На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования личности в психологии

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 09.12.2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Проблема исследования личности в психологии 5
2. Сущность графических методов психодиагностики 10
3. Возможности и ограничения графических методов в диагностике личности 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20


Введение

Проблема исследования личности весьма актуальна для современной психологии. Об этом свидетельствует огромное число литературных источников, посвященных концепциям и теориям личности, насчитывающее несколько сотен наименований. Подобный интерес к психологическому изучению личности не случаен. Через идею личности манифестируют себя и современный человек, и культура, и творчество. Все это происходит на фоне обострения внимания ко всему циклу гуманитарных тем, в центре которого лежат проблемы личности. В психологии личности происходят значительное накопление эмпирических данных и разработка методик исследования личности. Формулирование ряда теоретических положений, о которых говорилось выше, пока еще не привело к удовлетворительному знанию о личности человека. Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой – как уникальное и индивидуальное субъективное образование.
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследова¬ниях личности для выявления личностных особенностей во многих об¬ластях психологической практики широко используются специальные методики – личностные опросники и проективные методы. В основе действия проективных методик лежит механизм проекции, впервые обнаруженный З.Фрейдом и описанный как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся вовне.
К классу проективных методов психодиагностики относятся графические методы. Они дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что пол¬ученный результат в значительной мере несет на себе отпеча¬ток личности, ее настроения, состояния, чувства, переживаний, особенностей представления, отношения и т.д. Различные рисуночные тесты и графологические методы широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии, несмотря на низкие надежность и валидность. Широкому распространению этих методов психодиагностики способствовали такие их достоинства, как относительная простота и привлекательность для об¬следуемых самой психодиагностической ситуации, возможность использования как для взрослых, так и для детей, возможности применения в групповом обследовании и пр.
Вместе с тем, графические методы исследования личности – одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования этих методов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Недостаточная теоретическая подготовка не всегда позволяет говорить об адекватном и корректном использовании графических методов исследования личности. Такая неоднозначная роль этих методов как инструментария для сбора достоверной информации о психических явлениях определила тему настоящего теоретического исследования: «Графические методы в диагностике личности».
Цель исследования – теоретически изучить возможности графических методов в диагностике личности.
Объект исследования: графические методы психодиагностики.
Предмет: возможности применения графических методов в исследовании личности.
Задачи:
1. На основе данных литературы рассмотреть проблему исследования личности в психологии.
2. Раскрыть сущность графических методов психодиагностики.
3. Проанализировать возможности и ограничения графических методов в диагностике личности.
Методом исследования является теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Проблема исследования личности в психологии

Понятие «личность» является одним из центральных в психологии. Личность в психологии означает системное социальное качество человека; это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей [11, С. 180]. Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него и для окружающих [12, С. 178].
Разработка проблематики личности в психологии – это интенсивно развивающаяся область науки, в которой существует большой спектр направлений и теорий – от подчеркивающих преимущественно биологическую, наследственную обусловленность личностных характеристик человека, до акцентирующих внимание на исключительно культурных факторах. Последнее направление носит крайне ограниченный характер вследствие ограниченности в нем трактовки культуры и социальности.
В рамках типологического направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу. Внутри типологического направления достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела. Представителями этой тенденции выступают У. Шелдон и Э. Кречмера. Другим вариантом типологического подхода к изучению личности является точка зрения Г.Ю. Айзенка, который стремился связать личностные характеристики с некоторыми динамическими особенностями функционирования нервной и гормональной систем организма [14, С. 148].
Еще одно направление исследований личности связано с изучением черт личности. Это направление представлено работами Дж. Кеттелла [10, С. 507]. Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности. В рамках данного направления не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует. Эта сторона личности остается вне исследования.
В психоаналитической теории личности основная идея состоит в том, что онтогенез описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации, то есть закрепление характеристик, свойственных человеку на данной стадии на все последующие годы [20, С. 494].
Социально-когнитивное направление исследования личности, представленное, в частности, социально-когнитивной теорией личности А. Бандуры и теорией социального научения Дж. Роттера, рассматривают не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. Основное внимание уделяется изучению изменчивости поведения и методам его направленного изменения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.
........

Список использованной литературы

1. Абт, Л. Э. Теория проективной психологии [текст] / Л.Э. Абт // Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. – М. : Апрель пресс, 2000. – 528 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование [текст] / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – 688 с.
3. Бурлачук, Л. Ф. Введение в проективную психологию [текст] / Л.Ф. Бурлачук. – Киев : Вист-С, 1997. – 128 с.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов [текст] / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2006. – 351 с.
5. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [текст] / Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: ПитерКом, 1999. – 528 с.
6. Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков [текст] / Р. Гудман // Практикум по арт-терапии. – СПб. : Питер, 2000.
7. Дилео, Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [текст] / Дж. Дилео. – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
8. Корнер, А. Ф. Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик [текст] / А.Ф. Корнер // Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. – М. : Апрель пресс, 2000. – 528 с.
9. Лазарус, Р. С. Неопределенность и однозначность в проективных методиках [текст] / Р.С. Лазарус // Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. – М. : Апрель пресс, 2000. – 528 с.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.
11. Немов, Р. С. Психология : Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.
12. Нуркова, В. В. Психология: учебное пособие [текст] / В.В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – Казань : Идеал-Пресс, 2003. – 486 с.
13. Проективная психология [текст] : пер. с англ. / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. – М. : Апрель пресс, 2000. – 528 с.
14. Общая психология : учебник [текст] / под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с.
15. Прошанский, Г. М. Классификация проективных методов [текст] / Г.М. Прошанский // Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. – М. : Апрель пресс, 2000. – 528 с.
16. Психологическая диагностика [текст] : учебник для студентов вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2003. – 650 с.
17. Психология [текст] : учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский Центр «Академия», 2002. – 464 с.
18. Романова, Е. С., Потемкина, О. Р. Графические методы в психологической диагностике [текст] / Е.С. Романова, О.Р. Потемкина. – М.: Дидакт, 1982. – 256 с.
19. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности [текст] / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 174 с.
20. Тихомиров, О. К. Психология : учебникпод ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с
21. Ферс, Г. М. Тайный мир рисунка : исцеление через искусство [текст] / Г.М. Ферс. – СПб. : Европейский дом, 2000.
22. Чередникова, Т. В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (методика «Цветоструктурирование») [текст] / Т.В. Чередникова. – СПб. : Речь, 2004.
23. Шапарь, В. Б. Практическая психология : проективные методики [текст] / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. – Ростов на Дону : Феникс, 2006. – 480 с.
24. Шванцара, Й. Диагностика психического развития [текст] / Й. Шванцара. – Прага : Авиценум, 1978.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.