На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль государства в основных моделях экономики (неоклассической, кейнсианской, институциональной, неолиберальной)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………….. 4-9
1 Роль государства в основных моделях экономики (неоклассической, кейнсианской, институциональной, неолиберальной)…. 10-22
2 Модель социальной политики в Республике Беларусь………… 23-43
3 Социальные стандарты в Республике Беларусь………………. 44-52
Заключение………………………………………………………….. 53-54
Список использованных источников……………………………… 55-56
Приложение 1………………………………………………………… 57


Введение
Одной из основных целей функционирования любой экономической системы является создание качественных условий для жизни и трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства, но устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности, в связи с чем необходимо решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики.
Социальная политика - это деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от сложившихся обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние. [10]
Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.[12]
Субъекты социальной политики - те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы. Однако государству отводится ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты.
Целью социальной политики государства является формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.Социальная политика, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, но с другой стороны, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.[11]
Также необходимо отметить, что социальная политика базируется на ряде принципов:
1. Принцип социальной справедливости, в соответствии с которым, государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей.
2. Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей.
3. Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг, потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
4. Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.[16]
Социальная политика решает проблему сочетания требований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достижения. Вопросы экономической эффективности во многом могут быть решены путем формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Однако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полностью подчинена требованиям рынка и его механизмов, она является сложным объектом государственного регулирования, поскольку необходимо найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые не могут без нее выжить, и при этом поддержать те направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства- образование, науку, культуру, доступную и качественную медицинскую помощь, информационное обеспечение. Социальная политика должна также обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.


1. Роль государства в основных моделях экономики (неоклассической, кейнсианской, институциональной, неолиберальной)
Проблема государственного вмешательства в экономику является актуальной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства, поскольку рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Представители разных теоретических направлений имеют свои взгляды на роль, задачи и функции государства в рыночной экономике, на использование различных инструментов ее регулирования.
Экономическая неоклассическая теория (neoclassical economics) - это преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов. [18]
Первой целостной школой экономической теории стала сложившаяся в конце XVII в. классическая политическая экономия. Ее основоположник, английский экономист Адам Смит, в своей книге Богатство народов (1776г.) впервые представил в систематизированной форме знания об объективных закономерностях хозяйственной жизни. Именно А. Смит придумал модель «человека экономического», которая по сей день остается фундаментом экономической теории. В основе всех экономических процессов, по его мнению, лежит человеческий эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие самостоятельных действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к рациональной максимизации своей выгоды. Отсюда вытекает концепция «невидимой руки рынка», остающаяся знаменем и экономистов-неоклассиков. Согласно этой концепции, стремящийся преумножить лишь свое личное благосостояние индивид более эффективно служит в рыночном хозяйстве интересам общества, чем если бы он сознательно стремился служить общественному благу. Поэтому государству в экономике сторонники классической политэкономии отводили роль «ночного сторожа» - гаранта соблюдения рыночных «правил игры», но не ее участника. Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки (1890). Именно в работах А. Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.
С неоклассической моделью отождествляется неоклассическое представление о государстве. Экономическая система функционирует в соответствии с волей, диктуемой рынком, а в конечном итоге волей потребителя. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость, чтобы правительство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию системы таким образом, чтобы она лучше соответствовала общественным интересам. Имеется ряд услуг, например национальная оборона, образование, защита людей и собственности, в отношении которых нельзя с уверенностью полагаться на рынок. Здесь тоже должно действовать государство. Существует, однако, укоренившийся неоклассический тезис, что большинство экономических задач будет выполнено в соответствии с требованиями рыночного механизма. Государство играет лишь дополняющую и регулирующую роль, и предполагается, что сторонники государственного вмешательства должны еще представить доказательства в обоснование своей позиции. По крайней мере еще совсем недавно считалось, что задачи, выполняемые государством, бесспорно, второстепенны по своим масштабам по сравнению с задачами, которые выполняются частными фирмами в ответ на требования рынка. Если не считать отдельных неоправданных и случайных исключений, государство, по мнению неоклассической теории стоит над экономической деятельностью, и в особенности оно стоит выше влияния или власти отдельной коммерческой фирмы, которая подчинена рынку и, таким образом, потребителю. Будучи ограниченной подобным образом, фирма не может быть доминирующей силой по отношению к государству. А государство, подчиняясь воле гражданина и избирателя, не может быть ответственным перед кем-либо иным. Неоклассическая модель верна своим исходным положениям даже в том, что она игнорирует. Считалось, что государство играет незначительную, относительно подчиненную роль в экономике в целом. Оно не являлось крупным покупателем. Услуги государства, хотя и имеющие общее значение для экономического развития, не были (в форме содействия исследованиям и разработкам или создания сети автомобильных дорог) решающими для развития конкретных отраслей. Влияние частной фирмы на правительство в том, что касается закупок ее продукции и оказания необходимых услуг, не имеющее глубоких исторических корней, не подвергалось серьезному рассмотрению. Так обстоит дело и в настоящее время.
За последние полстолетия в неоклассический образ государства были внесены изменения с тем, чтобы среди функций государства нашлось место потребности в осуществлении общего руководства экономикой. Такое руководство тоже рассматривается как стоящее выше конкретных экономических интересов и отражающее общие интересы общества. Для неоклассической модели характерна уверенность в том, что сочетание налоговой и финансовой политики приводит к установлению сравнительно стабильных цен на уровне, который обеспечивает почти полную занятость рабочей силы. Если существует безработица, она может быть ликвидирована путем принятия государственных мер, направленных на повышение спроса. Когда ликвидирована безработица, не меньшей, но противоположной по характеру опасностью становится инфляция. Ее можно предотвратить, приостанавливая расширение спроса. При достаточном умении рост цен можно остановить в условиях, когда занятость находится на удовлетворительном уровне. [15]
Таким образом, в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
В число ведущих направлений экономической теории XX века наряду с традиционным неоклассическим входит направление регулируемой экономики, сложившееся на основе учения английского экономиста Дж. Кейнса - кейнсианство. Джон Мейнард Кейнс - выдающийся экономист XX столетия, профессор Кембриджского университета, ведущий специалист в области финансов и денежного обращения, экономический советник правительства Великобритании, один из директоров Английского банка, главный редактор журнала «Экономист». Его учение формировалось в 20-х и начале 30-х годов.
В 1936 году была опубликована книга Джона Мейнарда Кейнса (1883-1846)»Общая теория занятости, процента и денег». Принято считать, что именно эта книга знаменовала собой начало так называемой «Кейнсианской революции», которая является одним из наиболее значимых событий в истории экономического анализа за последние два века.
Дж. Кейнс - ученик А. Маршалла. Его учение тесно связано с господствовавшей на тот период экономической теорией, однако он отверг основные постулаты неоклассицизма, считая неприемлемым и даже опасным в условиях глубоких экономических потрясений, вызванных мировым экономиическим кризисом 1929-1933гг., дальнейшую ориентацию на саморегулирующийся рынок.
То, что зарождалось в ходе Кейнсианской революции, должно было стать как методологической, так и теоретической альтернативой неоклассической школе. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
Признав необходимость изменения экономического курса и управленческой политики, Дж. Кейнс наметил основные пути, методы и средства государственного регулирования экономического процесса в условиях рыночной экономики. В соответствии с общей теорией занятости и макроэкономической моделью автор доктрины исходил из того, что государство в силах и должно воздействовать на независимые переменные функциональных связей экономического процесса, то есть на склонности к потреблению, к инвестициям, предпочтение ликвидно........


Список использованных источников
1 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г (ред.17.11.2004г) / Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 4 января 1999 г. N 1/0
2 Закон РБ «О государственных минимальных социальных стандартах» №322-3 от 11.11.1990г (ред. 04.01.2003)/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 8, 2/929
3 Закон РБ «О социальном обслуживании» № 395-3 от 22.05.2000г (ред. 29.06.2006)/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2006 г., № 107, 2/1235
4 Постановление Совета Министров Республики Беларусь №724 от 30.05. 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» / Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 107, 2/1455
5 Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. / «Белорусский экономический журнал».- 2004.- №3.- с. 4.
6 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы / «Белорусский экономический журнал».- 2010.- №8.- с. 5.
7 Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.-М.: «Университетская серия», 2009.- 615с.
8 Базылев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие для экономических специальностей/Н.И. Базылев. - М.: Издательство «Инфра-М», 2004. - 188с.
9 Бондарь А.В.и др. Макроэкономика: Учебное пособие для студ. экон. спец. вузов/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.-Мн.: БГЭУ, 2007.-415с.
10 Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учебное пособие/Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.
11 Булатов, А.С. Экономика: учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям / А.С. Булатов [и др.] - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Экономисть», 2006. - 831 с.
12 Волгин Н.А. Социальная политика.: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 736 с.
13 Колос Е.П. Модель социального развития: белорусский вариант. // «Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь».- 2004.- №9.- с. 61 - 67.
14 Лутохина Э.А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие./ Э.А. Лутохина - Мн.: Академ. управление при Президенте РБ. 2011.-257с.
15 Научитель М.В.История экономических учений.: Учебник/Под редакцией Б.В. Сорвирова.- М.: Издательство «Интеграция», 2005.-358с.
16 Слезингер, Г.Э. Социальная экономика: учебник / Г.Э. Слезингер. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 365 с.
17 Соколова, Г.Н. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г.Н. Соколова // Общество и экономика. - 2010. - № 5. - С. 85-105.
18 Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
19 Чищевин А.Б.Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. - Мн.: ИСПИ, 2011. - 220 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.