На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исследование акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 09.12.2013. Страниц: 16(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 3
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 3
1.2 Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности 7
1.3 Понятие акцентуаций характера в психологии 12
Литература 16











1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций
характера и фрустрационной толерантности у подростков,
проявляющих суицидальную активность

1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это этап онтогенеза, который охватывает период от 10-11 до 15-16 лет. Его начало связано с началом полового созревания и характеризуется резкими, качественными изменениями во всех сферах психики. Появляются такие специфические черты, как стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою независимость, личностную автономию [3; 29]. Окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием критического рефлектирующего мышления и формальной жесткой логики, требующая на любой вопрос однозначного ответа: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка тенденцию к максимализму. При этом развитие личности может существенно отставать от интеллектуального развития [1].
Трудности этого возраста связаны с половым созреванием. В ходе физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму, гипертрофированное внимание к себе, эгоцентризм, озабоченность собой и впечатлением, которое он производит на окружающих [13].
Половое созревание и связанное с ним повышение физических и психических возможностей дает подростку ощущение зрелости, субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому. Однако его социальный статус в школе и семье никак не меняется. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением взрослости и психическими возможностями подростка [1]. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что составляет суть подросткового кризиса и проявляется свойственными этому возрасту подростковыми поведенческими реакциями, к которым относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, увлечения (хобби).
Потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны с взрослым поведением. Посредством реакций эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы обостряют конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из дома, бродяжничество.
Важное место в жизни подростка занимают его увлечения (хобби). Подросток стремится пройти через все, чтобы обрести себя. У некоторых подростков это стремление приводит к увлечению опасными видами спорта.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности, постигает разные формы человеческих отношений, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, учится подавлять импульсивные действия, осмысливать свои конформные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [12]. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [4]. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [13], что повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, деструктивные секты и экстремистские группировки [4].
Физиологическое созревание может сопровождаться психическим дискомфортом, форма, длительность и острота которого различается в зависимости от индивидуально-типологических особенностей подростка, социальных и микросоциальных условий его развития [3]. Но при всем многообразии эмоционально-чувственных проявлений подросткового кризиса выделяют особые паттерны переживаний, свидетельствующие о факте кризиса [7].
1) Страх. При пубертатных кризисах страх имеет достаточно специфический характер. Это может быть недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто неопредмеченного характера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстро сменяющими друг друга, страх, связанный с переживанием новых состояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх смерти [7].
2) Чувство одиночества. Оно может проявляться в широком диапазоне – от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полного отчуждения. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание индивидуального кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Подросток чувствует нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отдаленности от окружающего мира, так и от самого себя [7].
3) Чувство отчужденности. У переживающего кризис могут измениться интересы и ценности, отношения к людям, к привычной деятельности и времяпрепровождению, может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей [7].
3) Резкие перепады настроения. Подросток может переживать внезапные беспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершенно противоположным. Временами он может почувствовать, что почти потерял контроль над собой, своими мыслями и чувствами.
4) Переживание символической смерти. Конфронтация с проявлениями смерти – центральная часть процесса трансформации и объединяющий компонент многих кризисов [29]. Подростки часто романтизируют смерть и все, что связано с символикой смерти. Отсюда – широкое распространение в подростковой среде таких молодежных культов, как «готы», «эмо» и пр. В ряде случаев страх смерти может принимать обратную форму – форму суицидальных мыслей, суицидальных намерений и суицидального поведения.
Суицидальная активность – это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Самоубийства совершаются чаще в возрасте до 20 лет. Несомненна связь суицидного поведения подростков с другими формами социальных отклонений и девиантного поведения: аддикциями, микросоциальной запущенностью, ситуационными реакциями протеста, побегами из дома, дромоманией и пр. К суицидальной активности прибегает отвергаемая социумом личность. Суицидальные реакции возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения.
1.2 Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности

Обычно под фрустрацией понимают такое психическое состояние, которое возникает в результате противодействия каких-либо факторов, блокирующих удовлетворение потребностей и мотивов, исполнение намерений и действий. В ряде случаев фрустрация приводит к дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека [32]. В.Н. Панкратов определяет фрустрацию как психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности [22]. Фрустрация – это психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач; состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи [6].
Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Согласно В.С. Мерлину, основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.
По данным С. Розенцвейга, фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности [22]. Автор выделил три типа фрустрирующих ситуаций:
1. Ситуации лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.
2. Потери (например, смерть близкого человека, сгоревший во время пожара дом и т.п.).
3. Ситуации внешнего или внутреннего конфликта.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами.
Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы ф......

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2003. – 516 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович. – М: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
5. Бойко А.А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся [текст] / А.А. Бойко // Адаптация и выживание. – 1995. – №10.
6. Большой психологический словарь [текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
8. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб: Речь, 2004. – 256 с.
9. Выготский Л.С. Педология подростка [текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 508 с.
10. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология [текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В. Зацепин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
11. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [Текст] / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. - Владивосток : Изд-во Дальневост.ун-та, 1990. - 141 с.
12. Кон И. С. Ребенок и общество [текст] / И.С. Кон. – М: Академия, 2003. – 336 с.
13. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [текст] : учебник / И.Ю. Кулагина. – М.: МПСИ, 2006. – 180 с.
15. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст] / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
16. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст] / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2009. – 426 с.
17. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. – М.: Академия, 2002.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
19. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2001. – С. 197-244.
20. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [текст] / Л.Ф. Обухова.– М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
22. Панкратов В.Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 436-438.
23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 278 с.
24. Реан, А. А. Общая психология и психология личности [текст] / А.А. Реан. – М. : АСТ, 2009. – 639 с.
25. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] / Х. Ремшмидт. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – М. : Речь, 2004. – 720 с.
27. Самыгин С. И. Психология личности [текст] / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 575 с.
28. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 360 с.
30. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности [текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
31. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
32. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности [Текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. – Л.: ЛГУ, 1981, с. 17-23.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.