На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Актуальность рассмотрения Общественного договора Руссо. Работы, посвященные анализу произведения. Концепция Общественного Договора: авторитарные и демократические начала. Наличие некоего естественного состояния, в котором всем было хорошо.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Авторитарное и демократическое в "Общественном договоре" Ж. -Ж. Руссо
Москва
2006

Содержание

    Введение 3
      Источник 5
      Историография вопроса 10
      Глава I. Концепция Общественного Договора 17
      Глава II. Авторитарное и демократическое в "Общественном договоре" 22
      Заключение 30
      Источник 31
      Библиография 31

Введение

Современному человеку иногда бывает трудно предположить, что именно Европейское Просвещение стало основой существующей системы мира, его ценностей, культурного и морально-человеческого развития. Однако, говоря о просветителях, часто высказывают ошибочное мнение о том, что все они похожи, и не обязательно изучать взгляды всех просветителей, чтобы сказать о Просвещении в целом. Это не так. Взгляды европейских просветителей очень разные, поэтому сказать "просветители говорили одно" или "просветители говорили другое" - это бессмыслица. Только сравнительный анализ различных идей и учений философов конца XVII - конца XVIII вв. (а именно таковы рамки Просвещения), основанный на компаративистике, позволяет сделать трезвые и доказательные выводы. Вместе с тем, изучение каждого отдельного представителя огромного течения Просвещения тоже бывает полезным. Именно этим можно объяснить, что научные, а подчас и ненаучные работы о просветителях пользуются неизменным успехом. Часть этих работ, однако, не базируется ни на источниках, ни на понимании картины мира XVII-XVIII вв. Вместе с тем только вдумчивое исследование, основанное на источниках, дает интересный и обоснованный результат. Таких исследований, в основном, посвященным просветителям-"политикам", также немало. В нашей работе затронута фигура Руссо. Фигура эта - как интересная, так и противоречивая - привлекала как советских, так и западных идеологов. Но большое количество работ, посвященных проблеме понимания Руссо политической и социальной системы общества только увеличивает количество вопросов, возникающих при прочтении его трудов. Как уже было сказано, все просветители разные. Жан Жак Руссо, француз швейцарского происхождения, еще в большей степени стоит особняком среди мыслителей XVIII века11 Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М., Наука, 1995. С.123.. Едва ли ни единственный из них, отвергавший в своих ранних работах Разум, этого Бога просвещения, он в зрелом возрасте пришел к обоснованию новой, тоже в некоторой степени бунтарской системы, в которой подверг сомнению все наработки тогдашней общественной мысли. Систему эту - как наиболее удобную - позже использовали робеспьеристы во время Французской революции, что позволяет нам говорить о хотя бы кратковременном, но возможном претворении идей Руссо в жизнь. В этом-то месте и возникает законный вопрос - как соответствуют эти идеи возможной реальной обстановке, насколько они жизнеспособны, и какой смысл закладывал в них Руссо. О Руссо говорят как о яром республиканце22 См.например: Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1958. Верцман И.Е. Ж.-Ж.Руссо. М., 1976.. Да, пусть так. Вместе с тем, Конституция 1793 года во Франции также считается самой "демократичной". Тем не менее она не только не была претворена в жизнь, но и повлекла еще больший разбой робеспьеристов, террор по отношению к населению. Выходит, с идеями Руссо все не так просто. Поднять их на щит можно, но каковы они? Так ли Руссо демократичен, как приписывает ему историография? Каковы противоречия взглядов Руссо?

В этой работе мы будем опираться на основное "программное" политическое сочинение Руссо - "Об общественном договоре". Опора на "Договор" понятна - это произведение по праву считается самым зрелым, а по сути, и единственным политическим трудом Руссо. Ставшее результатом долгих размышлений, за время которых Руссо успел прийти от одной позиции, отрицания прогресса и восхваления "естественного состояния человека" ("Рассуждение о Науках и Искусствах", 1749) к политическому манифесту, говорящему о лучшей возможной форме правления в современных условиях ("Об общественном договоре", 1762), это произведение явилось, по сути, высшей точкой политических рассуждений Руссо. Актуальность рассмотрения "Общественного договора" Руссо тем более ясна в свете современного понимания политико-культурной системы мира, ее истоков и того, какие принципы были в ней - хотя бы с подачи отдельно взятого философа - заложены.

Источник

"Общественный Договор" был далеко не первым сочинением Руссо вообще, и не был первым произведением, касающимся общества, его политических и нравственных законов, устоев. До этого Руссо уже были подготовлены две крупных работы - трактата - "Рассуждение о Науках и Искусствах" (1749) и "О происхождении неравенства" (1755). Обе они были написаны по предложению Дижонской Академии наук (по сути, ученого общества), и первое даже внезапно получило премию Академии, с чего и началось восхождение Руссо как философа. К моменту написания "Договора" взгляды Руссо существенно изменились. Вместе с этим, только в "Общественном Договоре" он впервые затронул чисто политические моменты, которых раньше почти не касался, лишь постепенно подходя к ним через рассуждения о неравенстве и развитие мыслей о науках и искусствах. Тем не менее, в некотором смысле достижения этих первых двух сочинений отразились и на произведении 1762 года. Руссо уже обращался к неравенству среди людей. В "Рассуждении о неравенстве" Руссо выделяет в качестве основных две цели политической организации, 1) поддержание политического порядка, 2) обеспечение счастья граждан. Далее Руссо говорит о пристрастии к демократии. Но если в трактате о происхождении неравенства он лишь утверждает, что оно порождено самими людьми33 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. Рассуждение о происхождении неравенства. М., 1969. С. 45, то в "Общественном Договоре" Руссо уже подробно и действенно обращается к политике. Основной вопрос "Договора", как пишет в преамбуле Руссо это вопрос, возможен ли "в гражданском состоянии какой-либо принцип управления, основанного на законах и надежного, если принимать людей такими, каковы ни, а законы - такими, какими они могут быть"44 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. С. 151 (Далее - Трактаты)..

Известно, что трактат "Общественный Договор" планировался как часть объемного сочинения, посвященного политической проблематике55 Верцман И.Е. Указ.соч. С. 45.. Говорит об этом и сам Руссо66 Руссо. Трактаты. С. 151.. Однако произведение так и не было закончено, так как Руссо "не рассчитал свои силы", оставив только "Общественный Договор", как самостоятельное отдельное сочинение. Вместе с тем, известности при жизни он не получил. В отличие от "Элоизы" ("Новой Элоизы"), "Эмиля" (Трактат о воспитании) и других художественных произведений, принесших философу прижизненную славу, "Общественный Договор" при жизни Руссо переиздавался лишь однажды - в 1772, и уже после его смерти был переиздан еще раз. Лишь в одной из библиотек того времени была обнаружена копия "Общественного договора", тогда как художественные сочинений Руссо подчас имелись в 150 библиотеках из пятисот77 Волгин В.П. Указ.соч. С. 203.. Только во время якобинского периода французской революции Договор, как и другие идеи Руссо, был воспринят и поднят на щит Робеспьером. Последний, кстати, писал о Руссо: "Бессмертный Жан-Жак! Ты научил меня познать себя. Старое здание рушилось; на развалинах его поднялся портик нового здания, для построения которого я, благодаря тебе, привнес и свой камень"88 Цит.по.: Таранов П.С. 150 мудрецiв и философiв. Симферополь-М., 2000.. Так Руссо, сам того не ведая, стал героем революции.

По поводу создания источника достаточно много можно почерпнуть в брошюре историка А.С. Алексеева "Связь политической доктрины Ж.Ж. Руссо с государственным бытом Женевы" (М., 1877). Собственно, о создании "Общественного Договора" известно немногое. Объясняется это отчасти и тем, что сам Руссо очень редко затрагивал тему своего сочинения в письмах, других работах, набросках. Алексеев высказывает предположение (причем довольно безапелляционно), что работа "Об общественном договоре" вообще не являлась сколько-нибудь существенной работой для Руссо99 Алексеев А.С. Связь политической доктрины Ж.Ж.Руссо с государственным бытом Женевы. М., 1887. С. 4.. Кроме того, по мнению автора, она была написана гораздо раньше, а точнее - написаны были наброски, которые Руссо потом даже почти не стал перерабатывать110 Алексеев А.С. Указ.соч, с.5.0. Алексеев основывает свои доводы в основном на письмах Руссо. Последний в 1754 отправился в Женеву из Парижа. При этом у него уже был, по мнению Алексеева, написан "Общественный договор". Предположение, что он был извлечен из какого-то другого политического сочинения (обычно называют Institutions Politiques) оказывается ошибочным, так как, по словам Руссо, мысли об "обширном труде" пришли к нему УЖЕ в Женеве, где и родился план так и не написанного произведения. Впоследствии, пишет Алексеев, Руссо и вовсе отказался от работы над "договором". В 1755 он намерен вообще попрощаться с писательской деятельностью. Алексеев упоминает, что это было связано с некой драмой, "надолго отбившей у Руссо способность к умственному труду", после которой, однако, появилась "Новая Элоиза"111 Там же. С. 12.1. После же этого Руссо начал писать "Эмиль", который также считал своим последним произведением112 Там же. С. 13-14.2, и лишь в это время "нехотя отрывался от этой столь отвлекавшей его работы и... скрепя сердце принимался за переработку старой рукописи" 113 Там же. С. 14.3. Видимо, он все же хотел, чтобы "Договор" в каком-то виде появился. Алексеев пишет о "Договоре", что сам Руссо недолюбливал собственное произведение. В письмах он упоминал о нем нехотя, очень фрагментарно, а по некоторым данным, придя к Дидро и увидев у него свои произведения, он начал говорить о каждом из них, и, дойдя до "Договора" высказался о нем сухо и бесстрастно114 Алексеев А.С. Указ.соч. С. 21.4.

Алексеев объясняет это тем, что Руссо вообще был далек от политики. Скорее он был именно художественным писателем115 Там же. С. 23.5. Как и всякий автор, он имел собственные вещи, которые ему нравились больше или меньше, именно этим объясняется его столь частое упоминание "Эмиля" в письмах и в "Исповеди" (последнем произведении Руссо) и столь ничтожно малое количество обращений к Договору.

По мнению все того же Алексеева, работа над "Договорам" (точнее, над его переработкой) заняла у писателя очень мало времени. И здесь мы сталкиваемся с довольно интересными сведениями. По сведеньям Алексеева, опирающегося на письма Руссо, трактат начал писаться (то есть, опять же, переделываться) в 1759 - и уже 18 января 1761 Руссо в письме Мульту пишет, что "Договор" окончен. Таким образом, если вспомнить, что все это время его в основном занимал "Эмиль", можно предположить, что "Договор" был "набросан" (как выражается автор "Быта Женевы") в кратчайшие сроки116 Там же. С. 15.6.

"Общественный договор" построен в рамках модной тогда геометрии - почти каждая глава имеет некое "доказательство", является теоремой, которую автор с легкостью доказывает. Отчасти это напоминает и "Опыты" Монтеня, который как бы не соглашаясь сам с собой, искал поддержки у античных авторов117 Верцман И.Е. Указ.соч. С.48.7.

Сам трактат "Общественный Договор" (полное название которого, к слову, "Об Общественном Договоре, или принципы политического права") состоит из четырех Книг, каждая из которых делится на главы. Первая книга, по сути, пересекается с более ранними концепциями Руссо. В ней идет, по упоминанию автора, речь о том, как "человек переходит из естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения"118 Трактаты. С.152.8. Во второй книге появляется новое действующее лицо - Законодатель. Третья - и более всего интересующая нас - говорит о формах правления, в целом она тоже касается мыслей, уже высказывавшихся Руссо в том же "Рассуждении о науках и искусствах" - о влиянии климата на политическую систему, о том, что не каждая система подходит для каждой страны etc. Государство, говорит Руссо, существует само по себе, но Правительство - по воле соверена119 Трактаты. С. 195.9. Отсюда и возникает вопрос и о принципах, определяющих различные формы правления, и о самих этих формах правления. Этого касается в первых главах третьей книги Руссо. Наконец, книга IV посвящена побочным конструкциям и структурам государства, вытекающим из его устройства - выборам, голосованию, диктатуре, цензуре, гражданское религии. Завершается "Общественный договор" заключением Руссо - правда, каким-то очень сумбурным и скомканным, в котором он говорит о возможном продолжении своих изысканий - о том, что еще может понадобится государству по данной концепции220 Трактаты. С. 256.0. "Договор" обрывается внезапно, и, видимо, это вызвано тем, что изначально он задумывался не как отдельное произведение, но как фрагмент крупного политического сочинения. В конце своего труда Руссо в краткой форме говорит о том, что не все еще рассмотрено, что есть еще войны, публичное право, другие договоры государства - но все это составляет уже "новый предмет", на который у Руссо, видимо, не хватило сил и возможностей.

Кроме того, известно, что существовал некий первый набросок Договора, создававшийся, по имеющимся данным, в 1758-1760 гг. Некоторые главы, вошедшие впоследствии в окончательный текст договора, писались, возможно, еще в 1754-1755 гг., то есть, в сущности, во время работы над "Рассуждением о Неравенстве" (глава I книги I) 221 Алексеев-Попов С.В. Примечания к «Общественному договору» // Трактаты. С. 661.1. Издавался "Договор", как и другие сочинения Руссо, в Голландии, издателем М. Реем, с которым Руссо работал постоянно и до, и после этого** Выпуск книг в Голландии был, что называется, тоже понятным делом. Именно Голландия славилась как прибежище для всех политических идей, всех книг, которые не могли быть изданы в других европейских странах. Возможно, издание «Общественного Договора» именно в Голландии тоже связано с этими вещами..

На русский язык "Договор" переводился не раз, первый перевод был выполнен еще в конце XVIII века, но не получил известности, до революции текст "Договора" переводился В. Ютаковым (1903 г), С.В. Нестеровой (1906 г), Г. Френкелем и Л. Немаковым (1907). Мы в данной работе будем опираться на перевод трактатов, выполненный уже в Советское время при непосредственном участии А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова, а также на новый перевод "Общественного Договора", выполненный уже в наши дни.

Историография вопроса

Обращаясь к историографии вопроса, приходится констатировать, что работ, касающихся "Общественного Договора" в общем мало. Очень много работ по Руссо вообще, много работ о Руссо как о философе (Верцман, Волгин), о Руссо как о человеке (Алексеев222 Алексеев А.С. Ж.Ж.Руссо во Франции. М., 1887.2), о Руссо как писателе (Джибладзе. Здесь, в основном, разбирается его "Эмиль" и "Новая Элоиза"), и даже о Руссо как о революционере (работа А.Б. Каплана223 Каплан А.В. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века. М., 1989.3). Часть работ о Руссо - и даже многие - это работы, сравнивающие мыслителя французского просвещения с другими философами, по тем или иным аспектам (Длугач, Волгин). Достаточно много работ, затрагивающих Руссо в контексте всей западной или мировой философии (такова, например, работа Бертрана Рассела и др.) 224 B.Russell. History of western philosophy. 4. Во всех этих работах, тем не менее, достаточно мало внимания уделено непосредственно произведениям великого автора. В большинстве это общие сведенья о непростой судьбе, трудной жизни, годах странствий (1731-1742), внезапном появлении в Париже и покорении этого города, самообразовании, знакомстве с важными людьми и, наконец, как высшей точке, о писании "главных" произведений. На такого рода сведеньях мы не станем останавливаться подробно. Конечно, имеют место работы, в которых производится попытка рассмотреть те или иные произведения Руссо. Остановимся на некоторых из таких работ поподробнее.

И в России, и за рубежом работы Руссо ценили. Уже вскоре после его смерти на него ссылались и придавали некое значение исследованию его наследия. Продолжают появляться работы о Руссо и сейчас. Нашими возможностями, к сожалению, являются, в основном, достижения русской и советской историографии. Здесь надо сказать об особом отношении к фигуре Руссо. Еще до революции последний интересовал исследователей - и как политический писатель, и как писатель вообще. Вместе с тем, только после победы революции фигуре и наследию Руссо стал придаваться столь явный политический характер. До революции Руссо считали "в основном эстетическим писателем"225 Алексеев А.С. Связь политической доктрины Ж.-Ж.Руссо с государственным бытом Женевы. С. 8.5, далеким от политики. После 1917 он рассматривался уже как "предвестник Французской революции", среди произведений Руссо большее значение стало уделяться его политическим произведениям.

В дореволюционной России из всех произведений, исследовавших творчество Руссо особенно стоит отметить две книги профессора Московского Университета А.С. Алексеева. В.С. Алексеев-Попов, советский автор, называет Алексеева "одним из первых русских исследователей Руссо"226 Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Руссо.// Трактаты. С. 502.6. В конце 1880-х (1885 и 1887 соответственно) он, на основе переписки Руссо, достижений западной историографии и собственных изысканий, сумел выпустить две достаточно осмысленные книги, в основном затрагивающие именно политические взгляды Руссо. В нашем случае наиболее интересной из них представляется уже упомянутая "Связь политической доктрины Ж. -Ж. Руссо с государственным бытом Женевы", выпущенная в 1887227 Алексеев А.С. Связь политической доктрины... М., 1887.7. Алексеев здесь не только обращается к поиску обстоятельств написания "Договора", но и, собственно, к взглядам Руссо. Как пишет Алексеев, Руссо, в общем-то, далекий от политики, обратился к политической тематике после посещения Женевы в 1755 - "Я увидал, что все коренным образом зависит от политики, и что всякий народ, что бы ни делал, всегда станет тем, к чему воспитала его природа его правительства"228 Алексеев А.С. Там же. С. 8.8. Вместе с тем, "Договор" относится к более ранней эпохе, и здесь Руссо, возможно, опирался на Женевские впечатления только при переработке трактата. Произведение Алексеева вдвойне ценно тем, что это одна из немногих имеющихся в нашем распоряжении работ, затрагивающих столь подробно сам процесс написания "Договора".

В советское время работ о Руссо выходило не то чтобы намерено, но много. В первую очередь стоит упомянуть работы профессора В.П. Волгина. Одна из них, "Развитие общественной мысли во Франции в XVIII вв. ", вышедшая во время "оттепели" в 1958 г., содержит в себе довольно объемистое рассуждение о Руссо. Волгин прямо говорит о том, что основным произведением, помогающим уяснить его социальную теорию, является "Рассуждение о происхождении неравенства"229 Волгин В.П. Указ. соч. С 185.9, однако его прямым продолжением, где подобные идеи получили "теоретическое обоснование" можно считать "Общественный Договор"330 Там же. С. 203.0. Волгин достаточно большое внимание уделяет Договору (один из немногих советских исследователей), почти все время цитируя мыслителя, он вместе с тем дает свои развернутые комментарии. В основном, позиция Волгина понятна. Руссо - мыслитель-демократ, в некотором роде утопичный, и основное его утверждение - что общество это не что-то данное природой, но человек сам выбирает "общество" и может регулировать общественный строй331 Там же. С. 205.1. Народ, по Руссо, законодатель, а исполнительная власть - чиновник на службе народа. Волгин не раз подчеркивает и двусмысленность утверждений Руссо, к которой мы еще вернемся.

Другая работа - А.Б. Каплан - также общая. С Руссо она состыковывается, однако, по многим параметрам - "Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века". Руссо здесь сравнивается с французскими мыслителями XVIII века, известными и не очень, например, с Мелье. Произведение Каплан интересно и еще одним фактом - наличием довольно подробного рассказа об освещении Руссо в западной ("буржуазной") историографии - в работах Дж. Талмона, Б. Рассела, Г. Наме. К некоторым из этих работ мы также будем обращаться, прямо или косвенно.

Работа И.Е. Верцмана "Ж.Ж. Руссо" считается одним из столпов русского-советского руссоведения. В интересующей нас главе, касающейся "Общественного договора", Верцман довольно много говорит не только о "Договоре" как таковом (и вообще о произведениях и позиции Руссо), но и уделяет внимание политической и социальной обстановке, господствовавшей в Европе в середине XVIII в. Эпоха, как утверждает Верцман, пришла к кризису - и именно это взывало к жизни и Трактат Руссо, и прочие подобные произведения332 Верцман И.Е. Указ. соч. С. 30-42.2. Руссо же на этом фоне хоть и казался "мечтателем", на самом же деле смотрел глубоко - в частности, не питал иллюзий по поводу "просвещенного абсолютизма", с которым "носились" многие другие писатели. Верцман пишет о "демократическом характере" общественного договора, в пользу которого говорит право свергать тиранов и, собственно, расторгать договор333 Там же. С. 44.3.

Имеет для нас интерес и заметка В.С. Алексеева-Попова "О социальных и политических идеях Руссо". Также как еще одна работа, филолога Ю. Лотмана, эта работа стала своеобразным послесловием к изданию на русском языке "Трактатов" (издание 1969 г). В своей заметке Алексеев-Попов достаточно обстоятельно излагает основные моменты биографии Руссо, а также изменение его взглядов политических и общественных, социальных взглядов, которое в конечном итоге привело к появлению "Договора". Как пишет Алексеев-Попов, Руссо, прежде чем прийти к написанию Договора, должен был пройти еще долгий путь, от утверждения до отрицания собственности, от утверждения до отрицания идей неравенства, от взглядов, рассматривающих богатство одних и бедность других как благо до эголитаристских взглядов. Интересно, кстати, что время задумки "Договора" Алексеев-Попов небрежно относит вообще к 1744 году334 См. Трактаты. С. 503.4.

Еще одна аналогичная статья, обрамляющая советское издание "Трактатов" (среди них и "Общественный Договор") - статья литературоведа Лотмана, уже нами упомянутая. Оказывается, идеи, провозглашенные Руссо, уже были известны в России задолго до его появления и проявлялись в каком-то виде у протопопа Аввакума, кн. Щербатова и других. Столь ли это близко к истине, сказать сложно, но в любом случае, преемственность как Руссо по отношению к более ранним авторам (Монтень, Воверанг), так и авторов по отношению к Руссо неоспорима. Характеристики Лотмана в данном случае весьма показательны.

Небольшая книга Г.Н. Джибладзе "Сущность Руссоизма"335 Джибладзе Г.Н. Сущность Русоизма. Тбилиси, 1983.5 (Тбилиси, 1983 г) в достаточно простой форме описывает основные концепции и взгляды Руссо, в основном касаясь его художественных произведений, таких как "Эмиль" и "Новая Элоиза". Книга ценна тем, что в ней приводится довольно подробная и, в общем, интересная биография Руссо, из которой мы узнаем, что Руссо "любил переплывать Рону (речку, на которой находится остров, где и похоронен Руссо - авт.) вдоль и поперек", обладал красотой, "перед которой не могли устоять виднейшие женщины высшего общества" и другие интересные детали336 Там же. С. 16.6. Обращает внимание Джибладзе и на другие интересные фрагменты биографии и жизнедеятельности Руссо.

Обращаясь к постсоветской историографии, стоит отметить не пропадание интереса к Руссо и вообще к европейским просветителям. Продолжают появляться книги, статьи.

Книга П.С. Таранова "Антология Мудрости - 150 мудрецов и философов" (здесь мы обращаемся уже к постсоветской историографии) также содержит подробную главу о Руссо337 Таранов П.С. 150 мудрецiв и философiв. Антология Мудрости. Т.2. С. 427-460. 7. Интересно, кстати, что в более ранних изданиях книги такой главы мы не найдем. К сожалению, автор слишком часто сбивается на показ "острых" и не очень известных моментов биографии Руссо и свои собственные рассуждения о философе, что затмевает, собственно, мысли Руссо, которые оказываются в тени его выдающейся личности.

Исследование социолога Т.Б. Длугач так же не касается исключительно Руссо. Это видно и из названия - "Подвиг здравого смысла, или рождение суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо)". Длугач сразу оговаривает, что "герой этой книги - здравый смысл"338 Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. С. 3.8. В работе предпринимается откровенная попытка рассмотреть сочинения Руссо (и других авторов) с точки зрения "здравого смысла", из концепции которого они якобы исходили. Концепции эти кажутся весьма притянутыми за уши, тем не менее работа Длугач, безусловно, занимает определенное место в списке новейших русских работ, касающихся Руссо.

Мы обозначили некоторые моменты историографии вопроса. Естественно, кроме русской (которая не является основной) есть французская, английская, немецкая историография. Для понимания вопроса они также важны. Тем не менее, нет объективной причины затрагивать все исследования. Кроме упомянутых выше, однако, в данной работе привлекаются также некоторые другие статьи русских и западных авторов, которые, в основном, содержат общую х и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.