На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом изучение мира дворянской усадьбы второй половины XVIII начале XIX вв.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: История. Добавлен: 03.12.2013. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Актуальность работы. В настоящее время появилось много работ посвященных отдельным сторонам повседневной жизни общества, сословия, человека, что позволяет по-новому переосмыслить многие ранее не затрагиваемые проблемы прошлого. В современной России, в условиях возрождения утраченных традиций, наблюдается усиление интереса к дворянской культуре как источнику нравственных, просветительских и эстетических идеалов своего времени. Само российское дворянство оказало большое влияние на формирование русских национальных традиций и во многом на протяжении веков определяло культурное развитие страны. Появившиеся в последнее время работы, посвященные как отдельным представителям дворянства, так и всему сословию в целом, позволяют говорить об особенности и своеобразии дворянской культуры. Человек, принадлежащий к дворянскому сословию, должен был придерживаться определенных правил поведения, принципов чести, имел свой «мир», атрибуты которого указывали на его принадлежность к этому особому миру. Выявление этих атрибутов является важным моментом в изучении жизни дворянства, поскольку открывает новые возможности для понимания поведения, жизни дворянского сословия в целом. Это в конечном итоге, позволит исследователям решить вопрос, в чем же состоял феномен дворянской культуры.
Особенно актуально в последнее время стало обращение к бытовым сторонам жизни дворянства, к обычному ее протеканию, привычкам, каждодневному поведению, вещам, которые окружали, формировали манеру поведения своим обитателям, создавая определенный культурный контекст. В то же время следует отметить, что в литературе последних лет проступает тенденция отождествления дворянской культуры с усадебной.
Сама усадебная культура слагалась из взаимодействия видов искусства, художественной и общественной жизни, повседневного хозяйственного быта, комфортабельной, во многих случаях изысканной архитектурной среды и живописной русской природы. Это были культурные центры в провинции, где хранились уникальные собрания живописи, библиотеки, редкие рукописи, различные коллекции. Жизнь усадьбы оказывала влияние на самого дворянина. Там он получал первые представления о мире, там его воспитывали, обучали, закладывали представления о дворянской чести и доблести. Это была своеобразная школа развития и воспитания дворянина.
Усадебная культура сложилась в России сравнительно поздно — во второй половине XVIII века. В 1762 году император Пётр III издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. Очевидцы утверждают, что после обнародования указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались в город.
Помещики в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старинные родительские дома в модные классические особняки, привозили сюда новую, часто выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Барская жизнь в деревне перестраивалась на новый лад.
Центром любой усадьбы служил барский дом, обычно деревянный, но отделанный под камень. Он был виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамлённая высокими деревьями, вела к нарядным воротам — въезду на территорию усадьбы. Дом состоятельного помещика походил на дворец, украшенный снаружи колоннами, пилястрами, скульптурами, декоративной лепниной. Вход лежал через нарядный портик, на фронтоне которого часто красовался дворянский герб или вензель владельца усадьбы. Иногда здание венчала круглая беседка — бельведер, с которой открывался чудесный вид на окрестности.
Часто к барскому дому примыкали флигели — одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы и жилые помещения для прислуги. Как правило, в отдалении от жилья располагались многочисленные хозяйственные строения: конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни, а иногда и дворянские мануфактуры. На территории усадьбы находилась и церковь. Барский дом был обычно одно-двухэтажным, нижний отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие роскошные парадные залы и удобные жилые покои.
Цель дипломной работы состоит в изучении мира дворянской усадьбы второй половины XVIII – начале XIX вв.
Достижение цели работы предполагает решение ряда исследовательских задач:
1) рассмотреть исторические условия развития культуры в России второй половины XVIII – начале XIX веков;
2) привести общую характеристику сословия дворянства;
3) исследовать социальная и хозяйственная характеристики дворянских усадеб в России;
4) охарактеризовать жизнь и быт обитателей дворянской усадьбы.
Объектом исследования в работе выступает положение сословия дворянства в России.
Предметом изучения является специфика мира дворянской усадьбы второй половины XVIII – начале XIX вв.
Степень изученности проблемы. Теоретической основой для изучения российской культуры конца XVIII − первой половины XIX в. послужили труды, с одной стороны по истории культуры России, а с другой − по истории дворянства. Актуализация и обсуждение проблемы культуры в российской исторической науке относятся ко второй половине XIX в. Одним из первых, кто выделил исследование культуры в особую отрасль исторической науки, был В.О. Ключевский. Выдающийся русский историк ввел также понятия исторической социологии, культурного типа, культурно-психологического курьеза [17]. По сути, В.О. Ключевский в своих работах высказал мысль о необходимости социокультурного подхода к изучению культуры.
Особый интерес представляют его работы, посвященные эпохе Просвещения в России . Он рассматривал это время через систему духовных и нравственных ценностей человека столичного и провинциального мира. В статьях «И.Н. Болтин», «Воспоминания о Н.И. Новикове и его времени», «Евгений Онегин и его предки», «Недоросль Фонвизина. Опыт исторического объяснения учебной пьесы» выдающийся историк дал характеристику проявлений эпохи Просвещения в России, показал особенности восприятия просветительских идей в столицах и провинции, а также влияние этих идей на внутреннее развитие России.
Важные теоретические положения для исследования культуры разработал в своем труде «Россия и Европа» современник В.О. Ключевского Н.Я. Данилевский. В частности, он высказал идею о культурном диалоге, разработал теорию о культурно-исторических типах цивилизаций, вывел за коны их развития [11]. Отдельная глава его работы посвящена проблеме культурного влияния Европы на Россию в XVIII − первой половине XIX в.
Проблему влияния просветительских идей на культурную жизнь России поднимал в своих работах А.С. Лаппо-Данилевский [23]. Однако его труд «История политических идей в России в XVIII веке в связи с развитием ее культуры и ходом политики» остался незавершенным и был опубликован в виде отдельных статей. Историк обратил внимание на формирование в России под влиянием Просвещения идеи эмансипированной личности.
Изучением отечественной культуры с позиций теоретического осмысления ее механизмов занимались также русские философы начала XX в.: Р.В. Иванов-Разумник и Н.А. Бердяев.
Р.В. Иванов-Разумник в своем труде «История русской общественной мысли» дал обстоятельную характеристику и подробную картину культурной жизни России конца XVIII − начала XX в. [13]. Он обратил пристальное внимание на развитие литературы в таких главах своего труда как «Сентиментализм и романтизм», «Пушкин и Лермонтов»; вопросам развития общественной мысли посвящены главы «Декабристы», «Белинский», «Западники и славянофилы». Во всех главах просматривается проблема общественной роли интеллигенции в России.
Н.А. Бердяев глубоко исследовал проблему восприятия русским обществом европейских идей и их влияние на динамику культуры. Этим вопросам посвящены его работы «Истоки и смысл русского коммунизма» и «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века». В статье «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» философ дал характеристики века Просвещения в России, александровской эпохи; поднимал вопрос о роли русской интеллигенции [4].
Серьезное внимание изучению русской культуры уделял П.Н. Милюков. Он издал большой трехтомный труд «Очерки по истории русской культуры» [30]. В работах П.Н. Милюкова культура исследовалась в контексте исторического времени. Обращалось внимание на факторы, оказывавшие воздействие на динамику культуры и общества, в том числе влияние православной церкви, литературы искусства и просвещения.
На рубеже 1980-х − начала 1990-х гг. начался новый период в исследовании истории русской культуры. Этот период отмечен появлением работ с высоким уровнем теоретико-философского осмысления культурных процессов. Среди отечественных ученых проблемами истории культуры в конце XX в. занимались Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.К. Кантор, Г.С. Кнабе, А.М. Панченко, А.Я. Гуревич.
Заметно усилился в последние годы интерес к дворянской культуре и дворянской усадьбе как культурному явлению. В исторической науке, культурологии и искусствоведении существует множество подходов и направле- ний в изучении данного феномена. Наиболее полно разработано направление, связанное с изучением архитектурно-художественных особенностей усадебной культуры. Оно представлено в работах таких исследователей как Н.Н. Врангель, Г.К. Лукомский, Ю.И. Шамурин и др. Культурологический подход в изучении усадьбы разрабатывался в трудах Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Г.Ю. Стернина, В.С. Турчина, И.Н. Слюньковой, Е.И. Кириченко, Т.П. Каждан и др.
Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Русская культура на рубеже второй половины XVIII – начале XIX веков

§1. Исторические условия развития культуры в России второй половины XVIII – начале XIX веков

Россия — страна с богатым культурным опытом. Огромные российские пространства обусловили формирование культурного своеобразия отдельных регионов, которое можно назвать культурным многоголосием. Из этого многообразия складывается целостный образ России. В этом плане Россия имеет сходство с объединенной Европой, с той разницей, что в первом случае пересекались культурные потоки внутри одного государства, а во втором — между государствами. В связи с этим изучение динамики культурных процессов, происходивших в прошлом, представляет несомненный интерес в настоящее время.
Не менее важным является исследование культурного диалога в истории. В России эта проблема сохраняет актуальность, поскольку учет культурного своеобразия имеет большое значение в условиях модернизации общества. Процессы, происходившие в духовной жизни русского общества в конце XVIII − начале XIX в. сходны с теми, которые происходят в настоящее время. Влияние западной культуры тогда было не менее сильным, чем на рубеже XX-XXI вв.
Понятие «культура» − одно из тех, которые имеют множество толкований. По подсчетам современных исследователей их более 500. Слово имеет латинское происхождение. Первоначальное значение понятия — уход, возделывание, воспитание. Уже в давние времена оно имело широкое толкование. За долгую историю человечества данное понятие обрело много различных толкований и смыслов. Одно из самых ранних определений понятия «культура» было сделано английским ученым Э. Тайлором [20, с. 32]. Он ставил знак равенства между понятиями «культура» и «цивилизация». В современном значении слово «культура» одним из первых употребил немецкий просветитель И.-Г. Гердер, который включил в понятие «культура» не только язык, но и науку, ремесло, семью, государство, религию, то есть все явления неприродного характера.
Энциклопедия по культурологии дает пространное толкование понятие «культура». При этом обращается внимание на то, что «культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических способов (технологий) деятельности, насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности...» [22, с. 336].
С данным определением несколько перекликается другое: «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях...». По мнению Марселино Орейя, одного из участников общеевропейского симпозиума «Европейская историческая культура в XXI столетии», «культура — это выражение сущности народа и одновременно способ и манера, при помощи которых этот народ может общаться и сотрудничать с другими народами...» [28, с. 58].
Эпоха Просвещения оказала огромное воздействие на все стороны жизни общества Европы и Америки. Она стала поворотным пунктом в мировой истории, породив не только французскую революцию, но и совершенно новый взгляд на самого человека, его место в истории. В России распространение идей Просвещения подготовило культурный взлет первой половины XIX в.
XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Основой идеологии Просвещения было представление о «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. В Европе идеи Просвещения стали знаменем борьбы набирающей силы буржуазии, «третьего сословия» против отживающего свой век феодального общества с его жесткой общественной структурой, в которой положение человека определялось не качествами «ума и сердца», а происхождением. По мнению просветителей, путь к построению нового общества лежал через распространение знаний и образованности, т. к. считалось, что прежний «несправедливый» порядок сохраняется из-за невежества подавляющего количества населения, из-за господства «предрассудков».
Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.
Сама Екатерина II состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно старалась создать о себе мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне» [35, с. 67]. II половина XVIII в. – это время особой популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начинает издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т. д.
В изданиях Николая Ивановича Новикова (1744 – 1818) осмеивались сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Помимо журналистики, просветительская направленность деятельности Н.И. Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 по 1775 г в свет вышло десять томов «Древней Российской Вивлиофики».
Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.). Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просветительства Н.И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаментальные ценности просветительства, был сторонником революции. В оде «Вольность» А.Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. В нем перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. Контрастом бесчеловечным образам господ Радищев выводит крестьян, сохраняющих, несмотря на бедственность своего положения внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в .....

Список литературы

1. Алпатов, М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII − первая половина XIX века) / М.А. Алпатов. − М.: Знание, 1976. – 325 с.
2. Анохина, Л.А. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем / Л.А. Анохина, М.Н. Шмелева. − М.: Знание, 1977. – 240 с.
3. Артемова, Е.Ю. Культура России глазами посетивших её французов (последняя треть XVIII века) / под ред. Л.Н. Пушкарева. − М.: Эксмо, 2010. – 320 с.
4. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. − М., 1990. – С. 173-187.
5. Березовая, Л.Г. История русской культуры / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. − М.: АСТ, 2012. – 357 с.
6. Богословский, М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. / М. Богословский. − М.: Знание,1996. – 453 с.
7. Буланин, Д. Мир русской провинции и провинциальная культура: Сборник / Д. Буланин. − СПб.: Питер, 1997. – 356 с.
8. Бусыгин, Е. П. Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин, Е.В. Михайличенко. − Казань, 1973. – 245 с.
9. Герасимов, И.В. Российская ментальность и модернизация / И.В. Герасимов // Общественные науки и современность. − 2007. − № 4. − С. 63-73.
10. Гурьянова, Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. / Н.С. Гурьянов. − Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 2006. – 320 с.
11. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. − М.: Проспект, 2009. – 520 с.
12. Демина, Г.В. Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни общества / Г.В. Демина // Вестник МГУ. − 2006. − № 6. − С. 4-18.
13. Иванов-Разумник, Р.В. История русской общественной мысли / Р.В. Иванов-Разумник. − М.: Проспект, 1997. – 435 с.
14. Исаев, И.А. История Отечества / И.А. Исаев. – М.: Академия, 2008. – 354 с.
15. Мясникова, Л. Российский менталитет и управление / Л. Мясникова // Вопросы экономики. – 2010. – № 8. – С. 38-44.
16. История воспитания и образования в России XVIII века / сост. Д.И. Латышина. − М.: Проспект, 2002. – 253 с.
17. Ключевский, В.О. Русская история: В 3 кн. / В.О. Ключевский. – М., 1993. − Кн. 1. − С. 4-5.
18. Ключевский, В.О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) / В.О. Ключевский // Литературные портреты. — М., 1991. – С. 156-167.
19. Константинов, В.Я. Очерки по истории начального образования в России / Н.А. Константинов, В.Я. Струминский. − М.: Наука, 1953. – 345 с.
20. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. / Б.И. Краснобаев. − М.: Просвещение, 1972. – 342 с.
21. Краснобаев, Б.И. Русская культура второй половины XVII − начала XIX вв. / Б.И. Краснобаев. − М.: Изд-во МГУ, 1983. – 345 с.
22. Культурология. Энциклопедия: В 2 т. − СПб., 2008. − Т. 1. − С. 336.
23. Лаппо-Данилевский, А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. / А.С. Лаппо-Данилевский. − М.: Знание, 1990. – 285 с.
24. Лотман, Ю.М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII − начала XIX века) / Ю.М. Лотман. − СПб.: Искусство, 2006. – 363 с.
25. Лотман, Ю.М. Декабрист в повседневной жизни: Бытовое поведение как историко-психологическая категория / Ю.М. Лотман // Избр. Статьи. Т. 1. – М., 2005. − С. 334-335.
26. Лотман, Ю.М. Руссо и русская культура XVIII − начала XIX в. / Ю.М. Лотман // Трактаты. − М., 1969. – С. 56-82.
27. Малинов, А.В. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ / А.В. Малинов, С.H. Погодин. − СПб.: Питер, 2001. – 342 с.
28. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. − М.: Проспект, 2003. – 462 с.
29. Межуев, В.М. Культура и история / В.М. Межуев. − М.: Проспект, 2007. – 543 с.
30. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. − М.: Прогресс-культура, 2004. – 353 с.
31. Орлов, А.С. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Знание, 2007. – 356 с.
32. Полищук, И.С. К вопросу о российском менталитете / И.С. Полищук // Социально-гуманитарные знания. – 2008.– № 1. – С. 143-152.
33. Пронин, А.М. Сады и парки в мировой и отечественной культуре / А.М. Пронин. – Пенза: Мир, 2001. – 235 с.
34. Рабинович, М.Т. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт / М.Т. Рабинович. − M.: Знание, 2008. – 230 с.
35. Рабинович, М.Т. Очерки материальной культуры русского феодального города / М.Т. Рабинович. − М.: Знание,1988. – 324 с.
36. Рассказова, Л.В. Русская дворянская усадьба в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова / Л.В. Рассказова // Дворянские усадьбы Саратовской губернии. — Саратов, 1998. − С. 122-128.
37. Рассказова, Л.В. Усадебное обустройство в Пензенской губернии в конце XVIII − первой половине XIX века / Л.В. Рассказова // Русская усадьба. − М., 2001. − Вып. 7 (23). − С. 74-79.
38. Семенова, Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России (первая половина XVIII в.) / Л.Н. Семенова. – СПб.: Наука, 2002. – 264 с.
39. Солодянкина, О.Ю. Феномен иностранного гувернерства в России (вторая половина XVIII − первая половина XIX в.) / О.Ю. Солодянкина // Отечественная история. − 2008. − № 4. − С. 19.
40. Тодд, У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина / У.М. Тодд. − СПб.: Академический проспект, 1996. – 424 с.
41. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета / В. К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.
42. Чайковская, О.Г. «Как любопытный скиф...»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII в. / О.Г. Чайковская. − М.: Книга, 2000. – 262 с.
43. Чечулин, Н. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII в. / Н. Чечулин. − СПб.: Питер, 2009. – 270 с.
44. Шепелев, Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи / Л.Е. Шепелев. − М.: Наука, 2001. – 532 с.
45. Шкуринов, П.С. Философия России XVIII в. / П.С. Шкуринов. − М.: Высшая школа, 1999. – 463 с.
46. Щипаное, И.Я. Философия русского Просвещения второй половины XVIII века / И.Я. Щипаное. − М.: Наука, 1971. – 265 с.
47. Эйдельман, Н.Я. Грань веков: Политическая борьба вы России (конец XVIII − начало XIX столетия) / Н.Я. Эйдельман. − М.: Мысль, 2002. – 445 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.