На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Интеллектуальное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 25.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

За последние годы, четко обозначилась тенденция увеличения во всех странах числа детей с недостатками развития (до 85% новорожденных). Разумеется, большая часть этих детей в дальнейшем станет объектом коррекционной работы специальных образовательных учреждений, где детям с интеллектуальной недостаточностью будет оказана специализированная помощь в вопросах обучения и воспитания.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайна важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения - от дошкольных учреждений до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
В специальной литературе очень мало информации по проблеме интеллектуально-познавательного воспитания детей с нарушенным интеллектом, именно поэтому актуальность данной темы заключается в раскрытии вопроса особенностей интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью и организации их воспитания.
Целью исследования данной работы является изучение особенностей интеллектуально-познавательного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. изучить особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью;
3. выявить основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию познавательной деятельности;
4. разработать методические рекомендации по организации интеллектуально-познавательного воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования - интеллектуально-познавательная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - особенности интеллектуально-познавательного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и организация их обучения и воспитания.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).


Глава 1
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Формирование познавательной деятельности

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка [10, с. 137].
Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение [9].
Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности [10, с. 138].
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка [9].
Нарушения, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе [8, с. 145].
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Основной функцией умственного воспитания детей первых лет жизни является формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир [10, с. 140].
Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л. С. Выготский относит к возрасту около 2 лет [13, с. 342].
Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач - воспитание любознательности, познавательных интересов.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует. Каждый ребенок, даже без целенаправленного восприятия, так или иначе все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного возраста [10].
На помощь приходит сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [15, с. 6].
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны [10].
Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития [15, с. 7].
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар [9].
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени [15, с. 110].
Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы [10, с. 146].
Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии [10, с. 147].
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет [15].
Для обогащение сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих предметов («Чем похожи и не похожи») [10].
Развитие мыслительной деятельности предусматривает развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. В свое время К. Д. Ушинский писал, что «умственный труд едва ли не самый тяжелый для человека», поэтому приучать ребенка к умственному труду следует «понемногу, осторожно» [21, с. 135].
На основе практических действий малыш учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая группа мышления - наглядно-действенное.
Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление [8].
В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления сведений, фактов [10].
Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полеченных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение [9].
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в ........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воспитание аномальных детей дошкольного возраста / Н. Г. Морозова; под ред. Н. Г. Морозовой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1978. - 241 c.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова; под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
3. Воспитание и труд / Р. С. Буре; под ред. Р. С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 170 с.
4. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
5. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
6. Зайцев, Д. В. Дошкольная коррекционная педагогика: учебное пособие / Д. В. Зайцев. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 44 с.
7. Казанова, Е. А. Учебное пособие по курсу «Дошкольная педагогика» / Е. А. Казанова, Л. С. Гавриленко. - Красноярск, 2007. - 187 с.
8. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 207 с.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. Заведений / С. А. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 144 с.
10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. ср. и высш. уч. заведений / С. А. Козлова, С. А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 416 с.
11. Краснощекова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 314 с.
12. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей / Н. К. Крупская. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1973. - 192 с.
13. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: «ВЛАДОС», 1998. - 632 с.
14. Петрова, В. Г. Речь умственно отсталых школьников. - В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1965. - 200 с.
15. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Н. Н. Поддьяков, В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
16. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью». Зав. редакцией В. Г. Бахтина. «Народная асвета», 2007. - 114 с.
17. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
18. Специальная психология / В. И. Лубовский; под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
19. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - 184 с.
20. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
21. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1953. - Т. 1. - 393 с.
22. Фадина, Г. В. Специальная дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 80 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.