На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические основы проблемы развития связной речи.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 02.12.2013. Страниц: 64+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Моделирование как метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме исследования 39
2.1 Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2 Реализация педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования сказочного сюжета 43
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложения……………………………………………….……………………..71


Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. От уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Однако несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – методика развития связной речи с использованием метода моделирования. Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.
В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.
Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф. Гаркушина), в конструировании (Л.А. Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех разделах дошкольного воспитания.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных методике использования моделирования в дошкольном образовании, недостаточно разработана проблема применения моделирования в процессе развития связной речи. Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы работы: «Педагогические условия развития связной речи дошкольников в процессе моделирования сказочного сюжета».
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1) учтены возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) ознакомление детей с различными видами сказок, композиционного построения сказки будет включено во все режимные моменты воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
3) в процессе работы с разными видами сказок будет использован метод моделирования как наиболее доступный для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть возможности метода моделирования в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования сказочного сюжета.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); практические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент), методы математической обработки данных.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Родничок» с. Сафакулево.
Этапы исследования:
На первом этапе проводилось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, велась работа по определению основных понятий, объекта, предмета и гипотезы исследования.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, определялись методы диагностики, разрабатывалась методика организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и проверялась ее эффективность.
На третьем этапе были обобщены полученные данные, сформулированы выводы, оформлены результаты исследования.
Структура исследования: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой и др.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную .....

Список использованных источников

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
2. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] / Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32-34.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №4. – С.37-42.
4. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М.Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. - С.4-16.
5. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 50 с.
6. Белая, К.Ю. От сентября до сентября [Текст]: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. - Москва: ACT, 1998. – 176 с.
7. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 1990. -143 с.
8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
12. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
13. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Н.Н. Богдан. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2003. - 116 с.
14. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. - С.25-26.
15. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
16. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.
17. Ельцова, О.М. Педагогическая диагностика - основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса [Текст] / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160с.
18. Железнова, С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ №122 «Солнышко» г.Тольятти [Текст] / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
19. Запорожец, А.В. Психология [Текст] / А.В. Запорожец - М.: Сфера, 2001. – 228 с.
20. Запорожец, А.В. Развитие мышления у детей-дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. – М., 1986. – С.154-215.
21. Засорина, Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования [Текст] / Л.Н. Засорина, Е.Н. Плюснина // Начальная школа. - 1999. - № 1. – С.74.
22. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
23. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
24. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
26. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
27. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399 с.
28. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.
29. Коростелева, П.А. Организация и содержание работы методического кабинета в дошкольном учреждении [Текст] / П.А. Коростелева // Дошкольное воспитание. - 1983. - №2. - С.14-18.
30. Кротова, Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Т.В. Кротова // Управление ДОУ. - 2003. - №5.
31. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А.Куликова. - М.: Академия, 1999. - 227с.
32. Куцакова, Л.А. Методическая работа с педагогами [Текст] / Л.А. Куцакова // Дошкольное воспитание. - 1992. - №21. - С.32.
33. Лебедева, С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С.36-43.
34. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
35. Методист детского сада [Текст] / Под ред. Р.С. Буре. - М.: 1994. - 176 с.
36. Минкевич, Л.В. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов [Текст] / Л.В. Минкевич // Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. – С.39-40.
37. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.
38. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
39. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
40. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М., 2004. - 156 с.
41. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
42. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1993. – 102 с.
43. Поздняк, Л.В. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работой в ДОУ на диагностической основе [Текст] / Л.В. Поздняк, А.Н. Морозова // Управление ДОУ. – 2002. - №5. – С.87-96.
44. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 4.
46. Результаты мониторинга образовательного процесса. Старшая группа [Текст] / Сост. Н.В. Верещагина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 24 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
49. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
50. Сафонова, О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект) [Текст] / О.А. Сафонова // Управление ДОУ. – 2002. - № 6. – С.8-11.
51. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине [Текст] / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Челябинск, 2000.
52. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 40-46.
53. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
54. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи [Текст] / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1990. - №№ 1-7.
55. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
56. Степанов, Е.Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения [Текст] / Е.Н. Степанов // Управление ДОУ. – 2002. - №5. - С.10-18.
57. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы [Текст]: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
58. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2003. – 295 с.
59. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
60. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография [Текст] / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
61. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
62. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М., 1997.
63. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: АПО, 1994. – 63 с.
64. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М.: Сфера, 2008. – 56 с.
65. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
66. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями [Текст] / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.- 80 с.
67. Шаталов, А.А. Мониторинг и диагностика качества образования: монография [Текст] / А. А. Шаталов. - М.: НИИ школьных технологий, 2008.
68. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008.
69. Юртайкина, Т.М. Методика обследования развития речи детей [Текст] / Т.М. Юртайкина // Речевое развитие дошкольников. – М., 1997.
70. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст] / В.А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т.21., №4. – С.79-88.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.