На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретический анализ проблемы особенностей самоотношения и ценностных ориентаций подростков, занимающихся самбоПонятие самоотношения и особенности самоотношения в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 28.11.2013. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Теоретический анализ проблемы особенностей самоотношения и ценностных ориентаций подростков, занимающихся самбо

1.1 Понятие самоотношения и особенности самоотношения в подростковом возрасте

Одной из важнейших особенностей психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание. Самосознание отражает всю сложную совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему [31].
Исторически проблема осознания человеком того, что «он есть на са-мом деле» возникла и развивалась в философии. Собственно психологиче-ской проблемой самосознание стало только в конце XIX века. Этой проблеме посвящено значительное количество трудов русских и зарубежных психологов (З. Фрейд, У. Джеймс, Д. Мид, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, И.С. Кон и др.). Разные авторы по-разному подходят к пониманию сущности данного явления и его структуры. Так, в отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе как субъекте действий и переживаний [17; 33].
Большинство подходов объединяет выделение в качестве компонента самосознания – самоотношения. Выделение самоотношения, как самостоя-тельного объекта психологического анализа, чаще всего, осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний), и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Это соответствует когнитивному и эмоциональному компонентам самосознания.
Проблема самоотношения или эмоционально-ценностного отношения личности затрагивалась ещё в работах психологов гуманистического направления, однако наиболее детально данный феномен стал изучаться отечественными психологами В.Н. Мясищевым, А.Ф. Лазурским, В.В. Столиным и другими, работы которых послужили источником для последующих научных открытий.
В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова и некоторые другие исследователи рассматривают самоотношение как центральный компонент в структуре самосознания [27; 33].
Самоотношение определяет картину представления о себе и поведенческие проявления. Позитивное самоотношение формирует позитивную Я-концепцию. Самоотношение определяет самовосприятие, представление о себе, фильтруя перцептивные признаки и приписывая им вес [33].
В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.В. Ильенков рассматривают самоотношение в качестве одного из видов человеческих отношений, наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями [25].
М.И. Лисина, отмечая важность данного образования в структуре личности, считает линию отношении к себе определяющей в системе отношений [26].
Многие авторы рассматривают самоотношение как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоот-ношения поражается одной из первых при психических заболеваниях [17].
Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения была предпринята В.В. Столиным. На основе разрабо-танных им представлений о личностном смысле «Я», как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты «образа Я». Наоборот, и знание о себе, и самоотношение – есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.
По мнению Н.И. Сарджвеладзе, способ отношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным и регулятивным моментами самосознания; а напротив, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию. А само понятие самоотношения является родовым относительно понятий самооценки, самопознания и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности [32]. Н.И. Сарджвеладзе называет самоотношение подклассом социальной установки и считает, что самоотношение является одной из структурных единиц диспозиционного ядра личности. Автор выделяет следующие компоненты самоотношения:
 когнитивный (психические функции, которые выступают в качестве источника и средства информации о самом себе);
 эмоциональный;
 конативный (внутренние действия в свой адрес или готовность к ним: манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т.д.) [32].
Большинством авторов отмечается, что подростковый возраст является критическим для формирования самоотношения (И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова и др.).
Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В подростковом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты воздействия социальной среды.
Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований – рефлексии на себя, на других, на общество [15; 23; 24].
Под влиянием комплексных ситуационных и психологических факто-ров происходит качественная перестройка или «закреплением» ранее сло-жившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Своеобразие самоотношения в подростковом возрасте определяется тем, что именно в этот период происходит становление самосознания личности, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения [15].
Ещё одной отличительной чертой самоотношения подростка является то, что выработанная им ранее система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес «других», сложившееся эмоционально-оценочное отношение к собственному «Я» (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и других, ценностях, интересах имеет своё проявление в поведении [23].
Ключевым противоречием самосознания данного периода, согласно Д.И. Фельдштейну, является противоречие между критическим отношением подростка к себе, недовольством собой, с одной стороны, и потребностью в общем положительном отношении к себе как к личности со стороны окружающих – с другой [36].

1.2 Понятие ценностных ориентаций в психологии и особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Ценностные ориентации – это направленность личности на те или иные ценности [34]. Ценности являются производными от соотношения мира и человека и выражают то, что в мире значимо для человека [29, C. 369]. В ценности отражается значимость, привлекательность целевого объекта [37, C 207]. Ценностные ориентации – это отражение в сознании индивида ценностей, принятых им в качестве мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей [21, C. 23]. Выступая в качестве главного связующего звена между личностью, ее внутренним миром и социальной средой, ценности представляют важный элемент внутренней структуры личности [11].
Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. Система ценностных ориентаций индивида составляет основу отношений к миру, к окружающим людям и к самому себе, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни [13, C. 133].
С позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева, конструкт субъективных ценностей связан с понятием значимости, что предполагает связь эмоционально-мотивационной сферой и индивидуальной системы значений [19].
Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией индивида на социум в целом и на отдельных людей, на имеющиеся в обществе нормы, представления и идеалы. Индивид может использовать лишь те ценности, которые наличествуют в обществе, следовательно, жизненные ценности индивида по сути являются ценностями окружающего его общества [2, C. 146]. Таким образом, ценностные ориентации, обеспечивая обратную связь между индивидом и обществом, определяют характер возникшей потребности, опосредуют ее....

Список литературы

1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо. Учебное пособие. Красноярск, 1998.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды: в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. – 1948. - №8. – С. 4-7.
4. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс – М.: Про-гресс, 1986. – 340 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
6. Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи / Е.А. Данилова // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.
7. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
8. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.
9. Елисеев С.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо. – М., 2003.
10. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я Ермолич // Внешкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.
11. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 222 c.
12. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведе-ния / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М. : Просвещение, 1979. – 240 с.
13. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профес-сиоведа / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т. 14. – № 4. – С. 130-136.
14. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. – 1981. - №3. – С. 25-38.
15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989. – 430 с.
16. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Сфера, - 2006. – 509с. – С. 130-133.
17. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев – М.: Институт практической психологии, 1997. – 335 с.
18. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность : 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. – М. : Речь, 2004. – 320 с.
20. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – M. : Институт РАН, 1992. – 17 с.
21. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в инди¬видуальном и групповом сознании: виды, детерми¬нанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13-25.
22. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Педагогика, 1982. – С. 108-118.
23. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / В.С. Мерлин. – Воронеж: МОДЕКС, 2005. – 544 с.
24. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Му-хина – М.: МПСИ, 1999. – 456 с.
25. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психоло-гии отношений человека / В.Н. Мясищев – М.: Изд-во АПН, 1960. – 415 с.
26. Общая психодиагностика / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 434 с.
27. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев – М.: Смысл, 1993. – 32 с.
28. Психология современного подростка / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1984. – 603 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии : изд. 2-е. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
30. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : ЛГУ, 1979. – 263 с.
31. Самосознание: моё и наше. К постановке проблемы / Отв. ред. Ака-демик РАО Ф.Т. Михайлов. – М.: ИНФРА, 1997. – 247 с.
32. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной сре-дой / Н.И. Сарджвеладзе – М.: Сфера, 1999. – 480 с.
33. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин – М.: Вагриус, 1991. – 456 с.
34. Тугаринов, В.П. Теория ценностей / В.П. Тугаринов. – Л.: ЛГУ, 1968. – 124 с.
35. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
36. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельд-штейн – М.: Институт практической психологии, 1996. – 345 с.
37. Широких, О. С. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.
38. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый. – Кемерово : КемГУ, 1999. – 92 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.