Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Законодательство России об административной ответственности. Понятие, признаки и основания административной ответственности. Ее цели, функции, стадии и принципы. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 13.03.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


5
Содержание
Введение……………………………………………………………………..........3
1. Законодательство об административной ответственности………….............5
2. Административная ответственность…………………………………………8
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……………..…..8
2.2 Основания административной ответственности…………………….…..…10
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности……….…13
2.4 Принципы ад-министративной ответственности ……………………….…16
3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности……………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………...26
Список источников и литературы……………………………………………...28
Введение
В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.
Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.
Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.
Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.
Эффективность правового регулирования общественных от-ношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отно-шений. И в зависимости от изменений этих потребностей ме-няются роли, объемы и соотношение основных составляющих права -- его институтов и отраслей.
В связи с введением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) резко обостри-лась актуальная проблема изучения в юридических вузах и на факультетах страны уже признанного необходимым и изучаемого почти по-всеместно специализированного курса -- «Административная от-ветственность» (хотя именоваться он может и иначе, например, «Административная деликтология», «Административная юрис-дикция», «Административное принуждение» и т. п.).
Административная ответственность как учебная дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, уме-ний и навыков, необходимых будущим специалистам для веде-ния профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и право-порядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможен-ным, финансовым, экологическим, природоохранным и дру-гим законодательством.
Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности.
Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин.
1. Законодательство об административной ответственности
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об ад-министративных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Россий-ской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами законодательства об административных правонару-шениях являются: защита личности, охрана прав и свобод чело-века и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпиде-миологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного по-рядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонару-шений, а также предупреждение административных правона-рушений.
Что касается Кодекса РФ об административных правонару-шениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основопо-лагающие правовые нормы, составляющие в совокупности ин-ститут административной ответственности, то он основывается, прежде всего, на положениях Конституции РФ, а также на об-щепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Причем на этот счет в ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ прямо сказано: «Если междуна-родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об админи-стративных правонарушениях, то применяются правила между-народного договора».
Структурно КоАП РФ состоит из пяти разделов: «Общие по-ложения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административ-ных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. При-чем содержащиеся в нем материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонару-шений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр.
Объединение же всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности воедино (чего не было в предыдущем кодексе -- КоАП РСФСР, поскольку кроме него эту сферу частично затрагивали Таможенный кодекс РФ, Налого-вый кодекс РФ и иные законодательные акты) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, поскольку число лиц, управомоченных применять ад-министративно-правовые санкции, достаточно велико и их кон-кретные полномочия в этой сфере во многом отличаются друг от друга. Такое положение дел непременно должно отразиться и на повышении уровня законности административно-юрисдикционной деятельности, что также немаловажно в условиях по-строения в России правового государства.
Говоря о законодательстве Российской Федерации в области административной ответственности, нельзя не затронуть во-прос о разграничении предметов ведения и полномочий Рос-сийской Федерации и ее субъектов в этом вопросе, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
общих положений и принципов законодательства об ад-министративных правонарушениях;
перечня видов административных наказаний и правил их применения;
административной ответственности по вопросам, име-ющим федеральное значение, в том числе администра-тивной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде-рации;
порядка производства по делам об административных пра-вонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонаруше-ниях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Кроме того, в соответствии с законодательством о судебной системе (а именно -- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274, законодатель-ством о защите прав несовершеннолетних (а именно -- Феде-ральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних» Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485, и с уста-новленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена Указом Президента РФ от 09 марта 2004г. №314 Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690, КоАП РФ в разделе III определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, подведомственность дел об админи-стративных правонарушениях комиссиям по делам несовер-шеннолетних и защите их прав, а также подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным кодексом, федеральным органам исполнительной вла-сти. Обо всем этом также прямо сказано в частях 2--4 ст. 1.3 КоАП РФ.
За пределами ведения Российской Федерации субъекты Рос-сийской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными право-нарушениями, которое строится по двум основным направле-ниям -- это самостоятельное определение видов административ-ных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодатель-ством, а также определение основ компетенции муниципаль-ных органов власти в борьбе с административными правонару-шениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Рос-сийской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если подан-ному вопросу был издан федеральный закон.
2. Административная ответственность
2.1 Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность - это вид юридической от-ветственности, которой присущи все признаки последней и ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение (администра-тивный проступок) Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С.15..
Основные признаками (характерные черты) административ-ной ответственности можно свести к следующему:
- во-первых, она является составной частью администра-тивного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоу-правления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);
- во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дис-циплинарный проступок, материальной -- причинение матери-ального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;
- в-третьих, в отличие от других видов юридической от-ветственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответствен-ность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-право-вая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс со-ответственно), административная ответственность урегулиро-вана нормами именно административного права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности;
- в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной -- только физические лица;
- в-пятых, процедура (процесс) привлечения к администра-тивной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юри-дической ответственности (в частности, уголовной и граждан-ско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые га-рантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уго-ловным и гражданским процессом);
- в-шестых, административное наказание как мера адми-нистративной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что су-щественно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответ-ственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;
- в-седьмых, административное наказание как мера адми-нистративной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных ор-ганов, а также судей -- и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисципли-нарной властью (в пределах их компетенции), уголовные на-казания -- только судом, меры гражданско-правовой и матери-альной ответственности -- в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);
- в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сбли-жает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергну-тым взысканию (наказанию) в течение установленного срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная).
Несмотря на имеющиеся отличия административной от-ветственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответ-ственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований бо-лее широк.
2.2 Основания административной ответственности
Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С.17.. Среди та-ковых принято выделять следующие:
нормативное основание, т. е. наличие норм права, уста-навливающих административную ответственность и регулиру-ющих ее;
фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые пред-писания, охраняемые административными санкциями (т. е. на-личие административного правонарушения);
3) процессуальное основание, каковым является право-применительный акт компетентного субъекта о назначении ад-министративного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.
Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученого-административиста Е.В. Додина: «Ад-министративный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный про-ступок -- это конкретный жизненный случай, требующий при-менения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значи-мость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического осно-вания административной ответственности» Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964. С.79.. Что же касается процессуального основания административной ответственно-сти, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактиче-ское, поскольку любые нормы права, устанавливающие юри-дическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) пол-номочным на то органом или должностным лицом индивиду-альных юридических актов, основанных на требованиях соот-ветствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания администра-тивной ответственности (т. е. конкретное противоправное де-яние и норма права, устанавливающая административную от-ветственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как та-ковой не будет Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. - М.: Юринформцентр, 2001. - С.18..
Фактическим основанием для наступления административ-ной ответственности является нарушение правовых норм, охра-няемых административными санкциями, -- административное правонарушение (административный проступок, администра-тивный деликт).
Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, вино-вное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правона-рушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как обще-ственная опасность, противоправность, виновность и наказу-емость деяния.
Таким образом, административное правонарушение -- это, во-первых, деяние, т. е. либо действие -- как активная форма поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма по-ведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение, -- это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляю-щих -- физического и психического), выражающийся на прак-тике в подконтрольном сознанию и мотивированном совер-шении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) действия или бездей-ствия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному Салищева Н.Г. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. - М.:ИГП РАН, 2001.- 155-159.
Юридическим выражением признака общественной опасно-сти административных правонарушений является их противо-правность (и это отражено в определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, -- не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется на-личия вредных последствий от противоправного действия или бездействия -- достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняе-мым нормами КоАП РФ.
Административное правонарушение -- это всегда винов-ное деяние, т. е. виновность -- это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина -- это психическое от-ношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его по-следствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосто-рожности. Это касается физических лиц как субъектов адми-нистративных правонарушений. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Фе-дерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
И последний обя-зательный признак административного правонарушения -- это его наказуемость, который означает, что любое конкретное дей-ствие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъек-тов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении по-нятия административного правонарушения.
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности
Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупре-дительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще ка-рательной или штрафной) и сигнализационную Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е
изд., изм. и доп. М., 2000. С. 438-439..
Первая призвана осуществлять общее предупреждение пра-вонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, пре-дотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, соб-ственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, ко-торые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противо-правного деяния. А третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, на-пример, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо по-вторное в течение года совершение однородного административ-ного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к ад-министративной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000.С. 13.
выделяют и та-кую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного пра-вонарушения -- ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного на-казания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожа-луй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.
В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказа-ния как меры этой ответственности. А данные цели имеют яв-ную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонаруше-ния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Отметим, что про-филактическая (предупредительно-воспитательная) функция ад-министративной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.
Рассматривая юридическую, в том числе и административ-ную ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотноше-ние, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения опреде-ленных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и долж-ностными лицами и изменений, происходящих в правовом ста-тусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответ-ственности).
В этой связи различные авторы выделяют свои концепции о стадиях юридической ответственности. Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения право-отношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой дру-гой юридической ответственности, на отдельные самостоятель-ные стадии будет, пожалуй, следующимШиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственно и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.