На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом «Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики».

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2013. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения строить логическую цепь рассуждений на уроках математики 7
1.1. Понятие логических универсальных познавательных учебных действий в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования умения строить логическую цепь рассуждений в младшем школьном возрасте 16
1.3. Возможности уроков математики в формировании умения строить логическую цепь рассуждений 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке комплекса упражнений по развитию действия построения логической цепи рассуждений 29
2.1. Изучение уровня сформированности действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников 29
2.2. Комплекс упражнений по формированию действия построения логической цепи рассуждений на уроках математики 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список литературы 60



Введение

На современном этапе развития страны обществу нужны творческие люди, высокообразованные, обладающие высоким уровнем развития мышления. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Логическое мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов и взаимосвязей объективной действительности.
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту по следующим причинам: во-первых, появились новые учебники для начальных классов, требующие от ученика активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания; во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене школы активно внедряются факультативные курсы логики и курс «Информатика», для изучения которого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов.
Также актуальность проблемы развития логического мышления младших школьников определена тем, что появился Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии со стандартом познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин и др. Они теоретически и экспериментально доказали, что современная школа еще недостаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности.
Практика обучения показывает, что развитие мышления учащихся ставится целью урока практически по каждому предмету. Считалось, что на уроках математики логическое мышление развивается автоматически, без целенаправленной работы. Особое внимание роли математики в процессе развития логического мышления уделяли лишь некоторые исследователи, такие как, А.А. Ивин, И.Л. Никольская и др. Их исследования показывают, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, так как именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.
Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель – развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако эти задания часто воспринимаются учителем как дополнительные и необязательные (в связи с тем, что даются на страницах учебников эпизодически и, главным образом, в завершение материала урока – на полях или в нижней части страницы после основного материала) и потому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам класса. При этом опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием логического мышления оказывает самое отрицательное влияние на уровень сформированности мыслительных умений младших школьников.
Сегодня нам известны разные конкретные программы, направленные на развитие логического мышления. К сожалению, они не всегда реализуются на практике. В результате работа над развитием логического мышления учащихся идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления. Следовательно, не происходит полноценного развития младшего школьника и формирования у него логических универсальных действий, что полностью противоречит требованиям, которые предъявляются в новом стандарте образования.
Таким образом, актуальность, недостаточная разработанность в теории методики развития логического мышления у младших школьников на уроках математики и отсутствие ее реализации на практике обусловили выбор темы исследования: «Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию умений строить логическую цель рассуждений у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс развития умений строить логическую цель рассуждений у младших школьников.
Предмет исследования – методика развития умений строить логическую цель рассуждений у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики будет эффективным, если в процесс обучения будет использоваться комплекс специальных упражнений, направленных на развитие умений строить логическую цепь рассуждений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Изучить роль уроков математики в развитии умений строить логическую цель рассуждений младших школьников.
3. Разработать систему специальных заданий и упражнений, направленных на развитие умений строить логическую цель рассуждений младших школьников, и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №155 г. Челябинска.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения строить логическую цепь рассуждений на уроках математики

1.1. Понятие логических универсальных познавательных учебных действий в психолого-педагогической литературе
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действи.......



Список литературы

1. Аблова, А. Е. Формирование элементов логической и алгоритмической грамотности при изучении математики в начальной школе [Текст] / А. Е. Аблова // Начальная школа. – 1991. – № 10. – С. 24-35.
2. Акимова, С. Занимательная математика [Текст] / С. Акимова. – СПб. : Тригон, 1997. – 608 с.
3. Аргинская, И. И. Математика : методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы [Текст] / И. И. Аргинская. – М. : Центр общего развития, 2000. – 108 с.
4. Артемов, А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / А. К. Артемов, Н. Б. Истомина. – М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК»,1996. – 224 с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 478 с.
6. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций [Текст] / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 299 с.
7. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций [Текст] : учебное пособие / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2007. – 455 с.
8. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]: пер. с англ. / Дж. Брунер. – М. : Педагогика, 1977. – 69 с.
9. Вафеева, А. М. Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / А. М. Вафеева // Математика в школе. – 2011. – №3. – С. 56–62.
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 144 с.
11. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я.Гальперин. – М., 1976. – 120 с.
12. Давыдов, В. В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). I-III классы [Текст] / В. В. Давыдов, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина, О. В. Савельева. - М. : МИРОС, 2000. – 32с.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Инюр, 1996. - 113 с.
14. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
15. Забрамная, О. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / О. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, Владос, 1995. – 112 с.
16. Занков, Л. В. Обучение и развитие : Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Л. В. Занков // Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1990. – С. 84-318.
17. Зуев, Д. Д. Школьный учебник [Текст] / Д. Д. Зуев. – М. : Педагогика, 1983. – 240 с.
18. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М., 1981. – 24 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
20. Камалова, Т. К. Логические упражнения : Задания для учащихся 1-3 классов [Текст] / Т. К. Камалова, И. Л. Никольская. – М. : НИИС и МО АПН СССР, 1980. – 26 с.
21. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя [Текст] / В. Г. Коваленко. – М. : Просвещение, 1990. – 96 с.
22. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (методол. анализ) [Текст] / В. В. Краевский. – М. : Педагогика, 1977. – 264 с.
23. Лифинцева, Н. И. Логические операции как компонент формирования системы знаний у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н. И. Лифинцева. – М., 1986. – 20 с.
24. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – М.: Педагогика, 2000. – 216 с.
25. Медведская, В. Н. Начальное обучение: математика и логическое мышление [Текст] / В. Н. Медведская, Н. А. Вавренчук. – Брест : Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, 1997. – 57с.
26. Моро, М. И. Математика : учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание [Текст] / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 96 с.
27. Моро, М. И. Математика [Текст] : учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 80 с.
28. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. : Владос, 1999. – 632 с.
29. Нургалеев, B. C. Введение основ формальной логики в обучение в условиях оптимизации образовательного процесса [Текст] / B. C. Нургалеев. – Челябинск : Среда, 1998. – 212 с.
30. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : МГУ, 1972. – 152 с.
31. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : Аст, Оникс, 2011. – 1200 с.
32. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга [Текст] / И. П. Павлов. – М. : Либроком, 2010. – 82 с.
33. Петровский, А. В. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
34. Подгорецкая, Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых [Текст] / Н. А. Подгорецкая. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 150 с.
35. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников [Текст] / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. – М. : Педагогика, 1989. – 152 с.
36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2008. - 190 с.
37. Пучкина, В. В. Из опыта формирования самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики [Текст] / В. В. Пучкина // Сибирский учитель. – 2010. – №5. – С. 89-93.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
39. Салмина, Н. Г. Обучение в начальной школе (на основе экспериментальных программ) [Текст] / Н. Г. Салмина, В. Г. Сохина; под ред. П. Я. Гальперина. – М. : Педагогика, 1975. – 184 с.
40. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М. Н. Скаткин. – М., 1980. – 30 с.
41. Стойлова, Л. П. Математика : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л. А. Стойлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
42. Столяр, А. А. Педагогика математики [Текст] / А. А. Столяр. – Минск : Высшая школа, 1986. – 179 с.
43. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 288 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
46. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Психология, 2001. – 148 с.
47. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1996. – 95 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.