Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблема удовлетворенности браком

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 18.11.2013. Год: 2009. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………6
1.1 Брак и семья. Сферы отношений в семье…………………………….6
1.2 Функции семьи…………………………………………………………9
1.3 Виды супружеских взаимоотношений………………………………10
1.4 Динамика супружеских отношений…………………………………12
1.5 Кризисы развития отношений………………………………………..15
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….18

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ…………………………………………..19
2.1 Понятие удовлетворенности браком………………………………...19
2.2 Факторы удовлетворенности браком………………………………..24
2.3 Гармонизация межличностных отношений супругов……………...29
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...38
Введение

Актуальность. Семья - полноправный общественный институт. Она занимает в жизни каждого человека достаточно места, чтобы обратить пристальное внимание на ее проблемы.
Каждый из нас ищет того единственного, желанного человека, с которым мог бы связать свою жизнь, создать полноценную семью, иметь и воспитывать детей, с которым было бы комфортно и уютно как в минуты радости, так и в повседневные серые будни. Однако даже при счастливом стечении обстоятельств, когда, казалось бы, этот человек уже рядом, это не дает уверенности в том, что блаженный союз будет длиться вечно, становясь с каждым годом все прекраснее и прекраснее.
Ни для кого не секрет, что так редки гармоничные стабильные браки, которые не душат партнеров, а несут им радость и удовлетворение совместной жизнью, что количество бракоразводных процессов приближается, а в некоторых регионах и превышает количество регистраций брака. Семья как социальный институт находится ныне в кризисном состоянии, подвергается серьезным испытаниям. Вокруг нас то и дело заключаются неоправданные браки, разрушаются благополучные во всех отношениях семьи, принимаются бессмысленные решения, портятся характеры, страдают дети. Ежегодно из-за распада семьи более пятисот тысяч детей остаются без одного из родителей.
На первый взгляд проблема кажется достаточно простой - и в то же время совершенно безнадежной. Не так уж трудно распознать причины, лежащие на поверхности, но при взгляде внутрь проблемы, можно понять, что опустошенность и супружеская дисгармония вызываются не столько «объективными» причинами и однообразием длительной совместной жизни супругов, сколько являются результатом отсутствия психологической культуры семейных отношений.
Учитывая тот факт, что брак - особый процесс со своей мощной диалектикой; необычные отношения, потенциально длительные, интенсивные и несущие в себе возможность постоянных изменений, которые он неизбежно претерпевает в своем развитии, от вступающих в брак требуется как психологическая зрелость и ответственность, так и сложная совокупность навыков и знаний.
Слишком высок динамизм социальной жизни, слишком различны условия жизни различных семей, характеры и потребности ее членов, чтобы можно было найти общую, единственно годную для всех схему поведения. Ограничены в этих условиях и возможности личного опыта - все испробовать самому невозможно.
Способность строить конструктивные отношения в семье, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех супружеских отношений. Если необходимые знания и умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачи, оказывается некомпетентным и личностно зависимым.
Цель настоящей работы состоит в исследовании проблемы удовлетворенности браком.
Объект исследования - семейные взаимоотношения.
Предмет исследования - удовлетворенность браком.
Гипотеза исследования: супружеские взаимоотношения играют большую роль в удовлетворенности браком.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблемам семьи и брака;
2) рассмотреть состояние проблемы супружеских отношений в современной научной литературе;
3) показать значимость супружеских взаимоотношений в браке;
4) определить способы гармонизации супружеских взаимоотношений.
Методологическую базу исследования составили исследования отечественных и зарубежных авторов, такие как исследование вопросов психологической совместимости в браке (А.Н. Волкова, Д.В. Ольшанский, Р.Л. Кричевский, Д. Кутсар, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, В.А. Терехин и др.), социально-психологический аспект общения в семье (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, И. Сикорова, В.М. Родионов, И.В. Колмановский, З.И. Файнбург), его влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич), причины напряженности в отношениях между членами семьи (В.И Селиванов, В.Б. Голофаст, А.И. Ушатиков и др.), тенденции развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).
Объем и структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 31 наименование. Общий объем работы 39 страниц.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

1.1 Брак и семья. Сферы отношений в семье

Как известно, человек представляет собой сложное сочетание биологических и социальных начал. Потребность в общении с другими людьми - свойство каждой личности, и она реализует эту потребность в общении и контактах с представителями своего и другого пола. Когда знакомятся двое, юноша и девушка, они вступают в полосу качественно новых отношений. Это период зарождения чувств, углубленного внимания друг к другу. Это и большая межличностная заинтересованность, интерес к тем занятиям, которыми увлечен партнер, взаимное ухаживание, уважение его потребностей, стремление друг к другу, к созданию супружеского союза [19].
Брак (супружеский союз) - это основанные на взаимном желании и согласии супружеские отношения партнеров, их совместное проживание и ведение домашнего хозяйства, порождающие их права и обязанности по отношению друг к другу [10].
Вопрос о возрасте вступления в брак тесно связан с социально-экономическими условиями жизни и индивидуальными особенностями личности. Законодательством РФ вступление в брак разрешается с 18 лет. Наиболее благоприятным возрастом для вступления в брак следует считать 20-22 года для девушки и 23-25 - для юноши. Желательно, чтобы муж был старше жены, но не более чем на 8-10 лет. Отсутствие такой разницы с возрастом может неблагоприятно сказаться на взаимоотношениях супругов. В то же время очень большая разница в возрасте жены и мужа может быть причиной тяжелых переживаний и семейных трагедий.
Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью [3].
Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Семья - это такая область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности как биологические, так и социальные. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом и членами своей семьи.
Семья как социальная система реализует свое бытие через определенные виды отношений, которые являются ее подсистемами и обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий [22].
Социально-биологические отношения в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождаемость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор, гигиену вообще, физическое совершенствование как детей, так и взрослых членов семьи, проблему наследственности.
Хозяйственно-экономические отношения в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями, образуют материальную основу бытия семьи и одновременно служат хозяйственно-экономической основой как социально-биологической, так и культурной преемственности. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.
Юридические отношения охватывают сферу прежде всего мотивации брака, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми и другими родственниками, наследования, усыновления, охраны интересов членов семьи.
Нравственные отношения - такие как любовь и долг между супругами, любовь родителей к детям и ответные чувства детей к родителям, мужское и женское достоинство как нравственные ценности семейных отношений, вся сфера нравственного воспитания и самовоспитания. Нравственные отношения неотъемлемая часть повседневной семейной жизни, основа культурной преемственности, осуществляемой в семье.
Психологические отношения - это объективная необходимость совместной жизни в семье, в которой человек представляет собой особенный, неповторимый психологический мир. Эта сфера сосуществования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития самых разнообразных чувств, психологических установок, психологической совместимости, психологического климата.
Эстетические отношения самым тесным образом примыкают к нравственным и психологическим и во взаимном проникновении образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят такие процессы, как эстетическое восприятие и самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища, любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, удобства семейного быта.
Нетрудно заметить, что семья обладает относительной самостоятельностью своего развития, которая выражается в том, что у нее есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития. Прежде чем коснуться другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на теснейшую взаимосвязь различных сфер ее отношений [22].
Современные психологи установили существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений [21]. Суть его довольно проста: «Все, без исключения, сферы семейных отношений причинно взаимосвязаны друг с другом». А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны, и стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других.
В лучшем случае - в положительную сторону, когда, например, после долгих поисков находится наилучший вариант распределения домашних обязанностей и семейного бюджета в хозяйственно-экономической сфере, от чего вскоре оздоравливаются и нравственно-психологические отношения, и даже отношения интимно-личные. В худшем же - в сторону отрицательную, когда например, те же материально-бытовые недоразумения как бы взорвут ранее царившую гармонию в других сферах отношений. Последствия для семьи предсказать в этом случае не трудно - они будут весьма плачевными.
Необходимо помнить, что по закону круговой причинности семейная гармония является функцией гармоничных отношений во всех, без исключения, сферах жизнедеятельности семьи, и надо строить в них тот характер отношений, который является наилучшим для семейного микроклимата.

1.2 Функции семьи

Социальная сущность семьи находит свое проявление в ее функциях, важнейшими из которых являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная функции [3].
Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Семья одновременно принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Репродуктивная функция семьи находится в прямой зависимости от ее стабильности. Чем лучше подготовлены новобрачные к самостоятельной семейной жизни, тем стабильней браки.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблему женского труда и т.д.
Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Семья - воспитательная ко........

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. - М.,1985. - 263 с.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1995.
3. Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.
4. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. - М., 1992. - 169 с.
5. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. \ Пер. с англ. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993.
6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. \ Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
7. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. \ Пер. англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
8. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. \ Пер. с чешск. М.: Прогресс, 1988.
9. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - М., 1987.
10. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. - М., 1995.
11. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М.: АОЗТ «Яуза», 1996.
12. Дружинин В. Я. Психология семьи. - М., 1996.
13. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. - Минск: ООО «Попурри», 1997.
14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
15. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
16. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ. - Минск, 1990.
17. Кратохвил С. Супружеская терапия. - М.: Медицина, 1991.
18. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1999.
19. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
20. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные труды. - М.: МОДЕК, 1995.
21. Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами./Семья и формирование личности./Под ред.А.А. Бодалева,М., 1991.
22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
23. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.
24. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. \ Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
25. Сатир В. Как строить себя и свою семью. \ Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992.
26. Сысенко В.А. Устойчивость брака. - М.: Финансы и статистика, 1991г.
27. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.
28. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М.: Знание, 1990.
29. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье», 1991.
30. Хорни К. Женская психология. С-Пб.: Восточно-Европейский институт Психоанализа, 1993.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2003.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.