Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления опыт Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 26.11.2013. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы молодежной безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Казахстана.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:

? раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;

? проанализировать молодежную безработицу и состояние казахстанского рынка труда по Казахстану;

? раскрыть основные пути повышения уровня занятости молодежи.


1. Безработица

1.1 Сущность и понятие безработицы

Чтобы разобраться в сущности безработицы, рассмотрим сначала понятие "безработный".
Согласно определению международных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества и развития), безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе. Например, в США по закону безработными считаются лица, которые: не имели занятости в течение недели; предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращались непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям); кто мог работать в течение недели; лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели ни одного часа, в Великобритании - кто не имеет работы в течение недели, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов собеседования об устройстве на работу.
Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
По казахстанскому законодательству, безработные - граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работу, готовые трудиться.
Безработица - неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.
Трудоспособное население - это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т.е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.
К рабочей силе относятся и занятые, и безработные.
В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечает требованию поиска работы. Предполагается, что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует также категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска - это так называемые отчаявшиеся найти работу. Данную категорию людей относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.
Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью используемых западной статистикой показателей - ее распространения и продолжительности. Показатель распространения безработицы характеризует охват безработицей рабочей силы. Показатель продолжительности безработицы характеризует среднюю продолжительность одного случая безработицы. В среднем срок краткосрочной безработицы в США, например, длится менее пяти недель, а долгосрочный - более шести месяцев.
Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать.
Следует, правда, отметить, что и в рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и "безработица" рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.
Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1%. Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

1.2 Виды безработицы

Различают следующие виды безработицы:
1. Фрикционная безработица (от латин. frictio - трение). Такая безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять). Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы. Высокий уровень фрикционной безработицы указывает на высокую эффективность функционирования рынка труда, хотя, надо заметить, от большой текучести кадров в целом национальная экономика может нести большие убытки, в частности, в форме огромных потерь рабочего времени из-за временной незанятости трудовых ресурсов.
2. Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны: а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера, системного администратора. Причина структурной безработицы - несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют. Надо отметить, что наибольшее социальное напряжение в обществе порождается именно этой безработицей. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно.
3. Циклическая безработица предопределяется циклическим характером воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости находятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема занятость растет, на стадии спада - резко сокращается, на стадии депрессии удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее рассасывание. Циклическая безработица - самый "неприятный" вид безработицы, часто массовый и болезненный.
4. Институциональная безработица. Как известно, люди, потерявшие работу, рассчитывают на социальную поддержку и получают ее. Уровень оказываемой помощи по безработице не может не влиять на поведение безработного. Относительно большое пособие может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда. При этом это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода. Речь идет о приспособляемости или адаптации к состоянию бездеятельности и неактивного поиска работы.
5. Технологическая безработица. Такая безработица сопряжена с приходящими на смену дуг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых является инструментализация, механизация и автоматизация. Данная форма безработицы относится к новейшим формам сокращения занятости рабочей силы. Она связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографических рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 рабочих способны за то же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.
6. Скрытая безработица. Особое место в структуре внутренней безработицы занимает скрытая безработица. Включает людей, которые формально вроде бы и работают, но фактически занимают лишние рабочие места (этот вид "невидимый"). Скрытая безработица характерна для низкопроизводительного сельского хозяйства, для управленческих структур с раздутыми штатами, а также в целом для стран социализма, которые намеренно создают повсюду лишние рабочие места, чтобы не допускать открытой безработицы.
7. Сезонная безработица. Она связана с сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.
8. Частичная безработица. Она охватывает работников вынужденно (а не по собственному желанию) занятых неполное рабочее время (не весь трудовой день или не все рабочие дни недели).

1.3 Причины безработицы

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.
Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж.М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А. Смит, А. Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. "Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса". Недостаточный объем эффективного спроса обуславливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего - на инвестиционные товары.
Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили "по рецептам" Кейнса. Так, например, Ф. Хайек считал, что безработица "есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую проводили в течение последних двадцати пяти лет". Рост государственных расходов, по мнению Ф. Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один - прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.
Монетаристы во главе с М. Фридменом выдвинули концепцию "естественной" безработицы, к которой они относят фрикционную и структурную безработицы.
Концепция "естественной безработицы" поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, - недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая "естественный" механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда.
Таким образом, западные экономисты признают, что безработица - неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем "естественном" варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.
Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.
Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда, т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

1.4 Последствия безработицы

Последствия безработицы являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.
Социальные издержки безработицы связаны, прежде всего, с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу. Получаемый доход - это не просто и не только вознаграждение за труд, но и свидетельство значимости того, чем люди заняты. Работа обеспечивает общественный статус, престиж и профессиональную пригодность. Кроме того, работа мобилизует человека, создает условия для правильного образа жизни.
Безработица - не только снижение доходов, но и постепенная профессиональная деградация, ущемление достоинства человека. Безработный начинает испытывать чувство своей ненужности. Немало безработных становятся одинокими, склонными к употреблению алкоголя, наркотиков. Рост безработицы также чреват ухудшением здоровья нации. Все это ведет к социальному расслоению общества и вызывает рост социальной напряженности. Поэтому только социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищенных слоев населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Последствия Положительные Отрицательные
Экономические 1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Социальные 1.Повышение социальной ценности рабочего места.

2.Увеличение личного свободного времени.

3.Возрастание свободы выбора места работы.

4.Увеличение социальной значимости и ценности труда.
1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

1.5 Пути преодоления безработицы

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.
Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).
Дж.М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении."
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.
Монетаристы выступили против кейнсианских методов.
Как я уже отмечала, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
? улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
? устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
? стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
? поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

2. Проблема трудоустройства молодых специалистов в Казахстане
Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет средний класс – основу любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант эффективного функционирования гражданского общества, стабильного развития среднего класса. Что является фундаментом страны для дальнейшего процветания и укрепления казахстанских позиций в международном сообществе. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию. Конкурентоспособная молодежь – это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. В Казахстане ведутся работы по определению статуса молодого специалиста: «На сегодняшний день молодым специалистом считается молодой человек, который окончил высшее учебное заведение и в течение 3-х лет работает по своей или родственной специальности.» «На современном этапе личная конкурентоспособность становится ключевым моментом взаимоотношений государства и молодежи»,- отметил глава департамента молодежной политики Министерства образования и науки РК Мадияр Кожахмет в интервью для сайта Pm.kz.
В Казахстане реализуется ряд проектов по трудоустройству граждан, в частности молодежи:
1. Акимат города Астаны открыл электронный портал по трудоустройству горожан. Все соискатели на портале могут найти подходящую работу, а работодатели - на бесплатной основе размещать свои вакансии;
2. В Алматы открылась конференция для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Цель мероприятия – подготовить будущих молодых профессионалов к эффективной трудовой деятельности. Программа конференции – тренинга «ПМП: подготовка молодого профессионала» направлена именно на то, чтобы заложить в молодых людях основы знаний по таким темам, как навыки общения, составление резюме, логика прохождения собеседования, управление временем, постановка целей, мотивация и самомотивация. Организатором конференции выступила Ассоциация юных лидеров (АЮЛ).
3. В регионах Казахстана местные власти, организации образования и здравоохранения все силы направили на привлечение молодых специалистов в село и создание максимально комфортных условий жизни и работы для дипломированных специалистов. В некоторых областях молодым педагогам и врачам в качестве подъемных предлагается до полумиллиона тенге.
4. Регулярно в вузах проводятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.
5. Работают школы – тренинги для организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
6. Проводится организация временного трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике по состоянию на 1 января 2012 года общая численность молодежи в Казахстане составляла 4 436 210 человек – 27% от общей численности населения страны. Именно эта возрастная категория сталкивается с наиболее серьезными жизненными проблемами, самой насущной, из которых является проблема трудоустройства. Государство со своей стороны неоднократно пыталось решить данную проблему посредством программ : «Молодежный кадровый резерв», «Ауыл жастары», «С дипломом - в село!», «Молодежная практика». Однако ежегодно из-за несоответствия требованиям работодателей в Казахстане не могут трудоустроиться 20 процентов выпускников. Рынок труда жесток и совершенно недоброжелателен по отношению к молодым профессионалам. Многим выпускникам вузов (даже отличникам учебы) удается найти работу лишь спустя год после окончания университета. Да и то не по специальности. Без опыта работы и элементарных навыков трудовой деятельности вчерашние студенты не нужны работодателям.
В 2011 году количество экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше достигла 8,8 млн. человек. В составе занятых (8,3 млн. человек), около трети (30,5%) составляли лица в возрасте 25-34 лет; 14,5% - молодежь от 15 до 24 лет. Экономическая активность молодежи за 2007-2011 годы падает. (Таблица 1)
Таблица 1. Экономическая активность молодежи 15 – 24 в 2007-2011 годах
год Экономически активное население (тыс. чел) В том числе Уровень, в процентах
Занятое (тыс. чел) Безработное (тыс. чел) Экономической активности, % Занятости, % Безработицы, %
2007 1349,4 1222,7 126,8 48,0 90,6 9,4
2008 1305,7 1209,1 96,6 46,9 92,6 7,4
2009 1304,0 1216,8 87,2 46,6 93,3 6,7
2010 1279,4 1212,9 66,5 46,4 94,8 5,2
2011 1265,8 1207,9 57,9 46,5 95,4 4,6
Уровень занятости молодежи от 15 – 24 лет в 2011 году составил около 95,4 % к ее экономической активности. Занятости способствовали усилия со стороны государства:
- улучшение нормативно – правовой базы;
- увеличение уровня самозанятости населения;
- активная поддержка малого и среднего бизнеса.
Диаграмма 1 Экономическая активность молодежи (в возрасте 15-24 лет)

В период с 2007 по 2011 годы наблюдается демографический спад, но в динамике снижается уровень безработицы и повышается уровень занятости населения.
По данным Агентства РК по статистике основная причина неактивности молодежи в возрастных группах – обучение в учебных заведениях. (Таблица 2).
Таблица 2. Причины экономической неактивности молодежи
год Экономически неактивное население В т. ч. по причинам экономической неактивности
Учеба (дневная форма) Ведение домашнего хозяйства По состоянию здоровья (нетрудоспособность в связи с инвалидностью) Другая причина
2008 1319,5 1214,5 34,8 20,5 50,1
2009 1307,6 1207,9 27,7 23,3 48,7
2010 1315,7 1220,8 31,4 20,3 43,3
2011 1316,1 1231,7 29,8 17,6 37,0
Среди факторов, влияющих на занятость молодежи можно также выделить: наличие рыночно ориентированного образования у молодежи, стремление к обучению, к получению опыта работы, к удачной карьере, ценность знаний у молодежи, более мобильное мышление, чем у старшего поколения, воспитанного в плановой экономике, инновационное мышление, не скованное стандартным мышлением, рост спроса на рынке труда, поддержка со стороны государства, активная деятельность молодежных НПО.
Таблица 3. Структура занятости молодежи по секторам экономики в 2011 году
Вид деятельности Количество занятых (тыс. чел)
Занятое население всего 1198,1
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 420,9
Промышленность 101,3
Горнодобывающая 23,8
Обрабатывающая 57,9
Электроснабжение 13,0
Водоснабжение 6,6
Строительство 95,8
Оптовая и розничная торговля 193,9
Транспорт и складирование 60,6
Услуги по проживанию и питанию 21,9
Информация и связь 17,8
Финансовая и страховая деятельность 17,8
Операции с недвижимым имуществом 18,4
Профессиональная научная и техническая деятельность 24,5
Деятельность в сфере административного и вспомогательного обслуживания 21,2
Государственное управление и оборона 49,7
Образование 79,8
Здравоохранение и социальные услуги 33,3
Искусство, развлечения и отдых 15,9
Предоставление прочих услуг 22,4
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления 3,0
Деятельность экстерриториальных организаций и органов -
По сферам молодежной занятости - сельское хозяйство и сфера торговли – это те сектора, где большинство молодых людей 16-24 лет находят свои рабочие места. Традиционно к числу организаций с высоким уровнем работающей молодежи относится сфера услуг (кафе, рестораны, ночные клубы и различного рода увеселительные учреждения, торговые точки). До сих пор на селе для молодежи мало возможностей получить подходящую работу. Основным работодателем, и, прежде всего, с точки зрения предоставления стабильных заработков на селе является государство. Развитие предпринимательской деятельности на селе проходит сложнее, нежели в городе, в связи с этим государству необходимо:
O Совершенствовать нормативно – правовую базу предпринимательства,
O Создавать условия для развития предпринимательской деятельности на селе,
O Продолжать работу по малому кредитованию на селе.
Это создаст условия:
O Для развития инфраструктуры села,
O Для занятости молодежи на селе,
O Для сокращения разности в уровнях жизни города и села.
Таблица 4. Занятость молодежи по секторам экономики в 2008-2011 годах (тыс. чел)
Год 2008 2009 2010 2011
Занятое население всего 1194,4 1199,3 1195,5 1198,1
Наемные работники, в том числе занятые 665,6 687,3 681,1 691,7
В государственной организации 140,7 166,3 175,3 189,6
В негосударственной организации 344,3 354,1 340,6 340,4
У физических лиц 111,7 115,5 115,5 110,9
В крестьянском (фермерском) хозяйстве 68,9 51,4 49,7 50,9
Самостоятельно занятые, в том числе 528,8 512,0 514,4 506,4
Работодатели 7,1 19,9 18,4 16,2
Самостоятельные работники 498,1 469,2 470,6 467,8
Члены кооператива 5,6 5,5 7,1 5,5
Неоплачиваемые работники семейных предприятий 18,0 17,5 18,2 16,9
В целом за 2008-2011 года наблюдается рост численности наемных работников, из которых большая часть занята в негосударственных организациях.
Экономические издержки безработицы молодых специалистов:
• Молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно такое состояние, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.
• Несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.
• У нас в стране не предусмотрена система трудоустройства выпускников, обучавшихся на бюджетной основе. Например, на 2009 год 633 тысячи студентов обучались в 145 казахстанских ВУЗах из них 200 тысяч в Алматы, большинство получает знания на платной основе, 34840 мест составляет госзаказ, который превышен по сравнению с 2008г. на 1350 мест. Таким образом, денежные средства, выделенные на гранты для обучения в вузах страны, не оправдывают своего назначения и оказываются потраченными «впустую».
• Кроме освоенных средств на гранты, государство теряет и на привлечении иностранных специалистов в те или иные отрасли по вышеназванным причинам. Как известно заработная плата иностранного специалиста в несколько раз превышает заработную плату отечественного работника. Приток иностранной рабочей силы в республику может обернуться возникновением отрицательных тенденций, дестабилизирующих обстановку в стране.
• Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. А если повезет и способный выпускник пройдет испытательный срок с результатом приема его на работу, то размер заработной оплаты не соответствует ожиданиям и запросам молодого специалиста. Согласно социологическому республиканскому исследованию среди казахстанских студентов, проведенному Международным институтом современной политики в 2007г. выяснилось, что для подавляющего большинства студентов «опыт работы» ассоциируется с «квалифицированным работником» - ближайшим социальным окружением: профессией, коллективом, работой, страной. Как показал проведенный опрос, у 55,7% студентов нет опыта работы по своей специальности и это, по их мнению, главная проблема.[1] (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1.Наличие опыта работы у студентов по своей специальности

Таким образом, по мнению студентов, опыт по полученной специальности является одним из главных и приоритетных факторов успешного трудоустройства на высокооплачиваемую работу.
• Как известно, молодежь нацелена на быстрый карьерный рост и рассматривает работу в качестве «социального лифта». Работодатель же не всегда имеет желание траты дополнительных расходов на «дообучение» молодых кадров.
Таким образом, отсутствие налаженного механизма между потенциальным работником и потенциальным работодателем еще в стенах ВУЗа наносит колоссальный ущерб национальным интересам нашей страны. В вопросах занятости одним из важных моментов является поиск работы.(см. диаграмму 2)
Диаграмма 2. Выбор наиболее эффективных методов поиска работы

Своеобразной попыткой решения данной проблемы была акция «С дипломом в село». По данным Министерства сельского хозяйства в 2009 году 6 582 специалиста социальной сферы направились работать в сельскую местность. По словам вице-министра сельского хозяйства М.Оразаева, 78% из них - учителя, а остальные - работники здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта. Как отметил М. Оразаев, в текущем году данная программа будет продолжена. При этом, «вдобавок к тем деньгам, которые будут выделены в качестве подъемных пособий, мы предусмотрели 3,5 млрд. тенге для предоставления бюджетного кредита", подчеркнул вице-министр сельского хозяйства. Данная акция внесла свою лепту в трудоустройство 6582 молодых специалистов, но это всего лишь чуть больше чем 1 % из всего контингента 600 000.
В настоящее время в городе Алматы функционируют 52 ВУЗа, где обучается третья часть всей студенческой молодежи страны. Общее количество молодежи по городу составило 388 675 – 30% жителей города. В целом, общее количество обучающихся студентов по городу Алматы составляет 256 803 чел. При этом основной контингент студентов обучается по экономическим и техническим специальностям. Численность студентов, получающих образование за счет государственных образовательных грантов составляет 49 100 чел. Поэтому целесообразным представляется представить картину студенческой молодежи в г. Алматы, так как здесь сосредоточена треть всего студенческого контингента. Согласно аналитическому докладу Департамента внутренней политики г. Алматы, посвященному состоянию молодежной политики города, проблемы алматинской молодежи распределились так, как показано в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Причины возникновения «тенденции выживания»

Таким образом, так называемая «тенденция выживания» молодых специалистов оказывает негативное влияние на демографическую, и на социально-экономическую ситуацию в стране. Отсюда можно выявить основные причины молодежной безработицы:
1) отсутствие рабочих мест (11,2 %);
2) отсутствие полезных связей(20,2 %);
3) отсутствие опыта(39,0 %);
4) отсутствие необходимой квалификации (18,0 %);
5) отсутствие государственной поддержки (17,4 %);
6) низкая заработная плата(45,6 %);
7) незаинтересованность работодателей (17,2 %);
8) конкуренция на рынке труда (24,8 %)
Отсюда определены две причины в качестве основных – «низкая заработная плата»(36,7 %) и «отсутствие опыта» (32%). Надо полагать, что работа, которую предлагают молодым, не устраивает их в первую очередь по причине низкой оплаты. Высокая конкуренция на рынке труда (24,8%) и отсутствие полезных связей (20,2%) выступили не менее значимыми среди причин молодежной безработицы. Первая из этих причин выступает в качестве характерной для Алматы, где, несмотря на огромное количество предприятий малого и среднего бизнеса, наблюдается жесткая конкуренция на рынке рабочей силы. Относительно второй необходимо отметить, что до сих пор еще устроиться на работу без знакомств очень непросто. С другой стороны, практика представления рекомендательных писем, принятая во многих странах, есть несколько иная форма устройства на работу по знакомству. Следующие три причины, имеют примерно равное числовое значение, однако выступают проявлениями разных детерминант: отсутствие надлежащей квалификации (18%), отсутствие государственной поддержки (17,4%) и незаинтересованность работодателей (17,2%). Первая причина характеризует качество рабочей силы сегодня, преодоление проблемы зависит, в основном, от самих работников. Вторая причина обусловливает необходимость создания целевой программы поддержки молодежи, в которой нашли бы свое место и проблемы занятости. Наконец, нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов вполне понятно, однако государственное вмешательство в виде предоставления квот в виде арендного жилья, к примеру, молодым специалистам видимо также является необходимостью для решения сложившейся ситуации.
Таким образом, молодежь сегодня не работает не потому, что работы нет (на отсутствие рабочих мест ссылается лишь 11,2% опрошенных), а потому, что предлагаемая зарплата ее не устраивает. В то же время, молодые сталкиваются с «заколдованным кругом» в поисках работы: для ее получения нужен опыт, а получить его можно, лишь работая где-то.

2.1 Основные пути повышения занятости молодежи
Государство решает проблему безработицы через различные программ : «Молодежный кадровый резерв», «Ауыл жастары», «С дипломом - в село!», «Молодежная практика», «Дорожная карта».
На сегодняшний день можно увидеть определенный опыт данных программ:
O «Молодежная практика» (стажировка и прохождение практики в соответствии с полученной специальностью на рабочем месте) через органы занятости с перспективой дальнейшего трудоустройства после окончания практики. За полтора года в практике приняли участие 4,7 тыс. выпускников учебных заведений, из них трудоустроены на постоянную работу 1,3 тыс.(28%). В рамках расширения программы «Молодежная практика» на сегодняшний день с 10,7 тыс. работодателями заключены договора, направлено для прохождения практики 40,5 тыс. выпускников организаций образования. Производственную практику в рамках реализации проекта «Молодежная практика» прошли свыше 49098 человек.
O «Ауыл жастары»: общая сумма, направленная на ее реализацию за 2009-2011годы, составляет 10 млрд.738 млн. тенге, в том числе в 2009 г. – 2 млрд.806 млн. тенге, в 2010 г. – 3 млрд. 379 млн. тенге, в 2011 г. – 4 млрд.552 млн. тенге.
O «С дипломом в село»: в 2010 году кредиты на приобретение жилья получили 1953 специалиста. На селе для молодежи мало возможностей получить подходящую работу. Благодаря реализации проекта «С дипломом в село» основным работодателем, и, прежде всего, с точки зрения предоставления стабильных заработков на селе стало государство.
O Дорожная карта: в рамках расширения программ молодежной практики заключены договоры более чем с 12 788 тыс. предприятиями и организациями, на которые органами занятости направлены для трудоустройства более 51 тыс. выпускников, из них более 9 тыс. уже трудоустроены на постоянные рабочие места.
Молодежь трезво оценивает свои возможности и поэтому одной из главных причин безработицы является отсутствие трудового опыта, который для многих работодателей становится сегодня главным условием при приеме на работу. Для снижения влияния данного фактора можно использовать опыт «Российского университета дружбы народов», где студенты всех факультетов проходят обязательную рабочую практику. В последующем, как показывает практика, опыт работы в процессе обучения гарантирует студентам вуза успешное трудоустройство в крупнейших российских и зарубежных организациях. Многие выпускники РУДН‚ стажируясь за границей, принимают предложения по работе от западных компаний».
Надо полагать, что работа, которую предлагают молодым, не устраивает их в первую очередь по причине низкой оплаты. В Казахстане может быть применен опыт Германии, где значительное место в трудоустройстве молодежи занимает развитие молодежного предпринимательства и кооперации. Программы их поддержки со стороны государства признаны в мировом сообществе в качестве эффективного средства борьбы с безработицей молодежи. Развивая инициативу молодежи, государства по возможности обеспечивают некоторые преимущества и льготы для нее.
Преимуществом молодых специалистов является креативное мышление, поддержка со стороны государства, наличие рыночно ориентированного образования у молодежи, стремление к обучению, к получению опыта работы и активная деятельность молодежных НПО, и именно это преимущество необходимо развивать силами, как самой молодежи, так и работодателя, государства, общества, в целом.
Таким образом, реализуемые на сегодняшний день проекты в республике, в сфере реального трудоустройства выпускников вузов внесли огромный вклад в решение проблемы безработицы среди молодежи.


Заключение
Итак, в своей работе я рассмотрела понятие и сущность безработицы, а также ее виды. В современных социально-экономических условиях одной из главных задач органов власти всех уровней является обеспечение рациональной занятости населения, создание и поддержание на рынке труда сбалансированного спроса и предложения рабочей силы, предупреждение массовой безработицы. И в качестве заключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:
- Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников;
- Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
- Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации;
- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.;
- Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсиди­рование занятости.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в Казахстане.


Список использованной литературы:
1. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 581 «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»
2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»
3. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения»
4. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2004.
5. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика. 2004. - №1.
6. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. - /Вопросы экономики, 2004. - №1.
7. Жоламанова Г. Е. , Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан: статья
8. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. - М.: 2007.
9. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2005.
10. Нуреев P. M. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000.
11. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда. Учебное пособие.М., 2008.
12. Р.Г. Янбарисов Экономическая теория. М.: ИД "ФОРУМ" - ИНФРА-М, 2009.
13. Фомин В. Н., Трудоустройство молодых специалистов: политика государства и вузов: статья
14. Экономика: Учебник. / Под ред. Архипова А.И. - М.: Проспект, 2001.
15. Экономическая теория: учеб. / под общ. Ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2000.
16. www.zakon.kz - 14.05.2012
17. www.stat.kz - 14.05.2012
18. www.enbek.gov.kz
19. zhumagulov_b/




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.