Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социально-нравственная проблематика повести В.Г. Распутина Дочь Ивана, Мать Ивана

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I Биография и творческий путь В.Г. Распутина в зеркале
литературоведения и критики ………………………………………..…...6
§1.1Произведения В. Распутина в контексте деревенской прозы...........6
§1.2Творчество прозаика на современном этапе…………..…………...13
Глава II Проблемный анализ повести В.Г. Распутина
«Дочь Ивана, мать Ивана»….....................................................................19
§2.1 Социально - нравственная проблематика повести…….…………19
§2.2 Проблема формирования национального самосознания…..…….33
§2.3 Женские образы в повести В.Г.Распутина………………….……45
Заключение………………………………………………………………..57
Список литературы……………………………………………………….62


Введение
Валентин Григорьевич Распутин - крупнейший писатель-реалист в русской литературе второй половины XX века. Его творчество, по общему признанию исследователей, отразило плодотворные художественные искания в литературном процессе 60 - 80-х годов. В произведениях писателя запечатлелись основные тенденции отечественного общественного сознания в канун и в период очередного исторического катаклизма. Этими обстоятельствами в первую очередь определяется глубокий интерес и пристальное внимание литературной науки к творчеству В.Г. Распутина. Его изучению посвящены монографии, многочисленные статьи и диссертации. Произведения писателя глубоко и последовательно анализировались в монографиях и критических очерках В.Я. Курбатова, С.Г. Семеновой, Н.С. Тендитник, И.А. Панкеева, Н.Н. Котенко.
Повести Распутина - это попытка найти нечто основное и решающее в менталитете и сознании современного человека. К своей цели автор идет, освещая и решая в своих произведениях такие нравственные проблемы, как проблема памяти, проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», проблема любви и привязанности к родной земле, проблема мелочности, проблема сочувствия, сострадания, милосердия, совести, проблема эволюции представлений о материальных ценностях, перелома в духовной жизни человечества.
Стремительно войдя в русскую литературу, В.Распутин также стремительно обрел и мировую известность. Его знаменитые повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) и большинство рассказов («Рудольфио» 1966, «Василий и Василиса» 1967, «Встреча» 1969, «Уроки французского» 1973, «Наташа» 1982, «Что передать вороне?» 1982 и др.) переведены на многие языки народов бывшего СССР, а также на болгарский, венгерский, польский, финский, чешский, испанский, норвежский, английский, немецкий, французский языки.
В работах частного характера российские ученые свое внимание направляют на изучение психологического мастерства писателя (А.Ануфриев, А.Урманов), на выявление жанровых и стилевых особенностей его произведений (Ю.Дворяшин), на установление этико-философской проблематики (Г.Белая, А.Газизова) и литературной преемственности (Ю.Дворяшин, Н.Драгомирецкая) его творчества.
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» была написана в 2002 году.
Впервые была опубликована в иркутском < wiki/Иркутск> журнале «Сибирь < wiki/Сибирь_(журнал)>» (№ 4, 2003), затем в московском «Наш современник < wiki/Наш_современник>» (№ 11, 2003). Позднее выпущена книгой в издательстве «Молодая гвардия < wiki/Молодая_гвардия_(издательство)>». Повесть попала в шорт-лист премии «Национальный бестселлер < wiki/Национальный_бестселлер>», набрав шесть баллов. В 2005 году в Китае < wiki/Китай> творение было названо одним из лучших зарубежных произведений иностранных авторов, получив награду конкурса «Лучший зарубежный роман XXI века», проводимого Издательством народной литературы.
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» - одно из самых значительных и острых произведений в русской прозе начала ХХI века. В критике она была истолкована неоднозначно, а в литературоведческой литературе она еще не получила должной оценки.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена наличием противоречивых суждений о повести. И практически полным отсутствием литературоведческих работ, посвященных анализу произведения.
Цель работы - рассмотреть социально - нравственную проблематику повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», в связи с поставленной целью, задачами являются:
1. Обобщение литературоведческих материалов о творчестве В. Распутина в контексте деревенской прозы.
2. Рассмотрение противоречивых суждений о его прозе на современном этапе.
2. Проблемный анализ повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
4. Определение значения этого произведения в контексте всего творчества.
Предмет исследования - повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» В.Г.Распутина
Объектом работы является - социально-нравственная позиция главных героев повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
Практическая значимость работы определяется тем, что ее материал, отдельные положения и заключительные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения социально - нравственного аспекта творчества современных писателей. Материалы дипломной работы могут быть использованы при изучении творчества В. Распутина в школе.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы, написана на 65 страницах.


Глава I. Биография и творческий путь В.Г. Распутина в зеркале
литературоведения и критики

§1.1Произведения В. Распутина в контексте деревенской прозы.
Валентин Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области (впоследствии ис­чезнувшем, попавшем при создании водохранилищ в зону затопле­ния), окончил Иркутский университет и некоторое время работал жур­налистом в сибирских газетах.
В университете Валентин Григорьевич познакомился и подружился с Алек­сандром Вампиловым (1937-1972), другим знаменитым иркутяни­ном, автором пьес «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске». Вскоре после первых публикаций 1965-1967 годов во­шел как духовно близкий художник в круг друзей В. Шукшина, В. Белова, В. Чивилихина (1928-1984), своего предшественника в деле защиты Байкала, сибирского кедра.
Долгие годы писатель дру­жил с В.П.Астафьевым, органически усвоил многое в философских и патриотических исканиях московских художников И.Глазунова, К.Васильева, великого композитора Г.В.Свиридова, круга писателей журнала «Наш современник», включая его поэтическое крыло (С.Викулов, В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов). Он не ведал чувства си­ротства, бездомности, духа кочевья, явления в литературу «ниотку­да».
Деревенская проза - стартовая площадка, взлетная полоса для многих писателей. Облик «деревенской прозы» определяли те же эстетические принципы и художественные пристрастия, которые были характерны для «тихой лирики». Однако по своему масштабу «деревенская проза» крупнее, и ее роль в литературном процессе несравнимо значительнее. Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как Василий Белов, Валентин Распутин и Василий Шукшин, в своем творческом развитии к этому течению пришел и Виктор Астафьев, под влиянием «деревенской прозы» сформировалось целое поколение прозаиков (В.Крупин, В.Личутин, Ю.Галкин, Г.Скобликов, А.Филиппович, И.Уханов, П.Краснов и др.)[12, с. 48].
Творцам «деревенской прозы» принципиально чужды приемы модернистского письма, «телеграфный стиль», гротескная образность. Им близка культура классической русской прозы с ее любовью к слову пластическому, изобразительному, музыкальному, они восстанавливают традиции сказовой речи, плотно примыкающей к характеру персонажа, человека из народа, и углубляют их.[12, с. 48].
Творчество нашего современника, Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего «национального космоса», узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести «Деньги для Марии» он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар», которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
Первый рассказ Валентина Распутина «Я забыл спросить у Лёшки», воспевающий романтическую историю о дружбе и смерти, напечатан в 1961 году в альманахе «Ангара». Но звёздным его часом стала осень 1965 года. Распутина тогда назвали главным открытием семинара молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Владимир Чивилихин прямо из Читы продиктовал в Москву по телефону в редакцию «Комсомольской правды» рассказ молодого автора «Ветер ищет тебя». А уже на следующий год у Распутина практически одновременно в Иркутске и Красноярске вышли сразу две книги: «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов».
Безусловно, на ранние вещи писателя повлияло увлечение Хемингуэем и Ремарком. Уже в 1990-е годы, вспоминая начало своей творческой биографии, Распутин признавался критику Вл.Бондаренко: «В молодости я подражал и Фолкнеру, и такому малоизвестному немецкому писателю, как Борхерт, и, пожалуй, Хемингуэю. Такая была пора - 60-е годы, когда к нам пошла переводная литература, первые два-три рассказа у меня «не мои», но я быстро отказался от чужих влияний, поняв, какое мне Бог дал богатство - народный русский язык. [31, с. 8] .
С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо неё как писатель я едва ли состоялся бы. Это было естественное возвращение на русскую почву, совпавшее как раз с гибелью старой деревни, что требовалось писателю-«деревенщику»? Русский язык, знание традиций, даже и не знание, а существование их в тебе, чувство природы, боль за родную землю... Всё это было. А Господь был на нашей стороне, он вручил нам инструмент точного слышания и воспроизведения. [31, с. 9] .
Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».
Лучшим произведением шестидесятых годов является рассказ «Василий и Василиса», от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Рассказ этот впервые появился в ежедневнике «Литературная Россия» в самом начале 1967 года и с тех пор неоднократно перепечатывался в книгах. В нём, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы, тем не менее, не раз ещё встретимся в книгах В. Распутина: старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душою; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке; вещий сон…
В своей первой повести «Деньги для Марии» (1967) писатель рисует картину мира, в которой уживаются добро и зло, материальное и духовное, жестокость и милосердие, скупость и щедрость, подлость и честность. Сюжетная ситуация предельно проста: ревизор обнаружил недостачу в тысячу рублей в единственном на деревне магазине. Неопытной и совестливой продавщице Марии, дававшей зачастую продукты односельчанам в долг, грозит тюрьма. Дети останутся обездоленными. Муж Марии тракторист Кузьма, глазами которого читатель видит происходящее, решает собрать деньги «с миру по нитке».[10, с. 69].
Повесть, как и все последующие произведения Распутина, не отличается сюжетной динамикой, интригой, главное в ней - жизнь человеческой души. Писатель задается вопросом: можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто-то страдает? Чужая беда обнажает в человеке его истинную сущность. Кузьма приходит в дома далеких и близких людей, прося деньги в долг, и для каждого персонажа, с большой психологической глубиной обрисованного автором, это своего рода испытание на совесть. Показывая отношение к деньгам для Марии, автор вскрывает общее неблагополучие в человеке и в современном обществе. Тончайшие, трудно передаваемые оттенки переживаний главного героя, нравственно светлого, естественного человека, выражаются посредством образов природы, в ее зеркале человек видит самого себя. Финал повести открытый: Кузьма стоит на пороге квартиры своего брата-горожанина, в преддверии или самого большого из всех унижений, или чудесного спасения. Звучит финальное: «Молись, Мария!» [10, с. 73].
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Образы сибирских женщин, особенно старух, наделенных особой силой характера и самоотверженностью, способностью все понять и простить, давно привлекали писателя. По его собственным словам, «женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде». К тому же старухи - хранительницы народных традиций, национальной памяти, они связывают поколения рода человеческого. Главная героиня повести, восьмидесятилетняя Анна, духовный мир которой тщательно исследует Распутин, явилась первым полнокровным воплощением этого особого художественного типа в деревенской прозе: именно она открывает галерею распутинских «старух». Автор сумел разглядеть в своей героине природную интеллигентность, нравственную чистоту, совестливость.
В повести всего одно событие, но событие великое - человек уходит из жизни. Тема жизни и смерти, вечная тема мировой литературы, волнует и Распутина. Она выливается в размышления о том, что человек оставляет после себя, как он «продолжается» на земле.
Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
«Живи и помни» - одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, - на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются», - писал Распутин. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «отдельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребенок обещает ей в будущем только позор. Не умея жить без единения с общей судьбой, в разорванном мире и в измученном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настена уходит в воды Ангары.
Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный художнический итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. Если в «Последнем сроке» происходило прощание со старухой Анной, исполнившей свой долг и уходящей естественной смертью, в повести «Живи и помни» - с молодой прекрасной женщиной, не сумевшей вынести тяжкого бремени вины мужа-дезертира, то в последнем произведении погибала под волнами искусственного моря Матера - русская патриархальная деревня. Время и власть обрекали на гибель не периферийные слои культуры и жизни, а ее обширные материки (не случайно деревня названа Матерой), еще живые и плодоносные. В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой старухи Дарьи.
Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых. Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и «пожогщиков», «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи - Андрей. Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». В патриархальной жизни содержится то зерно, которое имеет свое будущее, играет положительную роль в развитии нации, что откристаллизовалось веками как весьма ценная национальная традиция, составляющая золотой, неприкосновенный фонд культуры, обогащающий сокровищницу мировой цивилизации.
Следует особенно выделить рассказ «Уроки французского» (1973), посвященный матери А. Вампилова, педагогу. Писатель воссоздает тяжелое послевоенное время, когда он с пятого класса один переехал учиться и жить в райцентр, и образ своей учительницы французского языка. Героиня рассказа, молодая учительница выручает недоедающего ученика, проигрывая ему деньги. По словам автора книги о Распутине Светланы Семеновой, перед нами «случай такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в Древней Руси называли «незаметной милостыней» и считали единственно нравственной».
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». [8, с. 11].
Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).
Стоит отметить, что Валентин Распутин - один из тех художников слова, чье творчество повлекло за собой в 70-80-е годы XX века возрождение интереса западного читателя к русской литературе вообще.
На Западе четко осознавалось, что распутинские произведения представляют собой неотъемлемую часть того художественного явления, которое получило название «деревенская проза» и оказалось лишь литературным компонентом целого исторического процесса, происходившего в те годы в Советском Союзе. По утверждению немецкого слависта А.Хирше, деревенская проза - это «больше, чем просто литература, чем тема, это художественно выраженное отношение к жизни, к смыслу человеческого существования». Первым, кто способствовал международному признанию этой прозы, был Валентин Распутин. Именно он, подчеркивает А.Хирше в работе «Советская деревенская проза. История и проблематика», стал тем писателем, который своим творчеством обратил внимание и на других представителей этого художественно значимого явления.
Проза Распутина - это прямая линия от русской классики Достоевского и Бунина к нам и от нас уходящая в будущее. Она показывает, что единственно верное направление литературы - реализм. Он не исключает и других вкраплений. У того же Распутина можно увидеть и элементы мистики ("хозяин" Матёры), и романтизм ("Наташа"), символизм ("Пожар"), но как все мы созданы по образу и подобию Божию, так и литература должна следовать своим первым образцам: Писанию, летописям, Словам, былинам, преданиям, сказаниям... И обязательно быть современной и своевременной. И в бегущем дне появятся отблески вечности, когда этот день проживается как часть вечности. [43,с.3].

§1.2Творчество прозаика на современном этапе.
Зрелое творчество Валентина Распутина условно можно разделить на два периода. К первому относятся знаменитые повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976). Второй включает в себя публицистику, рассказы 1980-90-х годов и повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003), впервые напечатанную в иркутском журнале «Сибирь» (2003, №4) и вскоре опубликованную в столичном «Наш современник» (2003, №11). «Пожар» (1985) является своеобразной границей этих двух периодов. Такое деление связано с проявлением публицистического начала в произведениях В.Распутина. Между двумя периодами прослеживается четкая связь, где новые произведения являются следующим этапом своеобразной эволюции и творческим ростом писателя. Позднее творчество В.Распутина рассматривается как сосредоточение более чем тридцатилетнего литературного опыта автора. Здесь объединены воедино все проблемы, давно волнующие Распутина, о мире и месте в нем человека.
Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» - «небо» - как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.
Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это - погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.
Но вот «Изба». Если суждено быть русской литературе наступившего века, то она выйдет не из «Шинели» Гоголя, не с Матрениного двора, а из распутинской избы. Вспомним, как в «Прощании с Матёрой» Дарья убирает свою избу перед тем, как отдать ее на сожжение. Пере........


Список литературы

1. Быков Д. Снасильничали // Огонёк, № 44, 2003
2. Буслакова Т.П. Распутин В.Г. «Прощание с Матерой» / Т.П. Буслакова // Русская литература XX века. - М., 1999. - С. 348-352.
4. Вуколов Л. Никто не проживёт твоей жизни вместо тебя. О повестях Валентина Распутина / Л. Вуколов // Вуколов Л. Поговорим об истинных ценностях. - М., 1992. - С. 17-60.
5. Доманский В. А. Зачем живёт человек?: [ В . Распутин «Пожар», Ч. Айтматов «Плаха»] / В .А. Доманский // Доманский В .А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе: пособие для учителя. - Киев, 1990. - С. 149-157.
6. Залыгин С. Повести Валентина Распутина / С. Залыгин // Распутин В . Г . Повести. - Горький, 1985. - С. 390-398.
7. Ивин А. Надо ли прощаться с Матерой? / А. Ивин // Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1998. - С. 83-86.
8. Курбатов В. В Тебе и вокруг / В. Курбатов // Распутин В.Г. Уроки французского: повести и рассказы. - М., 1987. - С. 3-12.
9. Котенко Н. Н. Валентин Распутин: очерк творчества / Н.Н. Котенко. - М., Современник, 1988. - 188 с.
10. Ломилина Н.И. В.Г. Распутин / Н.И. Ломилина, В.К. Сигов // Ломилина Н.И. Современная проза (60-80-е годы XX века). - М., 2001. - С. 68-81.
11. Неверов А. С мыслью о главном / А. Неверов // Распутин В.Г. Уроки французского: рассказы, повесть, публицистика. - М., 1989. - С. 279-285.
12. Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990
13. Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана // Наш современник, 2003.
14. Решетников К. Проза Распутина подписала приговор социализму задолго до того, как страна треснула // gzt.ru, 14 марта 2007
14. Российская литературная премия «Национальный бестселлер». Голосование большого жюри // Русский журнал, 2004
15. Русаков Э. Задача писателя - помочь человеку, сделать его добрее // Красноярский рабочий, 13 июля 2004

Статьи из периодических изданий:

16. Андреева И.В. «...Надо стать сильной. Сильнее себя!». Повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / И.В. Андреева // Уроки литературы. - 2004. - № 9 . - С . 11 - 12 .
17. Бондаренко В.Г. Бесконечность распутинского мифа / В.Г. Бондаренко // Русский дом. - 2007. - № 3 . - С . 44-45.
18. Быков Д. Зори над распутьем / Д. Быков // Новый мир. - 2004. - № 4. - С. 164-167.
19. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В . Г . Распутина «Прощание с Матерой» / О. Барышева // Литература в школе. - 2007. - № 4. - С. 2-5.
20. Влащенко В.И. «Дорога совести в произведениях Валентина Распутина и Анны Неркаги / В.И. Влащенко // Литература в школе. - 2005. - № 9 . - С. 9-14.
21. Грицак О.А. Судьба русской деревни. Повесть В . Г . Распутина «Пожар» / О.А. Грицак // Литература в школе. - 2007. - № 4. - С. 29-30.
22. Иванова Н. Один и один: [Маканин В. и Распутин В.] / Н. Иванова // Кн. обозрение. - 2007. - 24 марта-1 апр. (№ 13). - С. 3.
23. Ганина Л.С. «Помочь человеку, дохнуть на него ... теплом и добром». Рассказ В. Распутина «В больнице» / Л.С. Ганина // Литература в школе. - 2005. - № 9 . - С . 41 -42.
24. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы. По повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» / Н.В. Граблина // Литература в школе. - 2005. - № 9. - С . 37 - 40 .
25. Кишенина В. Н. «Чтобы мир не скудел без людей...». Урок-беседа по повести В. Г. Распутина «Последний срок» / В .Н. Кишенина // Литература в школе. - 2007. - № 9. - С. 33-34.
26. Кокшнева К. Границы судьбы: [повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и тема зла в современной литературе] / К. Кокшнева // Москва. - 2004. - № 2. - С. 187-196.
27. Лучшая в Китае: [повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» признана одним из лучших произведений в Китае] // Кн. обозрение. - 2005. - 17 -24 янв. (№ 2). - С . 1 .
28. Манина Р.И. Валентин Григорьевич Распутин. Литературная гостиная / Р.И. Манина // Литература в школе. - 2007. - № 4. - С. 41-45.
29. Мартыновская О.М. Повесть В . Г . Распутина «Живи и помни» / О.М. Мартыновская // Литература в школе. - 2007. - № 4. - С. 34-36.
30. Оскоцкий В., Ступин С. Онтология? Скорее - правдорубство// Литературные вести, № 78, август-сентябрь 2004
31. Распутин В. Очистить Россию за 15 лет: [интервью писателя накануне юбилея] / В. Распутин; беседу вел С. Ямщиков // Труд-7. - 15-21 марта (№ 42). - С. 8-9.
32. Распутин В. Без деревни мы осиротеем: [интервью писателя] // АиФ. - 2006. - Апр . (№ 16). - С. 3.
33. Распутин В. Написать бы вещь светлую …: [интервью писателя] // Труд. - 2005. - 11 янв. - С. 6.
34. Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…»: художественная речь и речевое действие в повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / Г.И. Романова // Литература в школе. - 2006. - № 4 . - С. 17-18.
35. Семенов В.А. Читать Распутина, слушать Россию: [о жизни и творчестве писателя] / В.А. Семенов // Наш современник. - 2007. - № 3 . - С. 218- 230 .
36. Страж русского «ковчега»: [заметки о В.Г. Распутине] // Наш современник. - 2007. - № 3. - С. 3-14.
37. Макарова Б.А. Живи в согласии со своей совестью: литературный вечер, посвящённый В.Г. Распутину, для учащихся старших классов / Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 1. - С. 23- 27 .
38. Шеваров Д. Урок Сибири: размышления на полях новой книги Валентина Распутина: [книга «Сибирь, Сибирь…»] / Д. Шеваров // Нижегор. новости. - 2006. - 21 нояб. - (Деловой вторник. - С. 4).
39. Шеваров Д. «… Его и запомните»: [повесть «Прощание с Матерой»] / Д. Шеваров // Нижегор. новости. - 2006. - 12 сент. - (Деловой вторник. - С. 4).
40. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». Валентин Григорьевич Распутин / В.А. Чалмаев // Литература в школе. - 2005. - № 9. - С. 2 -8.
41. Чалмаев В.А. «Молений и молний взаимная сила…»: [о повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»] / В.А. Чалмаев // Литература в школе. - 2004. - № 6 . - С. 22-24.
42. Чмирь О.Б. «Он умный и внимательный смотритель русской жизни». Рассказ В. Г. Распутина «Нежданно-негаданно» / О.Б. Чмирь // Литература в школе. - 2007. - № 4. - С. 30-32.
43. Чкаников М. Очистить Россию за 15 лет // Труд, № 042, 15 марта 2007
44. Рец. на кн.: Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана: повесть // Наш современник. - 2003. - № 11
45. В.Г. Распутин (р. 1937) // Русская проза конца XX века / под ред. Т.М. Колядич. - М., 2005. - С. 274-289.
46. Критика Репьева И.В., 2004





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.