На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Охрана прав пациента. Права пациента: понятие и виды.Понятие и виды прав пациента

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 6.12.2013. Сдан: 2012. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Права пациента: понятие и виды 8
1.1. Понятие и виды прав пациента 8
1.2. Права пациента 24
1.2.1. Право на получение медицинской информации 24
1.2.2. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента 26
1.2.3. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство 28
1.2.4. Отказ от медицинского вмешательства 31

Глава 2. Юридический основы обеспечения прав пациента: российский и международный опыт 34
2.1. Эволюция российского законодательства по вопросам защиты прав пациентов 34
2.2. Международный опыт обеспечения прав пациентов 39

Глава 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРАВ ПАЦИЕНТА и формы защиты этих прав 43
3.1. Виды нарушений прав пациента 43
3.2. Административный порядок защиты прав пациента 57
3.3. Судебный порядок защиты прав пациента 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

Список использованных источников и литературы 80
ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье человека представляет собой одну из главных социальных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайшее общественное и личное благо и богатство, основу национальной безопасности страны. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (г. Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.) определяет здоровье человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Данное определение получило широкое распространение и уже стало стандартом в концепции здоровья человека.
За последние 20-25 лет уровень жизни большинства обычных российских граждан существенно понизился, значительное количество населения проживает в бедности или за чертой бедности. Государство практически перестало поддерживать социально-экономические требования своих граждан, не выполняет свою социальную функцию, экономика не обеспечивает адекватное обеспечение прав человека в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.
Состояние российской системы охраны здоровья и медицинской помощи как ее важнейшего элемента сегодня характеризуется как кризисное. Благополучное состояние здоровья населения есть фактор устойчивого развития государства и общества. В Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 года среди факторов национальной безопасности Российской Федерации было выделено физическое здоровье нации, угрозой которому является кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Ситуация со здоровьем и смертностью в России ухудшается с середины 1960-х гг., причем в последние 20 лет темпы ухудшения нарастают. Главные потери связаны с повышением смертности населения в рабочих возрастах. Хотя смертность детей в России (как младенческая, так и детей в возрасте от 1 до 15 лет) тоже остается высокой, общее направление динамики смертности детей - позитивное, она пусть и медленно, но снижается.
У большинства населения России теряется уверенность в будущем, истощаются приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье, отсутствует стремление к искоренению дурных пристрастий и привычек, не совместимых со здоровым образом жизни. Прогрессируют социальные болезни и «болезни XXI века» - алкоголизм, наркомания, курение, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, туберкулез, онкологические и аллергические заболевания, атеросклероз, депрессии, реактивные психозы, неврозы, психосоматические болезни и т.д.
Высокая и повышающаяся смертность служит источником огромных демографических потерь. Речь идет о многих миллионах преждевременно оборвавшихся жизней. Если бы не эти огромные потери, то с учетом рождений, не состоявшихся из-за смерти потенциальных родителей, сегодняшнее население России более чем на 17 млн. человек превосходило бы фактически имеющееся.
Большие человеческие потери наступают из-за плохого состояния здоровья населения. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в 2008 г. по показателю продолжительности здоровой жизни мужчин (52,8 года, на 14,4 года меньше, чем в США) Россия находилась на 133-м месте в списке из 192 стран, женщин (64,3 года, на 7 лет меньше, чем в США) - на 70-м месте.
Существуют все основания утверждать, что система здравоохранения вносит существенный «вклад» в тревожный процесс повышения уровня смертности - и в силу нехватки средств, и потому, что система управления, организации и финансирования отрасли не позволяет эффективно распорядиться имеющимися средствами.
Российское здравоохранение является важнейшей отраслью социальной сферы и средоточием многочисленных проблем. Организация и функционирование частного здравоохранения находятся практически за пределами правового поля, что также не способствует эффективному осуществлению права на охрану здоровья и его важнейшей составляющей - права на медицинскую помощь. Сегодня становится ясно, что только медицинскими средствами невозможно остановить падение показателей здоровья. Необходимы качественно новые действенные меры в этой области, в особенности, формирование стереотипов здорового образа жизни у каждого человека.
Указанные обстоятельства обусловливают актуальность данной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением, реализацией и защитой (восстановлением) конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Предмет исследования составляют юридические нормы, регулирующие деятельность государственных органов и их должностных лиц, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по обеспечению и защите общественного и индивидуального (физического и психического) здоровья человека.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - наиболее полно и комплексно представить современные проблемы, связанные с конституционным правом каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь и его судебной защитой, а также найти варианты решения указанных проблем путем выработки конкретных предложений.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- определение социального и юридического содержания конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, его места в основах правового положения личности в России, а также вопросов, порожденных его широкими взаимосвязями с иными конституционными правами и свободами человека;
- определение конституционно-правовых основ системы гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь и роли социального государства как ведущей гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- анализ состояния и перспектив развития правовых гарантий реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- определение способов защиты прав пациентов;
- анализ механизма судебной защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- на основе проведенного анализа выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию отечественного конституционного и медицинского законодательства.
Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить полномасштабные исследования конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, имеющиеся в отечественной науке (Т. А. Гришина, Н. Н. Комарова, Т. Ш. Капанадзе, С. А. Дюжиков, А. Н. Сагандыкова, Н. В. Косолапова) и отдельные статьи, отражающие те или иные аспекты рассматриваемой проблемы (В. Д. Волков, М. К. Козлов, В. И. Новоселов, В. Д. Попков и др.). Зарубежные исследователи также занимались данной проблемой - данная тема очень популярна в исследованиях юристов стран англосаксонской системы, таких как Д. Гернер, А. Джейкобсон, Р. Оуэн и ряда других.
Методологической основой настоящей дипломной работы являются диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, лингвистический).
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Права пациента: понятие и виды

1.1. Понятие и виды прав пациента

Принято различать право в объективном и субъективном смысле.
Право в объективном смысле представляет собой систему юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право пациента в объективном смысле определяется всей совокупностью юридических норм, законодательно закрепленных в нормативных актах, регулирующих отношения в сфере здравоохранения.
Право в субъективном смысле - это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из нормативных актов или принадлежащие им от рождения и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования.
Пациент - лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.
В области охраны здоровья можно выделить две группы прав - социальные и индивидуальные.
Социальные права в данной области связаны с социальными обязательствами, возложенными на правительство, общественные или частные организации по обеспечению всего населения медицинской помощью на должном уровне. Этот уровень определяют политические, социальные, культурные и экономические факторы. Социальные права также связаны с равной доступностью медицинской помощи для всех жителей страны или географического региона и устранением финансовых, географических, культурных, социальных, психологических и иных дискриминирующих барьеров. Таким образом, социальные права - достояние всего общества.
Под индивидуальными подразумевают такие права, которые неотделимы от личности пациента. На сегодняшний день международная практика выработала оптимальный объем индивидуальных прав пациента, основными из которых являются:
1) право на уважительное, гуманное отношение к личности при оказании медицинской помощи;
2) право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, возможном риске, возможных последствиях отказа от лечения;
3) право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства;
4) право на конфиденциальность при обращении за медицинской помощью;
5) право выбора и замены врача и лечебного учреждения;
6) право на качественную медицинскую помощь, соответствующую состоянию здоровья пациента;
7) право на облегчение страданий и достойную смерть.
Осуществление прав пациента предполагает наличие механизмов их реализации и защиты. Под реализацией прав пациента понимают комплекс мер, направленных на претворение, воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан.
Выделяют четыре формы реализации права - соблюдение (воздержание от совершения запрещенных неправовых действий), исполнение (активное исполнение предусмотренных в праве обязанностей путем совершения положительных действий), использование (осуществление участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, предусмотренных в нормах), применение (организация государством осуществления конкретными субъектами адресованных им правовых требований).
Защита прав пациента - комплексная система мер, применяемых в тех случаях, когда беспрепятственно реализовать права пациента не удается без соответствующей правоприменительной деятельности со стороны полномочных государственных и общественных организаций.
Таким образом, обеспечение прав пациента - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях фактической реализации прав пациента и преодоления препятствий, стоящих на пути его интересов.
В настоящее время наиболее заметной тенденцией практически во всех государствах является преобладание различных средств внесудебной защиты интересов и прав пациентов над традиционно существующими судебными. При этом отмечается расширение участия различных организаций в обеспечении защиты прав пациентов и развитие эффективных механизмов и средств, защищающих права пациентов как потребителей медицинских услуг.
В ст. 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
В ст. 17 Основ также устанавливается право граждан РФ на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и гарантирует защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у гражданина какого-либо заболевания.
Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации, а иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Поскольку нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляются наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, и в том числе экстренную эвакуацию (репатриацию).
Предоставление и финансирование медицинской помощи иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, в рамках медицинского страхования осуществляются в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В минимальный перечень медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ, включены:
1) медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
2) медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;
3) транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;
4) посмертная репатриация (транспортировка) останков.
Согласно ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Соответственно, обязательное медицинское страхование иностранных граждан и членов их семей, прибывших в РФ по основаниям, предусмотренным ФЗ «О беженцах», осуществляется на общих основаниях с гражданами РФ в случае установления им органами Федеральной миграционной службы России юридически статуса беженца и выдачи соответствующего удостоверения.
При этом страхователями для неработающих иностранных граждан, признанных беженцами, являются органы исполнительной власти, местная администрация.
Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан.
Согласно Федеральному Закону от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», оплата медицинской помощи гражданину РФ, за исключением гражданина РФ, направляемого в служебную командировку, при выезде из РФ осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования или заменяющим его документом, действительными для получения медицинской помощи за пределами территории РФ, либо при наличии гарантии физического или юридического лица, приглашающего гражданина РФ, возместить расходы на оказание медицинской помощи (лечение в медицинском учреждении). При отсутствии указанных документов расходы на оказание медицинской помощи за пределами территории РФ несет сам гражданин.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2). При оценке информации, касающейся окружающей человека среды, следует учитывать, что в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» засекречиванию не подлежат следующие сведения:
1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
4) о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
5) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
С 1 января 2000 г. Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 г. № 429 «О порядке предоставления информации» введены в действие Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг и Порядок организации деятельности пресс-службы Центра Госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации и на транспорте (водном и воздушном).
К информационным услугам в области Госсанэпидслужбы относятся справочная информация общего назначения, полученная и обработанная в установленном порядке, а также специализированная информация.
Информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке и деятельности Госсанэпидслужбы предоставляется органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, другим органам и организациям, которым в соответствии с действующим законодательством РФ предоставлено право запрашивать и получать информацию, бесплатно.
Гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их организационно-правовой формы, информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг предоставляется бесплатно по следующим разделам деятельности:
1) о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) о заболеваемости населения, о результатах выполняемых в рамках Госсанэпиднадзора лабораторных и инструментальных исследований объектов среды обитания в объеме, предусмотренном официально утвержденными формами статистического наблюдения.
Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электронной и почтовой связи, через средства массовой информации (СМИ) в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).
Специализированная информация, для получения которой требуются анализ и обработка данных государственного статистического наблюдения, предоставляется за плату в установленном порядке.
При нарушении права граждан на получение информации о негативных для здоровья факторах следует как можно быстрее обратиться в соответствующие инстанции. Как правило, государство в лице судебных или иных органов выступает на стороне заявителя, защищая его права и законные интересы.
Судебная практика показывает, что информация об экологической обстановке может касаться самых различных неблагоприятных факторов окружающей среды.
Так, например, в деле № 55723/00 Фадеева против России (Fadeyeva - Russia) (по материалам Постановления Европейского суда по правам человека от 9 июня 2005 года) Европейский суд присудил выплатить заявительнице компенсацию в размере шести тысяч евро в возмещение причиненного ей морального вреда, вынес решение в пользу заявительницы о возмещении судебных издержек и иных расходов, понесенных в связи с судебным разбирательством по вопросу ее многолетнего проживания вблизи металлургического комбината, связанного с повышенным уровнем токсичных элементов и шума, который представлял угрозу для жизни и здоровья.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения, причем граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (по системе ОМС), а дополнительные медицинские и иные услуги предоставляются на основе программ добровольного медицинского страхования, за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно:
1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);
3) стационарная помощь:
4) при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
5) при патологии беременности, родах и абортах;
6) при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;
7) при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.
При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенн........


Список использованных источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) // Международные акты об охране здоровья. М., 2009. С. 10-26.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года // Российская газета. 1997. 3 января.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года // Российская газета. 1994. 8 декабря; 1996. 6 февраля.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон № 51-ФЗ от 8 декабря 1994 года.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 138-ФЗ от 14 ноября 2002 года // Российская газета. 2002. 20 ноября.
7. Основы законодательства об охране здоровья граждан утв. ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 // Российские вести. 1993. 9 сентября.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 31 декабря.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 22 декабря.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года // Российская газета. 1996. 31 мая, 6-8 июня.
11. О беженцах: Федеральный закон № 4528-1 от 19 февраля 1993 года // Российская газета. 1997. 3 июня.
12. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года // Российская газета. 2001. 6 июня.
13. О государственной тайне: Закон РФ № 5485-1 от 21 июля 1993 года // Российская газета. 1993. 20 сентября.
14. О донорстве крови и ее компонентов: Закон РФ № 5142-1 от 9 июня 1993 года // Российская газета. 1993. 5 июля.
15. О защите прав потребителей: Закон РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года // Российская газета. 1996. 16 января.
16. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон № 29-ФЗ от 20 января 2000 года // Российская газета. 2000. 10 января.
17. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ № 1499-1 от 28 июня 1991 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. 14 июля.
18. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 января 1998 года // Российская газета. 1998. 15 января.
19. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года // Российская газета. 1996. 22 августа.
20. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральный закон № 38-ФЗ от 30 марта 1995 года // Российская газета. 1995. 12 апреля.
21. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ о № 3185-1 от 2 июля 1992 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. 20 августа.
22. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года // Российская газета. 1999. 5 апреля.
23. О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон РФ № 4180-1 от 22 декабря 1992 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. 14 января.
24. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года // Российская газета. 2002. 27 июля.
25. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: Федеральный закон № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года // Российская газета. 1998. 22 сентября.
26. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года // Российская газета. 2006. 3 августа.
27. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 года // Российская газета. 1993. 3 мая.
28. Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации: Федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года // Российская газета. 1995. 20 декабря.
29. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года // Российская газета. 2009. 19 мая.
30. Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: Постановление Правительства Российской Федерации № 27 от 13 января 1996 года // Российская газета. 1996. 3 февраля.

II. Литература
31. Баринов Е. Х., Беляева Е. Р. Исследование неблагоприятных исходов в медицинской практике: правовой аспект. М., 2010. 409 с.
32. Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 2001. № 2. С. 18-24.
33. Беляков А. В. Право на здоровье как одно из основных прав человека (международно-правовые аспекты) // Медицинское право. 2009. № 3. С. 12-20.
34. Блинов А. Г. Уголовно-правовая охрана прав пациента: Учебное пособие / Под ред. Б. Т. Разгильдиева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. 288 с.
35. Власов В. В., Зайцева И. А., Захаров И. А. и др. Ваши права при получении медицинской помощи. Саратов: Агатон, 2007. 120 с.
36. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 2007. 304 с.
37. Галанова Г. И.?Пациент как партнер в деле улучшения здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2008. № 4. С. 17-24.
38. Гарантии качества медицинской помощи в системе ОМС: Методическое пособие / Под ред. В. Ф. Чавпецова. Тольятти, 2006. 405 с.
39. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования: Методическое пособие / Под ред. В. Ф. Чавпецова, В. В. Гришина, В. Ю. Семенова, А. М. Рабец. М.: Федеральный фонд ОМС, 2008. 368 с.
40. Добровольская Н. Е. К вопросу о добровольном информированном согласии пациента // Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья. Суздаль, 2008. С. 132-144.
41. Дьяченко В. Г. Качество медицинской помощи (вопросы теории и практики). Методическое пособие. Хабаровск, 2006. 306 с.
42. Ермошина Т. В. Соблюдение прав пациента. Суздаль, 2008. 203 с.
43. Ермошина Т. В., Баклушина Е. К. Реализация прав пациентов при оказании высокотехнологичной медицинской помощи // Медицинское право. 2007. № 4. С. 15-20.
44. Ждан-Пушкина Д. А. Защита прав страхователя. Решаем конфликт со страховщиком. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 160 с.
45. Каменева З. В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7. С. 56-68.
46. Качество медицинской помощи. Учебное пособие. Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения РФ для слушателей циклов последипломного обучения врачей-экспертов. Саратов, 2007. 183 с.
47. Колоколов Г. Р. Защита прав пациентов. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 304 с.
48. Колоколов Г. Р. Медицинское обслуживание: частные клиники, льготы, лекарства, рецепты, ответственность // Сам себе адвокат. Выпуск № 31. М.: Юрайт-Издат, 2007. 173 с.
49. Колоколов Г. Р., Косолапова Н. В., Никульникова О. В. Основы медицинского права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2005. 320 с.
50. Курманов А. Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью или смерть работника // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 4. С. 22-30.
51. Макаров А. В. Защита прав граждан в сфере медицинских услуг. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 192 с.
52. Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. 215 с.
53. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. М.: Издательство «БЕК», 2005. 272 с.
54. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. 294 с.
55. Медицина и права человека. М.: Прогресс, 2002. 320 с.
56. Медицинское страхование. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (проблемы, задачи и подходы к их решению) / Под ред. В. Ф. Чавпецова, В. В. Гришина и др. М., 2005. 168 с.
57. Младенческая смертность имеет тенденцию к снижению // Российская газета. 2010. 14 апреля.
58. Практика Европейского Суда по правам человека: Сборник документов. М., 2010. 908 с.
59. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. М., 1995. 578 с.
60. Путило Н. В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы систематизации // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 40-48.
61. Рабец А. М. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Федеральный фонд ОМС, 2008. 296 с.
62. Расторопов С. В. Преступления против здоровья человека. М., 2010. 98 с.
63. Савинов Д. П. Типичные ошибки при заключении и исполнении договора страхования // Юрист. 2000. № 8.
64. Тихомиров А. В. Обязательства из причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Адвокат. 2008. № 5. С. 40-56.
65. Тихомиров А. В. Медицинская услуга. Правовые аспекты. М., 2007. 352 с.
66. Тихомиров А. В. Медицинское право: Практ. пособие. М., 2008. 126 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.