На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Работа психологической службы в исправительных учреждениях.Основные направления работы психологической службы в исправительной колонии

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 3.12.2013. Сдан: 2007. Страниц: 70. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Работа психологической службы в исправительных учреждениях 11
§ 1. Основные направления работы психологической службы в исправительной колонии 11
§2. Нормативно-правовая база функционирования психологической службы функционирования психологической службы в условиях исправительного учреждения 15
ГЛАВА II. Содержание работы психологической службы с различными категориями осужденных 18
§ 1.Работа психологов с вновь прибывающими осужденными и осужденными, освобождающимися из колонии 18
§ 2. Работа психологов с осужденными, представляемыми на передвижение без конвоя и сопровождения, а также,
в колонию-поселение 26
§ 3. Работа психологов с осужденными, регулярно допускающими нарушение установленного порядка отбывания наказания 34
§ 4. Работа психологов с осужденными, нуждающимися в психологической поддержке 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


ВВЕДЕНИЕ

Проблема исправления личности преступника в условиях отбывания наказания является одной из самых важных для нашей страны, особенно в условиях социально-экономического кризиса. Законодательное закрепление принципа исправления осужденных поставило перед работниками исправительных учреждений новые задачи., важнейшими из которых являются организация воспитательной работы в исправительных учреждениях и создание соответствующих условий, способствующих исправлению осужденного. Одним из таких условий является создание эффективной психологической службы в исправительных учреждениях.
Психологическая служба, как система работы разных специалистов-психологов в рамках учреждения или предприятия иной профессиональной направленности, с целью участия в решении задач не психологического характера раньше всего сложилась в медицинских и образовательных заведениях, при том, что отдельные специалисты-психологи работали в самых разных сферах: от промышленности и спорта, до армии и милиции (силовых структур).1 В качестве эксперимента должности психологов вводились в ряде исправительных
__________
Информационный бюллетень ГУИН МВД РФ № 26. М., 1995 г. Информационный бюллетень ГУИН МВД РФ № 30 1 и 2 часть. М., 1996 г. Система психологического обеспечения ОВД Свердловской области. Выпуск 1. Сборник статей. г. Екатеринбург. 1995 г.
Журнал «Преступление и наказание» с 1993 г. регулярно печатает материалы, обобщающие опыт работы пенитенциарных психологов.

колоний (например в женской колонии Пермской области психологи работают с середины 70-х годов). Но, работа этих психологов, гораздо в большей степени, связана с особенностями конкретного учреждения, психологи участвуют в решении отдельных частных задач учреждения и между собой содержательно часто не связаны. Кроме того, отсутствуют научные разработки, обосновывающие содержание работы психологической службы в исправительных. учреждениях. Таким образом, имеет место противоречие между объективной необходимостью в работе психологических служб в исправительных учреждениях на основе объективных научных разработках и отсутствием таковых в настоящее время. Поэтому
ЦЕЛЬ исследования: определить содержание работы психологической службы с осужденными исправительной колонии общего режима
ОБЪЕКТ исследования: работа психологической службы в исправительном учреждении
ПРЕДМЕТ исследования: содержание работы психологической службы в исправительной колонии общего режима
ЗАДАЧИ
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме работы психологической службы в исправительных учреждениях;
2. Выделить компоненты содержания работы психологической службы с осужденными;
3. Определить и представить содержание работы психологической службы с различными категориями осужденных.
Решение поставленных задач происходит на примере исправительной колонии общего режима №2 г. Екатеринбурга .
Элементом новизны в работе является то, что работа психологической службы раскрывается не просто как коллектива психологов, а именно как службы, в которой работа одних специалистов является условием и основой работы других.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержание работы может быть основой для создания психологических служб в других колониях.
Уголовно-исполнительный кодекс России 1997 г., согласно ст.1. ч.1., имеет своей приоритетной целью исправление осужденных, а одной из задач, для достижения указанной цели уголовно-исполнительного законодательства, является оказание помощи в социальной адаптации, суть которой, «состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни и общества.». Одними из важнейших принципов уголовно-исполнительного законодательства (ст.8 УИК РФ) являются «дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.». Юридическое толкование понятия «исправление» предполагает «формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.». Комментарий к ст.1 УИК РФ под сущностью исправления понимает «ресоциализацию, то есть процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающий конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан.». Таким образом, процесс исполнения наказания становится все более ориентированным на исправление, а не кару. Объектом исправительного воздействия является личность осужденного. Анализируя процессы, происходящие с установками личности можно сделать вывод о степени исправления осужденного.
Личность, в данном случае, понимается как системное качество индивида, характеризующее его социальную активность, выделяются два параметра личности: социально положительный или отрицательный характер ее и активность проявления..1 Таким образом, психологи должны обеспечить процесс качественного психологического сопровождения осужденного в период отбывания наказания. Нормативные документы достаточно подробно определяют признаки, на основании которых можно делать вывод об исправлении и степени исправлении осужденного. При этом, психологи должны определить степень личностной устойчивости положительных ориентиров осужденного и способность следовать им в жизни и, более шире, уметь установить психологические мотивы линии поведения, с которой приходится сталкиваться психологам, то есть диагностическая работа является «центром тяжести» работы психологов в ИУ.
Теоретической основой работы психологов со спецконтингентом является теория социальной адаптации.2 Согласно ей, конструктивный гомеостаз (равновесие) в жизни человека достигается гармоничным сочетанием трех сфер: семьи, организованного коллектива и социального неформального общения. Кроме того, в работе используются закономерности практически всех основополагающих разделов психологии: возрастной, социальной, патопсихологии, психодиагностики и т.д.
При работе с осужденными психолог определяет общие адаптивные

__________
1. Психологический словарь. М., 1996г.
2.Алмазов Б.Н. Судебная психопатология. г.Екатеринбург.,1995


способности человека, которые складываются из социально-психологической характеристики семьи, сферы коллектива, неформального общения, конституциональных особенностей психики и ценностной структуры личности.
В сфере «Семья» определяется, насколько условия в семье способствовали гармоничной социализации осужденного (возраст до 25-30 лет), конструктивной самореализации личности (в случае среднего возраста осужденных), а также насколько условия в семье обеспечивали благоприятное существование (в пенсионный период).
Определяемые параметры разделяются на материально-бытовые (обеспеченность жил, площадью, материальные условия в семье т.д.) и характеризующие нравственную обстановку в семье факты морально -
нравственного неблагополучия, аморальный характер семьи и т.д.) Эти условия играют роль конституционального социального «фона», на котором происходит развитие человека. При этом основополагающими ориентирами являются данные о нормативном развитии социальной и возрастной психологии, а также социальные нормы (по социальному обеспечению).
В сфере «организованного коллектива» необходимо определить способность осужденного конструктивно существовать в условиях формализованного коллектива (степень усвоения им моральных норм и конституциональную способность психики, жить по таким нормам). Способность жить в коллективе, определяется посредством изучения опыта взаимодействия как в школьных, так и в производственных коллективах, тем, насколько профессиональная биография является успешной с точки зрения общественной престижности и личностной значимости профессии. Степень отклонения определяется посредством сопоставления данных с ориентирами возрастной и социальной психологии.
В сфере неформального общения определяется соотношение криминальных и общечеловеческих установок в ценностной структуре личности осужденного. В данной сфере выводы о степени усвоения личностью криминальных ценностей делаются на основании сопоставления вербально заявляемого настроя с данными объективного наблюдения (оперативная информация, ориентировки и т. д.) Следующими определяемыми параметрами являются конституциональные особенности психики осужденного, а именно, особенности интеллекта и характера. Интеллект понимается как «инструмент» биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам и подразделяется на практический и теоретический.
В характере выделяются особенности эмоционально-волевой сферы (сила, уравновешенность и возбудимость нервной системы), способность личности рационально регулировать эмоциональную сферу, индивидуальный стиль поведения в групповой работе (склонность к подчинению или к лидерству, особенности лидерства, либо возбудимого, либо гипертимного типа), уравновешенность различных свойств характера. Эти параметры определяются как через объективное наблюдение (мониторинг - сопоставление мнений различных лиц), особенности поведения в ходе индивидуальной беседы (моторика, мимика, качество речи и т.д.), данных медицинского обследования (по наличию психиатрического диагноза- психопатия, последствия черепно-мозговой травмы, алкоголизм, наркомания, результаты судебных психолого-психиатрических и психиатрических экспертиз). Кроме того, дополнительную уточняющую информацию могут дать различные тесты (опросники: Леонгарда-Шмишека, Айзенка, MMPI, проективные: Люшера, рисуночные, методика портретных выборов Зонди). При этом необходимо иметь в виду, что полученные данные должны обязательно уточняться в ходе индивидуальной беседы.
Следующими определяемыми параметрами являются особенности ценностной структуры личности осужденного. При этом выделяются направленность личности (социально положительная или социально отрицательная), способность личности усваивать морально-нравственные нормы окружающего общества (отсутствие или степень проявления патологических черт личности). По содержанию эти параметры определяются аналогично с особенностями неформального общения, с той только разницей, что определяемые особенности характерны для неформально общения до осуждения. На будущие ценностные особенности мы можем только проецировать имеющиеся особенности в настоящем, особенности личности определяются в актуальном настоящем.
Очевидно, что заключения для всех указанных направлений невозможно сформулировать, как некоторые статические характеристики. Человеческая жизнь - это процесс, в котором постоянно происходят изменения, таким образом, информация по этим направлениям должна собираться в течении всего срока пребывания осужденного в местах лишения свободы, начиная с прибытия в колонию. Одним из самых важных аспектов, при этом, является система сбора и фиксации информации для целенаправленной работы. Как пример такой системы существует «Тетрадь индивидуально-воспитательной работы с осужденным», принятая для воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе. (Приложение 1) Мы предлагаем разработанную схему-карту, которая представляет собой определенный алгоритм действий психолога, кроме того, она адаптирована для использования в работе социальной службы по патронажу бывших осужденных. (Приложение 2) Первоначальный этап диагностической работы заключается в определении признаков, указывающих на то или иное явление, либо особенность социальной адаптации осужденного. Затем после распределения по отрядам, на основании указанных признаков, происходит дифференциация по группам социально-психологического наблюдения: 1 группа, в которую входят осужденные с максимально выраженными признаками социальной дезадаптации (признаки материально-бытового неблагополучия совмещаются с признаками патохарактерологического развития личности и, или, с признаками низких адаптивных свойств характера (эмоционально-волевая неустойчивость, интеллектуальная недостаточность) и социально-средовой запущенности; 2 группа социально-психологического наблюдения включает в себя осужденных с признаками дезадаптации по отдельным направлениям, которые не оказывают определяющего влияния на всю систему социальной адаптации личности (недостатки психосоматического характера: инвалидность; признаки психопатий; длительный разрыв личностно важных социальных связей и т.д.), 3 группа наблюдения охватывает группу осужденных без признаков дезадаптации, не нуждающихся в постоянном и регулярном наблюдении психолога. При этом необходимо иметь в виду, что в ходе психологического сопровождения осужденные из одних групп социально-психологического наблюдения могут переходить в другие в результате происходящих перемен или проводимой работы.
ГЛАВА 1
РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
§ 1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИСПРАИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Уголовно-исполнительный кодекс России 1997 г., согласно ст.1. ч.1., имеет своей приоритетной целью исправление осужденных, а одной из задач, для достижения указанной цели уголовно-исполнительного законодательства, является оказание помощи в социальной адаптации, суть которой, «состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни и общества.». Одними из важнейших принципов уголовно-исполнительного законодательства (ст.8 УИК РФ) являются «дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.». Юридическое толкование понятия «исправление» предполагает «формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.». Комментарий к ст.1 УИК РФ под сущностью исправления понимает «ресоциализацию, то есть процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающий конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан.». Таким образом, процесс исполнения наказания становится все более ориентированным на исправление, а не кару. Объектом исправительного воздействия является личность осужденного. Анализируя процессы, происходящие с установками личности можно сделать вывод о степени исправления осужденного
Пребывание осужденного в исправительной колонии является процессом, который включает в себя ряд этапов, а именно: адаптация к условиям колонии, собственно пребывание в колонии и подготовка к освобождению. В процессе первого этапа осужденный должен в результате проводимой работы личностно определиться с относительно существующей в колонии системы воспитания, в процессе непосредственного пребывания в он так или иначе проходит промежуточные звенья, в виде определенных положительных и отрицательных стимулов. Данный процесс не является односторонним: сотрудники администрации также проходят процесс привыкания (адаптации к прибывающим в колонию осужденным. Поэтому от психолога требуется содействовать оптимизации этого процесса средствами психологической диагностики, психологического просвещения, психокоррекции и консультирования.
Согласно Приказу № 251-99 г., основными направлениями работы с осужденными являются:
Изучение вновь прибывших осужденных, составление характеристик, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;
Изучение личности в процессе адаптации к социальной среде и условиям изоляции;
Выявление лиц, относящихся к «группе риска», постановка их на проф. учет и разработка рекомендаций по работе с ними;
Участие в решении вопросов распределения осужденных по отрядам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения и изменения условий отбывания наказания (к условно-досрочному освобождению и в колонию-поселение);
Изучение и прогнозирование деструктивных явлений и процессов в среде осужденных, анализ причин и условий их возникновения, разработка рекомендаций по их устранению и предупреждению;
Исследование социально-психологического климата в отрядах, проведение мероприятий по его улучшению;
Проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с осужденными;
Осуществление индивидуального консультирования;
Проведение психопрофилактической и просветительской работы;
Осуществление психологической подготовки осужденных к освобождению от отбыванию наказания, оказание помощи в ресоциализации;
Проведение работы по разобщению групп отрицательной направленности, дискредитации их лидеров;
Консультирование родственников осужденных.
Консультирование родственников осужденных.
Эти направления можно сгруппировать по видам деятельности:
1.Психологическая диагностика
Работа с вновь прибываемыми и освобождаемыми (в том числе и условно-досрочно) осужденными;
Работа с осужденными, предоставляемыми на комиссию администрации по переводу на передвижение без конвоя и сопровождения и в колонию-поселение;
Работа с осужденными отрицательной направленности и состоящими на проф. учете;
Диагностика актуального состояния осужденных;
2.Психологическое просвещение осужденных;
3. Психологическая коррекция
Индивидуальное консультирование.
Существуют некоторые особенности работы психологов в колонии общего режима, в отличии от, например, строгого. В колонии общего режима содержаться как правило, к которым впервые применяется наказание в виде лишения свободы. Это молодые люди, многие не имеют собственных семей. Срок, который отбывают, как правило, не большой. Отсюда и большая сменяемость контингента в колонии и особые требования к психологу: умение быстро формулировать задачу, владеть наиболее технологичными способами получения результата.
§ 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ.

Психологи работают в исправительных учреждениях уже достаточно давно, однако накопленный опыт в большей степени отражает специфические условия работы отдельных учреждений, кроме того нормативно-правовая база, регламентирующая права и обязанности психологов исправительных учреждений была далеко не достаточно, чтобы на ее основании можно было бы создавать эффективные психологически службы в исправительных колониях.
. Приказом МВД РФ № 305-92 г. закреплены организационно-нормативные основы создания психологической службы в исправительных учреждениях. В ходе реализации плана мероприятий по оказанию научно-методической и практической помощи психологам ИТУ с 1993 г. реально обозначился переход от этапа создания психологической службы к ее функциональному использованию.
Хронологически последний Приказ № 251 ГУИН МЮ РФ, регламентирующий деятельность психологов системы ГУИН, вышел 9.07.99 г. «О совершенствовании правового регулирования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы.». Этим
__________
Информационный бюллетень ГУИН МВД РФ № 26. М., 1995 г. Информационный бюллетень ГУИН МВД РФ № 30 1 и 2 часть. М., 1996 г. Система психологического обеспечения ОВД Свердловской области. Выпуск 1. Сборник статей. г. Екатеринбург. 1995 г.
Журнал «Преступление и наказание» с 1993 г. регулярно печатает материалы, обобщающие опыт работы пенитенциарных психологов.

приказом утверждаются «Общие положения» о психологической лаборатории исправительного учреждения, определяются ее основные задачи и функции. Кроме того, этот Приказ утверждает Руководство по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. Согласно этому Приказу, основными функциями психологической лаборатории являются диагностическая, консультативная, психокоррекционная, прогностическая и профилактическая, а также и просветительская. Согласно этому же Приказу, Психологическая служба УИС предназначена для психологического обеспечения деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, таким образом, в нем не разделяются по содержанию деятельности психологическая лаборатория, психологическая служба и отдельный специалист-психолог. Однако, лаборатория - это учреждение, прежде всего научное, призванное обобщать накопленный практический опыт и на его основе создавать новые методы и методики работы. Психологическая служба в отличие от лаборатории - «система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации» 1
В Приложении №1 к Приказу № 251 изложены основы профессиональной этики психолога. Согласно этому приложению, «запрещается в принудительном порядке подвергать индивид........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.