На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты психологии эффективного общения студентов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 24.11.2013. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3

1 Общение как категория психологии…………………………………... 4

2 Структура общения……………………………………………………... 8
2.1 общение как обмен информацией……………………………………. 9
2.2 общение как взаимодействие…………………………………………. 12
2.3 общение как восприятие людьми друг друга………………………... 18

3 Виды общения…………………………………………………………… 23

4 Условие и способы эффективного общения…………………………… 26

Заключение………………………………………………………………… 33

Список использованных источников…………………………………….. 34


Введение


Общение занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология также рассматривает общение, т.к. процессы воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность. Данную проблему рассматривают в различных отраслях психологии. Изучением процессов общения занимались многие ученые, такие как А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Г. Мид, В. Джемс, Ч. Кули и др.
На сегодняшний день проблема эффективного общения является достаточно актуальной. Так как, в современном обществе прослеживается такая тенденция как неумение эффективно взаимодействовать с партнером по общению, не правильно понимают друг друга, незнание приемов, которые помогут сделать общение более приятным, неумение устанавливать психологический контакт. В результате этого могут возникнуть конфликты, недопонимания, а также специфические барьеры общения.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Если бы человека лишили возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым человеком. В процессе общения человек совершает какую-либо активность. Общение формирует отношения между людьми, в процессе обмена мыслями, идеями, образами, чувствами и представлениями.
Объектом исследования выступает общение.
Предмет исследования - эффективное общение.
Целью данной работы является выявление условий и способов эффективного общения.
Задачами исследования является:
- проанализировать понятие общение;
- определить структуру общения;
- рассмотреть виды общения;
- определить условия и способы эффективного общения.

1 Общение как категория психологии


Способность общаться друг с другом - одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приводит к успеху. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным [1,с. 5].
Человек существует в общении. Это неотъемлемая составляющая человеческого поведения. Уметь общаться, прежде всего, означает уметь вызвать доверие и интерес у своего слушателя. Эффективное общение способствует развитию. Руководство людьми предполагает обмен с ними информацией в той или иной форме либо донесение до окружающих своих мыслей и побуждение их к соответствующему действию. Однако очень часто неадекватно выраженная или недосказанная мысль создает проблему, что неизбежно приводит к дезинформации и непониманию [2, с. 2].
В общении как процессе последовательных действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения общения. Другое дело - что эти навыки у каждого разные [3, с. 7].
Швейцарский писатель XVIII века Лафатер говорил так: «Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать»[3, с. 8]. В этих словах очень точно схвачена суть эффективности межличностного общения. Каждому хочется, чтобы его правильно понимали, положительно воспринимали и оценивали, с уважением относились к его речи, стремлениям и переживаниям. И как часто на пути к этому встают барьеры восприятия, которые мы создаем сами, или они возникают под воздействием одного из партнеров по общению. Барьеры общения могут быть связаны с характером людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, собственно с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей, как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в незнании людьми приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.
Общение является важнейшей категорией психологической науки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни [4, с. 130]. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [5, с. 289]. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения, отражающие эту позицию, констатируют, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность». Общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности [6, с. 196].
Общеизвестно утверждение: «Человек - существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает цели, удовлетворяет потребности, трудится) через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредованное или воображаемое. Межличностное общение, по мнению В.А. Соснина и П.А. Лунеева, это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [3, с. 7].
А.П. Панфилова определяет общение как социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово общение происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Таким образом, возникающая в результате контакта и вступления во взаимодействия между людьми своеобразная психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой межличностных отношений.
Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Психология изучает вопросы межличностного взаимодействия, восприятия, взаимопроникновения людей. Лингвистика - язык и речь, слова и термины как инструмент коммуникации. Специалисты в сфере интерактивных технологий рассматривают общение как предметное содержание обучения, развитие умений и навыков с помощью игр, тренингов, упражнений. Каждая из этих наук имеет свой подход к проблеме общения, уделяет большое внимание тем или иным ее аспектам.
Любое проявление общения независимо от отдельной личности или какой-либо группы в той или иной степени связано с содержанием общественных отношений, на которые, в свою очередь, оказывают влияние социальный опыт человека, психологические и деловые особенности личности, условия, в которых протекает общение, его пространственный характер. Для того чтобы общение было эффективным, удовлетворяющим обе стороны и соответствующим поставленным целям, людям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним относятся, прежде всего, следование правовым, социальным, психологическим и этическим нормам и правилам, принятым в обществе и конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации [1, с. 6].
В книге К. Вердерберга коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь [7, с. 16].
«Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность», Нетрудно заметить, что здесь уже появляется понимание того, что «общение» не сводимо лишь к «деятельности». Категория «общение» имеет самостоятельное значение, так как она может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми. Происходит даже инверсия взглядов: потребность в совместной деятельности, направленная на достижение вполне конкретных целей, не только не является единственной детерминантой возникновения общения, но даже и наоборот - стремление к общению занимает порой «ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности» [6, с. 198].
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [8, с. 31].
Общение - одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Именно в общении люди физически и духовно творят друг друга. По словам К.С. Станиславского, общение предполагает «встречный ток», взаимопонимание и взаимодействие между людьми.
В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Если бы люди были абсолютно тождественны по психическим качествам и свойствам, общение было бы не нужным, а если бы они были абсолютно различными, оно было бы невозможным. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоположные тенденции:
1) личность приобщается к жизни общества и социальной группы.
2) происходит обособление личности, формируется ее индивидуальное разнообразие. Личность стремится сохранить и раскрыть в процессе общения свою индивидуальность.
Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей как специальными средствами (речь, мимика и т. п.), так и любыми проявлениями активности. Любое действие или предмет могут оказаться вовлеченными в процесс общения. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека, и оно же всегда вбирает в свою ткань особенности другого человека, времени, обстоятельств. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фразы [9, с. 113].
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что эффективное общение - это не просто передача информации. Чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения общения, но эти навыки у каждого разные. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
2 Структура общения


К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми [10, с. 53].
При рассмотрении структуры общения обычно выделяются три уровня анализа:
Первый уровень - макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
Второй уровень - мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
Третий уровень - микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения - это не смена перемещающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения и своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки принципов и способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и взаимных переходов от одного из них к другому [8, с. 32].
Таким образом, структуру общения можно рассмотреть с разных сторон. Наиболее распространенную характеристику структуры предлагает Г.М. Андреева. Она выделяет такие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.


2.1 Общение как обмен информацией


Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можн........

Список использованных источников


1 Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учеб., пособие для студ. Сред., учеб., заведений. / А.П. Панфилова - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
2 Кинан, К. Эффективное общение / пер. с англ. С.Р. Чердынцева. - М.: Эксмо; 2006. - 174 с.
3 Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / В.А. Соснин, П.А. Лунев - М., Институт психологии, РАН, 1993. - 156 с.
4 Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики / Б.Ф. Ломов - М., 1976. - 268 c.
5 Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1989. - 232 с.
6 Реан, А., Психология и педагогика / А.Реан, Н.Бордовская, С.Розум - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
7 Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения / пер. с англ. С.Комаров - СПб.: Питер, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
8 Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 223 с.
9 Тутушкина, М.К. Практическая психология / М.К. Тутушкина - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.
10 Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2003. - 375 с.
11 Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / пер. с польского М.М. Гуренко - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОГРЕСС» МОСКВА, 1969. - 461 c.
12 Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев, - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
13 Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2008. - 264 с.
14 Крысько, В.Г., Социальная психология: курс лекций. 3-е изд. / В.Г. Крысько - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
15 Психология от А до Я // [Электронный ресурс]: URL: . - (дата обращения: 04.04.2013).
16 Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие. / А.Л. Журавлев - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
17 Сухова, А.Н. Социальная психология: учебное пособие для вузов. / А.Н. Сухова, А.А. Деркач, 2001. - 600 с.
18 Игнатова Е., Принципы эффективного общения // Школа «Дар Слова» [Электронный ресурс]: URL:dar-slova.ru/statii-obscheniya/printsipyi-effektivnogo-obshheniya#more-4263 . - (дата обращения: 07.04.2013).
19 Касаткин, С. Ф. Мастер общения. Советы практикующего психолога / С.Ф. Касаткин - Издательство: Питер, 2001. - 260 с.
20 Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. 3-е изд., доп., / Б.Д. Карвасарский - М.: ПИТЕР, 2004. - 553 с.
21 Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. / Э. Аронсон - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
22 Леонтъев, А.А. Психология общения. 3-е изд. / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
23 Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений. / Н.Н. Обозов - Киев: Лыбидь, 1990. - 192 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.