На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций х арактера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 28.11.2013. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций х арактера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 3
1.1 Психологические особенности подростков 3
1.2 Суицидальная активность подростков как проявление кризиса 11
1.3 Исследование фрустрационной толерантности у подростков, склонных к суицидальной активности 23
1.4 Исследование акцентуаций характера у подростков, склонных к суицидальной активности 32
1.5 Исследование взаимосвязи фрустрационной толерантности и акцентуаций характера у подростков, проявляющих суицидальную активность 38
Литература 41

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций
характера и фрустрационной толерантности у подростков,
проявляющих суицидальную активность

1.1 Психологические особенности подростков

Подростковый возраст – это этап онтогенеза, который охватывает период от 10-11 до 15-16 лет. Границы подросткового периода определя-ются половым созреванием [1].
Основной особенностью подросткового периода являются резкие, ка-чественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Его начало характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию [6; 53].
Отрочество – это период интенсивного развития познавательных процессов, – становления устойчивого, произвольного внимания, логической памяти, активного формирования абстрактного мышления и гипотетико-дедуктивных процессов. При этом развитие личности может существенно отставать от интеллектуального развития [1].
Подростковый возраст очень сложен и противоречив. Традиционно он считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. Л.И. Божович, Л.С. Кон, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и другие современные психологи отмечают «проблемность» подростков [6; 20; 46; 53].
Окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме, которое создает ведущее противоречие в жизни подростка. Умом подростка владеет рассудочная, формальная жесткая логика, требующая на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму [1]. Происходят сдвиги в шкале ценностей подростка. Все освещается проекцией рефлексии. Наступает пора взаимных оценок. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой, что сопровождается соответствующими изменениями в поведении подростка.
Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на нервную систему, с бурным физическим развитием, приводит к повышению активности, физических и психических возможностей индивида и дает ему ощущение зрелости, субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому.
Центральным психологическим новообразованием в этом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. В этом возрасте многие начинают целенаправленно и систематически зани-маться самовоспитанием, проявляют интерес к приключенческим, романтическим фильмам и литературным произведениям (поскольку в них встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, воли), проявляют повышенный интерес к различным видам деятельности, задумываются о будущей профессии.
В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с расширением знания, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, основанием для проявления интереса и подражания им. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое он производит [23].
Однако на данном этапе психического развития подросток еще не может быть полностью самостоятельным и ощущать свою социальную компетентность, и, несмотря на физическое возмужание подростка, его социальный статус в школе и семье никак не меняется. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка [1]. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельно-сти, что составляет суть подросткового кризиса и проявляется свойственными этому возрасту подростковыми поведенческими реакциями, к которым относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, увлечения (хобби).
Потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны с взрослым поведением, причем в большей степени будет учитывать реально действующие нормы, чем пропагандируемые. Отношение подростка к взрослым приобретает амбивалентный характер: ярко выражены как стремление подростка отстаивать свою независимость, так и ожидание от взрослых помощи, поддержки и одобрения. Для подростка важна не столько возможность самому распоряжаться собой, сколько признание взрослыми этой возможности и равенства его прав с правами взрослого человека.
Посредством реакций эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы обостряют конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из дома, бродяжничество.
Важное место в жизни подростка занимают его увлечения (хобби). Ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, становление нового уровня самосознания, выра-жающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповто-римость [6; 30]. Подростком движет стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Он стремится пройти через все, чтобы обрести себя. У некоторых подростков это стремление приводит к увлечению опасными видами спорта.
В подростковом возрасте ребенок продолжает посещать школу, но его внутренняя позиция по отношению к школе и учению меняется. Если в младших классах, он был поглощен самой учебной деятельностью, то те-перь его в большей мере занимают взаимоотношения с окружающими.
Взрослый друг, кумир – редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый – это чаще всего достояние подростковой группы (учитель, руководитель спортивной секции, научного объединения или массовый кумир). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. В этом случае взрослый выступает для подростков в качестве некого значимого человека, который становится предметом группового подражания.
И все-таки для подростка наиболее значимы его сверстники и общение с ними. Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности, постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Общение выступает в качестве особой школы социальных отношений. Подросток учится подавлять импульсивные действия, осмысливать свои конформные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения.
Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [6].
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [11]. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [20]. Потребность подростка в принадлежности к группе повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, деструктивные секты и экстремистские группировки [6].
Трудности этого возраста связаны с половым созреванием. В ходе физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, снижен.....

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2008. – 704 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [текст] : учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2007. – 516 с.
3. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей [текст] / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 1993. – 398 с.
4. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства [текст] : учебное пособие / А.Г. Амбрумова // Социально и клиническая психиатрия. – 1996. – № 4.
5. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийств [текст] : учебное пособие / А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин. – М. : Медицина, 1980. – 164 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] : учебное пособие / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
7. Большой психологический словарь [текст] : справочное издание / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 672 с.
8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] : учебное пособие / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
9. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст] : учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
10. Винокуров, А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека [текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / А.И. Винокуров. – СПб. : СПбГУ, 1996. – 24 с.
11. Волков, Б. С. Психология подростка [текст] : учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Изд-во РПО, 2001. – 512 с.
12. Гилинский, Я. И. Социологические и психологические основы суицидологи [текст] : учебное пособие / Я.И. Гилинский, Я.И. Юнацкевич. – СПб., 2006. – 380 с.
13. Горская, М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков [текст] : методическое пособие / М.В. Горская // Вестник психосоц. ра-боты. 1994. № 1. С. 44-52.
14. Гулина М. А. Защитные механизмы личности [текст] / М.А. Гулина, А.Л. Козлова // Психология / под ред. А. А. Крылова. – М. : АСТ, Астрель, 2007. – 516 с.
15. Жезлова, Л. Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения детей и подростков [текст] / Л.Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологи. – М. : Медицина, 1981. – С. 124-133.
16. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения [текст] : учебное пособие / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев. – Самара : Бахрах-М, 2000. – 72 с.
17. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия [текст] : справочное издание / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. – пер. с англ. – в 2-х т. – Т. 1 – М. : Медицина, 2002. – 672 с.
18. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [текст] : учебное пособие / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. - 141 с.
19. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [текст] : методическое по-собие / В.В. Козлов. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2003. – 300 с.
20. Кон, И. С. Ребенок и общество [текст] : учебное пособие / И.С. Кон. – М. : Академия, 2009. – 336 с.
21. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [текст] : учеб-ное пособие / В.Т. Кондрашенко. – Минск : Харвест, 2008. – 396 с.
22. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] : учебное пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
23. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] : монография / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 394 с.
24. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. № 6.
25. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст] : монография / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
26. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст] : справочное издание / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2009. – 426 с.
27. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [текст] : справочное издание / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2008. – 416 с.
28. Майсак, Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. – М. : Академия, 2002. – 120 с.
29. Мерлин, B. C. Лекции по психологии мотивов человека [текст] : учебное пособие / B.C. Мерлин. – Пермь, 1972. – 272 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
31. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности : Формы, механизмы, стратегии [текст] : монография / А.А. Началджан. – Ереван, 1988. – 242 с.
32. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [текст] : сборник статей и выступлений / И.П. Павлов. – СПб. – М. – Харьков – Минск : Питер, 2009. – 432 с.
33. Панкратов, В. Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний : хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 436-438.
34. Петровский, А. В. К пониманию личности в психологии [текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40-46.
35. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности [текст] / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – 1995. – №20. – С. 74-79.
36. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : справочное издание / Х. Ремшмидт. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
37. Семичов, С. Б. Острые аффективные суицидные реакции у мужчин [текст] / С.Б. Семичов // Психические заболевания. – Л. : Медицина, 1990. – С. 144-154.
38. Соловьева, С. Л. Психология экстремальных состояний : справочник практического психолога [текст] : справочное издание / С.Л. Соловьева. – СПб. : ЭЛБИ – СПб, 2003. – 128 с.
39. Строгонов, Ю. A. О мотивах компенсаторных поведенческих реакций у подростков [текст] / Ю.A. Строгонов, Б.Н. Алмазов // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – С. 139-144.
40. Тарабрина, Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах [текст] : автореф. дис. ...канд. наук / Н.В. Тарабрина. – Л., 1973.
41. Федотов, Д. Д. О реактивно обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте [текст] / Д.Д. Федотов, А.С. Чудин, С.А. Саркисов // Журн. невропатологии и психиатрии. – 1978, т. 78, вып. 10. – С. 1559-1563.
42. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст] : учебное пособие / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
43. Фетискин, Н. П. Детерминанты монотонофильности и монотонофобно-сти [текст] / Н.П. Фетискин // Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль, 1982. – С. 61-73.
44. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : монография / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 360 с.
45. Фрейеров, О. Е. О психопатических (аномальных) акцентированных и деформированных личностях [текст] / О.Е. Фрейеров // Проблемы личности. – М., 1970. – Т. 2. – С. 230-248.
46. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [текст] : учебное посо-бие / Л.М. Фридман. – М. : Изд-во ИП РАН, 2011. – 480 с.
47. Фрустрация : понятие и диагностика [текст] : учебно-методическое по-собие / Сост. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
48. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревож-ных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – № 1. – С. 94-102.
49. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности [текст] : монография / Р. М. Шамионов. – Саратов : Изд-во СГПУ, 2004. – 142 с.
50. Шафранская, К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура [текст] / К.Д. Шафранская // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л., 1976. – С. 176-188.
51. Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков [текст] / Е. Шир // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1984. – № 10.
52. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе лич-ности : теоретический анализ уровней адаптации [текст] / Н.Е. Шустова // Проблемы социальной психологии личности. – 2007. – 220 с.
53. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. – М. : Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
54. Юров, И. А. Направленность и типы фрустрации [текст] / И.А. Юров // Социс. – 1987. – № 4. – С. 34-39.
55. Якунин, В. А. О связи психических состояний и свойств личности [текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001, с. 17-23.
56. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс : психологические механизмы и закономерности динамики [текст] : монография / М.С. Яницкий. – Кемерово : Изд-во КемГУ, 1999. – 84 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.