На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные теоритические и методические аспекты оценки уровня концентрации на рынки.Концентрация продавцов на рынке: сущность и основные положения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 28.11.2013. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавления

Введение 2
1. Основные теоритические и методические аспекты оценки уровня концентрации на рынки 3
1.1. Концентрация продавцов на рынке: сущность и основные положения 3
1.2. Методические основы оценки концентрации на рынке 7
2. Оценка уровня концентрации на примере оптового рынка электроэнергии Российской Федерации 13
2.1. Краткая характеристика современного оптового рынка электроэнергии России 13
2.2. Методические аспекты исследования 18
2.3. Оценка концентрации оптового рынка электроэнергии РФ 20
Заключение 31
Список используемой литературы 33


Введение
Значение и актуальность работы связана с тем, что российские рынки отличает от западных крайне высокий уровень концентрации и специализации производства, я валяющийся следствием не до конца преодолённых отголосков советской экономики. Концентрация рынка характеризует долю крупных продавцов, доминирующих на данном рынке. Показатели концентрации рынка часто используют для анализа отраслевых рынков.
Объект работы – экономика отрасли.
Предмет работы – анализ отраслевых рынков.
Цель работы – изучить методический аппарат оценки уровня концентрации на рынке.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность и основные положения концентрации продавцов на рынке.
2. Изучить методические основы оценки концентрации на рынке.
3. Рассмотреть пример оценку уровня концентрации через анализ оптового рынка электроэнергии Российской Федерации.
Структура работы включает в себя введение, главы «Основные теоритические и методические аспекты оценки уровня концентрации на рынки» содержащей в себе теоретическую часть и главы «Оценка уровня концентрации на примере оптового рынка электроэнергии Российской Федерации» содержащую практическую часть, заключение и список литературы.


1. Основные теоритические и методические аспекты оценки уровня концентрации на рынки
1.1. Концентрация продавцов на рынке: сущность и основные положения
Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Определение уровня концентрации само по себе не представляет большой проблемы. Но для использования показателей концентрации необходимо предварительно ответить на два существенных вопроса: каковы границы рынка, который мы анализируем; что служит показателем "размера" фирмы на анализируемом нами рынке.
Различают следующие 3 пути концентрации производства: естественный (или внутренний) рост предприятия; интеграция предприятий (или внешний рост); заключение различного рода картельных соглашений о ценах, разделе рынка, условиях продажи и т.п. (создание картелей).
Естественный (или внутренний) рост предприятия. При этом по мере накопления средств предприятие расширяет свои производственные мощности. Это самый длительный, но наименее ограниченный государственными органами путь концентрации производства.
Интеграция предприятий (или внешний рост). Естественный путь концентрации наиболее длительный и трудоемкий, гораздо быстрее и проще увеличить свою рыночную власть за счет объединения с другим предприятием. В результате интеграции несколько независимых предприятий по какой-либо причине начинают действовать на рынке как один участник.
Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но из этого вовсе не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению фирмы-монополиста или группы фирм-монополистов и возникновению олигополии.
В странах с развитой рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью предотвращения появления предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало то, что к концу 60-х годов в этих странах сложилась целая система показателей статистики рыночной концентрации, которая систематически публикуется в печати. Из этой системы показателей наиболее распространение получил показатель доли фиксированного числа предприятий. Так, по германскому антимонопольному законодательству монопольное положение фирмы или группы предприятии на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. США в течение нескольких десятилетий применялся показатель доли 4-х крупнейших предприятий. Однако доля фиксированного числа предприятий имеет один недостаток – этот показатель характеризует не всю совокупность предприятии на рынке и его структуру, а только позиции крупнейших производителей.
В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один показатель рыночной концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. является первым в истории современной России антимонопольным законодательным актом. Закон должен способствовать созданию благоприятных условий для добросовестной конкуренции и конкурентной среды.
Данный закон до сих пор действует и является нормативной основой регулирования конкуренции на российских рынках, на ряду с Федеральноми законами «О защите конкуренции» и «О естественных монополий».
В целях проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства в законе предусмотрено образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделение их рядом властных полномочий. Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым понятием является «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» совпадают. В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.
В дальнейшем в соответствие Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.
При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы и каковы границы рынка.
В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т.п.
Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.


1.2. Методические основы оценки концентрации на рынке
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше ко......

Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 29.06.2012)
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012)
3. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 29.06.2012)
4. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006)
5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 №1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (ред. От 22.10.2012)
6. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2009. – 256 с.
7. Баранова Р.А. Конкурентоспособность организации: экономика, маркетинг, менеджмент. – М., Маркетинг, 2010. – 343с.
8. Важенов Н.Л. Экономика предприятия. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 384с.
9. Игнатьева В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2009. – 376с.
10. Коверкова В.В. Статистические методы в маркетинге. М.:Финансы и статистика,2009. – 392с.
11. Курзанов С.М. Анализ рынков. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 472с.
12. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. – 5-е изд., перераб. и доп. –Спб.: Дело, 2007. – 448с.
13. Максимов Б.К., Молодюк В.В. Теоретические и практические основы рынка электроэнергии: учеб. пособие. — М.: Издательский дом МЭИ, 2008. — 292 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА М, 2008. – 312 с.
15. Хаит И.Д. Современная экономика анализ и отрасли. -М.: 2011. - 384с.
16. Шепелев А.И. Количественные методы финансового анализа. – М.: Дело, 2010. – 472с.
17. Питтман Р. Вертикальная реструктуризация инфраструктурных отраслей в странах с переходной экономикой // Рынки и финансы, 2011. - №6(192). - С.7-39.
18. Пелих А.С. Анализ отрасли. >19. Анализ оптового рынка электроэнергии за 2005 год. Итоги, проблемы и перспективы развития // Управление по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе. >20. Концентрация продавцов на рынке. >21. Рынок электроэнергии. >22. Рыночная концентрация продавцов (производителей) на рынке. >23. Официальный сайт «Международного энергетического агентства». >24. Официальный сайт «Федеральной антимонопольнойя службы». >25. Информационное агентство AK&M. >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.