На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Челябинской области

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 01.12.2013. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
С.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях…………………………………………………………….……………..6
1.1. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях в РФ………………………………………………..………….……………………….6
1.2. Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера………………………….......18
1.3. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в РФ…………………………………………………………….…..…25
Глава 2. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Челябинской области……………………………………………………………32
2.1. Анализ деятельности Челябинского территориального звена РСЧС по реагированию на чрезвычайные ситуации……………………………….…32
2.2. Организация взаимодействия спасателей пожарной службы с представителями других министерств и ведомств…………………………….41
Глава 3. Совершенствование механизмов обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Челябинской области…………………….…48
3.1. Пожарная связь 01 и ее место в системе реагирования на чрезвычайные ситуации……………………………………………………….…48
3.2. Мероприятия по повышению эффективности мер по обеспечению защиты населения Челябинской области от чрезвычайных ситуаций……….54
Заключение………………………………………………………………………..60
Библиографический список……………………………………………….……64

Введение

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который дает по оценке экспертов на некоторых производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).
Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести. Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно настоящее время также от действий террористов, разрушение потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.
Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших – 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%. Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Поэтому так актуально изучение данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать роль службы пожарной связи в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
-рассмотреть мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-проанализировать деятельность государственных и муниципальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
-обозначить роль пожарной связи в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
-разработать рекомендации по совершенствованию деятельности службы пожарной связи в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Объект исследования – Челябинское территориальное звено Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Предмет – деятельность Челябинского территориального звена РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
Анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
Обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
Моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.
Вопросы, связанные с обеспечением защиты населения от чрезвычайных ситуаций рассматривались в работах отечественных ученых, таких как А.С. Грин, В.Н. Новиков, Л.А. Михайлов, О.Г. Мугин.
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в ходе исследования, будут способствовать совершенствованию пожарной безопасности населения при чрезвычайных ситуациях.
Структура данной работы – введение, основная часть, состоящая из 3 глав, заключение, библиографический список.





















Глава 1 Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

1.1 Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях в РФ

Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) — это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС.
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой .......



Введение

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который дает по оценке экспертов на некоторых производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).
Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести. Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно настоящее время также от действий террористов, разрушение потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.
Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших – 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%. Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Поэтому так актуально изучение данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать роль службы пожарной связи в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
-рассмотреть мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-проанализировать деятельность государственных и муниципальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
-обозначить роль пожарной связи в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
-разработать рекомендации по совершенствованию деятельности службы пожарной связи в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Объект исследования – Челябинское территориальное звено Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Предмет – деятельность Челябинского территориального звена РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
Анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
Обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
Моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.
Вопросы, связанные с обеспечением защиты населения от чрезвычайных ситуаций рассматривались в работах отечественных ученых, таких как А.С. Грин, В.Н. Новиков, Л.А. Михайлов, О.Г. Мугин.
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в ходе исследования, будут способствовать совершенствованию пожарной безопасности населения при чрезвычайных ситуациях.
Структура данной работы – введение, основная часть, состоящая из 3 глав, заключение, библиографический список.





















Глава 1 Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

1.1 Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях в РФ

Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) — это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС.
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударственной задачей. В российской Федерации принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.
Особое место в комплексе мероприятий по защите населения занимает обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья спасателей — граждан, которые подготовлены и аттестованы для проведения аварийно-спасательных и других неот¬ложных работ при ликвидации ЧС. Статус, права и обязанности спасателей определе¬ны Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасате¬лей», гарантированы права спасателей по защите их жизни и льготы при выполнении обязанностей по ликвидации ЧС. Защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС. Основные принципы защиты населения:
-защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностран¬ные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;
-мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов — природного, техногенного, военного характера и др.;
-мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно с учетом военно-экономического и административно-политического значения конкретных районов, городов и объектов экономики; особенностей заселения территории; продолжительности и степени возможной и реальной опасности, создаваемой ЧС; природно-климатических и других местных условий;
-объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности технологий и производства, состояния спасательных служб;
-в целях рационального расходования ресурсов максимально эффективно (по двойному назначению — в производственных интересах и для защиты населения) используются имеющиеся и создаваемые здания и сооружения, технические средства и имущество.
Основным объектом защиты в ЧС является человек с его правами на жизнь, здоровье, а также сохранение имущества. Вместе с тем каждый человек должен сам заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от ЧС и получать для этого необходимые знания.
Защита достигается проведением до и после возникновения ЧС следующих мероприятий:
1.Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
2.Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
3.Оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;
4.Эвакуация людей из опасных зон и районов;
5.Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;
6.Применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;
7.Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;
8.Подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;
9. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;
10.Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;
11.Создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.
Большое значение для эффективности защиты людей имеют следующие мероприя¬тия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф: обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, в том числе способам оказания первой медицинской помощи и ме¬рам профилактики инфекционных заболеваний; морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью фор¬мирования психологической устойчивости и готовности к активным действи¬ям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС; использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры¬тий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицин¬ских учреждений в условиях радиоактивного, химического загрязнения территории и др.; использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, кожных покровов от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами; соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохи¬мической защиты, правил поведения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на тер¬ритории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС; проведение мероприятий медицинской защиты, являющихся составной частью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.
Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
1.На федеральном уровне – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
2.На региональном уровне – региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС);
3.На территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
4.На объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:
-разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС
-осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
-подготовка населения к действиям при ЧС;
-прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
-создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
-ликвидация чрезвычайных ситуаций;
-осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
-реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
-международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Таким образом, данное мероприятие было направленно на повышение эффективности работы по предупреждению и защите населения от ЧС.
Основная цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:
-признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
-соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
-приоритет профилактической работе;
-комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
-построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Структура органов РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет:
-координирующие органы;
-постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
-органы повседневного управления;
-силы и средства;
-резервы финансовых и материальных ресурсов;
-системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующие органы РСЧС:
-на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
-на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.
-на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-на местном уровне, охватывающем территорию района, Города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
-на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, в состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Межведомственная комиссия решает следующие основные задачи:
1)Формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
2)Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;
3)Подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от ЧС;
4)Проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5)Определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;
6)Организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения и территории страны от ЧС, и координация работ по выполнению этих программ;
7)Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при ликвидации Чс по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС;
8)Определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствам, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС.
Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС применяют мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
-на федеральном уровне – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
-на региональном уровне – региональные центры;
-на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
на объектовом уровне – отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам Го и ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
-пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
-дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
-Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
-информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
-региональные информационно-управляющие центры;
-информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
-абонентские пункты городских и районных органов управления по делам Го и ЧС;
-информационные центры организаций;
-средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98 г. №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциями федеральных органов и Федерального управления специального строительства при правительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
1)сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);
2)сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);
3)предупреждение и ликвидации на объектах, входящих в состав отрасли (Миноборонпром России и Минэкономики России);
4)охраны общественного порядка (МВД РФ);
5)резерва медицинских ресурсов (Минздрав России и Минэкономики РФ);
6)авиационноно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);
7)экологической безопасности и экологического мониторинга; наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением ОС и предупреждения цунами (Министерство природных ресуросов РФ совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);
8)связи и освещения (Государственный комитет по связи и информации);
9)защиты с/х животных и растений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х и продовольствия РФ);
10)социальной защиты от ЧС (Министерство труда и социального развития РФ);
Некоторые министерства и ведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.
Министерство транспорта и Министерство путей сообщения – за подсистемы:
-транспортного обеспечения ликвидации ЧС;
-сил и средств поиска и спасения людей на море;
-поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
-сил и средств ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.
Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, государственный комитет по государственным резервам – за подсистемы:
-целевых видов страхования;
-финансовых резервов;
-резервов материальных ресурсов.
Государственный комитет социально-эпидемиологического надзора РФ – за подсистему надзора по санитарно-эпидемиологической обстановке. Комитет по геологии и использованию недр – подсистему наблюдения и контроля за уровень радиоактивного загрязнения подземных вод. Федеральная служба лесного хозяйства отвечает за подсистемы:
-защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности;
-предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.
Таким образом, решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время – в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

1.2 Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Защита населения от чрезвычайных ситуаций — это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается: риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф; предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает: оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях; эвакуационные мероприятия; меры по инженерной защите населения; меры радиационной и химической защиты; медицинские мероприятия; подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.
Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.
Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности).
Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.
Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.
Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы.
Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах.
В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.
Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.
В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы «Маяк», «Европа+», «Авторадио», «Эхо Москвы», «Москва и москвичи». Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.
Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера. В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения.
Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов. В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений гражданской обороны. Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.
Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.
Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.
Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).
В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет; пакет перевязочный медицинский (ППМ).
Подведем итог. Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением мероприятий по защите населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных звеньев РСЧС, специализированных органов управления, сил и формирований ГО, диспетчерских (дежурных) служб предприятий и других объектов.
При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей и другие объединения.
В исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью экстренного проведения спасательных и других неотложных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

1.3 Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в РФ

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
1.На федеральном уровне – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
2.На региональном уровне – региональные центры;
3.На территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
4.На объектовом уровне – отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам Го и ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
-пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
-дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
-Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
-информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
-региональные информационно-управляющие центры;
-информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
-абонентские пункты городских и районных органов управления по делам Го и ЧС;
-информационные центры организаций;
-средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98 г. №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с функциями федеральных органов и Федерального управления специального строительства при правительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
1)сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);
2)сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);
3)предупреждение и ликвидации на объектах, входящих в состав отрасли (Миноборонпром России и Минэкономики России);
4)охраны общественного порядка (МВД РФ);
5)резерва медицинских ресурсов (Минздрав России и Минэкономики РФ);
6)авиационноно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);
7)экологической безопасности и экологического мониторинга; наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением ОС и предупреждения цунами (Министерство природных ресуросов РФ совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);
8)связи и освещения (Государственный комитет по связи и информации);
9)защиты с/х животных и растений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х и продовольствия РФ);
10) социальной защиты от ЧС (Министерство труда и социального развития РФ).
Таким образом, функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Некоторые министерства и ведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.
Министерство транспорта и Министерство путей сообщения – за подсистемы:
-транспортного обеспечения ликвидации ЧС;
-сил и средств поиска и спасения людей на море;
-поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
-сил и средств ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.
Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, государственный комитет по государственным резервам – за подсистемы:
-целевых видов страхования;
-финансовых резервов;
-резервов материальных ресурсов.
Государственный комитет социально-эпидемиологического надзора РФ – за подсистему надзора по санитарно-эпидемиологической обстановке. Комитет по геологии и использованию недр – подсистему наблюдения и контроля за уровень радиоактивного загрязнения подземных вод. Федеральная служба лесного хозяйства отвечает за подсистемы:
-защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности;
-предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:
-силы и средства наблюдения и контроля;
-силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
-повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
-повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
-чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
а)в режиме повседневной деятельности: осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление целевых видов страхования.
б)в режиме повышенной готовности: принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в)в режиме чрезвычайной ситуации: организации защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; организация ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, - за счет средств федерального бюджета; ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств федерального органа исполнительной власти; резерв субъектов РФ - за счет средств бюджета субъектов РФ; местный резерв – за счет средств местного бюджета; объектовый резерв финансовых и материальных средств – за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов.
В отдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случае недостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайству руководства соответствующего уровня.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС в том случае, если их участники имеют соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетно-страховых фондов и других источников. При отсутствии и недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.











Глава 2 Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Челябинской области

2.1 Анализ деятельности Челябинского территориального звена РСЧС по реагированию на чрезвычайные ситуации

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.
Одним из методов решения этой проблемы в Челябинской области является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которая объединит на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов, городского округа области дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб: действующих (служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и вновь созданных (служба «Антитеррор» и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях).
На базе ЕДДС Челябинской области развертывается система – 112.
ЕДДС Челябинской области в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального района независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
ЕДДС предназначена для приёма и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования районного звена областной подсистемы РСЧС, приёма сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами районного звена областной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального района и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Внедрение системы «112» на территории области обеспечит переход разрозненного и автономного функционирования экстренных оперативных служб, когда взаимодействие осуществляется по принципу каждый с каждым, к централизованному управлению. Обязательным условием построения системы «112» в муниципальных районах, городском округе является их включение в вертикаль реагирования на ЧС в качестве важнейшего низового звена РСЧС.
Особенностью прошедшего 2012 года стало, как и в предыдущие годы, резкое ухудшение пожарной обстановки в районе с наступлением весенне-летнего пожароопасного периода, как в населенных пунктах, так и на прилегающих территориях лесов и в самих лесах. Основными причинами возникновения пожаров явились неосторожные обращения с огнем при сжигании мусора, сухой травы и т.п. на территориях приусадебных участков, а так же сжигание сухой травы на сенокосных угодьях и пожнивных остатков на сельскохозяйственных полях. Благодаря своевременно изданным постановлениям Главы администрации Кунашакского района и губернатора Челябинской области о введении особого противопожарного режима, проведенных надзорно-профилактических мероприятий, а так же усилиями всех противопожарных формирований района по предотвращению пожаров и загораний, ситуацию удалось стабилизировать. В ходе проведенных рейдов в пожароопасный период на нарушителей составлено 52 административных протокола.
В 2012 году на территории Кунашакского района произошло 80 пожаров и 203 загораний, материальный ущерб от пожаров составил 6290000 рублей, в огне погибло 5 человек в том числе 1 ребенок, травмирован 1 человек. За аналогичный период прошлого года на территории Кунашакского муниципального района зарегистрировано 68 пожаров, материальный ущерб составил 4254000 рублей, в огне погибло 5 человек, 3 человека травмировано. В сравнении с аналогичным периодом 2011 года произошло увеличение произошедших пожаров на 15%, материального ущерба на 32 %, гибель людей осталась прежней, количество травмированных сократилось на 33,3%.
Проанализируем деятельность органов власти г.Челябинска на примере экологической катастрофы - утечки брома, произошедшей 1 сентября 2011 года при пожаре и разгерметизации ёмкостей с бромом в грузовом вагоне на железнодорожной станции в городе Челябинске. Произошла по первоначальным официальным данным в 5.35 местного времени (3.35 мск.) на железной дороге в районе вокзала. По более поздним сведениям утечка была обнаружена железнодорожниками около трёх часов ночи местного времени, а в ранее указанное время, с задержкой на два часа, информация поступила в МЧС. Причиной утечки предположительно явилось разбитие несколько бутылей с бромом от столкновения вагонов при роспуске состава, перевозившего это вещество насортировочной горке. Под воздействием жидкого брома произошли нагрев и возгорание деревянных ящиков, в которых находились бутылки с бромом, а от возникшего огня началось кипение брома во всех остальных ёмкостях и плавление/выбивание крышек на них. Станцию затянул густой буро-коричневый туман испарений брома, переносимыми ветром испарениями была окутана прилегающая к станции часть Ленинского района. Сотрудниками ГИБДД было перекрыто на несколько часов движение по автодороге «Меридиан» и по автомобильному мосту через железнодорожные пути на участках, попавших в бромовое облако (при этом люди в машинах, уже оказавшихся на мосту, об опасности отравления предупреждены не были). Пожарными с использованием пожарных машин и пожарных поездов предпринимались действия по тушению возгорания и по осаждению бромового тумана распылением воды. Железнодорожный состав с дымящимся вагоном первоначально планировалось вывести на станцию Козырево вдали от города и в стороне от других населённых пунктов, однако он был выведен на станцию Челябинск-Южный на территории города Копейска, где к 14.00 местного времени утечка была ликвидирована.
Информация о произошедшем в средствах массовой информации в первые дни была представлена противоречиво — в одних источниках говорилось о сопровождавшем утечку пожаре (что было очевидно по образованию буро-коричневого дыма, указывающего на возгонку брома), в других говорится только о розливе брома без пожара.
К пятому сентября повреждённые ёмкости с бромом были перегружены на восемь полуплатформ с песком для возврата предприятию-поставщику, уцелевшие ёмкости были перегружены в спецвагон для дальнейшей транспортировки предприятию-получателю. 22 октября, после того как было получено согласие «Росатома» на ввоз опасного груза на территорию атомного режимного объекта, аварийный вагон отправили из Копейска в ЗАТО Озёрск, где специалисты химкомбината «Маяк» произвели утилизацию брома. После обнаружения катастрофы извещение населения было проведено своевременно. Была произведена централизованная отмена праздничных школьных линеек на открытом воздухе. Именно в этот момент очень хорошо сработали службы оповещения населения. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. После объявления угрозы нападения противника обстановка может меняться весьма быстро. В определенный момент потребуется подать один из сигналов оповещения гражданской обороны. Цель сигналов — своевременно предупредить население городов и сельской местности, о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического или другого оружия и о необходимости принятия мер защиты. Сигналы подаются органами гражданской обороны. Для предупреждения населения установлены следующие сигналы: «Воздушная тревога»; «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».
Единая дежурно-диспетчерская служба г.Челябинска предназначена для координации действий и повышения эффективности взаимодействия дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) и дежурных служб организаций (объектов), расположенных на территории г.Челябинска по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также повышения их оперативной готовности к действиям при угрозе возникновения и возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ЕДДС г.Челябинска решает следующие основные задачи:
-прием от населения и организаций сообщений о любых ЧС, несущих информацию об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС;
-анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
-сбор от взаимодействующих ДДС, систем, сопряженных с комплексом мониторинга окружающей среды (автоматизированных систем контроля аварий и интегрированных автоматизированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения, систем автоматической пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.), и доведение до них информации об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
-обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих (подчиненных) ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в режимы повышенной готовности ЧС звена ГРЗ УТП РСЧС;
-оперативное управление силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных полномочий);
-обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС вариантов решений по ликвидации ЧС;
-постоянное информирование взаимодействующих ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
-представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления УТП РСЧС по подчиненности об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
-доведение задач, поставленных вышестоящими органами УТП РСЧС, до ДДС и подчиненных сил, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
-обобщение и анализ информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.
ЕДДС г.Челябинска функционирует круглосуточно, после получения данных об угрозе возникновения или возникновении ЧС немедленно приступает к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации.
При ЧС муниципального характера и более масштабных ЧС немедленно оповещается и приводится в готовност


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.