На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Естественные монополии и способы их регулирования в российской экономике

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико- методологические аспекты исследования естественных монополий
1.1 Естественные монополии: понятие, признаки, виды, функции и причины возникновения…………………………………………...……4
1.2 Методы регулирования естественных монополий……………………9
1.3 Нормативно-правовая основа деятельности естественных монополий………………………………………………………………19
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий в РФ
2.1 Общая характеристика естественных монополий в РФ……………..24
2.2 Анализ деятельности естественных монополий в РФ( на примере ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД»)…………………………………………….27
2.3 Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополий в России…………………………………….35
Заключение………………………………………………………………....39
Библиографический список………………………………………………..40


Введение
Монополия характеризуется концентрацией производства в руках владельцев единственной фирмы, что дает ей возможность влиять на цену производимого товара.
Проблема естественных монополий - одна из самых актуальных в странах с рыночной экономикой. Это связано с тем, что от деятельности естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Зачастую монополисты злоупотребляют своей способностью регулировать цену на производимый товар, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Целью данной курсовой работы является выявление перспектив развития естественных монополий на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы деятельности естественных монополий, раскрыть их сущность, особенности и методы регулирования;
2) проанализировать динамику цен и тарифов основных естественных монополий в Российской Федерации;
3) выявить основные проблемы регулирования естественных монополий в Российской Федерации и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются естественные монополии Российской Федерации.
Предметом исследования - особенности реформирования естественных монополий.
Для полноценного изучения естественных монополий необходимо сначала исследовать теоретические аспекты, что представлено в первой части, затем провести анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации, рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и пути их преодоления.
В первой (теоретической) части подробно дается описание термина естественная монополия, рассматриваются факторы, оказывающие влияние на ее деятельность. Во второй (практической) части приведен анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в Российской Федерации.
1.Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий
1.1 Естественные монополии: понятие, признаки, виды, функции и причины возникновения
Экономисты разных направлений по-разному определяют сущность и содержание понятия «естественная монополия». Все существующие подходы классификации естественных монополий можно обозначить по следующим критериям: по уровню развития производительных сил и производственных отношений, по форме собственности, по способу реализации функций естественных монополий.
С точки зрения развития производительных сил и производственных отношений ортодоксально-марксистская школа (Р. Гильфердинг, В.И. Ленин) увязывает естественную монополию с наличием высокого уровня концентрации производства и его специализации. К укрупнению капиталистическую фирму толкают как экономические факторы (экономия от масштаба, необходимость контроля над рынком), так и внеэкономические (стремление к росту социально-экономического влияния).
Определения, данные неоклассиками, основываются на технологических особенностях производства, вызывающих положительную отдачу от масштаба. Критерием существования естественной монополии являются убывающие средние издержки, характерные для так называемых инфраструктурных предприятий. Подход Боумоля расширяет данное понятие. Его концепция субаддитивности издержек и теория состязательности рынков оказала огромное влияние на процесс дерегулирования различных отраслей и понимание сущности естественной монополии. Так отрасль является естественной монополией, если при всех уровнях выпуска функция издержек является субаддитивной. Субаддитивность издержек означает: если n фирм производят в сумме выпуск Q, то их суммарные издержки по производству всего выпуска всегда будут выше, чем издержки одной фирмы, производящей весь выпуск Q. Другие представители неоклассического направления и ряд современных отечественных исследователей акцентируют внимание на неэластичности спроса на продукцию естественных монополий.
Необходимо выделить еще один теоретический подход к определению естественной монополии - неоинституциональный, основанный на низких трансакционных издержках фирмы. Основным постулатом данной теории является предположение, что чем выше уровень специфичности используемых активов, тем больше стимулов возникает у экономических агентов организовывать трансакции внутри единой организации (фирмы), а не на рынке.
Определение, приведенное в законе Российской Федерации «О естественных монополиях» (ФЗ №147) в основе содержит классическое начало, а также акцентирует внимание на стратегическую значимость и сетевую составляющую российских естественных монополий.
Согласно данному закону: «Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии»
Итак, отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Другими словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек. Товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые естественной монополией, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки:
1)фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;
2)сочетание естественных (ресурсных, финансовых, географических, информационных) и искусственных (легальных, связанных с правами собственности, а также нелегальных и неформальных) барьеров проникновения конкурентов в отрасль. Хотя и предполагается, что этот фактор имеет наибольшее значение не столько для формирования новых естественных монополий, сколько для сохранения уже сложившимися монополиями своего статуса, однако это не совсем так. Высокий барьер входа на рынок автоматически делает естественным монополистом компанию, которая согласилась взять на себя соответствующие риски и успешно преодолела этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок позволяют естественным монополиям не только удерживать свой статус, но и получать его.
3)естественная монополия характеризуется низкой эластичностью спроса по цене(особенно в краткосрочном периоде). Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;
4)уникальность продукции и ресурсов, отсутствие заменителей, массовый спрос. Уникальность товаров и услуг, произведенных естественными монополистами, заключается в невозможности их замены на другие товары и услуги из-за особых потребительских свойств. Большую роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для выпуска товаров и услуг. К таким ресурсам можно отнести инфраструктуру и само сырье, из которого производится товар;
5)сетевой характер организации рынка. Иными словами, головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.
Рассмотрим типы естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. К примеру, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так называют монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно и нерационально создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Таким образом, естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обуславливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.
Возникновение естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащённости и большей мощности крупного предприятия, происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.
В чем же причина возникновения естественных монополий?
Рис. 1 Кривые спроса и издержек
для монополии при экономии от масштаба
Экономия масштаба является одной из причин возникновения естественной монополии. Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис.1 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.
Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка Е, при этом объеме выпуска MR=MC. В точке Е монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm - АС)* Qm. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка T на рис.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, то средние издержки были бы выше цены, и имел бы место убыток, равный расстоянию CT, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.
Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть :
• особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
• экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
• недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.
Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка.........

Библиографический список
1. Родионов П , Ценовая удавка для державы //РФ, №4 2010
2. Акулов В.Б.,Рудаков М.Н. Теория организации Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ , 2009. 431 с.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. - 2009. 864 с.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147 «О естественных монополиях» (в ред. ФЗ от 18.10.2007 г №230)
5. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2011. 714 с.
6. www.inventech.ru
7. www.vsesmi.ru
8. www.gazprom.ru
9. www.rzd.ru
10. Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности// Вестник РГРТУ. №3 (выпуск 25): Рязань, 2010. 93-97 с.
11. Инновации / ОАО «РЖД» . URL: http//rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE ID=666 (дата обращения 24.04.2012)
12. Дерябина М. Реформирование естественной монополии: теория и практика// Вопросы экономики. 2012. №1. 102 - 104 с.
13. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах// Вопросы экономики. 2010. №2
14. Малинникова Е.В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги // Экономический журнал ВШЭ. 2011 №4
15. Дерипаска О. Какими быть естественным монополиям// Журнал «Экономика России: XXI век». № 11


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.