На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Р. Декарт о рефлексе.Понятие души по Декарту

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 03.12.2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Р. Декарт о рефлексе 2
2. Понятие души по Декарту 3
3. Процесс познания в теории Декарта 4
4. Принцип психофизического взаимодействия в учении Декарта 5
5. Основные противоречия в теории Декарта 6
6. Теория монизма Б. Спинозы 7
7. Понятие о душе в теории Б. Спинозы 8
8. Процесс познания во взглядах Б. Спинозы 9
9. Чувственная сфера человека в теории Спинозы 10
10. Критический анализ психологических воззрений Спинозы 11
11. Понятие о душе у Т. Гоббса 12
12. Познавательная сфера в теории Т. Гоббса 13
13. Представление Т. Гоббса о способностях 14
14. Сенсуализм и феноменализм Т. Гоббса 15
15. Понятие души у Д. Локка 16
16. Процесс познания в учении Д. Локка 17
17. Понятие рефлексии у Д. Локка 18
18. Критический анализ психологических воззрений Д. Локка 19
19. Теории специфической энергии органов чувств И. Мюллера 20
20. Исследование ощущений в работах Э. Вебера 21
21. Проблема измерения чувствительности в исследованиях Фехнера 22
22. Материалистические представления о природе восприятия у Гельмгольца 23
23. Психологическая физиология В. Вундта 24
24. Структурализм В. Вундта в изучении сознания 25
25. Исследования памяти в работах Г. Эббингауза 26
26. Функционализм В. Джемса в изучении сознания 27
27. Исследование мышления представителями Вюрцбургской школы 28
28. Проблема измерения умственных способностей в исследованиях А. Бине 29
29. Проблема развития интеллекта в работах Ж.Пиаже 30
30. Классический бихевиоризм Д. Уотсона 31
31. Необихевиоризм Э. Толмена и Б. Скиннера 32
32. Теория «коллективных представлений» Э. Дюркгейма 33
33. Проблема происхождения человеческого мышления в работах Л. Леви-Брюлля 34
34. Проблема социальной обусловленности происхождения сознания во взглядах П. Жане 35
35. Исследование восприятия в гештальтпсихологии 36
36. Исследование мышления представителями гештальпсихологии 37
37. З. Фрейд и исследование бессознательного 38
38. Аналитическая психология К. Юнга 39
39. Индивидуальная психология А. Адлера 40
40. Развитие идей бессознательного в работах неофрейдистов 41
41. Динамическая теория личности К. Левина 42
42. Теория личностно-ориентированной психологии К. Роджерса 43
43. Целостно-динамическая теория мотивации А. Маслоу 44
44. Идеи объективного подхода в психологии в работах И. М. Сеченова 45
45. «Рефлексология» В.М. Бехтерева и И.П. Павлова 46
46. Теория развития высших психических функций и культурно-историческая психология как наука XXI века: перспективы развития 47
47. Концепция Л.С. Выготского 49
48. Деятельностный подход как основа отечественной психологии 50


1. Р. Декарт о рефлексе
Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения. Нервный импульс мыслился как нечто родственное - по составу и способу действия - процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. Рефлекс означает движение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Таким образом, появление понятия о рефлексе - результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистки, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности.
Согласно Декартовской схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных трубок нервных нитей, последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит на выходе этого акта, детеминировано материальными изменениями на входе.
Основой многообразия картин поведения Декарт считал «диспозицию органов», т.е. анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию и ее изменение, которое происходит в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных нитей свою конфигурацию, не возвращаются (из-за низкой эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление.
2. Понятие души по Декарту
Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать влияние на тело, а обратное воздействие крайне незначительно. Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. Считал, что душа и тело имеют разную природу, и что работа внутренних органов и поведение организма не нуждается в душе как организующем принципе. Тело есть протяженная субстанция и состоит из непротяженных явлений сознания - мыслей. К мышлению он отнес не только интеллектуальные процессы, но и ощущения, чувства, представления. Отрицал принятое тогда разделение души на рациональную, чувствующую, движущую и растительную формы. Единство души достигалось за счет сознания, перед внутренним взором которого все психические феномены равны. Единственный атрибут души – мышление. Душа всегда мыслит, для нее перестать мыслить - значит перестать существовать. «Я мыслю, следовательно, я существую». Бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли - одно и то же.
Декарт разделил свойства души на: а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти души). «Страстями можно назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Т.е. душа детерминирована не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на «машину тела». Термин «страсть» у Декарта охватывает не только чувства, но и ощущения и представления. Если в качестве первоисточника активных состояний души выступал сам субъект, то страсти трактовались как продукт работы телесного механизма. Иначе говоря, не только мышечные реакции, но и ощущения, представления, чувства ставились в зависимость деятельности тела.
По Декарту, без участия души они не могут возникнуть, но душа в этом случае выступала не как порождающий деятель, а как начало, которое осознает, созерцает то, что производится в организме внешними воздействиями.
3. Процесс познания в теории Декарта
Конечную цель познания, по Декарту, - в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения готовит почву для формирования нового знания. По Декарту, можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т.д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует, т.к. существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт - родоначальник рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. Поэтому в процессе познания он отвел исключительную роль в такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний.
Правила дедуктивного метода, по Декарту: 1) начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках; 2) путем дедукции получать все более сложные суждения; 3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, то есть постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений; 4) критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них; 5) расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи. Синтез дедукции и рационализма, по Декарту, позволит науке продвинуться далеко вперед в познании природных явлений и процессов.
4. Принцип психофизического взаимодействия в учении Декарта
Уже в античной философии обсуждались проблемы соотношения души как субъекта психических процессов и тела. Но автором психофизической проблемы (т.е. проблемы соотношения психического, духовного и телесного, физического) считается Декарт. Он поставил ее как проблему соотношения двух субстанций – мыслящей субстанции (души) и протяженной субстанции (тела), не имеющих между собой никаких общих свойств. До Декарта никто не доходил до такого противопоставления физического и психического. Взаимодействие этих субстанций, по Декарту, можно наблюдать при возникновении в человеке страстей, т.е. эмоциональных явлений. С одной стороны, это страсти именно души, но с другой – при этом огромную роль играют стелесные процессы (мельчайшие частицы крови, или «животные духи», пробегая мимо «шишковидной железы» (эпифиза), по мнению Декарта, раскачивают душу и заставляют душу чувствовать страсти. И сама душа заставляет двигаться эту самую железу и направляет тем самым духи «куда ей нужно». Значит, при возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа главным образом пассивна, а их возникновение объясняется практически полностью порождающими их действиями тела; наоборот, во втором случае речь идет об активных действиях души, называемых Декартом волевыми, которые практически полностью могут быть объяснены только «свободной волей», которая до такой степени свободна, что ее никогда нельзя принудить.
Таким образом, решая проблему психофизического взаимодействия, Декарт, тем самым, считает психическое находящимся «по ту сторону» материального мира, никак с ним не связанным, разве что провоцируемым в душе «животными духами» (причем в этом последнем случае речь идет о самых примитивных психических, т.е. душевных, процессах – восприятиях и страстях). Высшие же психические процессы истоком своим имеют только саму душу и ведут себя согласно свободе воли души, т.е. непредсказуемо и необъяснимо с позиций детерминизма. Тем не менее в позиции Декарта есть своя «правда»: он справедливо полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним (отождествлены с ними).
5. Основные противоречия в теории Декарта
Глубокие противоречия учения Декарта – в объяснении механизма взаимодействия души и тела. Согласно Декарту, душа соединена со всем телом, но наиболее ее деятельность связана с мозгом, точнее, не со всем мозгом, а только с частью его. Душа помешается в очень маленькой железе, находящейся в середине мозга; в силу своего положения она улавливает малейшие движения живых духов, которые «могут ее двигать весьма различно в зависимости от различных предметов. Но и душа может вызвать различные движения; природа души такова, что она получает столько различных впечатлений, т. е. у нее бывает столько различных восприятий, что она производит различные движения в этой железе. И обратно, механизм нашего тела устроен так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какой-либо другой причиной, она действует на «духи», окружающие ее, и направляет их в поры мозга, которые по нервам проводят эти «духи» в мускулы. Таким путем железа приводит в движение части тела».
Основные противоречия учения Декарта: с одной стороны утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой – тесно с ним связана; душа непротяженна и помещается в маленькой железе мозга. Но при этом душа связана не с любым телом, а только с человеческим. У животных, согласно Декарту, души нет. Отрицание у животных психики нарушает преемственность между животными и человеком и с неизбежностью приводит к идее бога как порождающей человеческий разум.
Декартово учение в вопросе о природе материи также включает два не вполне согласуемых между собой момента: поскольку материя тождественна пространству, она бесконечно делима, поскольку же она составляет субстрат физических тел, она разделена на множество частей. Декарт не случайно прибегает к посредничеству Бога для того, чтобы бесконечно делимую материю-пространство превратить в разделенную на части материю-вещество: между этими моментами мы видим зияние, которое преодолевается здесь с помощью внелогического скачка.
Таким образом, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречие друг с другом......



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.