Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ ГРУППЫ РИСКА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.11.2013. Год: 2012. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы Социально-педагогической поддержки детей и подростков группы риска ……………………………………..………...7
1.1. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности………………………...…………………...7
1.2. Основная характеристика детей и подростков группы риска и причины их попадания в эту группу………………………………………………...…….14
1.3. Психологические особенности подростков группы риска……………….23
Глава 2. Методики и технологии работы с детьми группы риска…..............28
2.1. Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»…………………………...28
2.2. Работа социального педагога с детьми и подростками группы риска......29
Заключение……………………………………………………………………….49Список литературы………………………………………………………………52
Приложение №1…………………………………………………………….……54
Приложение №2……………………………………………………………….....56
Приложение №2………………………………………………………………….59
Приложение №4……………………………………………………………….…61
Приложение №5 ………………………………………………………………....64


Введение
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна - социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психо- социально-педагогической адаптации детей и подростков.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации.
Проблема адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития, своего рода «группы риска» является наиболее актуальной в современном российском обществе.
В психологии подросткового возраста особенностям воспитания при переходе от детства к взрослости посвящена обширная литература (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В. Драгу нова, А.К.Краковский, А.Е.Личко, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн и др.), в которой отмечается, что при всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку - овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.
Подростковый возраст в многочисленных источниках квалифицируется как трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития, в котором встречается наибольшее число детей со школьной дезадаптацией. Подростку, испытывающему резкие физические и физиологические изменения, становится нелегко обеспечивать целостность и стабильность своего «Я», поддерживать адекватную самооценку, сохранять нормальные взаимоотношения с окружающими, что значительно повышает риск виктимизации. В результате, в этом возрасте встречается больше детей группы риска и разнообразнее ее представительство. Актуальность написания курсовой работы, определяется тем, что все это требует особого внимания со стороны профессиональных воспитателей, специалистов к личным проблемам детей данного возраста.
Объектом исследования является социально-педагогическая работа с детьми и подросткам группы риска.
Предметом исследования является социально-педагогическая помощь подростками группы риска.
Целью курсовой работы является исследование социально-педагогической помощи подросткам группы риска.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности;
- Охарактеризовать детей и подростков группы риска и выяснить причины их попадания в эту группу;
- Рассмотреть психологические особенности подростков группы риска;
- Изучить организацию социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»;
- Проанализировать работу социального педагога с детьми и подростками группы риска.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы. Структурное построение работы соответствует указанным целям и задачам.
Во введении работы обосновывается актуальность избранной темы, определяется степень разработанности проблемы в теории и практике социально-педагогической работы, формулируются цели и задачи проводимого исследования.
В первой главе определяется роль социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности, дается основная характеристика детей и подростков группы риска и устанавливаются причины их попадания в эту группу, а также рассматриваются психологические особенности подростков группы риска
Во второй главе раскрывается организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска», анализируется работа социального педагога с детьми и подростками группы риска.
В заключении работы формулируются основные выводы, полученные в ходе исследования.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
1.1. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности
Анализ опыта развития социальной помощи детям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями взрослого населения, а поэтому она не может рассматриваться только как разновидность или одно из направлений социальной работы. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность - деятельность специфическая и обладает рядом особенностей.
Особенности педагогической деятельности:
- выступает как одно из звеньев массовой деятельности школы и общества в целом, где педагог, с одной стороны, пользуется всеми достижениями педагогической теории и практики, а с другой - как личность, индивидуальность вносит свой вклад в это дело.
- присущая педагогу позиция, существенное противоречие которой заключается в том, что человек рождается явным объектом воспитания, а ему предстоит стать субъектом полноценного, нравственного гражданского поведения. Из этого можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности заключается в объективно-субъективном преобразовании личности.
- связана с организацией воздействий, использованием в качестве учебно-воспитательных средств и возможностей учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, различных информационных и воспитательных влияний.
- необходимость анализа достигнутого результата, соотнесения его с выдвинутыми целями и задачами.
Необходимым для нас представляется рассмотрение педагогической деятельности в социокультурном аспекте. И здесь мы разделяем подход Л. А. Беляевой, что педагогическая деятельность - это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводством человека как субъекта общественных отношений.
Автор при этом подчеркивает, что воспитание не есть только деятельность воспитателя, что оно представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Важно и то, что педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование.
В целом такой подход подчеркивает, что любая педагогическая деятельность - это не просто деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но прежде всего связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого отдельного человека в общество, или, по выражению Л.С. Выготского, его «врастание в человеческую культуру». Поэтому педагогическая деятельность носит всеобщий характер, она направлена на всех детей.
Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Следует отметить, что в российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики, а также педагогики в целом.
Эти обе деятельности имеют общую функцию - социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека.
Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие.
Так, по мнению М.А. Галагузовой, если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая «всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуации способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая скорее локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема». Отмечает этот исследователь и то, что профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждениях системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.
Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Нарушение ее приводит к тому, что индивид нуждается в социальной реабилитации, которая предусматривает осуществление системы мер, направленных на восстановление социального статуса личности, разрушенных или утраченных общественных связей и отношений и в конечном счете на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Такой человек становится объектом профессиональной помощи.
Дети как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка - от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация - процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью. Но это же означает, что ребенок - это индивид, процесс социализации которого не завершился, т.е. у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и система ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь общества. И эта социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.
На всех этапах социализации человека общество оказывает на него определенное воздействие. Институты социализации: семья, детские учреждения, школа, группа сверстников, коллектив - на разных этапах жизненного пути оказывают разное влияние.
Таким образом, главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.
Еще одна особенность социально-педагогической деятельности, а именно ее исключительно "профессиональный характер, т.е. она является разновидностью именно профессиональной педагогической деятельности.
Выделенные особенности сближают социально-педагогическую деятельность с другим видом профессиональной деятельности - социальной работой.
Между социально-педагогической деятельностью и социальной работой много общего: и та и другая осуществляются профессионально подготовленными специалистами, обе направлены на оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной, проблемной жизненной ситуации. И в то же время между ними существует различие, не позволяющее смешивать эти два понятия. Оно заключается в том, что объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, тогда как социально-педагогическая деятельность направлена на детей.
Дети, положение которых характеризуется как социально не-благополучное, тоже являются объектом социальной работы. Однако, как было показано выше, объектом социально-педагогической деятельности они становятся постольку, поскольку при этом нарушается процесс их естественной социализации, их развитие начинает отклоняться от социальных норм и правил. Это различие обусловливает специфику социально-педагогической деятельности, т.е. особенности ее содержания, форм, методов, технологий по сравнению с социальной работой, хотя во многом они пересекаются.
Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним из оснований классификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социально-педагогической деятельности:
- дети-инвалиды;
- дети-сироты;
- дети-правонарушители;
- дети группы риска.
В данной работе мы подробнее рассмотрим категорию детей, относящихся к группе риска.
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.
Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи - очень сложный и длительный процесс. Это требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, требует особой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.
Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, мы называем социально-педагогической поддержкой детства.
Слово поддержка часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка». Поддержка означает «оказание помощи»; поэтому если помощь - это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.
Необходимо отметить, что права детей, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, могут нарушаться в специальных учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки интернатных учреждений выявляются, например, такие факты нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты; частичное финансирование таких учреждений приводит к тому, что дети в них оказываются лишены самого необходимого; выявляются случаи жестокого обращения и эксплуатации детей и т.д. В таких случаях дети также нуждаются в социально-педагоги ческой помощи, направленной на защиту их прав, т.е. в социально-педагогической поддержке.
Поскольку категория детей группы риска до недавнего времени официально не признавалась как объект социальной и педагогической помощи, а рассматривалась только как объект наказания или перевоспитания, не существовало и учреждений, в которых оказывалась бы какая-либо помощь таким детям.
В 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков; социальные приюты дл........

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция)
3. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка. - И., 1993.
4. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. - М.: «Генезис», 2009.
8. Материалы диссертационных исследований Л.Н. Антоновой (§ 1.4; 5.1), А.В. Быкова (§ 6.1.1; 6.1.1; 6.1.3).
9. Руденко А.М. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. - М.: Издательский центр «Академия, 2009.
10. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФА-М, 2010.
11. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов и др.: под общ. Ред. Проф. А.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.
12. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова и др. - М.: Социальный проект, 2004.
13. Социальная работа с проблемными семьями / Сост. Т.А. Ушакова. - Комсомольск - на - Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2003.
14. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Деменьтьева. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
15. Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста / Под ред. М.А. Галагузовой, Д.М. Комского. - Екатеринбург, 1994.
16. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. - М.: АРКТИ, 2007. - 84 с. (Школьное образование).
17. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Речь, 2009.
18. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М. 2005.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.