На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические аспекты профилактики нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.Экспериментальная работа по профилактике нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста к овладению чтением

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 04.12.2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 6
1.1. Закономерности овладения детьми старшего дошкольного возраста чтением 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 12
1.3. Особенности овладения процессом чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста к овладению чтением 27
2.1. Методики изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению чтением 27
2.2. Результаты изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению чтением 35
2.3. Система работы по профилактике нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 40
Выводы по первой главе 47
Заключение 48
Список литературы 50


Введение

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением является частью проблемы готовности к обучению в школе. Для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа, хорошее состояние зрительных и моторных функций, осознание собственной речи и овладение ею, достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.
Перечисленные компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением, в возникновении нарушений чтения. В силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин отмечается рост количества детей, имеющих различные патологии развития. Наиболее распространенными у дошкольников являются речевые нарушения, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР).
У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушается слухоречевая память, воспроизведение ритмических структур и фонематическое восприятие, отмечаются низкие показатели зрительного гнозиса, переработки зрительно-пространственной информации, регистрируется некоторая двигательная недостаточность, отмечается наличие системного нарушения речи, затрагивающего все ее компоненты (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, H.A. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.).
Таким образом, исследования разных авторов позволяют определить, что у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением. Вместе с тем фактически нераскрытой остается проблема профилактики нарушений чтения у детей с речевыми нарушениями. Особенности чтения детей с ОНР, распространенность у них дислексии вызывают необходимость осуществления работы, направленной на формирование, коррекцию и развитие у них необходимых предпосылок готовности к овладению письменной речью (чтением) в дошкольном возрасте.
Вместе с тем, при достаточной исследованности вопросов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР в логопедической теории и практике малоизученными остаются проблемы содержания по профилактике нарушений чтения, формирования готовности таких дошкольников к овладению чтением. Следствием нерешенности обозначенной проблемы является отсутствие практических рекомендаций по профилактике нарушений чтения, формированию готовности таких дошкольников к овладению чтением.
Таким образом, значимость вопроса подготовки дошкольников с ОНР к овладению чтением, а также отсутствие в настоящее время научно обоснованных разработок профилактики дислексии и формирования предпосылок готовности к овладению чтением у детей с речевыми нарушениями определяют актуальность темы нашего исследования.
Обоснование актуальности исследования выявило проблему исследования: каково содержание работы педагога по профилактике нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями? Решение обозначенной проблемы составило цель исследования – теоретическое обоснование и разработка содержания работы по профилактике нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Объект исследования: процесс овладения чтением у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: профилактика нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: нарушение речи охватывает как речевые, так и неречевые возможности детей, являющиеся предпосылками к овладению чтением. Подготовка дошкольников с речевыми нарушениями к овладению чтением будет эффективной при условии коррекционно-педагогического воздействия по профилактике нарушений чтения.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме овладения детьми старшего дошкольного возраста процессом чтения.
2. Экспериментально изучить у детей старшего дошкольного возраста с ОНР состояние разных сторон устной речи, психических процессов и функций, являющихся предпосылками готовности к овладению чтением.
3. Разработать содержание логопедической работы, направленной на профилактику нарушений чтения и развитие предпосылок готовности к овладению чтением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования; сравнительный анализ;
- эмпирические: анализ медицинской и педагогической документации, беседы с воспитателями, логопедами, родителями и детьми; наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий);
- математические: количественная обработка экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад №73 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

1.1. Закономерности овладения детьми старшего дошкольного возраста чтением
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. С учетом того, какие средства используются в речи, она подразделяется на устную (звуковую форму), письменную (графическую форму) и кинетическую (общение посредством языка и жестов) формы. Письменная речь и устная связаны между собой – значением знака письменной речи (графемы) является фонема [28, с. 12].
Письменная и устная речь представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и видимым – сложные условно-рефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы устной речи и развивают ее.
К первому классу ребенок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. В процессе овладения языковой способностью, языковыми правилами ребенок проходит два этапа:
- этап практического овладения языком – при достижении определенного уровня развития психических процессов, ребенок усваивает определенные правила языка, не осознавая их практически (механизмом усвоения этих правил является чувство языка или «языковое чутье»);
- этап метаязыковой деятельности, т.е. осознания правил языка, становится возможным лишь при овладении первым этапом [37, с. 9].
Для овладения устной речью ребенку необходимо осуществить первый этап языкового развития. Для овладения письменной речью необходим переход на второй этап языкового развития. Б.Г. Ананьев отмечает, что сложность овладения и реализации письменной речи заключается в ее природе: если устная речь осуществляется в основном деятельностью речеслухового и рече-двигательного анализаторов, то письменная речь является зрительно-слухомоторным обр
..........

Список литературы

1. Агафонова, И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе: учеб. пособие / И.Н. Агафонова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1997. – 61 с.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия Акад. пед. наук РСФСР. – 1950. – Вып. 70. – С. 104-148.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т. В. Ахутина // Диагностика и коррекция речевых нарушений: метод, материалы науч.-практ. конф. – СПб : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. – С. 195-212.
4. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972. – 256 с.
5. Бенедиктова, Л.В. Обследование детей с нарушениями письменной речи / Л.В. Бенедиктова, Р.И. Лалаева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод, рекомендаций. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – С. 54-62.
6. Бурина, Е.Д. Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма / Е.Д. Бурина // Дефектология. – 1996. – №3. – С. 42-46.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 144 с.
8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи: пособие для психологов, логопедов, учителей-дефектологов / Т.Н. Волковская, Г.X. Юсупова. – М.: Книголюб, 2004. – 101 с.
9. Воронова, А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: автореферат... дис. канд. пед. наук / А.П. Воронова. – СПб, 1993. – 58 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2006. – 1134 с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: учеб. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2002. – 157 с.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 166 с.
13. Городилова, В.И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб, 1995. – 67 с.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
15. Дементьева, С.П. Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся общеобразовательных школ / С. П. Дементьева // Дефектология. – 1984. – № 2. – С. 15-17.
16. Евдокимова, Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с недоразвитием устной речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Евдокимова. – М., 2001. – 164 с.
17. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 303 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 334 с.
19. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 238 с.
20. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционпых) образовательных учреждений: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Г. Зикеев. – М.: ACADEMIA, 2000. – 198 с.
21. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ф. Иваненко. – М. : Просвещение, 1987. – 123 с.
22. Каше, Г.А. Логопедическая работа в специальных группах для детей с недостатками произношения / Г.А. Каше. – М.: Педагогика, 1996. – 102 с.
23. Каше, Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 46-66.
24. Колповская, И.К. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Педагогика, 1968. – С. 166-190.
25. Корпев, А.Н. Методика раннего выявления дислексии у детей / А.Н. Корпев. – СПб.: Гиппократ, 1991. – 220 с.
26. Корпев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корпев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
27. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция: учеб.- метод, пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов н/Д; СПб. : Феникс; Союз, 2004. – 218 с.
28. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1974. – 156 с.
29. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие / А. Р. Лурия. – М.: Academia, 2002. – 345 с.
30. Методы обследования речи у детей / под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. – М.: Астрель, 1996. – 98 с.
31. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы / Л.Г. Милостивенко. – СПб. : Стройлеспечать, 1995. – 63 с.
32. Обучение дошкольников грамоте: метод, пособие / Л.Е. Журова; под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Шк. Пресса, 2004. – 141 с.
33. Огаркина, А.В. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников: автореферат дис.... канд. пед. наук / А.В. Огаркина. – М., 2002. – 56 с.
34. Оморокова, Н. Н. Преодоление трудностей чтения и письма / Н.Н. Оморокова. – М.: Просвещение, 1990. – 54 с.
35. Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов / В.К. Орфинская // Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки ЛГПИ имени А.И. Герцена. – 1963. – Т. 256. – С. 24-29.
36. Парамонова, Л.Г. Упражнения для развития речи / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 1998. – 207 с.
37. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. – 230 с.
38. Российская, Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи: автореферат дис.... канд. пед. наук / Е.Н. Российская. – М., 1999. – 74 с.
39. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учеб. пособие / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
40. Серебрякова, Н.В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи / Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / Сост. В. П. Балобанова. – СПб. : Детство-пресс, 2001. – С. 17-29.
41. Спирова, Л.Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления / Л.Ф. Спирова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы: сб. / под. ред. Р. Е. Левиной. – М., 1965. – С. 67-71.
42. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2003. – 109 с.
43. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969. – С. 190-212.
44. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение: учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 127 с.
45. Фотекова, Т.А. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина // Школьный психолог. – 2001. – №37-38. – С. 29-37.
46. Хабарова, С.П. Формирование готовности к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук / С.П. Хабарова. – Минск, 2000. – 54 с.
47. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей / М.Е. Хватцев. – М.: Аквариум, 1996. – 266 с.
48. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 359 с.
49. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркипой. – М.: АРКТИ, 2003. – 239 с.
50. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М., 1997. – 129 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.