На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Особенности национальной культуры восточных славян»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 5.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Ведение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть.
Глава 1. Гипотезы происхождение восточных славян……………………..5
1.1. Быт восточных славян……………………………………………………9
1.2. Социальное и общественное устройство……………………………12
Глава 2. Народно-художественное творчество восточных славян
2.1. Письменность………………………………………………………………15
2.2 Иконопись……………………………………………………………………18
2.3. Архитектура………………………………………………………………..22
2.4. Фольклор………………………………………………………………………25
Глава 3. Мифология восточных славян……………………………………...29
II. Заключение…………………………………………………………………
III. Практическая часть…………………………………………………………
IV. Список литературы…………………………………………………………


Введение:
Курсовая работа выполнена на основе знаний, полученных из курса «Социально-культурная деятельность» и «Народно-художественное творчество». В процессе написания работы закрепляются теоретические знания, полученные в ходе изучения этого курса. Тема данной курсовой работы - особенности национальной культуры восточных славян. Данная тема является значимой, потому что период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученных страниц нашей истории.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
Славянская колонизация шла из Прикарпатского края (VI век). В течение VII и VIII веков славяне расселяются по русской равнине по линии Днепра - Волхова.
Главным занятием восточных славян было земледелие, значительную роль играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы.
До расселения славяне жили родовыми общинами, где власть принадлежала старейшинам, но при колонизации примитивный патриархально-родовой быт быстро разрушался.
Религиозные верования древних славян представляли собой поклонение явлениям природы, культ предков.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей национальной культуры восточных славян.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть гипотезы возникновения восточных славян
2. Описать быт и обычаи восточных славян
3. Рассмотреть виды народного творчества восточных славян
4. Рассмотреть религиозные представления восточных славян
Анализ круга вопросов сам по себе имеет большое значение для дальнейшего продвижения в изучении истории сложения и функционирования восточных славян.
Работа состоит из 2 частей - теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя рассмотрение 5 разделов.


Теоретическая часть
Глава 1. Гипотезы происхождение восточных славян.
Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде.
По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно.
Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился - родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв.
К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Согласно ей предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.
В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.
Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий.
Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию.
Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян, в результате своего культурного сближения дали славянство.
И корни этого процесса археологами прослеживаются с III тысячелетия до н. э. Тогда племена предков протославян жили еще материнским родом, но уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельческие племена, носители Балкано-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение известных «трипольских» племен - III тыс. до н. э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.
На рубеже III - II тысячелетий до н. э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий к обработке бронзы, к плужному земледелию. Развитие скотоводства привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища. Складывается патриархальный род. Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров», расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги и достигли южных участков Балтийского побережья. В I тысячелетии до н. э. экономическая и культурная жизнь находилась уже на заметно высоком уровне. Произошел переход к обработке железа. И этот период характеризуется многообразием культурных особенностей у отдельных предков праславян.
Представляется, что после того, как в середине I тысячелетия н. э. под ударами гуннов рухнули западнославянские оседлости (черняховская археологическая культура), потомки носителей зарубинецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселяться на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем некогда на север. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие известных по летописи северян, полян, бужан и уличей, в третьей четверти I тысячелетия н. э. создают одно из древнейших восточнославянских государственных объединений, получившее в источниках наименование «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом западные земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.
Славяне расселились по всей Восточно-Европейской равнине:
В Среднем Поднепровье - поляне, к северу от них (на левом берегу Днепра) - северяне, к северо-западу - древляне.
На реке Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).
На реках Сож и Сейм - радимичи.
В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины - кривичи.
На Ильмень-озере и р.Волхов - ильменские словене.
В междуречье Оки и Волги - вятичи.
В междуречье Днестра и Дуная - уличи, тиверцы.
В бассейне р.Южный Буг - бужане и волыняне.


Рисунок 1. Расселение славян по Восточно-Европейской равнине.


1. 1. Быт восточных славян.
С ранней молодости славяне учились переносить жару, холод и недостаток пищи, они были нрава доброго и гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай если зайдёт странник. Славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием - мечами, дротиками, стрелами, намазанными ядом. Весьма характерно отношение в славянских племенах к женщине. Женщина, как и у многих древних народов, почиталась, как хранительница очага. Именно женщина занималась обустройством жилища и приготовлением пищи. И в то же время, как отмечает Н.М. Карамзин, женщину считали безответной рабыней. В случае смерти мужа женщина должна была следовать за ним и служить ему на том свете. У славян существовал обычай, по которому невесту похищали и потом платили за неё «вено» (плата родным невесты). Существовал также обычай многожёнства, по этому обычаю славянин мог держать по две, по три жены и больше. Но за каждую жену приходилось платить «вено», поэтому больше одной жены держали только люди богатые. Надо заметить, что с принятием христианства этот обычай был утрачен.
Основой питания у древних славян был хлеб. Это подтверждают и археологические находки - дома с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерки. Хлебом называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зёрен, либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу.
Раскопки позволяют представить облик древнего славянского жилища. Славяне жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами, крыша была обмазана глиной, её скаты почти касались земли. Внутри - глинобитная или каменная печь, которая топилась по-чёрному, т.е. без дымохода. Площадь жилья составляла от 10 до 20м2.
Славянам не было чуждо чувство прекрасного: они украшали резьбой и яркими красками свои жилища. Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных изделий. Подвески, серьги, фибулы, височные кольца были в виде спиралей, перстней и т.д. Именно навыки славянских художников-ювелиров этого периода были восприняты в первую очередь ювелирами Киевского государства, прославившимися на весь мир своим высоким мастерством.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно - климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия.
На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале 1 тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лес........


Список использованной литературы:
1. Головатенко А. "История России: спорные проблемы". М.: Школа-Пресс, 1994.
2. Думин С. В., Турилов А. А. "Откуда есть пошла Русская земля" // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991.
3. Сахарова А. Д. "История России" т. I, М., 1996.
4. Седов В. В. "Восточные славяне в VI-XIII вв. ". М., 1982.
5. Седов В. В. "Происхождение и ранняя история славян". М., 1979.
6. Третьяков П. Н. "У истоков древнерусской народности". Л., 1970.
7. Щавелева Н. И. "Происхождение и ранняя история славянских народов" 1990. N1.
8. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., ВЛАДОС, 1995.
9. Н. М. Карамзин. Предания веков. Москва, 1988
10. Артамонов М. И. " Происхождение славян ", 1950
11. Рыбаков Б. А. " Мир истории ". М., 1984
12. Кобычев В. П. " В поисках прародины славян ". М. 1973



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.