На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Внеклассная работа в начальной школе о растительном и животном мире

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 5.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Внеклассная работа в начальной школе о растительном и животном мире
1.1. Определение и значение внеклассной работы по естествознанию …….6
1.2. Анализ учебника Плешакова А.А. «Мир вокруг нас» программа УМК…………………………………………………………………………….23
1.3. Растительность и животным мир Владимирского края……………….27
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно экспериментальная работа
2.1. Определение первоначального уровня знаний младших школьников о растительном и животном мире Владимирского края……………………32
2.2. Разнообразные формы внеклассной работы………………………….43
2.3. Результаты в повышении уровня знаний младших школьников о растительном и животном мире ……………………………………………47
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………………59
Приложения


Введение

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.
Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по естествознанию, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим в начальных классах.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения учащихся важная роль принадлежит внеклассной работы.
Среди организационных форм обучения естествознанию особое место занимает внеклассная работа. Она является необязательной для всех учащихся и объединяет тех, кто интересуется предметом, хочет глубже и больше знать о природе, участвовать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением. Внеклассная работа включает в себя индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, но по свободно выбранной тематике с учетом интересов учащихся. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их кругозор, формировать практические умения и навыки.
Своими увлекательными формами внеклассная работа вызывает определенный эмоциональный настрой, является мощным рычагом мотивации учения.
Внеклассная работа - форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя.
Внеклассная работа позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
Актуальность данной дипломной работы в том, что значение внеклассной работы по естествознанию в наше время очевидно, и исследование ее влияния на повышение уровня знаний младших школьников о растительном и животном мире очень значимо.
Гипотеза исследования предполагает следующее: если целенаправленно в процессе обучения естествознанию использовать разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые, массовые; учитывать индивидуальные психологические и физиологические особенности детей, то формирование познавательного интереса и повышение уровня знаний будет проходить эффективно.
Мы считаем, что решить это возможно при соблюдении следующих условий:
1. Доброжелательный климат на внеклассных мероприятиях
2. Использование разнообразных средств обучения
3. Проведение внеклассных занятий в занимательной форме
4. Знание особенностей организации внеклассной работы со школьниками с интеллектуальными нарушениями
5. Учёт индивидуальных особенностей учащихся
В соответствии с разработанной гипотезой и целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Изучить значение и роль внеклассной работы по естествознанию в начальной школе;
3. Изучить влияние внеклассной работы по естествознанию уровень знаний по предмету.
Цель исследования: раскрыть и определить роль внеклассной работы в процессе изучения младшими школьниками естествознания.
Объект исследования: процесс использования внеклассной работы в начальной школе для изучения уровня знания о работе растительном и животном мире.
Предмет исследования: внеклассная работа и ее роль в формировании изучения естествознания.
Методологической основой данного исследования послужили работы Бобылевой Т.А., Бобылевой Л.Д., Миронова А.В., Плешакова А.А. рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе.
В ходе работы использованы следующие методы исследования:
- анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования
- тестирование;
- анализ документации;
- анализ результатов деятельности учащихся; - наблюдение;
- эксперимент;
- статистическая обработка данных.
База исследования. Данное исследование проводили в Юрьев - Польской средней общеобразовательной школе № 1 Владимирской области. Исследованием были охвачены учащиеся третьих классов (2 «а» - контрольный, 2 «б» - экспериментальный).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определена цель, задачи, предмет и объект исследования, задачи экспериментальной работы.


Глава 1. Внеклассная работа в начальной школе о растительном и животном мире
1.1. Определение и значение внеклассной работы по естествознанию

Внеклассная работа организуется в школе и проводится под непосредственным руководством педагога. Она тесно увязана с учебной работой и осуществляется с учетом основной задачи школы - всестороннего развития учащихся.
Внеклассная работа проводится с определенными группами детей (класс, кружок и др.). Организация этой работы и ее конкретное выражение всегда должны отвечать потребностям и интересам непосредственных участников этой работы. Прямая задача внеклассной работы - развитие творческих способностей каждого ребенка.[14]
Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Внеклассная работа - один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие природоведческие вопросы, интересующие детей. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.
Необходимость проведения внеклассной работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Цели внеклассной работы по природоведению шире, должны направляться на всестороннее развитие личности школьника, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроках, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.[16]
Анализ педагогической и методической литературы, практика работы школ позволяют отметить большое образовательное и воспитательное значение внеклассной работы.
Внеклассная работа расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют, чтобы учащиеся проводили наблюдения, умели сказать о них, ставили простейшие опыты, читали рекомендованную литературу. Приобретенные в процессе этой деятельности знания оживляют уроки, делают их более интересными и насыщенными по содержанию.[18]
Внеклассные занятия по естествознанию выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта предусматривает те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, а строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы.
Внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа не подменяет школьной работы, а дополняет её и тем самым способствует её улучшению. Она облегчает труд учителя: при сборе и подготовке материала для занятий в школе, при организации дополнительных наблюдений над животными и растениями в уголке живой природы и на пришкольном участке и прочие. Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе. В отличие от внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и обязательна для выполнения учащимися, внеклассная форма занятий строится на интересе, инициативе и добровольности. Содержание её может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.[25]
Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для многообразной познавательной деятельности детей. Она позволяет удовлетворить разнообразные интересы и запросы учащихся в познании окружающей среды, сформировать мировоззрение детей, пробудить любовь к родной природе и тем самым содействовать воспитанию патриотизма. В процессе общения к этой работе у школьников, воспитываются настойчивость и чувство ответственности за порученное дело. Применяя свои знания на практике, дети принимают самое активное участие в общественно полезной работе (уборке территории школьного участка, озеленение района, изготовление и развешивание скворечников, борьбе с вредителями леса, сада и так далее).[1]
Внеклассная работа позволяет продлить организованное и целенаправленное воздействие учителя и коллектива на учащихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить их познавательную потребность и способность к более глубокому изучению природы. По своему содержанию, форме организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению разнообразна. При выборе различных форм работы преподаватель учитывает уровень подготовки и развития.[26]
В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.[20]
Интерес к внеклассной работе зарождается у учащихся непосредственно на уроке и во время проведения различных форм внеурочных занятий. Немаловажную роль в развитии этого интереса играет личность самого учителя. От того, как учитель организует наблюдения учащихся за растениями и животными, работу с «Дневником наблюдений», зависит зарождение этого интереса. Развитие интереса - это сложный процесс, включающий различные стороны человеческой личности: интеллектуальную, эмоциональную и волевую. Интерес может быть стойким и нестойким, длительным и кратковременным. Задача учителя - развить в процессе преподавания природоведения стойкий, длительный интерес к предмету, результатом чего может появиться склонность у некоторых учащихся к познанию окружающей природы.[46]
Индивидуальная форма - это работа с отдельными учащимися, интересующимися изучением и познанием природы. Учителя осуществляют ее в процессе консультаций, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают к проведению наблюдений, постановке опытов, помогают оформлять первые записи и т. д. Сначала учитель дает индивидуальные задания наиболее заинтересованным ребятам, проявляющим особый интерес к природоведению. Это могут быть задания по уходу за растениями в классе и на пришкольном участке, животными в уголке живой природы и дома.[30]
Выполнение индивидуальных внеклассных заданий организуется в том случае, если у учащихся появится склонность или интерес к познанию окружающей природы.
Немаловажную роль в появлении и развитии этого интереса играет личность самого учителя, его интересы и увлечения. От того, как он организует наблюдение за природой в первом классе, сумеет ли он увлечь и заинтересовать учащихся, показать необходимость и важность этой работы, как будет преподавать, природоведение в последующих классах, зависит не только качество знаний, но и появление желания у учащихся заниматься природоведческими вопросами во внеклассное время.[48]
Выполнение индивидуальных заданий стимулирует детей на самостоятельный поиск изменений, происходящих в природе, способствует выработке умений и навыков исследовательской работы, приучает интересно проводить свой досуг.
Содержание индивидуальных заданий определяется с обязательным учетом запросов и интересов детей. Если ученика интересуют комнатные растения, уход за ними или увлекает коллекционирование марок с изображением животных или растений, составление гербария, постановка опытов или наблюдений в природе, он должен получить одобрение, поддержку и помощь учителя. Поэтому темы индивидуальных заданий могут быть самыми разнообразными с предоставлением учащимся полной свободы их выбора. Содержание индивидуальных заданий, организация и методика выполнения тщательно продумывается. Намечаются объекты изучения, место наблюдений или работ, определяется цель.[2]
В настоящее время выпускают большое количество цветных фотографий, марок и этикеток спичечных коробок с изображениями садовых и комнатных растений, домашних и диких животных, интересных явлений природы. Ребята их собирают, но часто это делают бессистемно, нецеленаправленно. Задача учителя - направить проявившийся интерес у того или иного ребенка в нужное русло и показать, что важно не только коллекциониро­вать, но и знать об этих объектах природы, собирать краткие наиболее интересные сведения о них.[4]
Используя стихийный интерес, проявляющийся у многих учащихся, учитель проводит работу по его дальнейшему развитию, постепенно вовлекая детей во внеклассные занятия. Важным шагом на пути к этому является приучение их к внеклассному чтению специальной литературы. Книгой учащийся должен руководствоваться при ознакомлении с растениями и животными, при наблюдениях в природе. Потребность узнать больше о неизведанных тайнах природы опять ведет к книге. Задача учителя - приучить школьников к самостоятельному чтению научно-популярной литературы. Это позволит им узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в окружающей природе. Замечательные книги М. Пришвина, В. Бианки, Н. Плавильщикова, М. Зверева, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского, И. Акимушкина и других прививают читателю любовь к миру растений и животных.[31]
Таким образом, в индивидуальной работе с учащимися учитель начальных классов должен стремиться в первую очередь к выявлению их интересов, к изучению природы, а в дальнейшем к привлечению детей к групповым или массовым формам внеклассной работы.
Групповая форма - это работа с постоянной группой учащихся (кружки, клубы), интересующихся природоведением в течение определенного отрезка времени (год-два).
Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружок. В практике работы учителей чаще всего встречается кружок юных любителей природы (или юных натуралистов). Основная цель кружка юных любителей природы - углубление и расширение природоведческих знаний и умений, выработка элементарных навыков исследовательской работы и широкое участие в общественно полезном труде.[39]
При составлении плана работы руководитель кружка продумывает, какие объекты выбрать для наблюдений, какие поставить опыты, какие и как подготовить и провести массовые мероприятия. Работу лучше всего планировать на полугодие или год, чтобы члены кружка знали, над чем кружок работает и когда он проводит те или иные мероприятия.
Состав кружка не должен превышать 15-20 человек, иначе он становится трудноуправляемым. Учитель помогает учащимся, учитывая их интересы, выбрать темы индивидуальных работ. Хорошо, когда в кружке сочетают индивидуальную самостоятельную работу учащихся с объяснениями руководителя и выступлениями всех его участников.[5]
Для того чтобы вызвать интерес, укрепить желание заниматься в кружке, очень важным является первое занятие, которое лучше всего организовать непосредственно в природе. Следует провести экскурсию, на которой можно воздействовать на эмоциональные чувства ребенка, на непосредственное его восприятие природы. Это позволит заинтересовать учащихся, укрепить желание как можно больше узнать о замечательной книге - природе. Во время экскурсии учитель может поставить вопросы, на которые не все учащиеся смогут ответить, но они еще больше разожгут их интерес, например: почему орешник цветет весной, а липа-летом? Почему птицы «купаются» в муравейнике? Почему у зайца и бобра каждый день растут зубы? Почему ландыш называют «майским»? Почему говорят: «Дрожит как осиновый лист»? И т. д. Постановка подобных вопросов поможет понять детям, что многое из того, что они видят, им трудно объяснить. Отсюда естественным будет стремление узнать как можно больше. После этого руководитель дает непосредственные задания для наблюдения за животными и растениями. С этой целью он разъясняет, что, где и как наблюдать, помогает членам кружка наметить последовательные этапы работы. Члены кружка должны знать, что они будут делать систематически, а что - эпизодически, отмечая результаты своих наблюдений в дневнике.[28]
Немаловажную роль играет чтение учащимися специальной литературы. Руководитель кружка составляет список книг, которые должны помочь учащимся при решении общих и индивидуальных заданий, проведении наблюдений, постановке простейших опытов и выполнении практических работ. При изучении сезонных явлений природы можно рекомендовать следующие книги: Г. Скребицкий. «Что когда бывает (юным следопытам - друзьям природы)»; Н. Плавильщиков. «Времена года»; И. Соколов-Микитов. «От весны до весны»; Н. Сладков. «За птичьими голосами» и др.[3]
Собираться члены кружка должны не менее 2-3 раз в месяц. На заседаниях можно сделать сообщения по отдельным общим темам, например: «Растения осенью», «Подготовка животных к зиме», «Жизнь под снегом», «Куда улетают птицы», «Жизнь пруда», «Охрана природы» и др. К этим сообщениям члены кружка оформляют результаты своих наблюдений, опытов, рассказывают о прочитанной литературе, просмотренных научно-популярных кинофильмах, передачах по телевидению (например, «Ребятам о зверятах», «В мире животных» и др.).[11]
Занятия кружка юных любителей природы немыслимы без связи с различными формами массовой внеклассной работы. Члены кружка активно помогают учителю в проведении природоведческих вечеров, обсуждении научно-популярных кинофильмов и книг, организации тематических утренников, выставок работ учащихся и т. д., что имеет большое воспитательное значение, а также помогает формированию организаторских навыков у детей.
В конце года члены кружка могут оформить выставку своих работ: фотомонтажи «Вести из леса», «Лесной бюллетень», тематические альбомы, «Дневники наблюдений», поделки из природного материала и т. д.[13]
Для работы кружка учащихся II класса можно взять тему «Сезонные изменения в природе», но при этом не нужно дублировать программный материал: отобрать надо те объекты и явления природы, которые рассматриваются недостаточно глубоко. Главная задача - это показать учащимся природу в развитии, раскрыть взаимосвязи различных явлений и влияние их на жизнь растений и животных, уделяя значительное место самостоятельным наблюдениям учащихся по программе, разработанной учителем. Направлений в работе может быть несколько: сезонные изменения в растительном и животном мире; изменения растительного и животного мира по временам года и др. В каждом конкретном случае необходимо учитывать местные условия. Методы проведения занятий могут быть самые разнообразные: экскурсии, наблюдения, опыты, беседы, просмотр научно-популярных кинофильмов, чтение отрывков из книг и обсуждение их по теме кружковой работы и т. д.
В III классе работу по изучению сезонных изменений в природе продолжают, но ее значительно расширяют за счет знакомства с растениями и животными различных природных зон нашей страны. Знакомство с природой нашей страны позволяет расширить представления членов кружка о богатстве и разнообразии природы в целом. Этот период работы кружка характеризуется тем, что учащиеся значительно больше читают книг, смотрят научно-популярных фильмов о тех природных явлениях, которые они не могут наблюдать в своей местности.
В III классе можно организовать и краеведческий кружок, члены которого основное внимание будут уделять изучению своего края. В краеведческом кружке учащиеся могут разрабатывать такие темы, как «Звери нашей местности», «Птицы наших лесов и полей», «Лекарственные растения», «Фабрики и заводы нашей местности», «Охрана природы» и т. п. Главное, чтобы члены кружка не только словами, но и делами доказывали, что они любят и охраняют природу. Ребята должны взять шефство над зелеными насаждениями своей улицы, двора, активно помогать взрослым в озеленении села, района, города, охранять и подкармливать животных зимой и т. д.[6]
Содержание краеведческой работы в школьных кружках крупных городов может быть расширено за счет знакомства с историей города, посещения городских музеев, изучения улиц пришкольного района, сопоставления дореволюционного прошлого с настоящим города, подбора иллюстраций и составления альбомов и монтажей, разучивания стихотворении и песен, выступления на утренниках, посвященных истории города.
Большое значение имеет оформление детьми собранного материала. Продуманно отобранные и хорошо оформленные материалы учитель может использовать в учебном процессе при проведении практических работ и опытов, объяснении нового материала и т. п.[19]
Каждый руководитель кружка должен помнить, что разрабатывать тематику занятий, составлять план работы необходимо в зависимости от условий и возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных склонностей и интересов каждого.[7]
Массовые формы - праздники, сборы, устные журналы, беседы, работа с природоведческой литературой и др. Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся. Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, которые позволяют привлечь к участию в мероприятии весь коллектив школьников. Дети могут выполнять самые различные виды работ: рисовать, лепить, клеить, мастерить самодельные приборы, придумывать или подбирать загадки и шарады, готовить песни или стихотворения для тематических вечеров и т. д.[17]
Одна из таких форм работы - внеклассные природоведческие экскурсии. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Местом экскурсий могут быть лес, лесопарк, ботанический сад, краеведческий музей, зоопарк, колхозное поле, фабрика, завод и т. п. Цели экскурсий также разнообразны: наблюдение за сезонными изменениями в природе (расширяется количество объектов и глубина их изучения по сравнению с программой), знакомство с лекарственными растениями своей местности, редкими птицами и зверями, знакомство с домашними животными, правилами ухода за ними, практическим использованием их человеком (экскурсия на скотный двор, свиноферму, конюшню и т. п.).[8]
Накоплению природоведческих знаний способствуют туристские походы, которые можно проводить в любое время года (продолжительностью не более 1-2 дней). Во время походов можно давать учащимся задания собрать некоторые минералы и горные породы, определить птиц по голосам, собрать лекарственные растения и т. п. Руководитель похода заблаговременно распределяет обязанности, знакомит с определением объектов в природной обстановке, проводит краткий инструктаж. Учитель может использовать для этой цели диски с записями птичьих голосов, гербарий лекарственных растений, коллекции минералов и горных пород и т. д. В походах руководителю надо обращать внимание детей на красоту пейзажа, обогащая при этом их представления художественными образами («стройная березка», «задумчивая ива», «стремительный ручей», «багровый закат» и т. д.), использование новейшей техники на полях, охрану природы.
Кроме того, учителю необходимо помнить, что в походах у детей воспитываются такие важные человеческие качества, как коллективизм, взаимопомощь, дружба, чувство ответственности за порученное дело, целеустремленность, сознательная дисциплина.
На материале походов и экскурсий можно оформить ряд стендов: «Птицы наших лесов», «Редкие животные и их охрана», «Местные лекарственные растения», «Обитатели водоема», «Наш город - стране», «Передовики местного производства» и др.[29]
Важная форма внеклассной работы со школьниками - это проведение природоведческих вечеров, праздников и КВН. Темы вечеров могут быть разнообразными: «Москва - столица России», «Волга - великая русская река», «Завоевание космоса», «Удивительный мир камня».
В основе вечера могут быть сообщения учащихся по выбранной теме, просмотр научно-популярных фильмов, обсуждение заинтересовавшей детей книги. Выступления ребят могут перемежаться с чтением отрывков из художественных произведений, небольшими викторинами, загадками, играми, пением.[9]
Учащиеся принимают активное участие во многих праздниках, посвященных природе,- Празднике леса, Празднике цветов, Празднике весны, Празднике урожая, Празднике друзей природы и др. Эти мероприятия, раскрывающие перед детьми красоту и прелесть русской природы, способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств, любви и уважения к людям труда. При подготовке к ним дети широко используют художественную литературу, произведения живописи, музыки, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Каждый праздник должен преследовать определенную цель. Так, например, празднование Дня птиц не только углубляет и расширяет знания детей о птицах, но и дает возможность практически осуществить мероприятия по охране природы (подкормка птиц, постройка и развешивание скворечников и т. п.). Примерный план проведения такого праздника может быть следующий: сообщения членов кружка о пользе птиц (показ чучел или рисунков птиц, встречающихся в данной местности), о наблюдениях за птицами (окраска, особенности строения, поведение), осмотр выставки «Птицы - друзья человека», чтение отрывков из художественных произведений, проведение викторин, карнавал птичьих костюмов, просмотр кинофильма «Дети - друзья птиц». На выставке «Птицы - друзья человека» можно показать чучела птиц, фотографии, рисунки и «Дневники наблюдений» членов кружка, развесить различные виды гнездовий.
Организаторы праздника могут написать обращение к школьникам, в котором посоветовать ребятам помочь птицам в голодную, зимнюю пору. А для этого надо собирать семена арбуза, тыквы, подсолнуха, яблок, косточки винограда, персиков, абрикосов; собирать на полях и огородах оставшиеся там семена сорных трав: лебеды, подорожника, конского щавеля, чернобыльника, головки репейника. Собранные семена хорошо просушить и хранить в полотняных мешочках или бумажных пакетах (в полиэтиленовых пакетах семена быстро портятся). Надо готовить кормовые столики, развешивать их за окнами, на пришкольных участках, в скверах, парках, на опушках лесов. Проведение такой работы спасет многие сады и леса от вреди­телей.[40]
В этой связи можно сказать о создании живых уголков под открытым небом, которые способствуют установлению дружеских контактов между животными и человеком. Так, в некоторых парках птицы и белки доверчиво берут корм из рук людей. Наблюдать за животными на свободе гораздо интереснее, чем за находящимися в клетках. Внеклассная работа, проводимая в таком направлении, поможет школьникам полнокровнее почувствовать себя хозяевами своей земли.[33]
Особое место во внеклассной работе по природоведению занимает внеклассное чтение. Учителю надо хорошо знать научно-популярную и художественную литературу для учащихся о природе, просматривать краткие рецензии на новые книги в журналах «Юный натуралист», «Вокруг света», «Начальная школа», следить за выпуском книг по еженедельной газете, советоваться с библиотекарем школы.
Учитель должен постепенно вводить своих учеников в мир большой литературы. Начинать надо с чтения небольших увлекательных природоведческих рассказов, которые можно найти у таких писателей, как И. Акимушкин, Г. Ганейзер, Ю. Дмитриев, Н. Надеждина, Г. Снегирев и др. В классе надо повесить список природоведческих книг по внеклассному чтению, который следует систематически пополнять.[15]
Обсуждение книг во внеклассное время является важным средством пропаганды книги, развития у учащихся умения рассказывать и правильно излагать свои мысли. Обсуждение может проходить в такой последовательности: вступительное слово учителя о том, почему выбрана та или иная книга; небольшие выступления-учащихся, в которых они рассказывают, что им понравилось в книге, кратко обсуждают основные идеи произведения; заключительное слово учителя. Для более успешной организации обсуждения можно использовать наглядные пособия: картины, рисунки, открытки, диафильмы, кинофильмы. Для того чтобы обсуждение прошло интересно, живо и непосредственно, учитель может ввести различные игровые моменты, один из которых - отгадывание отрывков.[10]
Интересная форма внеклассной работы - КВН (клуб веселых и находчивых), которая играет большую роль в развитии у школьников сообразительности, памяти, изобретательности, логического мышления, реакции и, наконец, является одной из форм проверки природоведческих знаний, умений и навыков. Большая роль в составлении сценария принадлежит учителю, так как школьникам трудно самостоятельно придумывать различные задания.
Вопросы должны быть занимательными и конкретными, чтобы на них можно было дать остроумный ответ. В проведении КВН учитель использует много занимательного материала и игр, но главным во всех заданиях должно быть выявление фактических знаний материала учащимися, для чего в сценарии сочетаются фронтальные задания с индивидуальными. При формировании команд надо подбирать равные по общему разви........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.