На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 04.12.2013. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ 3
1.1 Суицидальная активность как кризис 3
1.2 Исследование акцентуаций характера у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 19
1.3 Исследование фрустрационной толерантности у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 26
1.4 Исследование взаимосвязи типов акцентуаций с уровнями фрустрационной толерантности у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

1.1 Суицидальная активность как кризис

Развитие человека, его жизненный цикл характеризуется стадиальностью и проходит через неустойчивые периоды, когда формируется нечто новое, а старое, ожившее уходит. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах.
Понятие «кризис» происходит от греческого слова krineo, буквально означающего «разделение дорог» [40, С. 6]. В психологии понятие «кризис» означает важнейший момент развития. Любой кризис содержит в себе потенциальный выбор между благоприятным и неблагоприятным направлением развития [73, С. 147]. Кризис – это острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей, с препятствием, которое не может быть устранено теми способами, которые известны из прошлого опыта [50, С. 5].
Психологический термин «кризис» употребляется в двух значениях:
1) закономерные кризисы, как этапы онтогенеза (возрастные кризисы);
2) вероятностные (или ситуационные кризисы), которые могут возникать в результате тяжелых, неожиданных, непредсказуемых событий.
Для различения этих явлений, обозначаемых словом «кризис», в психологии используются понятия «возрастной кризис» и «критическое состояние».
Возрастной кризис – закономерное явление развития психики, обусловленное возникновением новообразований предшествующего периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека [18, С. 387]. Наиболее изучены кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. В эти периоды развитие протекает стремительно.
Ситуационные кризисы – это определенные периоды жизненных изменений и поворотных моментов, сопровождающиеся стрессом и нарушениями внутреннего эмоционального баланса под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами, и сигнализирует о невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе. При этом субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) с помощью имеющихся у него психологических инструментов [14, С. 4].
Кризисы развития всегда сопряжены с фрустрацией и психологическим дискомфортом, переходными периодами беспокойства и мучительных вопросов или даже полной дезорганизации и отчаяния. Форма, длительность и острота кризиса значительно различаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных и микросоциальных условий и пр. [33].
При всем многообразии проявлений индивидуального кризиса существуют специфические паттерны переживаний, свидетельствующие о факте кризиса:
1) недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто метафизического, неопредмеченного характера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, перед неприемлемыми, неожиданно возникающими мыслями и представлениями, а также страх потери контроля над содержаниями сознания; страх утраты контроля, связанный с потерей основных жизненных ориентиров и девальвацией прежних целей, а также переживанием новых состояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх безумия, возникающий в результате переполнения сознания бессознательными содержаниями; этот страх тесно связан со страхом утраты контроля; страх смерти, связанный с ужасом уничтожения тела [29].
2) Чувство одиночества в широком диапазоне – от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением, чувства отдаленности от окружающего мира и от самого себя [14].
3) Чувство отчужденности. У переживающего кризис могут измениться интересы и ценности, нежелание участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей [29].
3) Субъективно переживаемые состояния «безумия». Индивидуальные кризисы редко сопровождаются потерей контроля над внутренними переживаниями и экстремальными формами поведения. В то же время роль логического ума значительно ослабевает, и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Эти переживания порой вызывают у человека неоднозначную реакцию: с одной стороны, чувство полной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, с другой – расширение сферы осознания и глубокое понимание себя и окружающего мира.
4) Переживание символической смерти. Когда развитие кризиса подводит человека к максимально полному осознанию его смертности, он чаще всего начинает испытывать колоссальное сопротивление. Осознание своей смертности может истощить человека, но оно же может стать и освобождающим для тех, кто может принять факт своей смертности [29]. В ряде случаев страх смерти может принимать обратную форму – форму суицидальной активности.
Суицидальная активность – это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства [13, С. 128]. Это кризисное состояние человека, достигшее такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д.
Суицидальная активность охватывает внешнюю активность личности и ее внутреннюю сферу. Внешне суицидальная активность проявляется в виде различных форм суицидального поведения. Суицидальное поведение – это «осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [4, С. 143]. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни [11].
Структура суицидального поведения, по Е.В. Зимановской, включает в себя суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). В свою очередь, суицидальные действия подразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид [25].
Суицидальная попытка – «это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» [25, С. 143]. Суицидальная попытка может быть направлена на завершенный суицид либо на другие цели.
Суицидальные проявления делятся на суицидальные мысли, представления, переживания, а также на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения.
Суицидальное мышление – это внутренняя активность личности направленная на представления о возможности осуществить лишения себя жизни в реальности [13, С. 162-163]. Суицидальное мышление включает мысли о лишении себя жизни. Суицидальные мысли (пассивные) – это размышления об отсутствии ценностей жизни, фантазии на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия): «жизнь не имеет смысла», «устал от такой жизни», «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» [25, С. 143].
Суицидальные тенденции – это мыслительная активность, связанная с представлениями о возможности и желательности собственной смерти и принятием решения [13, С. 162-163]. Переход от суицидальных мыслей к суицидальным тенденциям происходит плавно, когда противосуицидальные мотивы «сдают свою позицию» и начинают преобладать суицидальные мотивы. Суицидальная тенденция сначала нарастает в форме суицидальных замыслов.
Суицидальные замыслы – это активные формы суицидальности: разработка плана суицида, продумывание способов, время и место самоубийства выбор способа, времени и места действия. Но на уровне замысла такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда «подключается» волевой компонент и возникает особое психоэмоциональное состояние – суицидальная готовность, замыслы перерастают в намерения и решения.
Суицидальная готовность проявляется в виде внезапных изменений поведения, которое направленно на «прощание» индивида со всем тем, что связывало его в жизни, неожиданных подарков, «прощальных» речей, либо – суицидальных угроз (высказывание суицидальных мыслей, тенденций и готовности) [13, С. 163].
Суицидальные намерения – это обдумывание и разработка плана, т.е. подготовка человека к внешним формам суицидального поведения – суицидальной попытке и завершенному суициду. Суицидальное намерение реализуется во внешнем поведении в виде суицидальных попыток. Завершенный суицид – это «действия, завершенные летальным исходом» [25, С. 143].
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом [25, С. 143]. Он может быть острым (исчисляется минутами, секундами) или хроническим («зависание» мыслей на месяцы и годы). После неудачного, незавершенного суицида наступает постсуицидальный период.
В соответствии с задачами исследования рассмотрим подробно особенности суицидальной активности как кризиса в подростковом и взрослом возрасте.
Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на нервную систему, с бурным физическим развитием, приводит к повышению физических возможностей подростка и дает ему чувство взрослости. Но его социальный статус ни в школе, ни в семье не меняется. Тогда начинается борьба за признание своих прав, что приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста [1].
Подростковый возраст и связанные с ним кризисы традиционно считаются самым трудными, что связано с половым созреванием, выступающим причиной различных психологических и психических нарушений [10, С. 27]. Поведение подростков в период пубертатного кризиса является чрезвычайно сложным и противоречивым. В ходе физиологической перестройки организма у подростка может возникнуть тревога, депрессия, агрессивность, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, резкие переходы от веселья к унынию и пессимизму, снижение самооценки при высоком уровне притязаний [33]. У многих подростков проявляются акцентуации характера, нарушения поведения, острые аффективные реакции и неврозы [52].
Основная грань личности, на которую опирается данный период, является формирование чувства идентичности [73]. В этом периоде кризис идентичности становится актуальной проблемой личности. В связи с «физиологической революцией» и другими внутренними изменениями, в коллективе происходит смена ролей, что часто приводит к спутанности идентичности. Через свойственные этому возрасту реакции эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки и контроля взрослых и утвердить себя как личность. Это может проявляться в отказе от соблюдения общепринятых норм поведения, в непризнание авторитета старших, игнорировании их требований, сопротивлении их влиянию, обесценивании их нравственных и духовных идеалов, повышенной чувствительности к их оценке, острых реакциях на мнимые попытки взрослых принизить взрослость подростка и протестного поведения.
Подросток пытается найти свое место в обществе, осознать значимость своей индивидуальности, поэтому он относится отрицательно к нормам и стандартом. При этом стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы [34], что повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, секты и экстремистские группировки и усвоения им соответствующих групповых норм и ценностей [9]. Следствием неудачной идентификации являются побеги из школы, бродяжничество, злоупотребление алкоголем и наркотиками, делинквентное поведение, утрата представлений о ценности жизни, которые относятся к суицидогенным факторам. Субъективно низкая ценность жизни может сформироваться у подростка под влиянием специфических условий воспитания (подростки, воспитанные в асоциальной среде, условиях физического насилия, ниже оценивают собственную жизнь и жизнь другого человека, чем подростки из благополучных семей) и вследствие воздействия подростковой субкультуры и психологических влияний некоторых молодежных кумиров [26].
Попытки самоубийства среди подростков встречаются значительно чаще, чем среди детей и взрослых, но лишь немногие (не более 1%) из этих попыток достигают своей цели [20].
Возникновение суицидальной активности у подростков часто связано с неблагоприятными взаимоотношениями с родителями и сверстниками и неправильным воспитанием в семье (жестокость, насилие, эмоциональная изоляция, отвержение, заброшенность в семьях) [5]. Основными суицидогенными факторами среди подростков является тяжело переживаемое объективное и/или субъективное одиночество и дефицит жизненного опыта для того, чтобы правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения [5].
В подростковом возрасте появляется способность остро переживать одиночество. Событием, которое может предшествовать суицидам подростков, является переживание утраты объекта привязанности из-за проблем в интимно-личностных отношениях, неразделенной любви, переезда в другое место или семейных потерь (смерть близких, развод родителей и пр.) [5]. Таким образом, в целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. При этом суицидальные реакции подростка нередко направлены против родителей или сверстников, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним [26].
В силу определенных физиологических особенностей своего организма подростки склонны к депрессии. Причинами, облегчающими возникновение депрессии и суицидального поведения, являются реалии настоящего периода в жизни российского общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих из них получить желаемое образование, жить в достатке. Отвержение обществом базовых социальных ценностей – одна из причин суицидальной активности подростков. При этом степень депрессии у подростка часто является показателем серьезности суицидальной угрозы [37].
В эмоциональном плане подросткам свойственна склонность к «самоподкреплению» эмоций, что в итоге придает их эмоциональным состояниям особую вязкость, ригидность и инертность. Под влиянием «самоподкрепления» подросток может «купаться» в собственных эмоциях печали, вины, горя [32]. У всех подростков-суицидентов выявляется эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, эксплозивность, импульсивность, неразвитость личностной психологической защиты, сниженная, лабильная или неадекватно завышенная самооценка, чувство малоценности. В пресуицидальном периоде у них отмечаются депрессивные состояния (эндогенные и реактивные) и ситуационные реакции на фоне подростковых акцентуаций характера [38].
В связи с этим в популяции подростков среди причин суицида роль негативных эмоциональных состояний и, прежде всего, депрессии, значительно возрастает по сравнению с взрослой популяцией. К «подростковым» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками [26].
Между тем, далеко не каждый подросток, испытывающий одиночество и неблагоприятные воздействия социальной среды, проявляет какие-либо формы суицидальной активности. По данным А.Е. Личко, риск возникновения суицидального поведения у подростков на фоне пубертатного кризиса под влиянием неблагоприятных условий социальной среды зависит от определенной нейробиологической предиспозиции (например, врожденных дисфункций нейроэндокринной системы, резидуально-органической патологии головного мозга, конституциональной слабости центральной нервной системы и хаотичности нервных процессов, нарушения созревания структур лимбической системы и орбитофронтального кортекса, отвечающих за регуляцию эмоций). На фоне этих органических и функциональных поражений головного мозга возникают нарушения регуляторных механизмов эмоций, что обуславливает застойный характер эмоционально-негативных состояний [38].
Подростков с подобными нарушениями часто отличают эмоциональная лабильность, «вязкость» аффекта, снижение способности к осознанию и вербализации собственных эмоциональных переживаний, затруднения в изживании негативных эмоций и пр. При этом к важным суицидогенным факторам, наряду с прочими, относятся такие характерологические особенности личности подростков ........

Библиографический список

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2008. – 704 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [текст] : учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2007. – 516 с.
3. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей [текст] / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 1993. – 398 с.
4. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства [текст] / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. – № 4.
5. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийств [текст] : учебное пособие / А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин. – М. : Медицина, 1980. – 164 с.
6. Амбрумова, А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. – М., 1983. – С. 40-51.
7. Амбрумова, А. Г. Индивидуально-психологические аспекты суици-дального поведения // Актуальные проблемы суицидологи: труды Московского НИИ психиатрии. – Т. 82. – 1978. – С. 44-59.
8. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] : учебное пособие [текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович. – М. : Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
11. Бойко О. В. Мифология суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – т. 7, №2. – С. 138-159.
12. Большой психологический словарь [текст] : справочное издание / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 672 с.
13. Вагин Ю.Р. Авитальная активность. Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.— 292 с.
14. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] : учебное пособие / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
15. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст] : учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
16. Винокуров, А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека [текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / А.И. Винокуров. – СПб. : СПбГУ, 1996. – 24 с.
17. Волков, Б. С. Психология подростка [текст] : учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Изд-во РПО, 2001. – 512 с.
18. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [текст] // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1982. – С. 386-389.
19. Гилинский, Я. И. Социологические и психологические основы суицидологи [текст] : учебное пособие / Я.И. Гилинский, Я.И. Юнацкевич. – СПб., 2006. – 380 с.
20. Горская, М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков [текст] : методическое пособие / М.В. Горская // Вестник психосоц. работы. 1994. № 1. С. 44-52.
21. Гулина М. А. Защитные механизмы личности [текст] / М.А. Гулина, А.Л. Козлова // Психология / под ред. А. А. Крылова. – М. : АСТ, Астрель, 2007. – 516 с.
22. Деларю, В. В. Психология отклоняющегося поведения [текст] учебно-методическое пособие / В.В. Деларю. – Волгоград : ВолГМУ, 2004. – 78 с.
23. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. – СПб., 1998. – С. 284.
24. Жезлова, Л. Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения детей и подростков [текст] / Л.Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологи. – М. : Медицина, 1981. – С. 124-133.
25. Зимановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [текст] : учебное пособие / Е.В. Зимановская. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004 – 288 с.
26. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения [текст] : учебное пособие / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев. – Самара : Бахрах-М, 2000. – 72 с.
27. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия [текст] : справочное издание / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. – пер. с англ. – в 2-х т. – Т. 1 – М. : Медицина, 2002. – 672 с.
28. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [текст] : учебное пособие / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. - 141 с.
29. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [текст] : методическое пособие / В.В. Козлов. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2003. – 300 с.
30. Кон, И. С. Ребенок и общество [текст] : учебное пособие / И.С. Кон. – М. : Академия, 2009. – 336 с.
31. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [текст] : учебное пособие / В.Т. Кондрашенко. – Минск : Харвест, 2008. – 396 с.
32. Копылова Ю. С. Особенности переживания негативных эмоций в подростковом возрасте. – Пермь: ПГУ, 2008.
33. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
34. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] : монография / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 394 с.
35. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. № 6.
36. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст] : монография / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
37. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст] : справочное издание / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2009. – 426 с.
38. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [текст] : справочное издание / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2008. – 416 с.
39. Майсак, Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. – М. : Академия, 2002. – 120 с.
40. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости [текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
41. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
42. Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. – 2003. – № 3.
43. Мерлин, B. C. Лекции по психологии мотивов человека [текст] : учебное пособие / B.C. Мерлин. – Пермь, 1972. – 272 с.
44. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] : учебник / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
45. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности : формы, механизмы, стратегии [текст] / А.А. Началджан. – Ереван, 1988. – 242 с.
46. Ненастьев А.Н. Самоубийство как девиантное поведение.
47. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [текст] : сборник статей и выступлений / И.П. Павлов. – СПб. – М. – Харьков – Минск : Питер, 2009. – 432 с.
48. Панкратов, В. Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – С. 436-438.
49. Петровский, А. В. К пониманию личности в психологии [текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40-46.
50. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [текст] : учебное пособие / К.Н. Поливанова. – М. : ИЦ «Академия», 2000. – 180 с.
51. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности [текст] / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – 1995. – №20. – С. 74-79.
52. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : справочное издание / Х. Ремшмидт. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Речь, 2007. – 720 с.
54. Семичов, С. Б. Острые аффективные суицидные реакции [текст] / С.Б. Семичов // Психические заболевания. – Л. : Медицина, 1990. – С. 144-154.
55. Соловьева, С. Л. Основы суицидологии [текст] : учебное пособие / С.Л. Соловьева. – СПб. : Айсинг, 2010. – 182 с.
56. Строгонов, Ю. A. О мотивах компенсаторных поведенческих реакций у подростков [текст] / Ю.A. Строгонов, Б.Н. Алмазов // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – С. 139-144.
57. Суицидология : прошлое и настоящее [текст] : сборник научных статей / Сост. А.Н. Моховиков. – М. : ИП РАН, 2001.
58. Тарабрина, Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах [текст] : автореф. дис. ...канд. наук / Н.В. Тарабрина. – Л., 1973.
59. Федотов, Д. Д. О реактивно обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте [текст] / Д.Д. Федотов, А.С. Чудин, С.А. Саркисов // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1978, т. 78, вып. 10. – С. 1559-1563.
60. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст] : учебное пособие / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
61. Фетискин, Н. П. Детерминанты монотонофильности и монотонофобности [текст] / Н.П. Фетискин // Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль, 1982. – С. 61-73.
62. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : монография / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 360 с.
63. Фрейд, З. Введение в психоанализ [текст] / З. Фрейд. - М. : АСТ, 2008. – 608 с.
64. Фрейеров, О. Е. Об акцентированных и деформированных личностях [текст] / О.Е. Фрейеров // Проблемы личности. – М., 1970. – С. 230-248.
65. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [текст] : учебное пособие / Л.М. Фридман. – М. : Изд-во ИП РАН, 2011. – 480 с.
66. Фрустрация : понятие и диагностика [текст] : учебно-методическое пособие / Сост. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
67. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – № 1. – С. 94-102.
68. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности [текст] : монография / Р. М. Шамионов. – Саратов : Изд-во СГПУ, 2004. – 142 с.
69. Шафранская, К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура [текст] / К.Д. Шафранская // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л., 1976. – С. 176-188.
70. Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков [текст] / Е. Шир // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1984. – № 10.
71. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности : теоретический анализ уровней адаптации [текст] / Н.Е. Шустова // Проблемы социальной психологии личности. – 2007. – 220 с.
72. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. – М. : Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
73. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. - М. : Речь, 2006. - 416 c.
74. Юров, И. А. Направленность и типы фрустрации [текст] / И.А. Юров // Социс. – 1987. – № 4. – С. 34-39.
75. Якунин, В. А. О связи психических состояний и свойств личности [текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. – СПб. : СПбГУ, 2001, с. 17-23.
76. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс : психологические механизмы и их динамика [текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово : КемГУ, 1999. – 84 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.