На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Потребление и его анализ в макроэкономике.ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ .Потребление и уровень жизни

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





I Потребление и его анализ в макроэкономике

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ

1.1 Потребление и уровень жизни

Завершающий акт хозяйственной деятельности - потребление. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей [18, 65]. Потребление представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Когда речь заходит о потреблении, то, прежде всего, возникает представление о потребительской функции домашних хозяйств. Однако потребляются не только потребительские (продукты питания, одежда), но и инвестиционные товары (станки, оборудование, стройматериалы).
Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 - инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров - предприятия (фирмы).
В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования - автомобили, мебель, жилища, - потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год [18, с.66].
Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее - на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть дохода расходуется на текущее потребление, другая - откладывается в виде сбережения.
Потребление - последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, следовательно, в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления [16, с. 68]: 1) потребление для воспроизведения новых благ, т. е. Потребление различного рода капиталов, которые уничтожаются в процессе производства, но ценность которых восстанавливается в создаваемом продукте; непроизводительным такое Потребление бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большем количестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижения наибольших результатов при наименьших пожертвованиях) 2) потребление для непосредственного удовлетворения потребностей человека. При нормальном состоянии народного хозяйства Потребление имеет тенденцию находиться в равновесии с производство м; все произведенные блага должны выполнить свое назначение - должны быть потреблены людьми.
Потребительский уровень зависит от многих факторов. Он базируется на потребительском выборе. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции [17, 85].
Закон убывающей предельной полезности. Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй - меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления [18, с. 75].
Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через MU (англ. marginal utility), получим равенство:
MU A/ PA = MUБ / PБ = … =MU N/ P N (1)
Эффект дохода и эффект замещения. Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности.
Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче [4, 102].
Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.
Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних.
Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара.

1.2 Индекс потребительских настроений

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчи­тываются специальный показатель - индекс потребительских на­строений (ИПН).
Изучение динамики ИПН дает возможность мак­роэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и по­требительского поведения.
ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому поло­жению населения и экономики в целом, к оценке ближайших пер­спектив их развития [18,с.65]:
- Как изменилось материальное положение семьи за последние 6 месяцев?
-Как изменится материальное положение семьи в предстоящие 6 месяцев?
-Если говорить об экономических условиях в стране в це­лом, как считаете, следующие 12 месяцев будут для эконо­мики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще?
- Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для эко­номики страны хорошим или плохим временем?
- Если говорить о крупных покупках для дома, то, как счи­таете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?
Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.
Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН - неза­висимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов насе­ления и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массо­вого потребителя.
В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы дина­мики отдельных факторов, формирующих потребительское по­ведение населения, а именно динамики:
1) текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса)
2) представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг)
3) склонности к потреблению в целом [19, с.68].
Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление от­рицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отри­цательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 озна­чает преобладание негативных оценок в обществе.
Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комп­лексного процесса формирования и реализации конечного по­требительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс- ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). Индекс склонности населения к потреблению - единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов.


2.ПОТРЕБЛЕНИЕ В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.

2.1 Функция потребления: обоснование и графическая интерпретация. Средняя и предельная склонность к потреблению. Психологический закон Дж. М. Кейнса.

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках [7,с. 65]:
1) уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет.
2) в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения: Yd = С + S, то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume - mpc) - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:
, очевидно, что 0< mpc<1. (2)
Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save - mps) - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:
(0Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:
(4)
Часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением - С
Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:
(5)

Рисунок 1. График функции потребления Кейнса
Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх.
Функция сбережений Кейнса имеет вид:
(6)
В кейнсианской модели потребление (как и сбережения) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента.
График функции сбережений представлен на рис 1(б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз [7,с. 125].
Из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (average propensity to consume - apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) - средней склонностью к сбережению (average propensity to save - aps):
(0< apc < 1); (0< aps < 1). (7)
Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1:
(8)
Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса - величина постоянная, а аpc по мере роста дохода падает, то соотношение mpc и apc в потребительской функции Кейнса графически можно представить следующим образом:

Рисунок 2. Графики средней и предельной склонности к потреблению
Эмпирические данные подтвердили зависимость, выведенную Кейнсом. Обработка бюджетных обследований семей показала, что семьи с большим доходом потребляли больше и сберегали большую часть дохода, чем семьи с меньшим доходом. Исследование коротких временных рядов (2-5 лет) также подтверждало гипотезы Кейнса и в те годы, и в современных условиях [7, с.138].
Склонности к потреблению - функциональная зависимость х между Yw, т. е. уровнем дохода, выраженного в единицах заработной платы, и - той частью указанного дохода, которая затрачивается на потребление, так что Cw=х(Yw) или C=W•х(Yw) Сумма, которую общество затрачивает на потребление, очевидно, зависит:
1) частично от величины дохода,
2) частично от других сопутствующих объективных обстоятельств
3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества, а также от принципов, на основании которых совокупный доход распределяется между участниками хозяйственного процесса (причем распределение это тоже может подвергнуться модификации в случае расширения производства) [7, с. 123]. Мотивы к расходованию сплетаются между собой, и при попытке классифицировать их легко допустить ошибку. Тем не менее, для того, чтобы сделать анализ более четким, целесообразно расчленить эти мотивы на две большие группы: в первую из них включаются субъективные, а во вторую - объективные факторы. Субъективные факторы описывают те психологические особенности человеческого характера, а также те общественные привычки и институты, которые, хотя и не являются неизменными, все же едва ли подвержены существенным переменам в течение коротких промежутков времени (за исключением каких-либо выходящих из ряда вон обстоятельств или революционных потрясений). В историческом исследовании или при сопоставлении одной социальной системы с системой другого типа необходимо принимать во внимание характер возможного воздействия, оказываемого изменениями в субъективных факторах на склонность к потреблению. Склонность к потреблению зависит только от изменений объективных факторов [7,с.124].
К числу основных объективных факторов, оказывающих влияние на склонность к потреблению, по-видимому, нужно отнести следующие:
1. Изменение единицы заработной платы. Потребление С, конечно, в большей мере является (в определенном смысле) функцией реального дохода, чем функцией денежного дохода. При данном состоянии техники, вкусов и социальных условий, определяющих распределение доходов, реальный доход каждого человека будет увеличиваться или уменьшаться в соответствии с количеством единиц труда, которыми он мог бы распоряжаться, иначе говоря, в соответствии с измеренной в единицах заработной платы величиной его дохода, хотя при изменении общего объема продукции его реальный доход все же будет (в связи с убывающей доходностью) рас........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.