Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Учебник как субъект и объект учебно-воспитательного процесса.Дидактические аспекты проблемы учебника

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 8.12.2013. Сдан: 2013. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Дидактические аспекты проблемы учебника………………………….....6
1.1. Учебник как основное средство обучения..........................................................6
1.2.Общая характеристика требований к учебникам..............................................13
Вывод по первой главе..............................................................................................19
Глава 2. Методические требования к развивающим учебникам математики для начальных классов………………………………………………………………….20
2.1. Способы реализации идей развивающего обучения в учебниках математики для начальных классов...............................................................................................20
2.2.Схема анализа учебников математики для начальных классов.......................28
Вывод по второй главе..............................................................................................44
Заключение.................................................................................................................46
Список использованной литературы........................................................................46
Приложение


Введение

Проблемы учебника возникли и волнуют их создателей, учителей, родителей, общественность со времени появления первых учебных книг. С тех пор с нарастающей интенсивностью разработка методических, дидактических и психологических аспектов учебного процесса связывается с их отражением в учебнике.
Об этом свидетельствуют фундаментальные дидактические исследования, связанные с разработкой теории учебника (В.П. Беспалько, В.Г. Бейлинсон, Г.Г. Зуев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский); с систематизацией его функций в отечественных (М.Н. Скаткин, В.Г. Бейлинсон) и зарубежных (В.С. Цетлин) исследованиях; с формулировкой требований, которым должен отвечать учебник (Г.Л. Луканкин, В.В. Пикан, Н.М. Рогановский,С.М. Языков, М.И. Моро); с разработкой методов оценки качества учебников (В.Г. Бейлинсон, Н. М. Рогановский, И.К. Журавлев, В.М. Монахов).
Возникла необходимость появления учебников, в частности по математике, являющихся не только источником необходимой информации, содержание которой определяется программой и образовательным стандартом, но и моделью развивающего дидактического процесса, средством организации учебной деятельности. С появлением возможности реализации в практике обучения различных авторских концепций, арсенал образования значительно пополнился развивающими учебниками математики для начальных классов (учебники Э.И. Алексендровой, И.И. Аргинской, В.В. Давыдова, Г.Г. Микулиной, А.М. Захарвой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, Л.В. Тарасова и др.).
Однако отсутствие единых научно-обоснованных требований к развивающим учебникам математики затрудняет объективную оценку их возможностей в организации развивающего процесса обучения.
Как справедливо утверждает В.П. Беспалько «педагогическая наука имеет только два выхода в практику: либо через деятельность учителя (если он эту науку освоил), либо через учебник (если он построен на ее основе). Мобильность учителя в освоении педагогической науки и претворении ее в практику минимальна; для освоения новой методики преподаваная учителю требуется от 5 до 7 лет работы. Следовательно, основной выход науки в практику - через учебник, его содержание и методику построения».
Таким образом, назрела необходимость выявить те существенные характеристики учебников математики для начальных классов, которые претендующих на статус «развивающих», чтобы выявить те существенные характеристики, которые обеспечивают развивающую функцию обучения на методическом уровне.
Актуальность темы - определяется запросами учителей, получивших возможность выбора учебника и стремящихся сделать этот выбор осознанно, с ориентиром на существенные характеристики развивающего обучения, потребностями авторов развивающих учебников, которые должны учитывать в процессе создания учебных книг психологические, педагогические, методические аспекты учебной книги, а также отсутствием научно-обоснованных требований к развивающим учебникам математики для начальных классов.
Проблема исследования связана с поиском ответа на вопрос - каким должен быть учебник математики для начальных классов в условиях развивающего обучения?
Объект исследования - процесс обучения математике в начальных классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - учебник математики для начальных классов как модель организации развивающего процесса обучения.
Цель исследования - разработать и обосновать методические требования к развивающим учебникам математики для начальных классов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать понятие «учебник» с дидактических позиций, его функции и требования к нему.
Проанализировать различные подходы к понятиям «развитие», «развивающее обучение», рассмотреть соотношение развития мышления и усвоения знаний, умений и навыков и определить те характеристики, которые должны найти отражение в развивающих учебниках для начальных классов.
Выявить характерные особенности развивающих учебников математики для начальной школы, используемых в массовой практике.
Сформулировать методические требования к развивающим учебникам математики для начальных классов.
Гипотеза - если у учащихся в начальных классах использовать учебник как средство обучения, то это повлияет на формирования навыков в учебной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы, современных отечественных и зарубежных школьных учебников математики для начальных классов и методических пособий к ним, целенаправленное наблюдение, экспериментальная проверка подготовительных материалов.
База исследования - учащиеся 2 «А» класса МБОУ Михайловская СОШ № 7.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, вывод к ним, заключение, списка литературы и приложения.

Глава 1. Дидактические аспекты проблемы учебника.

1.1. Учебник как основное средство обучения.

История образования знает много хороших и в то же время разных учебников. Например, «Арифметика» Л.Ф.Магницкого, «Азбука» Л.Н.Толстого или Библия, которую тоже можно рассматривать в качестве учебника, совсем не похожи друг на друга. Каждый учебник хорош для своих задач, в рамках своей философской, методологической, педагогической парадигмы. Относится ли данный вывод к проектированию учебника? Можно ли разработать единую теорию учебника, которая учитывала бы все происходящие изменения, и на основе обнаруженных законов и закономерностей указывала бы правильный путь всё новым и новым авторам учебников?
Отвечая на эти вопросы, напомним, что в 1980-е гг. школьным учебникам было посвящено множество работ педагогов и методистов [1; 2; 3; 4]. Тогда, да и сегодня можно было услышать: «Вот она - теория учебника! Всё в ней уже есть - бери и применяй…» Увы, практика отвергает такую возможность. Попробуйте, например, на основе тогдашних теоретических положений спроектировать мультимедийный учебник или учебный ресурс в сети Интернет - ничего не получится. Теория учебника того времени не дает ответов на вопросы о том, каким должен быть личностно-ориентированный учебник, в чем заключаются основы конструирования учебников для профильной школы, как с помощью единого учебника обеспечивать индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика или развивать его компетенции.
Прежде чем проектировать технологию создания современного учебника, следует определиться с целями и направлениями, по которых мы предполагаем идти. В настоящей момент в теории и практике создания учебников имеются, по крайней мере, три пути:
Первый - дополнение и усовершенствование известных теоретических положений об учебниках, правка на этой основе имеющихся учебников, приспособление их к сегодняшним условиям и задачам.
Второй - разработка наилучшей для данного времени теории учебника, единой для всех случаев.
Третий - отказ от общей теории учебника и создание учебников с опорой на те или иные образовательные концепции, каждая из которых предъявляет к ним свои требования.
Большинство учёных и авторов учебников сегодня идёт по первому пути. В результате им приходится непрерывно решать противоречие, которое можно сформулировать так: жизнь отдельно, учебник отдельно. Достаточно редкие пересечения учебника и жизни воспринимаются как творческие находки авторов. Изменить в этой ситуации практически ничего нельзя, поскольку «теория жизни» всегда идет впереди «теории учебника».
Второй путь представляет собой своеобразное дидактическое миссионерство и неизвестно, кто бы сегодня поставил такую благородную, но почти несбыточную цель. Когда-то эту задачу поставил, но не реализовал Я.А.Коменский. Невольно напрашивается аналогия с теорией относительности А.Эйнштейна. Дело в том, что ему удалось создать только специальную (частную) теорию относительности. Общей же теории относительности, которая объединяла бы в себе все четыре фундаментальных физических взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, ядерное и слабое, ему построить не удалось. Но проблема объединения поставлена, причем не только в физике, но и в науках вообще. Всеединство (по Вл.Соловьёву) - общепринятый философский принцип, определяющий направления исследований во многих науках, в том числе и в науках об образовании.
Согласно третьему пути теорий учебников существует столько, сколько существует педагогических систем. В качестве примера назовем педагогические системы, которые вообще не допускают использования в учебном процессе готовых учебников, - это Вальдорфская педагогика и школа Селестена Френе. Обе применяются не только в Европе, но и в России. Поскольку в этих системах принципиальным является обеспечение индивидуальной образовательной траектории учеников, то обучение организуется таким образом, что содержание образования «выращивается» в ходе всегда уникального учебного процесса. Если бы содержание образования «задавалось» в виде стабильного и единого для всех детей учебника, это нарушало бы фундаментальные принципы данных дидактических систем.
Рассмотрим особенности и возможности реализации третьего пути, в наибольшей степени отвечающего личностно ориентированному направлению модернизации образования. Поскольку типов образования и дидактических систем, с помощью которых происходит их воплощение на практике, имеется достаточное количество, то и основы проектирования учебников не могут быть одинаковы для всех случаев. Это означает, что прежде чем «задавать» методологическую основу конструирования конкретного учебника, необходимо определиться, какой образовательной системе он будет служить. Имеется в виду не учебный предмет или возраст учащихся, а именно образовательная система. Этот начальный момент не всегда учитывается в силу ошибочного понимания, что смысл образования всегда, везде и для всех один и тот же.
Вот пример, связанный с двумя различными образовательными системами: личностно-ориентированной и знаниево-ориентированной. Если учебник предназначен для личностно-ориентированного обучения, то его структура и содержание будут представлены в такой форме, которая обеспечит учет личностных и индивидуальных качеств каждого ученика, основные элементы учебника будут структурированы в том числе и в логике деятельности учащихся, конструирующих в ходе обучения систему личностных смыслов по отношению к изучаемому предмету. Если учебник ориентирован на знания, то его основой будет структурированная в логике науки информация по изучаемому предмету и соответствующие способы деятельности. Возможно комбинирование или совместное использование различных подходов в рамках одного учебника. Но чаще всего учебник, особенно в старших классах, представляет собой структурированную в логике науки информацию и в меньшей степени направлен на «выращивание» личностных образовательных смыслов учащихся.
Исходя из наличия разных типов дидактических систем следует говорить о соответствующей типологии учебников. Так, должны быть особые учебники для проектной работы школьников, для системы «погружения», для дистанционного обучения и т.д.
Таким образом, фиксация методологических основ конструирования учебника начинается с определения типа образования и базовой образовательной (дидактической) системы, в которой планируется обучение. Следующая опора проектирования - образовательные стандарты различных уровней (федеральный, национально-региональный, школьный или вузовский), которые должны входить в состав любой образовательной системы и создаваемого учебника. Все остальные элементы и формы представления содержания образования - учебные программы, методики и т.п. являются производными, т.е. не определяющими методологическими элементами проектирования учебника.
Чтобы разрабатывать способы проектирования учебника нужно определиться с понятием учебника.
Что такое учебник?
Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Границы учебника оказались размыты по причине его интеграции с другими учебными пособиями и изданиями, такими, как практикум, задачник, справочник, хрестоматия, словарь, дидактическое пособие. Неопределённость в понимании учебника вносит увеличивающееся многообразие форм его представления: он может быть бумажным, электронным, гипертекстовым, мультимедийным, размещенным на компакт-диске или веб-сайте.
Для определения понятия «учебник», необходимо знать его функции. Традиционно учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников. Однако при более внимательном рассмотрении эти функции оказываются не столь очевидны. Принято считать, что учебник - это книга или другой носитель информации, в которых содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образовательного процесса по определенному учебному курсу. Такое понимание спорно. Например, подлежит сомнению родовое утверждение в этой дефиниции, что учебник - это носитель информации.
Обычно под учебником понимается отчужденная от изучаемой реальности информация, так называемые «знания», которые подлежат изучению. Такой подход сегодня наиболее распространен, хотя и критикуем за отсутствие связи с жизнью, авторскую субъективность отбора информации, зачастую устаревшей и неактуальной. Но аппарат изучения этих «знаний» тоже входит в учебник. И этот аппарат, деятельностно-организующий по своей сути, не обязательно находится на том же носителе информации, что и учебный материал. Его своеобразными «носителями» могут быть субъекты учебной деятельности - ученики и педагоги. Как, каким образом, с точки зрения понятия «учебник» развести две группы «носителей» информации: субъектов обучения и материальные или виртуальные средства? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Углубляющаяся интеграция человека и информационных технологий требует нового взгляда на проблему «носителей», которые всегда считались отдельными от людей средствами.
Возникает и другой вопрос: является ли учебником изучаемая действительность? Самобытный русский философ-космист Н.Ф.Федоров считал, что первым учебником для детей должно быть «звездное небо» [5, с.370-371]. И понимал он под этим не астрономические знания, выработанные человечеством, а саму реальность, способную научить того, кто........


Список используемой литературы

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М., 1991.
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. - М., 1982.
3. ЗуевД.Д. Школьный учебник. - М., 1983.
4. Крупская Н.К. Какой нам нужен учебник // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1979. - Т. 4.- С. 233-236.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
6. Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1992.
8. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981.
9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект. - М., 2000.
10. Новейший философский словарь. - Минск, 1998.
11. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. - М., 1990.
12. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988.
13. Перминова Л.М. Дидактика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Курск, 1992.
14. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1996.
15. РеанА.А., Бардовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. - СПб., 2000.
16. Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. - М., 1992. - С. 130-152.
17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1998.
18. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. - М., 1974.
19. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М., 1998.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.