На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 28.11.2013. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период 8
1.1 Аутогенная тренировка как метод психофизиологической саморегуляции 8
1.2 Особенности саморегуляции нервно-психического напряжения в ситуации предэкзаменационного стресса у студентов 17
1.3 Особенности личностного развития в юношеском возрасте 23
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в период предэкзаменационного стресса 28
2.1 Организация исследования и описание методик исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Заключение 46
Список используемой литературы 48

Введение

Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением негативных эмоций, сильных переживаний, а так же перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в ситуации повышенных требований к его психическим ресурсам.
Проблема присутствия экстремальных факторов в учебной, трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия, чему способствовал ряд обстоятельств.
Во-первых, распространение концепций биологического стресса и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека.
Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению "человеческого фактора", особенностей психических процессов, свойств и соотношений личности в связи с усложнением содержания учебных, профессиональных задач, условий и организации учебной деятельности и трудового процесса.
В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у некоторых людей под влиянием психотравмирующих ситуаций учебной и профессиональной деятельности.
Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последствия [7].
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием напряжённых условий жизнедеятельности, является стресс. Этот термин широко используется в ряде областей знаний, - именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.
Стресс как особое психическое состояние связано с зарождением и проявлением эмоций, но, как считает Ф.Е. Василюк, "стресс не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности" [5].
Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не являются обязательно теми же для другого [3].
В данной работе нас интересуют особенности эмоционального состояния учащихся в ситуации предэкзаменационного стресса и методы саморегуляции их нервно-психического напряжения.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов, а также на их психоэмоциональное состояние.

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам, можно отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов – все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения [25], [18].
В данном исследовании мы опирались на работы следующих ученых, посвятивших свои труды феномену «предэкзаменационного стресса» и изучению аутогенных тренировок, как способа саморегуляции психофизиологического состояния: Щербатых Ю.В., Фаустов А.С., Доскин В.А. [23]; [19]; [8].
Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников. В связи с массовостью характера данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны, мы отмечаем особую актуальность данного исследования.
В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому целесообразно вести речь об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса - то есть снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, оптимизации режима труда и отдыха, а также методами психической саморегуляции, в частности применением студентами аутогенной тренировки.
Новизна данного исследования заключается в том, что впервые было изучено влияние аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние учащихся в предэкзаменационный период.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для студентов, находящихся в напряжённой ситуации предэкзаменационного стресса.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи использования аутогенной тренировки и психоэмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период.
Объектом нашего исследования является аутогенная тренировка как метод психофизиологической саморегуляции.
Предмет данного исследования составляют особенности психоэмоционального состояния студентов в период предэкзаменационного стресса в связи с применением аутогенной тренировки или её отсутствием.
В соответствии с целью исследования сформулирована следующая исследовательская гипотеза: психоэмоциональное состояние студентов в период предэкзаменационного стресса меняется с использованием аутогенной тренировки, в частности, снижается показатель общей тревожности учащихся.
Задачами нашего исследования являются:
1. Анализ литературы по заявленной проблематике.
2. Разработка программы исследования, подбор методов диагностики.
3. Проведение диагностики личностных свойств личности, анализ полученных результатов, формулирование выводов.
В первой главе настоящей работы отражены результаты теоретического анализа проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период, проанализированы особенности аутогенной тренировки как метода психофизиологической саморегуляции и источники данного метода, освещены особенности нервно-психического напряжения у студентов в предэкзаменационный период и возможности его саморегуляции.
Вторая глава посвящена описанию организации и результатов опытно-экспериментальной работы по изучению влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в период предэкзаменационного стресса. Приводится обоснование методов и методик исследования, подробно изложено содержание программы формирующего эксперимента, представлен анализ и обсуждение результатов психодиагностического исследования. Описание результатов проиллюстрировано рисунками и таблицами.
В заключительной части представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования, обобщённая итоговая оценка проделанной работы и разработанные на основании проведённого исследования практические рекомендации для студентов, находящихся в напряжённой ситуации предэкзаменационного стресса.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период

1.1 Аутогенная тренировка как метод психофизиологической саморегуляции

За последнее время все большую популярность приобретает метод аутогенной тренировки, являющийся активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающей возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма [17].
Аутогенная (от греч. autos – сам и genos – возникающий) тренировка – метод самовнушения, предложенный немецким психиатром Иоганном Генрихом Шульцем в 1932 г. В этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления – релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма.
До 1910 года Шульц работал в Бреслау, в пользовавшейся большой популярностью клинике гипноза. Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сегодня под названием психосоматической медицины. Основная идея аутотренинга впервые была представлена им в 1920 году в работе «Образование слоев в гипнотической духовной жизни». Участвовавшие в его экспериментах лица пе.......

Список используемой литературы

1. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психол. 1973. № 6. С. 13 - 24.
2. Беляев Г.С., Копылова И.А. Психопрофилактика здоровых лиц с помощью аутогенной тренировки. – Тамбов, 1974г, с.299-303.
3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 1996. Т.17.№4. С. 64-74.
4. Бурно М.Е. Аутогенная тренировка (учебное пособие). – М., 1971г.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984г, с.56.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
7. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976г.
8. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160.
9. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 86—88.
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
11. Конопкин О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. С. 158—172.
12. Нормализация учебной нагрузки школьников / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козловой. М., 1988.
13. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С.48-50
14. Плотников В. В., Андрияшек Д. Ю. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. М., 1983. С. 28—37.
15. Полевая Е. М., Форманова С. В., Янош О. О некоторых приемах регуляции эмоциональных состояний учащихся // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 117—118.
16. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1992. 127 с.
17. Теория и практика аутогенной тренировки / под ред. проф. В.С.Лобзина. – Л.: Медицина, 1980г.- 272 с.
18. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35.
19. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. - Воронеж, 2000. – 32 с.
20. Хохлов С. И., Лосавио О. В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Сов. педагогика. 1989. № 9. С. 47—50.
21. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. с. 3—7.
22. Черепанова Е. "Псхологический стресс", Изд. "Академия",М.,1997г.
23. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы.// Актуальные проблемы современной биологии и медицины. Днепропетровск, 1997, С.116-117.
24. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56.
25. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж. 2000. – 120 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.