На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Анализ лицензирования отдельных видов деятельности как института административного права. Нормативное и правовое регулирование лицензирования, некоторые проблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву
на тему:
"Административно-правовые и организационные основы лицензирования отдельных видов деятельности в Республике Беларусь"
Содержание

Введение
1. Лицензирование отдельных видов деятельности как институт административного права
2. Нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности в республике Беларусь
3. Некоторые проблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности
Заключение
Список использованных источников

Введение

Государство как система управления во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на развитие общества и всех его институтов. Государство, обладая властными полномочиями, образует широкий набор средств и методов регулирования общественных отношений. Среди них можно назвать лицензирование отдельных видов деятельности как один из примеров разрешительных систем регулирования общественных отношений.

Согласно статье 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Одним из таких ограничителей при осуществлении гражданских и иных прав, предусмотренных Конституцией и законодательством Республики Беларусь, и является лицензирование отдельных видов деятельности, которые может осуществлять гражданин Республики Беларусь для реализации положений статьи 41 Конституции, гарантирующей право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, и в соответствии с частью 4 статьи 17 Конституции, где говорится: «Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Административно-правовое регулирование лицензирования включает в себя регламентацию данной деятельности на законодательном уровне в виде издания нормативных правовых актов, деятельность органов исполнительной власти в области правоприменения, а также контроль и надзор в данной области.
Лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. [17]
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются между субъектами лицензирования, как вида деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти, которая выражается в официальном признании за определёнными субъектами прав на занятие отдельными видами деятельности.
Предмет исследования составляют нормы административного и гражданского законодательства, регулирующие разрешительную деятельность в сфере лицензирования, а также практика их применения.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических, законодательных и практических основ лицензирования отдельных видов деятельности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
· установить и доказать принадлежность института лицензирования отдельных видов деятельности к сфере административного права;
· проследить путь становления института лицензирования в Республике Беларусь;
· проанализировать действующую систему нормативно-правового регулирования разрешительно-лицензионной деятельности;
· попытаться выявить недостатки в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и предложить способы их устранения.
В курсовой работе применены следующие методы: системный, сравнительный, конкретно-социологический, формально-логический и анализ.
Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы, что обусловлено целью, задачами и логикой исследования.
1. Лицензирование отдельных видов деятельности как институт административного права

Тот факт, что лицензирование - самостоятельный правовой институт системы права Республики Беларусь, достаточно очевиден. Однако противоположные точки зрения относительно принадлежности этого институт к какой-то отрасли права существуют. Некоторые исследователи полагают, что лицензирование является гражданско-правовым институтом[7, с.90]. Другие же считают, что это институт административного права[32, с.7]. Чтобы точно ответить на этот вопрос необходимо точно знать исходные позиции правового регулирования предпринимательства и основные черты, присущие упомянутым институтам национальной системы права.
Самодостаточность норм, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, которые обозначены в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь), вызывает сомнения. Безусловно, частные правоотношения гражданское законодательство охватывает в достаточной мере, что и неудивительно, ведь именно на это направлена его деятельность. Однако есть вопросы, которые необходимо решать не с позиций частных интересов, например, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государственными органами, а с позиций сферы интересов публичного права[27, с.66].
В плане конструирования правовой регламентации предпринимательства следует иметь в виду, что публичное право служит:
· Пусковым механизмом реализации прав (например, на ведение предпринимательской деятельности);
· Условием осуществления прав (например, на осуществление отдельных видов деятельности);
· Средством ограничения частных интересов, что является объективно необходимым[15, с.58].
В ч.1 ст.45 ГК Республики Беларусь закреплено правило о том, что юридические лица могут заниматься отдельными видами деятельности на основании лицензии. Однако это правило не создаёт ни каких-либо дозволений, ни запретов. Также, предмет и метод регулирования отношений, возникающих в сфере лицензирования, выходят за рамки гражданско-правового регулирования и не могут быть регламентированы только с позиции свободы частных интересов.
Определение отраслевой принадлежности лицензирования зависит от уяснения предмета и метода правового регулирования данного института[15, с.58].
Предметом института лицензирования являются правоотношения, опосредующие управляющие воздействия управомоченных органов управления на хозяйствующие субъекты, исходя из публичных интересов общества и государства[14, с.131].
Лицензионным правоотношениям присуща традиционная структура, т.е. субъект, объект, содержание.
Одним из субъектов лицензионных правоотношений является соискатель лицензии. Соискателем лицензии может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью[17].
Другим обязательным субъектом правоотношений, возникающих в процессе лицензирования, является лицензирующий орган, которым согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 (далее - Декрет №17) с последующими изменениями и дополнениями может быть республиканский орган государственного управления и иная государственная организация, подчинённая Правительству Республики Беларусь, Национальный Банк, местные исполнительные и распорядительные органы, а также другой государственный орган, уполномоченный осуществлять лицензирование.
Лицензирующий орган занимает позицию контролирующей инстанции и имеет право вмешиваться в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с установленными условиями и требованиями законодательства. Лицензирующие органы вправе не только проводить проверки соблюдения лицензионных требований и условий, но и своим волевым решением приостановить или прекратить действие лицензии[15, с.60].
К объекту лицензионных правоотношений относят хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер[27, с.16].
Содержание лицензионных правоотношений составляют субъективные права и обязанности субъектов правоотношения. Субъективные права - предусмотренные нормами права возможности определённого поведения. Субъективные обязанности - меры должного поведения участников правоотношения.
Характерной особенностью лицензионных правоотношений является преобладание правоотношений, в которых властным правам лицензионных органов корреспондируются обязанности хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию либо изъявивших желание её получить. Объём субъективных прав лицензирующих органов значительно превышает объём субъективных прав субъектов хозяйствования.
Метод правового регулирования, по общему правилу, - совокупность приёмов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на участников правовых отношений[30, с.30]. В сфере лицензирования отдельных видов деятельности основным способом регулирования правоотношений выступает императивный метод, который существенно ограничивает автономию воли субъектов этих правоотношений и предписывает им модель поведения, или же запрещает какие-либо юридически значащие действия.
Из всего вышесказанного следует, что лицензионным правоотношениям свойственны следующие признаки:
1. в качестве обязательно субъекта правоотношений выступает государственный орган;
2. лицензионные правоотношения характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон;
3. лицензионные отношения возникают в целях удовлетворения, как частных, так и публичных интересов.
Таким образом, на основании приведённых доводов можно констатировать, что институт лицензирования в большей степени относится к сфере регулирования административного права и представляет собой систему административно-правовых норм.

2. Нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности в Республике Беларусь

До 2003 года в Республике Беларусь общие вопросы лицензирования находились в компетенции Правительства Республики Беларусь, а именно данные отношения регулировались постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. N 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица» и постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. N 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)», а отдельные - в ведении лицензирующих органов.
За период с 21 августа 1995 года по 2 мая 2003 года в названное постановление Кабинета Министров внесено более 70 изменений и дополнений[32, с.5], поэтому в целях совершенствования государственного регулирования отдельных видов деятельности и в соответствии с ч. 3. ст. 101 Конституции Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь издан Декрет № 17.
Его главным достоинством стало то, что в одном нормативном акте собраны все основополагающие нормы, касающиеся лицензирования: условия и порядок выдачи лицензий, уполномоченные органы государственного управления, требования, Перечень лицензируемых видов деятельности.
Принципиальным отличием нового документа стало существенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности со 165 до 49, а с учетом подвидов работ и услуг - с более 1,5 тыс. до 487. Наиболее существенные сокращения подвидов произошли в Министерстве здравоохранения. Из 731 медицинского и 61 фармацевтического остались соответственно 182 и 5[6, с.4].
В утвержденном Декретом Положении о лицензировании содержится закрытый перечень оснований, по которым лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии.
Перечисленные выше постановления были признаны утратившими силу с 1 ноября 2003 года в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 года № 1389 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Беларусь по вопросам лицензирования».
Пунктом 1 Декрета № 17 определено, что в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды, право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, определяемых Декретом № 17, может быть реализовано после получения в установленном порядке специального разрешения - лицензии.
Декретом № 17 установлено, что в случае расхождения его норм с нормами других законодательных актов, регулирующих осуществление отдельных видов деятельности на основании лицензий, применяются нормы Декрета № 17.
Декретом № 17 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение от 14 июля 2003 года) и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и организаций (далее - Перечень). Указанный перечень является исчерпывающим. Виды деятельности, не подлежащие лицензированию в соответствии с Декретом № 17, осуществляются без наличия соответствующих специальных разрешений.
В соответствии с Перечнем все виды лицензируемой деятельности можно условно подразделить на три основные группы:
· в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов);
· второй вид деятельности - деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж);
· третий вид объединяет в себя первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность)[29, с.28-29].
Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2003 года № 1666 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные Постановления Совета Министров Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, подлежат указанию в учредительных документах юридических лиц, свидетельствах о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в соответствии с Перечнем.
Необходимость принятия таких мер была обусловлена, в частности, несоответствием между наименованиями видов экономической деятельности, содержащимися в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности, и наименованиями видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, указанными в перечне, утверждённом Декретом № 17[31, с.6].
Положением же от 14 июля 2003 года регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в Перечне, за исключением деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внешнеэкономической деятельности по ввозу (вывозу) отдельных товаров, деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооружённых Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь, в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством, а также деятельности, лицензируемой Национальным банком.
Виды деятельности, связанные со специфическими товарами (работами услугами), на осуществления которых требуются специальные разрешения (лицензии), и порядок лицензирования определены Указом Президента Республики Беларусь от 21 октября 2003 года № 459 «О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2004 года № 269.
Национальным банком, в соответствии с Перечнем, лицензируется аудиторская деятельность и банковская деятельность. В настоящее время действуют Правила лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, утверждённые Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2003 года № 129 с изменениями и дополнениями.
Также не стоит забывать о том, что Положением от 14 июля 2003 года установлено, что если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые в нём содержатся, то применяются правила международных договоров.
В постановлениях Совета Министров, а также в постановлениях отдельных министерств содержатся частные и более конкретизированные аспекты о лицензировании отдельных видов деятельности, как правило, присущие только указанному в названии виду деятельности. Так, например, постановлением Министерства экономики от 27 октября 2003 года № 206 утверждено положение об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротству). Этим же постановлением признано утратившим силу постановление Министерства экономики от 16 января 2002 года «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротству)».
Некоторые комитеты также могут регулировать в силу своих полномочий определённые аспекты лицензирования. Например, постановлением Государственного таможенного комитета от 30 октября 2003 года № 67 утверждена Инструкция о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.
Следует также обратить внимание на то, что в законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без лицензии, когда такая лицензия обязательна: административная, согласно части 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также уголовная, по части 1 статьи 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь, если эта деятельность была сопряжена с получением дохода в крупном размере.
Таким образом, исходя из характера и содержания, обозначенных в данной главе, нормативных правовых актов, видно, что в Республике Беларусь на достаточном уровне регламентировано осуществление лицензирования отдельных видов деятельности. Также оправдано и то, что базу по данному вопросу составляет именно Декрет Президента Республики Беларусь, а не Закон Республики Беларусь, т.к. лицензирование - очень быстро и динамично развивающийся институт, и внесение изменений и дополнений в Декрет представляется куда более лёгкой задачей, нежели в Закон.

3. Некоторые проблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности

Поскольку ни один нормативный правовой акт не может быть совершенен, то никто не может утверждать, что Декрет № 17 является безошибочным решением всех проблем, связанных с вопросом лицензирования. Поэтому именно анализ норм этого Декрета, а точнее Положения от 14 июля 2003 года, которое этот Декрет утверждает, будет предметом рассмотрения в данной главе.
Пункт 2 Положения содержит определения основных терминов, употребляемых в нем.
Так, под лицензиатом понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность, имеющее лицензию.
Соискатель лицензии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.
На практике возникает вопрос: с какого момента соискатель лицензии становится лицензиатом? В научно-исследовательской литературе предлагаются два решения указанного вопроса: с момента фактической выдачи лицензии соискателю или с момента принятия решения о выдаче лицензии[2].
Буквальное толкование термина "лицензиат" позволяет утверждать, что именно момент выдачи лицензии является точкой отсчета для начала осуществления соответствующего вида деятельности.
Однако Положение в п. 34 дает возможность сделать и иной вывод. В соответствии с данным пунктом лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа в случае, если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче. Да и аннулировать или, иными словами, отменить можно лишь уже действующее разрешение.
И все же правильной представляется позиция о том, что только с момент и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.