Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 20.11.2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей 6
1.2 Закономерности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 10
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 14
2.2 Специфика развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 18
Выводы по второй главе 23
Глава 3. Методика диагностики и коррекции мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
3.1 Методики диагностики мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
3.2 Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 29
Выводы по третьей главе 34
Заключение 35
Список литературы 37


Введение

В настоящее время многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дошкольники с ЗПР представляют разнородную по составу группу. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.
В специальных психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные, отражающие причины и проявления задержки психического развития (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Л.И. Переслени); различные варианты задержки психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер); особенности мыслительной деятельности и познавательной активности (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, И.А. Коробейников, Т.Н. Князева, У.В. Ульенкова).
Исследования многих авторов подтверждают, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, по при более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств.
Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук данной категории детей, что тормозит становление у детей графомоторных и других навыков, что в свою очередь является препятствием к успешному обучению. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности.
Необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями. Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР.
Однако часто в методических пособиях содержатся общие рекомендации к коррекции или отдельные конкретные упражнения, либо коррекционные методики разработаны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому и в настоящее время актуальна разработка комплексной системы работы, которая учитывала бы особенности развития детей с задержкой психического развития и способствовала коррекции недостатков развития мелкой моторики.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развивать мелкую моторику у детей с ЗПР уже на этапе младшего дошкольного возраста и недостаточным количеством исследований в данной области.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель исследования – изучить особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте при нормальном и задержанном психическом развитии.
Предмет исследования – диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
2) обобщить различные подходы к изучению особенностей мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) рассмотреть методики диагностики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) раскрыть особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики младших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация.

Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей
Мелкая моторика – один из основных навыков, которым должен овладеть ребенок в самом начале своей жизни. Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами [12].
Понять основные психофизиологические закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет теория Н.А. Бернштейна. Развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения [1].
Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений, каждый из которых имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления – этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репер......


Список литературы

1. Бернштейн, И.А. О построении движения / И.А. Бернштейн. – М.: Просвещение, 2005. – 213 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. – М., 1982 – 1984. Т. 2. – 251 с.
5. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
6. Егорова, Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Егорова. – СПб., 2006. – 206 с.
7. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
8. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. – 324 с.
9. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
10. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб., 2004. – 132 с.
11. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 15-27.
12. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
13. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И.Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 28-34.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
15. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
16. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2003. – №6. – С.3-12.
17. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 55-62.
18. Специальная психология / под ред. В.И.Лубовского. – М.: Академия, 2006. – 464 с.
19. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
20. Ульенкова, У.В. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР / У.В. Ульенкова, Н.П. Кондратьева // Дефектология. - 2004. – №1. – С.17-20.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.