На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Субъекты Российской Федерации. Принципы административно-территориального устройства. Республика, край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства. Единицы административно-территориального устройства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
    Оглавление:
    Введение.
    Глава 1. Субъекты Российской Федерации.

    Глава 2. Административно-территориальное устройство
    СУБЪЕКТОВ Российской Федерации.
      §1 Понятие и принципы административно-территориального устройства.
      §2. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства.
      §3. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ.
      §4. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ.
      §5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
    Заключение.
    Список использованной литературы.

Введение.

В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.

Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитете России, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д.; о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства; о единстве российского гражданства; органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.

В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи: определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и их административно - территориального устройства на базе определенных принципов.

Актуальность данной темы является очевидной, т.к. в условиях многонационального государства равноправное и свободное положение субъектов Федерации и грамотное, с учетом мнения национального принципа, разделение территории республики на административно-территориальные единицы, позволит во многом избежать как экономических, так и национально-этнических проблем и конфликтов.

Глава 1. Субъекты Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, учредившие Федерацию и являющиеся равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого-то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Конституция не исключает возможность расширения состава субъектов Федерации.

Российская Федерация - федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области, города Москва и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации.

В составе Российской Федерации находятся:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Горный Алтай, Дагестанская Советская Социалистическая республика - Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Мордовская Советская Социалистическая Республика, Республика Саха (Якутия), Северо-Осетинская Республика, Республика Татарстан, Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чуваш республики;

Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Екатеринбургская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;

Города республиканского подчинения: Москва, Санкт-Петербург;

Автономная область: Еврейская;

Автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Конституция и федеральное законодательство не содержат критериев обретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов - автономные советские социалистические республики и автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся в составе краев), автономные области и автономные округа рассматривались как государственно-правовые формы самоопределения соответствующих народов Российской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом - города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ее административно-территориальные единицы. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-С.326.

В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве, а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Перечень субъектов Федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них - в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка - государственного языка Федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов.

Названия субъектов Федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов.

Каждый субъект Федерации, имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами. Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономного округа в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерации опосредованно. Территория автономного округа является составной частью территории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации". (ВКС РФ, 1994, N 2-3).

Территории субъектов Федерации разделяются административными границами, установленными еще до образования на территории России федеративного государства.

Важной гарантией обладания собственной территорией являются положения конституций и уставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Административный характер границ субъектов Федерации вытекает из содержания ч. 1 ст. 74 Конституции, запрещающей установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Глава 2. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

§1 Понятие и принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство государст-ва -- это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-террито-риальными единицами. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-С.246.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное госу-дарство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление име-ют лишь субъекты федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территори-альных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения, состояния путей сообщения. Реализация этого принципа спо-собствует как развитию производительных сил страны и от-дельных ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного само-управления стоящих перед ними задач в хозяйственном и со-циальном развитии соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким яв-ляется Российская Федерация, важную роль играет нацио-нальный принцип административно-территориального уст-ройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изме-нении административно-территориальных единиц, что спо-собствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения, опираться на его помощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппара-та, так и местного самоуправления к населению тоже яв-ляется важным принципом, в соответствии с которым стро-ится административно-территориальное устройство субъек-тов Российской Федерации. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение, 2001.- N2.С.9.

Действующая Конституция Российской Федерации не ре-гулирует вопросы административно-территориального уст-ройства. Эти вопросы -- область деятельности главным обра-зом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает их самостоятельно, применительно к своим специфи-ческим условиям в конституциях республик в составе Рос-сийской Федерации, а также в уставах других ее субъектов.

§2. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д. На-пример, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, а Республика Северная Осетия -- Ала-ния имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает на-селение Кабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз -- население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Фе-дерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-С.249.

Республика в составе Российской Федерации -- это демократическое правовое государство, созданное в ее рамках.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами -- республиками в составе Российской Федера-ции. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-С.356.

Конституционно-правовой статус республики характеризуется, прежде всего тем, что республика является государ-ством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России на-ходятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее на-рода, реализовавшего свое право на самоопределение в фор-ме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каж-дая республика имеет свою территорию.

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория - пространственный предел ее власти. Вы-сшие органы государственной власти республики распрост-раняют свою власть на всю территорию республики.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия, Границы между субъектами Российской Федера-ции, согласно федеральной Конституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото-рая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, прин-ципы организации и деятельности, а также компетенцию за-конодательных, исполнительных и судебных органов респуб-лики и органов местного самоуправления.

Имеющиеся у республик конституции устанавливаются ими самостоятельно. Они принимаются в порядке, опреде-ленном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Россий-ской Федерации.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конститу-ции Российской Федерации и федеральным законам, приня-тым в пределах полномочий Российской Федерации. В слу-чае противоречия между федеральным законом и актом, из-данным в республике, действует федеральный закон.

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт последней.

Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собра-нии Российской Федерации. Она вправе участвовать в раз-работке федеральных нормативных правовых актов по пред-метам совместного ведения Федерации и республик в ее со-ставе.

При нарушении федеральными властями прерогатив ре-спублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации самостоя-тельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и ис-полнительных органов государственной власти в Российской Федерации и республиканским законодательством.

Каждая республика имеет свой законодательный (пред-ставительный) орган -- парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правитель-ство; свои Верховный суд и Высший арбитражный суд. Мно-гие республики имеют свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор ре-спублики, подчиненный Генеральному прокурору Россий-ской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе органы исполнительной вла-сти этих республик входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

§3. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ.

В составе Российской Федерации б краев, 49 областей 2 города федерального значения -- Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-С.251.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г. И другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, обла-сти и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уста-вы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию госу-дарственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располага-ют своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия. Каждый край, область, город федерального значения об-разуют органы представительной, исполнительной и судеб-ной власти, которые действуют на основе Конституции Рос-сийской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения.

Надо сказать, что если прежде органы власти краев, об-ластей, городов республиканского значения относились зако-нодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами го-сударственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург явля-ются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими края-ми, областями, а также республиками, автономной обла-стью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координа-ция международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Мосты и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения; может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.