На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретический анализ функционирования религиозных организаций: понятие, признаки. Изучение полномочий и задач органов государственного управления, регулирующих их деятельность: уполномоченный по делам религий и национальностей, отдел по делам религий.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву Республики Беларусь на тему: Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь
Студентка II курса Касьянчик А.И.
ГУП-1
Руководитель Тагунов Д.Е.
Минск-2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды
2. Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
2.3 Отдел по делам религий
2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между государством и церковью. На смену антагонистическим отношениям между этими двумя институтами пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки.
Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, предусматривает значительную демократизацию курса конфессиональной политики Республики Беларусь. С одной стороны наблюдается укрепление конфессиональной структуры, а с другой - происходит появление в исторически сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных в Республике Беларусь, но претендующих на лидерство в духовной сфере. Как результат, религиозная жизнь в Республики Беларусь в последнее время развивается достаточно противоречиво.
В обществе начало все более укрепляться осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания эффективного механизма регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь.
Целью данной работы является изучение механизма административно-правового регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь, анализ его эффективности и поиск новых путей его функционирования.
1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды
Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени обусловлена ростом религиозности населения и значительной демократизацией курса конфессиональной политики Республики Беларусь. [6, c.82-83]
Религиозные организации являются специфическим институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на формирование ценностных ориентаций личности - с одной стороны, а с другой - они являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности.[1, c.228]
В научной литературе религиозную организацию определяют как объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов, традиций и обычаев, сообщество людей со схожими ценностными ориентациями, которые совместно реализуют общую жизненную программу. Функции религиозных организаций состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения [18, c. 88 - 89].
Особенностями религиозных организаций являются устойчивость даже при анонимном членстве в них, отсутствуем процедуры оформления членства. Большинство из них относится к так называемым внешнеорганизованным сообществам: они создаются по инициативе граждан, нередко у них имеется своеобразное штатное расписание, определяющее структуру и иерархию. Почти все они имеют внутреннюю организацию, определяемую схожими ценностями, стереотипами мышления и поведения, личностно-психологическими отношениями. В религиозной организации, как и в любой другой, довольно четко различаются управляющие и управляемые подсистемы, формальная и неформальная иерархия. Сохранение ее внутренней структуры обеспечивается руководством, нормами соответствующего религиозного права к религиозной морали.
Эффективность функционирования религиозной организации обусловлена теми же факторами, что и эффективность любого другого подобного светского образования: внутренней структурой, типом руководства, компетентностью руководителей, внешними и внутренними взаимоотношениями. Определенный отпечаток на функционирование религиозной организации накладывает конфессиональная принадлежность, местные традиции, конкретные исторические обстоятельства [21, с. 38-42].
Обеспечение юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций, появившихся на территории постсоветских государств [10, с. 228].
Из данного принципа вытекает классификация религиозных организаций по степени их исторической принадлежности к данному государству.
Традиционные конфессии - это религиозные объединения, исторически связанные с народом, проживающим на конкретной территории, и повлиявшие на становление и развитие его государственности. В Республике Беларусь такими религиозными организациями являются Белорусская православная церковь, Римско-католическая церковь, Греко-римская церковь, иудаизм, мусульманство.
Вероисповедания, обладающие признаками религии, но не являющиеся традиционными для конкретной страны и не признанные в установленном законодателем порядке деструктивными, являются нетрадиционными. В Республике Беларусь такими организациями являются различные формы протестантизма, бахаисты, кришнаиты.
Деструктивными являются такие общественные и религиозные организации и сообщества, деятельность которых признана наносящей вред нравственности, психическому здоровью народа или безопасности государства. Деструктивные вероучения и деятельность деструктивных религиозных организаций запрещаются законом [16, с. 14 - 15].
Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления. Результатом может быть разрушение личности и переориентация направленности и волевых качеств на дегуманизацию человека. Согласно целому ряду источников в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признающихся деструктивными. [20, с. 17].
Деструктивная организация (секта) (от лат. secta - «школа, учение») - один из типов религиозной организации, которая обособляется исследователями рядом с церковью и деноминацией. Обычно секта возникает в качестве оппозиционного течения к тому или другому религиозному направлению или как протест определенной социальной группы [11, с. 296].
Некоторые авторы выделяют такой тип религиозной организации как деноминация (лат. donominatio - “наделение специальным именем”) - промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющей черты как первой, так и второй. Это религиозное объединение в стадии становления. Возникновение деноминации связано не столько с оппозиционными тенденциями, сколько с установлением религиозного плюрализма [7,с. 48].
Обобщая вышеизложенные исследования, необходимо отметить, что новая религиозная ситуация в Республике Беларусь обусловлена ростом влияния религиозных организаций на белорусское общество. В Республике Беларусь существуют различные религиозные организации со своей иерархической структурой, функциями и задачами. Часто смешивается юридический и культурно-исторический аспекты принципа равенства религий. Однако Республике Беларусь ближе понимание, согласно которому культурно-формирующая роль различных религий не может быть одинаковой.
Необходимо различать религиозные организации по степени их исторической принадлежности к данному государству: традиционные конфессии, нетрадиционные и деструктивные.
2. Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций
В настоящее время сложившаяся система управленческих органов преемственно сохраняет организационные черты советской модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. [9, с. 54]
На рубеже 90-х годов XX века после реорганизации СССР в Беларуси перестало действовать союзное законодательство в области религиозных культов, были утрачены полномочия органов, занимающихся регулированием конфессиональной ситуации. В первые годы политики отказа от доминирующего положения атеизма в республике была установлена либерально-демократическая модель государственно-церковных отношений, базирующаяся на соответствующей нормативно-правовой базе. [17,c.121]
В связи с упразднением института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР было принято постановление Совета Министров Белорусской ССР от 16 августа 1991 г. № 318 “О создании в республике государственных органов по делам религий”, в соответствии с которым был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Исполкомам областных Советов народных депутатов было рекомендовано создать временные структурные подразделения для осуществления функций, предусмотренных законодательством о свободе совести и религиозных организациях, укомплектовав их работниками института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по областям.
В январе 1997 года Совет по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь был упразднен и вместо него создан Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Тем самым был повышен статус республиканского органа, регулирующего конфессиональную сферу и его функции распространены на сферу национальных отношений. Расширились функции органов по делам религий в областях и г. Минске.
В рамках осуществления в 2001 году реформы органов государственного управления Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. №707 “О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь” создан Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, являющийся правопреемником Государственного Комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 утверждено Положение о Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, определяющее основные задачи, функции и права Комитета.
В силу изменившейся ситуации 31 октября 2002 года были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”. В новой редакции Закон Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” значительно расширил сферу компетенции органов по делам религий и национальностей в осуществлении их деятельности. [5,c.34]
В соответствии со статьей 10 указанного Закона Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В настоящее время в республике в рамках оптимизации системы органов государственного управления осуществляется дальнейшее совершенствование структуры органов по делам религий и национальностей.
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.
Тем самым было осуществлено дальнейшее повышение значения органа, занимающегося регулированием этноконфессиональных отношений.
Соответствующая работа по реорганизации структуры была проведена на местах. В конце 2001 года областные и Минский городской исполнительный комитеты собственными решениями утвердили свои структурные подразделения, к числу которых относятся органы по делам религий и национальностей.
В большинстве областей республики созданы Советы по делам религий и национальностей облисполкомов, в Минском облисполкоме и Минском горисполкоме - отделы по делам религий и национальностей, в Брестском облисполкоме Совет первоначально был создан в составе управления информации, затем он также стал подразделением облисполкома.
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее - Уполномоченный), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.
Уполномоченный по делам религий и национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым Положением.
В соответствии с указанным Положением основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в религиозной сфере являются:
1. участие в разработке и реализации государственной этноконфессиональной политики;
2. обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;
3. подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;
4. контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;
5. рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;
6. в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь;
7. внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;
8. оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;
9. исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;
10. предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.
Указанное Положение определило, что Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:
участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;
определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;
дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере своей компетенции;
организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов и межконфессиональных отношений;
изучает зарубежный опыт;
готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу;
разрабатывает практические рекомендации в сфере этноконфессиональных отношений;
содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;
содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;
обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;
осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;
выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;
обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу;
дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;
принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций;
по просьбе религиозных организаций оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов.
Уполномоченный и его аппарат в соответствии с Положением, имеют довольно широкие права:
взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;
направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;
давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;
вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сферах свободы совести, вероисповедания, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;
запрашивать и получать в установленном порядке государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции;
сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;
выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;
проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные массовые акции и мероприятия;
осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.
Уполномоченный и его аппарат осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь. Руководители структурных подразделений по делам религий и национальностей облисполкомов и Минского горисполкома назначаются исполкомами на должность и освобождаются от должности по согласованию с Уполномоченным.
Заместитель Уполномоченного назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь.
Уполномоченный:
руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аппарат задач и осуществление им своих функций;
распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителя и руководителей структурных подразделений центрального аппарата за реализацию направлений его деятельности;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных численности, фонда оплаты труда и средств на его содержание;
утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников центрального аппарата, положения и уставы организаций и учреждений, подчиненных Уполномоченному;
в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом органа, открывает счета в банках, заключает договоры;
в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей подчиненных учреждений и организаций;
в пределах своей компетенции подписывает постановления и издает приказы.
При Уполномоченном образуется коллегия в составе Уполномоченного (председатель коллегии) и его заместителя по должности. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие руководящие работники аппарата Уполномоченного, а также работники иных государственных организаций.
Численность коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Уполномоченного, проводятся в жизнь приказами Уполномоченного.
В случае возникновения разногласий между Уполномоченным и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный проводит в жизнь свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
При Уполномоченном могут создаваться экспертные и консультативные советы из числа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.