2008. - 190 с.
33. Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся: проект / Сост. О.Б. Гильманова, М.И. Лысенко. - Казань, 2010. - 180 с.
34. Пучкина, В.В. Из опыта формирования самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики / В.В. Пучкина // Сибирский учитель. - 2010. - №5. - С. 89-93.
35. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / глав. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2: М - Я. - 1999. - 672 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
38. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учеб. пособие / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 351 с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2005. – 384 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.