Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты психологии эффективного общения студентов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 24.11.2013. Год: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3

1 Общение как категория психологии…………………………………... 4

2 Структура общения……………………………………………………... 8
2.1 общение как обмен информацией……………………………………. 9
2.2 общение как взаимодействие…………………………………………. 12
2.3 общение как восприятие людьми друг друга………………………... 18

3 Виды общения…………………………………………………………… 23

4 Условие и способы эффективного общения…………………………… 26

Заключение………………………………………………………………… 33

Список использованных источников…………………………………….. 34


Введение


Общение занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология также рассматривает общение, т.к. процессы воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность. Данную проблему рассматривают в различных отраслях психологии. Изучением процессов общения занимались многие ученые, такие как А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Г. Мид, В. Джемс, Ч. Кули и др.
На сегодняшний день проблема эффективного общения является достаточно актуальной. Так как, в современном обществе прослеживается такая тенденция как неумение эффективно взаимодействовать с партнером по общению, не правильно понимают друг друга, незнание приемов, которые помогут сделать общение более приятным, неумение устанавливать психологический контакт. В результате этого могут возникнуть конфликты, недопонимания, а также специфические барьеры общения.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Если бы человека лишили возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым человеком. В процессе общения человек совершает какую-либо активность. Общение формирует отношения между людьми, в процессе обмена мыслями, идеями, образами, чувствами и представлениями.
Объектом исследования выступает общение.
Предмет исследования - эффективное общение.
Целью данной работы является выявление условий и способов эффективного общения.
Задачами исследования является:
- проанализировать понятие общение;
- определить структуру общения;
- рассмотреть виды общения;
- определить условия и способы эффективного общения.

1 Общение как категория психологии


Способность общаться друг с другом - одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приводит к успеху. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным [1,с. 5].
Человек существует в общении. Это неотъемлемая составляющая человеческого поведения. Уметь общаться, прежде всего, означает уметь вызвать доверие и интерес у своего слушателя. Эффективное общение способствует развитию. Руководство людьми предполагает обмен с ними информацией в той или иной форме либо донесение до окружающих своих мыслей и побуждение их к соответствующему действию. Однако очень часто неадекватно выраженная или недосказанная мысль создает проблему, что неизбежно приводит к дезинформации и непониманию [2, с. 2].
В общении как процессе последовательных действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения общения. Другое дело - что эти навыки у каждого разные [3, с. 7].
Швейцарский писатель XVIII века Лафатер говорил так: «Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать»[3, с. 8]. В этих словах очень точно схвачена суть эффективности межличностного общения. Каждому хочется, чтобы его правильно понимали, положительно воспринимали и оценивали, с уважением относились к его речи, стремлениям и переживаниям. И как часто на пути к этому встают барьеры восприятия, которые мы создаем сами, или они возникают под воздействием одного из партнеров по общению. Барьеры общения могут быть связаны с характером людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, собственно с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей, как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в незнании людьми приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.
Общение является важнейшей категорией психологической науки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни [4, с. 130]. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [5, с. 289]. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения, отражающие эту позицию, констатируют, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность». Общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности [6, с. 196].
Общеизвестно утверждение: «Человек - существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает цели, удовлетворяет потребности, трудится) через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредованное или воображаемое. Межличностное общение, по мнению В.А. Соснина и П.А. Лунеева, это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [3, с. 7].
А.П. Панфилова определяет общение как социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово общение происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Таким образом, возникающая в результате контакта и вступления во взаимодействия между людьми своеобразная психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой межличностных отношений.
Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Психология изучает вопросы межличностного взаимодействия, восприятия, взаимопроникновения людей. Лингвистика - язык и речь, слова и термины как инструмент коммуникации. Специалисты в сфере интерактивных технологий рассматривают общение как предметное содержание обучения, развитие умений и навыков с помощью игр, тренингов, упражнений. Каждая из этих наук имеет свой подход к проблеме общения, уделяет большое внимание тем или иным ее аспектам.
Любое проявление общения независимо от отдельной личности или какой-либо группы в той или иной степени связано с содержанием общественных отношений, на которые, в свою очередь, оказывают влияние социальный опыт человека, психологические и деловые особенности личности, условия, в которых протекает общение, его пространственный характер. Для того чтобы общение было эффективным, удовлетворяющим обе стороны и соответствующим поставленным целям, людям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним относятся, прежде всего, следование правовым, социальным, психологическим и этическим нормам и правилам, принятым в обществе и конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации [1, с. 6].
В книге К. Вердерберга коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь [7, с. 16].
«Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность», Нетрудно заметить, что здесь уже появляется понимание того, что «общение» не сводимо лишь к «деятельности». Категория «общение» имеет самостоятельное значение, так как она может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми. Происходит даже инверсия взглядов: потребность в совместной деятельности, направленная на достижение вполне конкретных целей, не только не является единственной детерминантой возникновения общения, но даже и наоборот - стремление к общению занимает порой «ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности» [6, с. 198].
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [8, с. 31].
Общение - одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Именно в общении люди физически и духовно творят друг друга. По словам К.С. Станиславского, общение предполагает «встречный ток», взаимопонимание и взаимодействие между людьми.
В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Если бы люди были абсолютно тождественны по психическим качествам и свойствам, общение было бы не нужным, а если бы они были абсолютно различными, оно было бы невозможным. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоположные тенденции:
1) личность приобщается к жизни общества и социальной группы.
2) происходит обособление личности, формируется ее индивидуальное разнообразие. Личность стремится сохранить и раскрыть в процессе общения свою индивидуальность.
Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей как специальными средствами (речь, мимика и т. п.), так и любыми проявлениями активности. Любое действие или предмет могут оказаться вовлеченными в процесс общения. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека, и оно же всегда вбирает в свою ткань особенности другого человека, времени, обстоятельств. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фразы [9, с. 113].
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что эффективное общение - это не просто передача информации. Чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения общения, но эти навыки у каждого разные. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
2 Структура общения


К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми [10, с. 53].
При рассмотрении структуры общения обычно выделяются три уровня анализа:
Первый уровень - макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
Второй уровень - мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
Третий уровень - микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения - это не смена перемещающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения и своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки принципов и способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и взаимных переходов от одного из них к другому [8, с. 32].
Таким образом, структуру общения можно рассмотреть с разных сторон. Наиболее распространенную характеристику структуры предлагает Г.М. Андреева. Она выделяет такие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.


2.1 Общение как обмен информацией


Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можн........

Список использованных источников


1 Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учеб., пособие для студ. Сред., учеб., заведений. / А.П. Панфилова - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
2 Кинан, К. Эффективное общение / пер. с англ. С.Р. Чердынцева. - М.: Эксмо; 2006. - 174 с.
3 Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / В.А. Соснин, П.А. Лунев - М., Институт психологии, РАН, 1993. - 156 с.
4 Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики / Б.Ф. Ломов - М., 1976. - 268 c.
5 Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1989. - 232 с.
6 Реан, А., Психология и педагогика / А.Реан, Н.Бордовская, С.Розум - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
7 Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения / пер. с англ. С.Комаров - СПб.: Питер, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
8 Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 223 с.
9 Тутушкина, М.К. Практическая психология / М.К. Тутушкина - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.
10 Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2003. - 375 с.
11 Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / пер. с польского М.М. Гуренко - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОГРЕСС» МОСКВА, 1969. - 461 c.
12 Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев, - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
13 Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2008. - 264 с.
14 Крысько, В.Г., Социальная психология: курс лекций. 3-е изд. / В.Г. Крысько - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
15 Психология от А до Я // [Электронный ресурс]: URL: . - (дата обращения: 04.04.2013).
16 Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие. / А.Л. Журавлев - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
17 Сухова, А.Н. Социальная психология: учебное пособие для вузов. / А.Н. Сухова, А.А. Деркач, 2001. - 600 с.
18 Игнатова Е., Принципы эффективного общения // Школа «Дар Слова» [Электронный ресурс]: URL:dar-slova.ru/statii-obscheniya/printsipyi-effekti nogo-obshheniya#more-4263 . - (дата обращения: 07.04.2013).
19 Касаткин, С. Ф. Мастер общения. Советы практикующего психолога / С.Ф. Касаткин - Издательство: Питер, 2001. - 260 с.
20 Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. 3-е изд., доп., / Б.Д. Карвасарский - М.: ПИТЕР, 2004. - 553 с.
21 Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. / Э. Аронсон - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
22 Леонтъев, А.А. Психология общения. 3-е изд. / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
23 Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений. / Н.Н. Обозов - Киев: Лыбидь, 1990. - 192 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.