На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии».

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 09.12.2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной адаптации и проблема социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием 4
2 Факторы социальной адаптации детей с нарушениями развития 7
3 Пути решения проблемы социальной адаптации детей с нарушениями психического развития 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии не утрачивает своей актуальности на протяжении многих десятилетий. В последние годы она усугубилась социальным расслоением общества в условиях кардинальных социально-экономических преобразований. Различные аспекты проблемы социальной адаптации детей с нарушениями психического развития отражены в трудах Л.И. Аксёновой, Н.Ф. Деменьтьевой, М.Е. Кобринского, А.Н. Коноплёвой, Т.Л. Лещинской, С.Н. Лихачевой, А.Р. Малера, Е.М. Мастюковой, Е.С. Слепович, Л.М. Шипицыной и др. Результатом этих и других исследований является описание особенностей процесса социальной адаптации лиц с нарушениями развития и детерминирующих его факторов. При этом во многих случаях уделяется недостаточное внимание вопросам своевременного выявления спектра наиболее значимых личностно-индивидуальных проблем ребенка, определение их психологической структуры и вероятного генезиса. Между тем, именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребенка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации. Это определило выбор темы работы: «Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии».
Цель исследования – изучить проблему социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие социальной адаптации в психологии.
2. Изучить особенности социальной адаптации детей с нарушениями развития.
3. Рассмотреть пути решения проблемы социальной адаптации ребенка с нарушениями.
Методом исследования является теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1 Понятие социальной адаптации и проблема социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием

Социальная адаптация – это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [7, с.81].
Социальную адаптацию рассматривают, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса [1, с.7].
Успешность адаптации зависит от свойств среды и индивида. Успешность процесса социальной адаптации, то есть степень выраженности адаптированности личности, может быть высокой, средней или низкой. Чем выше уровень адаптированности личности к данной социальной среде, тем выше уровень ее автономности относительно этой среды [7, с.49].
По наблюдениям П.С. Кузнецова, для индивидов с высоким уровнем социальной адаптации характерна активность, уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Они проявляют искренний, деятельный интерес к событиям и явлениям окружающего мира, имеют высокий социальный статус в данной среде и высокий уровень психологической удовлетворенности этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами.
Индивидов со средним уровнем социальной адаптации отличает низкий уровень стабильности, импульсивность, периоды взлетов и неудач. Неустойчивость их положения объясняется тем, что они либо стремятся к высокому уровню адаптации, либо скатываются в группу низкой адаптации.
Для индивидов с низким уровнем социальной адаптации свойственен пониженный уровень жизненной активности. Представители данного уровня адаптации не уверены в собствен¬ных силах и стремятся к подчинению. У них часто возникают периоды тоски и подавленного настроения, для них характерны стабильность и последовательность всех проявлений [6, с.63].
Субъективная сторона процесса социальной адаптации (социально-психологическая адаптация) понимается как усвоение личностью основных норм и данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).
Основным способом социально-психологической адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые приходит индивид), сложившихся форм взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей). Социально-психологическая адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Социальную адаптацию рассматривают как один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения [28, с.160]. При этом социализацию определяют как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его деятельности, активного включения в социальную среду [28, с.161].
Социализация предполагает присвоение и активное воспроизводство индивидом социального и культурного опыта, системы социальных связей и отношений, превращение его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Это «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами». Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Источниками социализации являются передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве; процесс саморегуляции на основе интериоризации социальных установок и ценностей.
Широкая распространенность состояний психического недоразвития и является источником серьезных проблем, к основным из которых можно отнести низкий уровень социально-психической адаптации лиц с нарушениями развития [13, с.3].
У лиц с нарушениями развития отмечается дефицит опыта взаимодействия с окружающими. 80% из них всю свою жизнь находились в узком кругу семьи, либо в школе-интернате [3].
Социальная адаптация является одним из этапов интеграции в обществе, поэтому задачи социальной адаптации лиц с нарушениями развития является приоритетной в специальной психологии. Это указывает на необходимость изучения особенностей процесса социализации детей с нарушениями психического развития, с одной стороны, выступающего в качестве источника условий и влияний, определяющих процесс становления личности и, с другой стороны, опирающегося на социальную адаптацию как на один из своих основных социально-психологических механизмов.
Специфические особенности процесса социализации у аномальных детей на концептуальном уровне представлены в трудах Л.С. Выготского, который указывал, что социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции [цит. по 14].

2 Факторы социальной адаптации детей с нарушениями развития

Проблеме.....

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адаптация социальная // Психологический словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М. : Речь, 2006. – 550 с.
2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М. : АСТ, 2003. – 123 с.
3. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И.Аксенова // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3-10.
4. Александров, А. А. Непсихотические нарушения поведения и реактивные состояния у подростков / А.А. Александров, Л.Б. Богдановская // Патохарактерологический опросник для подростков и опыт его практического использования / Труды Ленинградского научно-иссл. психоневрологического ин-та им. В.М.Бехтерева. / Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова, Т.77. – Л. : 1976. – С. 77-79.
5. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 1993. – 398 с.
6. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии, 1989. – № 1. – С. 34-41.
7. Белоцерковец, Н. И. Роль адаптации в успешной социализации личности / Н.И. Белоцерковец. – Ставрополь, 2001. – 78 с.
8. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного образования / С.Е. Гайдукевич. – Минск : Харвест, 2006. – 96 с.
9. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1996. – 292 с.
10. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / О.В. Защиринская. – СПб. : Питер, 2007. – 168 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – СПб. : Питер, 1998. – 348 с.
12. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А.Н.Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск : Харвест, 2003. – 205 с.
13. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
14. Лубовский, В. И. Л.С. Выготский и специальная психология / В.И. Лубовский // Вопросы психологии – 1996. – №6.
15. Махова, В. М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения : Автореф. … дисс. к. п. н. / В.М. Махова. – М., 2000. – 25 с.
16. Мелехов, Д. Е. Клинические предпосылки социальной реабилитации психически больных / Д.Е. Мелехов // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. – № 1. – С. 50-55.
17. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности : Формы, механизмы, стратегии / А.А. Началджан. – Ереван, 1988. – 242 с.
18. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / под науч. ред. Т.Л. Лещинской. – Минск : НИО, 2005 – 260 с.
19. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – 480 с.
20. Петровский, А. В. К пониманию личности в психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40-46.
21. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – 1995. – №20. – С. 74-79.
22. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учебное пособие / Ю.В. Саенко. – М. : Сова, 2006. – 180 с.
23. Сорокин, В. М. Специальная психология : учебное пособие / В.М. Сорокин. – СПб. : Питер, 2003. – 216 с.
24. Специальная психология : учебное / под ред. В.И. Лубовского. – М., 2007. – 460 с.
25. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Триггер. – СПб., 2008. – 192 с.
26. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов. – Саратов : Изд-во СГПУ, 2004. – 142 с.
27. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе : Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб. : Питер, 2005. – 202 с.
28. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности : теоретический анализ уровней адаптации / Н.Е. Шустова // Проблемы социальной психологии личности. – 2007. – 220 с.
29. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс : психологические механизмы и закономерности динамики / М.С. Яницкий. – Кемерово : Изд-во КемГУ, 1999. – 84 с.
30. Фрейеров, О. Е. О психопатических (аномальных) акцентированных и деформированных личностях / О.Е. Фрейеров // Проблемы личности. – М., 1970. – Т. 2. – С. 230-248.
31. Хамаганова, Т. Г. Психологические особенности школьников в связи с состоянием психического здоровья и социально-психологической адаптации / Т.Г. Хамаганова, О.В. Даниленко // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. – Архангельск, 2000. – С. 135-137.
32. Юркова, И. А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма / И.А. Юркова. – М., 1971.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.