На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диссертация Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства.Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Психология. Добавлен: 01.12.2013. Страниц: 44+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства 6
1.1 Понятие личности в психологии и личностные особенности у деятелей искусств 6
1.2 Понятие творческих способностей в психологии 16
1.3 Проблема взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей в психологии 29
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства 41
2.1 Этапы, методы и методики исследования 41
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Введение

Непрерывные изменения социально-экономической ситуации на современном этапе развития общества неизбежно приводят к отрицательным воздействиям на психическое и физическое здоровье личности. Коренные преобразования всего социального устройства жизни страны сопряжены с болезненной сменой или даже «ломкой» целостного, уже сформировавшегося образа мира и своего места в нем, что может привести к глубокому личностному и профессиональному кризису.
Еще более явственно проявляется эта тенденция в современном театре. Сама по себе актерская деятельность представляет для психологии безусловный интерес, поскольку важнейшие феномены и механизмы, связанные с развитием и становлением личности, здесь проявляются наиболее ярко и отчетливо. Ведь театр – это не только зрелище, но и средство познания жизни, приобщения к достижениям культуры, нравственного и эстетического развития и совершенствования человеческой личности. Сочетая в себе возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир актера. Актерская профессия предъявляет высокие требования к творческим способностям и к психологическим особенностям личности актера. Чтобы не затеряться в театрально-педагогическом пространстве, современный актер должен виртуозно владеть всем арсеналом своих выразительных средств, обладать незаурядными вокальными способностями, блестяще танцевать в любых стилях, в совершенстве владеть разнообразными техниками в области пластики, акробатикой, искусством сценического боя, фехтованием, пантомимой, уметь играть на различных музыкальных инструментах, обладать развитым эмоциональным интеллектом, определенной эмоциональной устойчивостью и пр.
Вместе с тем, сам род актерской деятельности способствует формированию и заострению определенных личностных свойств, что, в свою очередь, не может не сказываться на уровне творческих способностей и, в конечном счете, - на востребованности актера. Люди творческих профессий оказываются в этой связи достаточно незащищенным контингентом в силу присущей им сверхчувствительности и ранимости. В этом случае появление новых взглядов на проблемы творческой личности, ее кризисов и способов их преодоления, ставит перед психологией ряд задач, требующих разрешения. В частности, остается недостаточно изученной проблема взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства.
Таким образом, актуальность исследования определяется высокими требованиями, предъявляемыми социумом и актерской профессией к творческим способностям и психологическим особенностям личности актера, а также недостаточной изученностью проблемы взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Взаимосвязь личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства».
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности деятелей искусства.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства.
Гипотеза исследования: между личностными особенностями и творческими способностями деятелей искусства имеется тесная взаимосвязь.
Цель исследования – изучить взаимосвязь личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства.
Цель конкретизирована в следующих задачах исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства.
2. Исследовать свойства личности и творческие способности в группе актеров с помощью психодиагностических методов.
3. Изучить взаимосвязи между показателями личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства с помощью методов математико-статистического анализа и на основании полученных результатов составить практические рекомендации для актеров.
Методологической основой исследования являются разрабатываемые в отечественной психологической науке принципы и методологические подходы: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системный и личностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и пр.), представления современных психологов о природе творчества и творческих способностей человека (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования:
1) Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Эмпирические методы:
- беседа,
- наблюдение,
- тестирование с помощью стандартизированных методик: …
- методы математико-статистического анализа: …
База исследования: …
Выборка испытуемых: …




ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы взаимосвязи личностных особенностей и творческих способностей у деятелей искусства

1.1 Понятие личности в психологии и личностные особенности у деятелей искусств

Понятие «личность» является одним из центральных в психологии. В настоящее время принято различать понятия человека и личности. При этом понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек» и характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его существования как социального существа.
Личность в психологии означает системное социальное качество человека, это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей [54, с. 180].
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него и для окружающих [55, с. 178].
Теории личности отражены в трудах разных психологических школ и научных подходов, но основными направлениями в психологии, признающими своим главным предметом личность, являются в зарубежной психологии – гуманистический подход, в отечественной психологии – субъектно-деятельностный подход [53].
Представители гуманистического подхода рассматривают личность как уникальную целостную систему, которая является открытой возможностью самоактуализации, присущей только человеку. Согласно теории личности А. Маслоу, главной характеристикой личности является стремление к ......

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды [текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : МПСИ, 2000. – с. 72-73.
2. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В. А. Аверин. – СПб. : Питер, 2003. – 516 с.
3. Алексеев Н. П., Герасимов О. Г., Глазкова В. А., Лукьянов В. П., Мицнюков В. К., Русалова М. Н., Симонов П. В., Фролов М. В. Экспериментальное исследование эмоциональности студентов театрального вуза // Журнал высшей нервной деятельности. 1983. Вып. 6. С. 1019-1027.
4. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении [текст] / А. Анастази. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс. – 752 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 173 с.
6. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты музыкально-исполнительской деятельности // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. С. 50-54.
7. Бочкарев Л. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 150-157.
8. Братусь, Б. С. Общая психология : введение в психологию [текст] / Б. С. Братусь, Е. Е. Соколова. – М. : Речь, 2008. – 352 с.
9. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [текст] / А. В. Брушлинский. – СПб. : Алетейя, 2003. – 272 с.
10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Высотская Н. Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1976.
13. Высотская Н. Е. Обусловленность профессионально значимых для артиста балета качеств свойствами темперамента и нервной системы // Психофизиология. Л., 1979. С. 20-31.
14. Высотская Н. Е., Сухарева А. М. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974. С. 143-159.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [текст] : учебное пособие / П. Я. Гальперин. – М. : Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций [текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2002. – 336 с.
17. Годфруа, Ж. Психология [текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 576 с.
18. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность [текст] / Э.А. Голубева. – М., 1993.
19. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве [текст] / Л.Я. Дорфман. – М., 1997.
20. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [текст] / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 101-111.
21. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : 3-е изд. [текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 С.
22. Ершова А. П. Эмоциональная реактивность как компонент способности к актерскому искусству // Вопросы психологии. 1968. № 2. С. 140-149.
23. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [текст] / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон, 2009. – 120 с.
24. Иванников, В. А. Основы психологии [текст] / В. А. Иванников. – СПб. : Питер, 2010. – 336 с.
25. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 680 с.
26. Исмайлова, Л. О. Особенности эмоциональной сферы людей, играющих на сцене [текст] / Л.О. Исмайлова. – СПб. : РГПУ им. Герцена, 1999. – 190 с.
27. Кант, И. Критика чистого разума [текст] / И.Кант. – М. : Мысль, 1994. – 592 с.
28. Колесников, В. Н. Лекции по психологии индивидуальности [текст] / В.Н. Колесников. – М. : Институт психологии РАН, 2000. – 209 с.
29. Коптев Л. Н. Дотекстовые энергетические структуры в творчестве актера. СПб.: СПбГУСЭ, 2008. 299 с.
30. Кочнев В. И. К. проблеме изучения актерских способностей // Вопр. психол. 1983. № 1. С. 108 111.
31. Кочнев, В. И. Динамика эмоциональной реактивности в процессе обучения основам актерской профессии [текст] / В.И. Кочнев // Вопросы психологии. – 1988, № 3.
32. Кочнев, В. И. Понятие сценического самочувствия в системе К. С. Станиславского // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 95 103.
33. Кочнев В. И. О психологическом содержании основного понятия системы К. С. Станиславского - сценическое перевоплощение // Психол. журн.
34. Кочнев В. И. Понятия сценической заразительности, убедительности и обаяния в системе К. С. Станиславского // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 108-113.
35. Краткий психологический словарь [текст] : 2-е изд-е, расшир., испр. и доп. / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.
36. Кудрявцев, В.Н. Ребенок – дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей [текст] / В.Н. Кудрявцев, В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. – 1995, № 9, С. 52-59.
37. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [текст] : хрестоматия / Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – 464 с
38. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [текст] / Н.С. Лейтес. – М.: МОДЭК, 1997. – 448 с.
39. Лук, А. Н. Психология творчества [текст] / А.Н. Лук. – М. : Наука, 1998.–125 с.
40. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
41. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
42. Мэй Р. Мужество творить [текст] / Р. Мэй. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 160 с.
43. Немов, Р. С. Психология : Кн. 1 Основы общей психологии [текст] / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.
44. Нуркова, В. В. Психология [текст] : учебное пособие / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Казань : Идеал-Пресс, 2003. – 486 с.
45. Обозов, Н. Н. Психология взрослого человека [текст] / Н.Н. Обозов. – СПб. : МАПН , 1995. – 62 с.
46. Ошмарина, В. С. Личностные особенности актеров [текст] / В.С. Ошмарина. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 133 с.
47. Пашина, А. X. Штрихи к психологическому портрету артистов балета [текст] / А.X. Пашина // Психологический журнал. 1991. № 3. С. 108-116.
48. Пашина, А. X. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности [текст] / А.X. Пашина, А.В. Торопова // Психологический журнал. – 1999. – № 1. – С. 109-115.
49. Петровский, А. В. Психология [текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2000. – 512 с.
50. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 302 с.
51. Психология: учебное пособие [текст] / Ред.-сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
52. Психология личности [текст] : хрестоматия / Сост. Ю. Б. Гиппентрейтер. – СПб. : ЛитРес, 2007. – 700 с.
53. Психология личности : словарь-справочник [текст] / под ред. П. И. Горностай, Т. С. Титаренко. – Киев : Наукова думка, 2001. – 450 с.
54. Радугин, А. А. Психология и педагогика [текст] : учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Радугин. – М. : Центр, 2002. – 356 с.
55. Реан, А. А. Общая психология и психология личности [текст] / А.А. Реан. – М. : АСТ, 2009. – 639 с.
56. Рождественская, Н. В. Творческая одаренность и свойства личности // Психология процессов художественного творчества [текст] / Н.В. Рождественская. – Л., 1980. С. 57-67.
57. Рождественская, Н. В. Проблемы сценического перевоплощения. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1978. 216 с.
58. Рождественская, Н. В. Диагностика актерских способностей. СПб.: Речь, 2005. 192 с.
59. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Речь, 2007. – 720 с.
60. Савицкайте, А. М. Некоторые особенности сценических способностей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Л., 1973. – 16 с.
61. Сайко, Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального: монография [текст] / Э.В. Сайко. – М. : МПСИ, 2006. – 424 с.
62. Самыгин, С. И. Психология личности [текст] / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 575 с.
63. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
64. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. М., 1975.
65. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
66. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
67. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987.
68. Собкин В. С. Опыт исследования личностных характеристик студента-актера // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 22-37.
69. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954-1961.
70. Талайко, С. В. Психология личности : курс лекций [текст] / С.В. Талайко. – Мозырь : Белый Ветер, 2007. – 476 с.
71. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. [текст] / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 360 с.
72. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [текст] // Вопросы психологии. – 1998. – №4. – С. 123-135.
73. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.
74. Фетисова Е. В. Эмоциональный слух в комплексе психологических характеристик личности артиста балета // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.
75. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В.Д. Шадриков. – М. : Просвещение, 1996. – 480 с.
76. Шаймуратова А. Ф., Дубовицкая Т. Д. Психолого-педагогические условия развития профессионально важных качеств будущих актеров // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 6. С. 143.
77. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии [текст] / К.Г. Юнг / Избранное. – Минск: Попурри, 2008. – 480 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.