На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Эволюция представлений о цене и ценности блага.Теория стоимости, ее эволюция

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 3.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория стоимости, ее эволюция…………………………………………6
1.1. Трудовая теория стоимости.……………………………………………..…..7
1.1.1. Понятие экономических потребностей и благ……………………....9
1.2. Прибавочная теория стоимости…………………………………………...19
1.3. Теория издержек производства как основа ценообразования………..….26
1.4. Теория предельной полезности………………………………………..….33
Глава 2. Сущность и значение закона стоимости…………………………….…42
2.1. Формирование закона стоимости с точки зрения теории
стоимости…………………………………………………………………………..42
2.2. Функции закона стоимости………………………………….…………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…..58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..59


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:
1. Денежное выражение стоимости;
2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов;
3. Инструмент рыночной конкуренции < wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)>;
4. Характеристика товара на рынке < wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA>;
5. Один из элементов рынка (наряду со спросом < wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81>, предложением < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и конкуренцией < wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)>);
6. Количество денег < wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8> (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене < wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD>;
8. Один из элементов комплекса маркетинга < wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3> (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена - количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.
По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров < wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)> определяет их стоимость < wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория < wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F>.
В повседневной речи цена часто является синонимом < wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC> стоимости товара (например, «сколько сто?ят спички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга.
В основе жизнедеятельности человека лежат потребности.
Потребность - это объективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, которая выражается желанием её удовлетворения. Потребности индивида, фирмы, общества в целом составляют экономические потребности. Потребности людей безграничны и постоянно растут. Экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной экономической деятельности человека, фирмы, общества в целом. У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности.
Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.
Благо - предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будет уделено основное место в нашей работе. Неэкономические блага - это свободные блага, не предмет производства, в отличие от экономических они, как правило, имеются в неограниченном количестве и общедоступны для каждого человека вне всякого обмена.

Изучая историю развития экономической науки, можно сказать, что экономистов всегда волновал вопрос стоимости товаров. Это и понятно. Ведь стоимость - важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулировать следующим образом. Стоимость - это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров. Величина стоимости определяется трудом, затраченным на изготовление единицы каждого товара.
Вопросом стоимости занимались многие экономисты, и у каждого из них были свои взгляды на процессы формирования стоимости. Следовательно, возникло несколько теорий стоимости. Это трудовая теория стоимости, прибавочная теория стоимости, теория издержек производства и теория предельной полезности. Подробно эволюция теории стоимости будет рассмотрена в главе 1.

Как существует закон спроса, закон предложения, так существует и закон стоимости. Данный закон выражает причинно-следственную между формированием цены на базе стоимости производства каждого товара, с одной стороны, и образованием экономических стимулов для прогресса производительных сил общества, с другой стороны. Функциональное значение закона стоимости заключается в обеспечении факторов экономического стимулирования развития производительных сил. Закон стоимости, его сущность и значение, а также выполняемые им функции будут рассматриваться в главе 2.


Глава 1. Теория стоимости, ее эволюция.

Стоимость - это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров.
Стоимость относится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости - это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.
Первый весомый вклад в разработку теории стоимости внесла экономическая школа, получившая название «английская классическая политэкономия». Ее представителями являются Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Дальнейшее развитие их взгляды получили в трудах Карла Маркса. Стоимость признавалась классической школой как единственная исходная категория экономического анализа, от которой исходят другие категории. Английская классическая политэкономия выдвинула теорию трудовой стоимости, которая определяла стоимость материальных благ и источник доходов затратами труда в процессе производства.
Так, Петти принадлежит высказывание: «Труд есть отец богатства; а природа - его мать». Его теория стоимости основана на теории денег. Петти считал, что то количество денег, которое можно получить за продукт, определяет его стоимость.
По Смиту, стоимость определяется затраченным трудом, причем труд является всеобщим мерилом стоимости. Стоимость определяется затраченным трудом не одного конкретного человека, а средним для данного уровня развития производства. Рикардо считал труд единственным конечным основанием цен. В качестве измерителя затрат труда Рикардо определил рабочее время.
После работ Смита и Рикардо в экономической науке господствующее положение занимали так называемые теории факторов производства. Основными представителями которых были французский экономист Сей и английский экономист Милль. Также важное место в экономической теории занимает учение Карла Маркса, в котором он развил теорию о создании прибавочной стоимости.
Представители новой экономической концепции - теории предельной полезности - в качестве исходного явления избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ: «чем полезнее вещь, тем она дороже». Авторами теории предельной полезности являются представители австрийской школы. Это Менгер, Визер, Бем-Баверк. Они считали, что всякое благо полезно, причем полезность каждой следующей единицы блага не остается неизменной: она снижается по мере того, как потребность в данном благе насыщается. Английским профессором Альфредом Маршаллом был введен термин «предельной полезности». Предельная полезность - это наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться. Положительной стороной данной концепции явилось то, что были раскрыты принципы рационального поведения потребителей. Однако, представители данного направления полностью игнорировали проблемы издержек производства, что, конечно же, является отрицательной чертой теории предельной полезности. Все выше перечисленные теории стоимости более подробно мы рассмотрим в дальнейшем.

1.1. Трудовая теория стоимости

Основоположником трудовой теории стоимости является Адам Смит (1723-1790). Шотландский экономист занимает особое место в истории экономической мысли. Основная идея Адама Смита и других представителей «английской школы классической политэкономии» состояла в том, что богатство народа создается только производительным трудом, а потому источником богатства народа служит создание условий для повышения производительности труда. Заслуга Адама Смита состоит в том, что он указал, что источником стоимости является общественно-разделенный труд во всех сферах общественного производства. Смит пришел к выводу, что доход и рента представляют собой вычет из продукта рабочего и являются доходом капиталиста и землевладельца.
Давид Рекардо утверждал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Заслуга Рикардо состоит в том, что он рассматривал закон стоимости как исходный пункт анализа всей системы капиталистической экономики и свел к этой основе все остальные категории экономической теории. Давид Рикардо отделил заработную плату и прибыль как две части стоимости, созданной трудом.
Адам Смит явился основоположником направления в экономической науке называемого «политэкономией труда», в рамках которого развивалось учение о трудовой теории стоимости, делении общества на классы с противоречивыми интересами, эксплуататорском происхождении прибыли при капитализме. Это же направление получило развитие в трудах Карла Маркса (1818-1883). Главным отличием экономической теории Маркса являлось то, что капиталистический строй он рассматривал с классовых позиций пролетариата. Учение о внутренних законах развития капитализма у Маркса превратилось в учение о его гибели под грузом внутренних противоречий и обоснование неизбежности революционного перехода к новому общественному строю - социализму.
Фундаментом марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Сущность ее заключается в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, которое затрачено на их производство. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. Способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется меновой стоимостью. Меновая стоимость является свойством, обязательно присущим товару. Основой меновой стоимости товаров является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара.
И если Адам Смит заложил основы данной теории, то Маркс внес принципиально новый элемент - представление о двойственном характере труда. Труд в его теории одновременно является и конкретным, и абстрактным.
Конкретным трудом признается любая трудовая деятельность. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей. Потребительной стоимостью является свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей. Поэтому потребительная стоимость - это естественное свойство блага…

1.1.1. Понятие экономических потребностей и благ

Экономические блага (товары и услуги) создаются в процессе производства, экономическими ресурсами.
Экономические ресурсы - это элементы, используемые для производства экономических благ. Выделяют природные (естественные), материальные, финансовые, информационные, трудовые ресурсы.
К природным ресурсам относятся природные дары, используемые человечеством в производстве товаров и услуг (собственно земля, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы, кислород, благоприятные климатические условия и т.д.).
К материальным ресурсам относится всё то, что создано руками человека (здания, сооружения, оборудование, машины и т.д.).
Трудовые ресурсы - это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (способность к организации производства, умение рисковать, интеллект, талант и т.д.).
Финансовыми ресурсами являются денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности. К информационным ресурсам относятся данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления ими с помощью компьютерной техники.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.
На заре человечества, люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы (неэкономических благ). В дальнейшем, когда на земле практически не осталось мест, где бы человек смог выжить за счёт природных благ, абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Это объясняется законом (принципом) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности, прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод - экономические блага ограничены (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
Все виды экономических ресурсов рассматриваются с точки зрения редкости и ограниченности. Вследствие редкости ресурсов объём производства ограничен. Ограниченность ресурсов и безграничный характер потребностей создают как для индивида, фирмы, так и общества в целом ситуацию выбора.
Ограниченные блага - это экономические блага. В рыночной экономике произведенные ограниченные блага распределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара (см. 2.1.).
Рассмотрим свойства экономических благ по следующей схеме

Экономические блага
????????????????????????????????????
редкость® ограниченность® дефицитность ® дискриминация

Редкость ресурсов и благ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкость - это отношение между желательностью и наличием, или между спросом и предложением. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. Это относительная редкость: если в некотором обществе все боятся змей, то змеи могут встречаться нечасто, но они не будут редкими, если в другом обществе змеи ценятся как продукт питания, они могут встречаться достаточно часто, но, тем не менее, быть редкостью. Благо является редким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком хотели бы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью. Благо перестает быть редким, только когда люди могут получить любое его желаемое количество без каких бы, то ни было затрат. Денежные цены предоставляют информацию об относительной редкости. Когда благо становится более редким, а его цена не может быть повышена, образуется дефицит: величина спроса при преобладающей цене превышает величину предложения. Если ресурсов и (или) благ в данном обществе нет или почти нет, то образуется редкость.
Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предполагает использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.
Все экономические ресурсы на Земле редки или имеются в ограниченном количестве. Экономика - наука, кото........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алле М. Экономика как наука. М., 1995.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.
3. Булатов А.С. Экономика - М., 1995.
4. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8-е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003
5. Гайгер К., Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика - М.: ИНФРА-М, 1996.
6. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник // Общ. ред. Л.С. Тарасевича. - СПб.: Экономическая школа, 1994.
7. Ельмеев В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб., 1999.
8. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
9. Единый реферат - центр России и СНГ: - [электронный ресурс]. - Режим доступа: >10. Коллекция рефератов Otherreferats: - [электронный ресурс]. - Режим доступа: >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.