На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик характеристика сервиса как социального института.Понятия услуги, потребности и потребления в социологии

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 26.11.2013. Сдан: 2013. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Актуальность данной работы в том, что сервис на протяжении всей истории существования и развития сферы услуг рассматривался в контексте экономического и социально-экономического знания, в соответствии с позициями которых сервис - это сфера экономической (социально-экономической) деятельности, в которую вовлечены два социальных субъекта - потребитель и производитель услуги, связанные деятельностью по удовлетворению нематериальных потребностей потребителя. Подобный взгляд сводит понятие сервиса к услуге.
Вследствие такого сужения понятия «сервис» за границами научного исследования остаются его социальные аспекты, которые на сегодняшний день, превалируют над экономическими, так как позволяют проанализировать и изучить не только конкретные и точные экономические законы потребления услуг, но также выявить институциональную основу сервиса, его явные и латентные социальные функции, определить место индивида в новом социальном институте, исследовать социальную стратификацию в сервисе.
Формирование общества сервисного типа в постиндустриальный период и выход на первый план третичного сектора экономики - сервиса, обусловили необходимость всестороннего рассмотрения сервиса как нового социального института, который проходит этап становления.
В современной России сервис активно развивается, формируются его законодательные и социальные механизмы, регламентирующие нормы и правила взаимодействия участников сервиса, а также санкции за нарушение таких норм и правил. Сервисные нормы и санкции- приобретают институциональный статус, что позволяет говорить о сервисе как сформировавшемся социальном институте.
Степень развития сервиса определяет уровень и качество жизни общества, так как его основной целевой функцией как социального института является удовлетворение общественных и личных потребностей социальных субъектов, установление тесных долговременных социальных отношений между ними.
Объектом данной работы являются сервис как социальный институт. Выбор настоящего исследования связан с тем, что в настоящее время в социологии не достаточно исследовано направление институционального анализа сервиса, в связи с этим сервис как фактически сформированный и действующий социальный институт требует внимательного исследования и анализа.
Предметом данной работы является характеристика сервиса как социального института.
Целью данной работы является выявление характеристик сервиса как социального института.
В связи с данной целью, поставлены задачи:
-провести анализ сервиса с позиций институциональной социологии,
-выявить явные и латентные социальные функции института сервиса, его отличительные черты и место в структуре существующих социальных институтов,
-дать определение сервису как социальному институту; -определить стратификационную структуру сервиса;
-исследовать особенности формирования института сервиса в России, а также его состояние и основные направления развития в современном российском обществе;
- разработать практические рекомендации к системе государственного управления и общественного регулирования сервиса.
Разработанность данной темы. Социологическое исследование сервиса как социального института не достаточно развито. Известны социологические и социально-экономические исследования основных элементов сервиса, а именно понятий услуги и потребительского поведения.
Современный анализ социальных процессов, связанных с феноменом все более интенсифицирующегося потребления в сфере услуг, требует детального изучения социальных взаимоотношений, составляющих сферу услуг, а также детального изучения понятия «услуга» с позиции социологии, так как услуга является центральным элементом сервиса.
В западной научной мысли первые теоретические концепции услуг формировались в середине XX века.
Структура работы соответствует логике поставленных целей и задач и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.


1. Теоретико-методологические основы социологического исследования сервиса
1.1. Понятия услуги, потребности и потребления в социологии
Производство и потребление услуг является основной функциональной составляющей сервиса. Для понимания функциональной стороны сервиса проанализируем социологические взгляды на природу и определение понятий услуга и потребление.
Существует несколько направлений и взглядов на природу понятия «услуга». Изначально многие ученые-исследователи считали, что к услугам можно отнести все, что не связано с первичным и вторичным секторами экономики. Такой подход можно считать закономерным на первых стадиях исследования, когда ученые пытаются выделить общие черты явления или процесса. К услугам зачастую относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей.
Классическим является определение услуги, предложенное Ф. Котлером. Услугу Ф. Котлер[3;45] определяет как полезное взаимодействие, в процессе которого одна сторона удовлетворяет потребность другой, причем такое взаимодействие не приводит к завладению ее результатом.
Часто для определения услуг исследователи прибегают к ее противопоставлению товару[5;49].
В качестве примера синтеза двух указанных выше подходов можно привести определение, данное И.Н. Ивановой[2;90], которая предложила рассмотреть услугу в совокупности с потребностью и благом. При этом под потребностью И.Н. Иванова понимает нужду в чем-либо, требующую удовлетворения. Благо, в свою очередь, определяется как то, что позволяет удовлетворить возникшую потребность.
Исходя из сказанного, мы можем услугу определить как деятельность, направленную на удовлетворение потребности путем предоставления соответствующего ей блага материального или нематериального характера.
Определение услуги с экономической точки зрения предложили Хаксевер, Рейдер, Рассел, Мердик[4;89] , которые отталкиваются от того, за счет чего происходит образование прибавочного продукта. Так как материальный рост общества достигается за счет добавленной стоимости на природные ресурсы, исследователи предположили, что к организациям, производящим услуги, следует отнести те, которые занимаются производством и продажей товаров, а также повышающие стоимость нашей личной жизни, и на этом формирующие добавленную стоимость товаров и услуг.
Еще одна группа исследователей предлагает рассмотреть услуги через анализ их функциональных особенностей, полагая, что именно через них можно выявить природу понятия «услуга» и определить ее сущность. В качестве примера можно привести определение, данное услуге Т.Хиллом. В своей работе «О товарах и услугах» он отмечает, что, в отличие от товаров, обладающих обязательными материализованными свойствами, услугам присуще свойство воздействовать на состояние их потребителей (медицинские услуги, образование) или на состояния других предметов материального мира (страхование, реклама) или же одновременно и на то, и на другое. В дальнейшем Т.Хилл развил это определение, уточнив, что услугой называется изменение состояния человека или материального предмета, возникающее как результат осознанных действий второго участника отношений, основанных на предварительной добровольной договоренности.

1.2. Услуга как социальное взаимодействие

Проблемы формирования взаимосвязей в обществе от простых до самых сложных, механизм социального действия, специфика социального взаимодействия, само понятие «социальная система» подробно разработаны и изучаются на двух основных уровнях социологического исследования - микроуровне и макроуровне.
На микроуровне социальная интеракция (взаимодействие) есть любое поведение индивида, группы, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Каждое действие вызывается предшествующим действием и в то же время выступает причиной последующего действия. Социальное взаимодействие < college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie.html> представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.
На макроуровне изучение взаимодействия осуществляется на примере таких крупных структур, как классы, слои, армия, экономика и т.д. Но элементы обоих уровней взаимодействия переплетаются. Так, повседневное общение солдат одной роты осуществляется на микроуровне. Но армия является социальным институтом, который изучается на макроуровне. Например, если социолог изучает причины существования неуставных взаимоотношений в роте, то он не может адекватно исследовать вопрос, не обращаясь к состоянию дел в армии, в стране в целом.
Простым, элементарным уровнем взаимодействия являются пространственные контакты. Мы постоянно сталкиваемся с людьми и строим свое поведение в транспорте, магазине, на работе с учетом их интересов и поведения. Так, увидев пожилого человека, мы обычно уступаем ему дорогу при входе в магазин, освобождаем ему место в общественном транспорте. В социологии это называется «визуальный пространственный контакт» (поведение индивида изменяется под влиянием пассивного присутствия других людей).
Понятие «предполагаемый пространственный контакт» применяется для обозначения ситуации, в которой человек визуально не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте. Так, если в квартире зимой стало холодно, мы звоним в жилищную контору и просим проверить подачу горячей воды; входя в лифт, мы точно знаем, что, если понадобится помощь дежурного, надо нажать кнопку на пульте управления и наш голос будет услышан, хотя мы не видим дежурного.
По мере развития цивилизации общество проявляет все больше внимания к человеку, чтобы в любых ситуациях он чувствовал присутствие других людей, готовых прийти на помощь. Скорая помощь, пожарная команда, полиция, автоинспекция, санэпидстанции, телефоны доверия, службы спасения, сервисные службы мобильных операторов, отделы технической полдержки компьютерной сети и другие организации созданы для того, чтобы обеспечивать и поддерживать социальный порядок в обществе, чтобы вселить в человека уверенность в безопасности и чувство социального комфорта. Все это с точки зрения социологии - формы проявления предполагаемых пространственных контактов.
Контакты, связанные с интересами людей, являются более сложным уровнем взаимодействия. Эти контакты обусловлены явно «нацеленными» потребностями индивидов. Если вы, будучи в гостях, знакомитесь с выдающимся футболистом, то вы можете испытать чувство простого любопытства как к известному человеку. Но если в компании присутствует представитель бизнеса, а вы с дипломом экономиста ищете работу, то в вашем сознании сразу возникает потребность в контакте, где присутствует интерес. Здесь актуализированный мотив и интерес вызван наличием потребности - завязать знакомство и, может быть, найти с его помощью хорошую работу. Этот контакт может продолжаться, но может и внезапно прерваться, если вы потеряли к нему интерес.
Если мотив - это непосредственное побуждение к деятельности, связанное с необходимостью удовлетворения потребности, то интерес - это осознанная форма проявления потребности, которая обеспечивает направленность личности на определенную деятельность. До того, как вы пошли в гости, вы попросили приятеля оказать содействие в поиске работы: представить вас бизнесмену, дать хорошую характеристику, поручиться за вашу репутацию и т.п. Возможно, что в будущем этот приятель в свою очередь попросит вас помочь ему в чем-либо.
В контактах обмена социальное взаимодействие усложняется. Это своеобразный вид контакта, в процессе которого индивидов интересуют не столько люди, сколько предметы обмена - информация, деньги и т.д. Напри ме р, когда вы покупаете билет в кино, вас не интересует кассир, вас интересует билет. На улице вы останавливаете первого встречного, чтобы справиться, как пройти к вокзалу, и менее всего вы обращаете внимание на то, старый или молодой, красивый или не очень этот человек, главное - получить ответ на свой вопрос. Жизнь современного человека наполнена подобными контактами обмена: он покупает товары в магазине и на рынке; платит за обучение, ходит на дискотеку, сделав предварительно прическу в парикмахерской; такси везет его по указанному адресу. В современном обществе контакты обмена все более усложняются. Например, состоятельные родители отправляют свою дочь учиться в престижное учебное заведение в Европе, полагая, что в обмен на деньги, которые они платят, работники учебного заведения возьмут на себя все заботы, связанные с социализацией, воспитанием и образованием их дочери.
Таким образом, под социальным контактом понимается кратковременный начальный этап взаимодействи........


Список использованной литературы
Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279.
Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Начала, 1997.
Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкоратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Федцов, В.Г. Предпринимательство: сфера сервиса / В.Г. Федцов, В.В. Федцов. М.: Дашков и К, 2002.
Ясперс, К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. С. 124.
Лобок, А.М. Антология мифа. Екатеринбург: Банк культур. информ., 1997. С. 220.
Веблен, Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 6, 31, 203.
Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 127.
Романович, В.К. Институциональная структура сервиса в организационноэкономическом содержании сферы услуг: дис…. д-ра экон. наук. М., 2001. С. 10.
Стаханов, В.Н. Сфера услуг в экономике переходного периода // Региональный маркетинг сферы услуг. М.: Ин-т экономики сервиса, 2001.
Биндиченко, Е.В. Социальные проблемы развития института сервиса в условиях трансформации российского общества: дис. д-ра социол. наук. Уфа, 2001.
Хмелев, В.В. Ценностные ориентиры социального института сервиса в условиях российского общества: монография. Шахты: Союз, 1999.
Донскова, Л.И.: 1) Сервис как социальный феномен: концепция и технология управления: монография. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2007; 2) Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.
Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / пер. с фр. В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001.
Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 113.
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999, С. 288.
Свириденко, Ю.П. Сервис в России: теоретические и прикладные вопросы. М., 2002.
Яковенко, И.Я. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 31.
Там же. С. 78.
Шелудько, Г.В. Онтология сервисной реальности: автореф. дис…. д-ра филос. наук. М., 2008. С. 7.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.