На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблема удовлетворенности браком

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 18.11.2013. Сдан: 2009. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………6
1.1 Брак и семья. Сферы отношений в семье…………………………….6
1.2 Функции семьи…………………………………………………………9
1.3 Виды супружеских взаимоотношений………………………………10
1.4 Динамика супружеских отношений…………………………………12
1.5 Кризисы развития отношений………………………………………..15
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….18

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ…………………………………………..19
2.1 Понятие удовлетворенности браком………………………………...19
2.2 Факторы удовлетворенности браком………………………………..24
2.3 Гармонизация межличностных отношений супругов……………...29
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...38
Введение

Актуальность. Семья - полноправный общественный институт. Она занимает в жизни каждого человека достаточно места, чтобы обратить пристальное внимание на ее проблемы.
Каждый из нас ищет того единственного, желанного человека, с которым мог бы связать свою жизнь, создать полноценную семью, иметь и воспитывать детей, с которым было бы комфортно и уютно как в минуты радости, так и в повседневные серые будни. Однако даже при счастливом стечении обстоятельств, когда, казалось бы, этот человек уже рядом, это не дает уверенности в том, что блаженный союз будет длиться вечно, становясь с каждым годом все прекраснее и прекраснее.
Ни для кого не секрет, что так редки гармоничные стабильные браки, которые не душат партнеров, а несут им радость и удовлетворение совместной жизнью, что количество бракоразводных процессов приближается, а в некоторых регионах и превышает количество регистраций брака. Семья как социальный институт находится ныне в кризисном состоянии, подвергается серьезным испытаниям. Вокруг нас то и дело заключаются неоправданные браки, разрушаются благополучные во всех отношениях семьи, принимаются бессмысленные решения, портятся характеры, страдают дети. Ежегодно из-за распада семьи более пятисот тысяч детей остаются без одного из родителей.
На первый взгляд проблема кажется достаточно простой - и в то же время совершенно безнадежной. Не так уж трудно распознать причины, лежащие на поверхности, но при взгляде внутрь проблемы, можно понять, что опустошенность и супружеская дисгармония вызываются не столько «объективными» причинами и однообразием длительной совместной жизни супругов, сколько являются результатом отсутствия психологической культуры семейных отношений.
Учитывая тот факт, что брак - особый процесс со своей мощной диалектикой; необычные отношения, потенциально длительные, интенсивные и несущие в себе возможность постоянных изменений, которые он неизбежно претерпевает в своем развитии, от вступающих в брак требуется как психологическая зрелость и ответственность, так и сложная совокупность навыков и знаний.
Слишком высок динамизм социальной жизни, слишком различны условия жизни различных семей, характеры и потребности ее членов, чтобы можно было найти общую, единственно годную для всех схему поведения. Ограничены в этих условиях и возможности личного опыта - все испробовать самому невозможно.
Способность строить конструктивные отношения в семье, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех супружеских отношений. Если необходимые знания и умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачи, оказывается некомпетентным и личностно зависимым.
Цель настоящей работы состоит в исследовании проблемы удовлетворенности браком.
Объект исследования - семейные взаимоотношения.
Предмет исследования - удовлетворенность браком.
Гипотеза исследования: супружеские взаимоотношения играют большую роль в удовлетворенности браком.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблемам семьи и брака;
2) рассмотреть состояние проблемы супружеских отношений в современной научной литературе;
3) показать значимость супружеских взаимоотношений в браке;
4) определить способы гармонизации супружеских взаимоотношений.
Методологическую базу исследования составили исследования отечественных и зарубежных авторов, такие как исследование вопросов психологической совместимости в браке (А.Н. Волкова, Д.В. Ольшанский, Р.Л. Кричевский, Д. Кутсар, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, В.А. Терехин и др.), социально-психологический аспект общения в семье (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, И. Сикорова, В.М. Родионов, И.В. Колмановский, З.И. Файнбург), его влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич), причины напряженности в отношениях между членами семьи (В.И Селиванов, В.Б. Голофаст, А.И. Ушатиков и др.), тенденции развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).
Объем и структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 31 наименование. Общий объем работы 39 страниц.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

1.1 Брак и семья. Сферы отношений в семье

Как известно, человек представляет собой сложное сочетание биологических и социальных начал. Потребность в общении с другими людьми - свойство каждой личности, и она реализует эту потребность в общении и контактах с представителями своего и другого пола. Когда знакомятся двое, юноша и девушка, они вступают в полосу качественно новых отношений. Это период зарождения чувств, углубленного внимания друг к другу. Это и большая межличностная заинтересованность, интерес к тем занятиям, которыми увлечен партнер, взаимное ухаживание, уважение его потребностей, стремление друг к другу, к созданию супружеского союза [19].
Брак (супружеский союз) - это основанные на взаимном желании и согласии супружеские отношения партнеров, их совместное проживание и ведение домашнего хозяйства, порождающие их права и обязанности по отношению друг к другу [10].
Вопрос о возрасте вступления в брак тесно связан с социально-экономическими условиями жизни и индивидуальными особенностями личности. Законодательством РФ вступление в брак разрешается с 18 лет. Наиболее благоприятным возрастом для вступления в брак следует считать 20-22 года для девушки и 23-25 - для юноши. Желательно, чтобы муж был старше жены, но не более чем на 8-10 лет. Отсутствие такой разницы с возрастом может неблагоприятно сказаться на взаимоотношениях супругов. В то же время очень большая разница в возрасте жены и мужа может быть причиной тяжелых переживаний и семейных трагедий.
Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью [3].
Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Семья - это такая область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности как биологические, так и социальные. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом и членами своей семьи.
Семья как социальная система реализует свое бытие через определенные виды отношений, которые являются ее подсистемами и обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий [22].
Социально-биологические отношения в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождаемость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор, гигиену вообще, физическое совершенствование как детей, так и взрослых членов семьи, проблему наследственности.
Хозяйственно-экономические отношения в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями, образуют материальную основу бытия семьи и одновременно служат хозяйственно-экономической основой как социально-биологической, так и культурной преемственности. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.
Юридические отношения охватывают сферу прежде всего мотивации брака, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми и другими родственниками, наследования, усыновления, охраны интересов членов семьи.
Нравственные отношения - такие как любовь и долг между супругами, любовь родителей к детям и ответные чувства детей к родителям, мужское и женское достоинство как нравственные ценности семейных отношений, вся сфера нравственного воспитания и самовоспитания. Нравственные отношения неотъемлемая часть повседневной семейной жизни, основа культурной преемственности, осуществляемой в семье.
Психологические отношения - это объективная необходимость совместной жизни в семье, в которой человек представляет собой особенный, неповторимый психологический мир. Эта сфера сосуществования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития самых разнообразных чувств, психологических установок, психологической совместимости, психологического климата.
Эстетические отношения самым тесным образом примыкают к нравственным и психологическим и во взаимном проникновении образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят такие процессы, как эстетическое восприятие и самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища, любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, удобства семейного быта.
Нетрудно заметить, что семья обладает относительной самостоятельностью своего развития, которая выражается в том, что у нее есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития. Прежде чем коснуться другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на теснейшую взаимосвязь различных сфер ее отношений [22].
Современные психологи установили существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений [21]. Суть его довольно проста: «Все, без исключения, сферы семейных отношений причинно взаимосвязаны друг с другом». А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны, и стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других.
В лучшем случае - в положительную сторону, когда, например, после долгих поисков находится наилучший вариант распределения домашних обязанностей и семейного бюджета в хозяйственно-экономической сфере, от чего вскоре оздоравливаются и нравственно-психологические отношения, и даже отношения интимно-личные. В худшем же - в сторону отрицательную, когда например, те же материально-бытовые недоразумения как бы взорвут ранее царившую гармонию в других сферах отношений. Последствия для семьи предсказать в этом случае не трудно - они будут весьма плачевными.
Необходимо помнить, что по закону круговой причинности семейная гармония является функцией гармоничных отношений во всех, без исключения, сферах жизнедеятельности семьи, и надо строить в них тот характер отношений, который является наилучшим для семейного микроклимата.

1.2 Функции семьи

Социальная сущность семьи находит свое проявление в ее функциях, важнейшими из которых являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная функции [3].
Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Семья одновременно принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Репродуктивная функция семьи находится в прямой зависимости от ее стабильности. Чем лучше подготовлены новобрачные к самостоятельной семейной жизни, тем стабильней браки.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблему женского труда и т.д.
Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Семья - воспитательная ко........

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. - М.,1985. - 263 с.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1995.
3. Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.
4. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. - М., 1992. - 169 с.
5. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. \ Пер. с англ. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993.
6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. \ Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
7. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. \ Пер. англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
8. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. \ Пер. с чешск. М.: Прогресс, 1988.
9. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - М., 1987.
10. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. - М., 1995.
11. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М.: АОЗТ «Яуза», 1996.
12. Дружинин В. Я. Психология семьи. - М., 1996.
13. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. - Минск: ООО «Попурри», 1997.
14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
15. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
16. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ. - Минск, 1990.
17. Кратохвил С. Супружеская терапия. - М.: Медицина, 1991.
18. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1999.
19. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
20. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные труды. - М.: МОДЕК, 1995.
21. Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами./Семья и формирование личности./Под ред.А.А. Бодалева,М., 1991.
22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
23. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.
24. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. \ Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
25. Сатир В. Как строить себя и свою семью. \ Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992.
26. Сысенко В.А. Устойчивость брака. - М.: Финансы и статистика, 1991г.
27. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.
28. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М.: Знание, 1990.
29. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье», 1991.
30. Хорни К. Женская психология. С-Пб.: Восточно-Европейский институт Психоанализа, 1993.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2003.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.