Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исследование акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 09.12.2013. Страниц: 16(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 3
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 3
1.2 Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности 7
1.3 Понятие акцентуаций характера в психологии 12
Литература 16











1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций
характера и фрустрационной толерантности у подростков,
проявляющих суицидальную активность

1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это этап онтогенеза, который охватывает период от 10-11 до 15-16 лет. Его начало связано с началом полового созревания и характеризуется резкими, качественными изменениями во всех сферах психики. Появляются такие специфические черты, как стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою независимость, личностную автономию [3; 29]. Окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием критического рефлектирующего мышления и формальной жесткой логики, требующая на любой вопрос однозначного ответа: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка тенденцию к максимализму. При этом развитие личности может существенно отставать от интеллектуального развития [1].
Трудности этого возраста связаны с половым созреванием. В ходе физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму, гипертрофированное внимание к себе, эгоцентризм, озабоченность собой и впечатлением, которое он производит на окружающих [13].
Половое созревание и связанное с ним повышение физических и психических возможностей дает подростку ощущение зрелости, субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому. Однако его социальный статус в школе и семье никак не меняется. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением взрослости и психическими возможностями подростка [1]. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что составляет суть подросткового кризиса и проявляется свойственными этому возрасту подростковыми поведенческими реакциями, к которым относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, увлечения (хобби).
Потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны с взрослым поведением. Посредством реакций эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы обостряют конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из дома, бродяжничество.
Важное место в жизни подростка занимают его увлечения (хобби). Подросток стремится пройти через все, чтобы обрести себя. У некоторых подростков это стремление приводит к увлечению опасными видами спорта.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности, постигает разные формы человеческих отношений, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, учится подавлять импульсивные действия, осмысливать свои конформные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [12]. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [4]. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [13], что повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, деструктивные секты и экстремистские группировки [4].
Физиологическое созревание может сопровождаться психическим дискомфортом, форма, длительность и острота которого различается в зависимости от индивидуально-типологических особенностей подростка, социальных и микросоциальных условий его развития [3]. Но при всем многообразии эмоционально-чувственных проявлений подросткового кризиса выделяют особые паттерны переживаний, свидетельствующие о факте кризиса [7].
1) Страх. При пубертатных кризисах страх имеет достаточно специфический характер. Это может быть недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто неопредмеченного характера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстро сменяющими друг друга, страх, связанный с переживанием новых состояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх смерти [7].
2) Чувство одиночества. Оно может проявляться в широком диапазоне – от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полного отчуждения. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание индивидуального кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Подросток чувствует нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отдаленности от окружающего мира, так и от самого себя [7].
3) Чувство отчужденности. У переживающего кризис могут измениться интересы и ценности, отношения к людям, к привычной деятельности и времяпрепровождению, может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей [7].
3) Резкие перепады настроения. Подросток может переживать внезапные беспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершенно противоположным. Временами он может почувствовать, что почти потерял контроль над собой, своими мыслями и чувствами.
4) Переживание символической смерти. Конфронтация с проявлениями смерти – центральная часть процесса трансформации и объединяющий компонент многих кризисов [29]. Подростки часто романтизируют смерть и все, что связано с символикой смерти. Отсюда – широкое распространение в подростковой среде таких молодежных культов, как «готы», «эмо» и пр. В ряде случаев страх смерти может принимать обратную форму – форму суицидальных мыслей, суицидальных намерений и суицидального поведения.
Суицидальная активность – это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Самоубийства совершаются чаще в возрасте до 20 лет. Несомненна связь суицидного поведения подростков с другими формами социальных отклонений и девиантного поведения: аддикциями, микросоциальной запущенностью, ситуационными реакциями протеста, побегами из дома, дромоманией и пр. К суицидальной активности прибегает отвергаемая социумом личность. Суицидальные реакции возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения.
1.2 Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности

Обычно под фрустрацией понимают такое психическое состояние, которое возникает в результате противодействия каких-либо факторов, блокирующих удовлетворение потребностей и мотивов, исполнение намерений и действий. В ряде случаев фрустрация приводит к дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека [32]. В.Н. Панкратов определяет фрустрацию как психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности [22]. Фрустрация – это психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач; состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи [6].
Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Согласно В.С. Мерлину, основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.
По данным С. Розенцвейга, фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности [22]. Автор выделил три типа фрустрирующих ситуаций:
1. Ситуации лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.
2. Потери (например, смерть близкого человека, сгоревший во время пожара дом и т.п.).
3. Ситуации внешнего или внутреннего конфликта.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами.
Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы ф......

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2003. – 516 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович. – М: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
5. Бойко А.А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся [текст] / А.А. Бойко // Адаптация и выживание. – 1995. – №10.
6. Большой психологический словарь [текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
8. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб: Речь, 2004. – 256 с.
9. Выготский Л.С. Педология подростка [текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 508 с.
10. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология [текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В. Зацепин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
11. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [Текст] / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. - Владивосток : Изд-во Дальневост.ун-та, 1990. - 141 с.
12. Кон И. С. Ребенок и общество [текст] / И.С. Кон. – М: Академия, 2003. – 336 с.
13. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [текст] : учебник / И.Ю. Кулагина. – М.: МПСИ, 2006. – 180 с.
15. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст] / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
16. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст] / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2009. – 426 с.
17. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. – М.: Академия, 2002.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
19. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2001. – С. 197-244.
20. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [текст] / Л.Ф. Обухова.– М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
22. Панкратов В.Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 436-438.
23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 278 с.
24. Реан, А. А. Общая психология и психология личности [текст] / А.А. Реан. – М. : АСТ, 2009. – 639 с.
25. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] / Х. Ремшмидт. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – М. : Речь, 2004. – 720 с.
27. Самыгин С. И. Психология личности [текст] / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 575 с.
28. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 360 с.
30. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности [текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
31. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
32. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности [Текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. – Л.: ЛГУ, 1981, с. 17-23.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.