Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ПАНТЕОНА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН …………………………………………………………………… 5
1.1. Религиозные верования восточных славян …………………. 5
1.2. Восточнославянская мифология: истоки и характеристика .. 9
ГЛАВА II. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ПАНТЕОНА ………………………………………………………………. 14
2.1. Мать Сыра Земля как божество высшего уровня………………… 14
2.2. Женские божества среднего уровня ……………………………….. 17
2.3. Женские божества низшего уровня ……………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 27
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………… 28



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определена тем, что материал, представленный в данной курсовой работе, позволяет сохранить и реконструировать женские мифологические образы как важную составляющую часть духовной культуры восточных славян.
Мифологическое прошлое - целая эпоха, когда происходило первотворение, и формировались первопредметы: был добыт первый огонь, совершены первые поступки, явившиеся образцом поведения для людей последующих эпох. Чтобы дать объяснение настоящему, миф обращается к прошлому как к образцу, канону, идеалу.
В мифе все представления об устройстве мира передаются в форме повествования о происхождении отдельных его элементов.Содержание мифов воспринимается как реальность (в этом отличие мифа от сказки) и границы между вымыслом и реальностью не существует. Все события в мифах происходят как основа последующей эпохи. В мифах воплощен опыт многих поколений, соединяющий прошлое и настоящее. Поэтому этот опыт, сосредоточенный в мудрости предков и традиционных установлениях, которые воспринимались как основа существующего порядка не подлежащая проверке, и не нуждающаяся в ней. В загадочном и необыкновенно интересном мире славянской мифологии, коренится наше мировоззрение, поэтому для того, чтобы понять свой народ и свою культуру, необходимо изучать мифологию предков.
Цель работы - рассмотрение женских образов на трех уровнях пантеона в восточнославянской мифологии.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Рассмотреть и систематизировать теоретические материалы о мифологической картине мира восточных славян.
2. Раскрыть содержание славянских языческих верований, определяющих специфику женских культов.
3. Выявить особенности женских персонажей восточнославянского пантеона.
Объект исследования - восточнославянская мифология.
Предмет исследования - классификация женских мифологических образов по уровням пантеона.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание. В первой главе курсовой работы внимание акцентируется на общей характеристике восточнославянской мифологии, рассматривается мировоззрение и верования восточных славян во времена язычества.
Во второй главе внимание уделяется непосредственно женским образам, существующим на трех уровнях пантеона в мифологии восточных славян.
В качестве методов исследования для написания данной курсовой работы применялись аналитический, культурно-исторический, герменевтический, этнолингвистический, компаративный анализ, а также общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщение).
Источниковедческую базу исследования составили труды Е.В. Аничкова, А.Н. Афанасьева, Б.А. Рыбакова, научно-методическая литература.

ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1.1. Религиозные представления восточных славян
Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф - это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов.
Начало изучения славянского язычества относится ко второй половине XVIII в. В 1767 г. М.Д.Чулков, писатель и журналист, издал "Краткий мифологический лексикон", где вместе с именами античных богов были приведены имена из языческой мифологии славян. Позднее он же опубликовал "Словарь русских суеверий", во втором издании получивший название "Абевега русских суеверий". В 1768 г. М.В.Попов выпустил книгу "Краткое описание славянского баснословия", где также содержался перечень славянских богов. В 1804 г. появился труд Г.Глинки "Древняя религия славян". Тогда же вышла книга А.С.Кайсарова "Славянская и российская мифология", а в 1815 г. - монография П.Строева "Краткое обозрение мифологии славян российских".
В 30-е годы XIX века выходят многочисленные труды, посвящённые духовной жизни народа, его устному поэтическому творчеству, обычаям. Широкую известность получили труды И.М.Снегирёва, И.П.Сахарова, А.В.Терещенко. Общий теоретический уровень этих работ был невысок, но ценность для современной науки представляет их богатый фактический материал.
Теоретическим осмыслением язычества (выведенным из мифологии религии) занимались такие крупные учёные, как А.Н.Афанасьев, И.И.Срезневский, А.А.Потебня и другие. Для этих авторов особенно важно раскрытие истоков духовной культуры славян, поэтому их труды в первую очередь интересны для историков, фольклористов, этнографов и культурологов. Для лингвистов особую ценность представляют работы А.А.Потебни, в которых впервые ставится вопрос о происхождении языка, связь языка с мифом.
К концу XIX века появляется ряд капитальных трудов, с научной точки зрения оценивающих огромный фактический материал по мифологии, собранный к этому времени. Среди них наиболее известны работы Е.В.Аничкова, Н.М.Гальковского, Д.К.Зеленина, М.Забылина, С.В.Максимова. Но языковой основе мифов и обычаев внимания практически не уделяется. Е.В.Аничков констатирует факт, что "... песни и игры бесовские, всевозможные пиршества: тризны, брачные пиры, праздничный разгул, скоморошество, а отсюда вся целиком народная поэзия всегда и церковью и фольклористами и историками литературы признавались последним приютом язычества..." [1, с.156].
В XX веке изучение рассматриваемой проблемы было продолжено, но уже в духе нового времени. Крупнейшие учёные, работающие в этом направлении, - Н.В.Румянцев, В.И.Чичеров, В.Я.Пропп, С.А.Tокарев и многие другие. Самыми капитальными (в плане масштабности) являются труды академика Б.А.Рыбакова, в которых выявлена специфика и глубокие исторические корни язычества, систематизированы данные по обрядности и материальной культуре, несущей отпечатки языческого мировоззрения. Но некоторые лингвистические изыскания академика являются спорными. Критике положений Б.А.Рыбакова посвящена статья Л.С.Клейна [8, с.88-92].
В XX веке к проблемам язычества обращаются наконец и учёные-лингвисты, которые увидели в мифологии восточных славян богатейший источник по истории языка древнеславянской народности, по этногенезу восточных славян. Особенно много сделано в этом плане структуралистами (В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский). Довольно полно была реконструирована картина мира древних славян. Особое место уделялось низшему уровню религиозной системы и системе оппозиций. Именно В.В.Иванову и В.Н.Топорову принадлежит заслуга в том, что сегодня большинство учёных не сомневается в реальном существовании собственных богов у восточных славян.
Восточные славяне - предки белорусов, русских, украинцев. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - это этап на пути формирования государственности восточных славян. В летописях упоминается полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей [28].
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников того времени.
Самыми главными и почитаемыми среди языческих богов были Перун и Велес (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род - плодородия, Стрибог - ветра, Велес - скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре - божествами солнца, Мокошь - богиней ткачества. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнослявянское племя имело своего бога-покровителя и свои местные пантеоны богов, у разных племен они были похожи по своему предназначению, но имели разные имена. В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога - бога неба - и его сыновей - Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога - богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться. В Х в. Киевский князь Владимир Святославович создал тщательно продуманный пантеон богов. Это была первая попытка систематизировать славянские языческие верования. Владимир установил в Киеве на холме идолы шестерых главных, по его мнению, богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились».
Перун - центральный образ индоевропейской мифологии - громовержец (древнеинд. Parjfnya, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку [20].
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Вопрос о существовании обрядов, связанных с человеческими жертвами в системе язычества до этого времени окончательно не выяснен. Часть исследователей считает, что упоминания в некоторых письменных источниках о таких обычаях искусственно дописывали средневековые христианские авторы, чтобы специально обвинить язычников в проведении бесчеловечных обрядов. В итоге постепенно возник тезис христианской антиязыческой пропаганды. Вторая часть ученых с доверием относится к сведениям о человеческих жертвоприношениях среди языческих славян, несмотря на небольшое количество и неполноту существующих данных [25].
Центрами языческой религии были святилища - капища, где происходили молебны, жертвоприношения и другие ритуальные действа. Служителем языческого культа был жрец - посредник между людьми и богами. Жрецы поддерживали огонь на капищах, потому что огонь обладал священной очищающей силой. Своих умерших близких наши предки, восточные славяне, сжигали на ритуальном огне, а знатных - даже вместе с женами, рабами и большим количеством украшений и орудий труда. Это говорит о существовании развитых представлений о жизни после смерти.
Именно в то время сложились главные праздники восточных славян, связанные с сельскохозяйственным и календарным циклами, почитанием предков. Н........

ЛИТЕРАТУРА

1. Аничков, Е.В. Язычество и древняя Русь / Е.В. Аничков. - СПб, 2003. - 440 c.
2. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. - М., 1997.
3. Афанасьев, А.Н. «Народные русские легенды». - СПб, 1859 // Легенды и мифы мира. - М:, 2000
4. Боги и богини нового поколения. - [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: - Дата доступа: 10.04.2013.
5. Васильев, М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Языческая реформа князя Владимира / М.А. Васильев. - М.: Индрик, 1999. - 325 с.
6. Девы судьбы. - [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: - Дата доступа: 07.04.2013.
7. История. Мать Сыра Земля. - [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: - Дата доступа: 10.04.2013.
8. Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества / Л.С. Клейн. - СПб.: Евразия, 2004. - 480 с.
9. Легенды и предания. - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: - Дата доступа: 22.04.2013.
10. Листова, Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой // Русские: Семейный и общественный быт / Т.А. Листова. М., 1989.
11. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985.
12. Мелетинский, Е.М. Мифологический словарь / Е.М. Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.
13. Мифы наpодов миpа.т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982. - 720 с.
14. Морозов, И.В. Таинственным путем Гермеса / И.В. Морозов. - Мн.: Універсітэцкае, 1994. - 303 с.
15. Мудрова, И.А. Словарь славянской мифологии / И.А. Мудрова. - М.:ЗАО «Центрполиграф», 2010. - 220 с.
16. Перевезенцев, С. В. Славянская мифология. [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: . - Дата доступа: 19.04.2013.
17. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987. - 608 с.
18. Семенова, М. Быт и верования древних славян / М. Семенова. Спб: «Азбука», 2000.
19. Славянская мифология. Мать Сыра Земля. - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: - Дата доступа: 24.04.201.
20. Словарь Мифов. - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: - Дата доступа: 16.04.2013.
21. Словарь славянской мифологии. - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: - Дата доступа: 16.04.2013.
22. Шапарова, Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н.С. Шапарова. - М., Издательство АСТ, 2001. - 624 с.
23. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991.
24. Электронная библиотека славянской истории. - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: - Дата доступа: 12.04.2013.
25. Электронные словари. - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: - Дата доступа: 10.12.2012.
26. Этническая история. - [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: hetman.by - Дата доступа: 15.04.2013.
27. Rosik, S. Interpretacja chrze?cia?ska religii poga?skich s?owian w ?wietle kronik niemieckich XI-XII wieku (Thietmar, Adam z Bremu) / S. Rosik. - Wroc?aw, 2000. - 368 s.
28. Szyjewski, A. Religia S?owian / A. Szyjewski. - Krak?w, 2003. - 329 s.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.