Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии».

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 09.12.2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной адаптации и проблема социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием 4
2 Факторы социальной адаптации детей с нарушениями развития 7
3 Пути решения проблемы социальной адаптации детей с нарушениями психического развития 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии не утрачивает своей актуальности на протяжении многих десятилетий. В последние годы она усугубилась социальным расслоением общества в условиях кардинальных социально-экономических преобразований. Различные аспекты проблемы социальной адаптации детей с нарушениями психического развития отражены в трудах Л.И. Аксёновой, Н.Ф. Деменьтьевой, М.Е. Кобринского, А.Н. Коноплёвой, Т.Л. Лещинской, С.Н. Лихачевой, А.Р. Малера, Е.М. Мастюковой, Е.С. Слепович, Л.М. Шипицыной и др. Результатом этих и других исследований является описание особенностей процесса социальной адаптации лиц с нарушениями развития и детерминирующих его факторов. При этом во многих случаях уделяется недостаточное внимание вопросам своевременного выявления спектра наиболее значимых личностно-индивидуальных проблем ребенка, определение их психологической структуры и вероятного генезиса. Между тем, именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребенка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации. Это определило выбор темы работы: «Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии».
Цель исследования – изучить проблему социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие социальной адаптации в психологии.
2. Изучить особенности социальной адаптации детей с нарушениями развития.
3. Рассмотреть пути решения проблемы социальной адаптации ребенка с нарушениями.
Методом исследования является теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1 Понятие социальной адаптации и проблема социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием

Социальная адаптация – это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [7, с.81].
Социальную адаптацию рассматривают, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса [1, с.7].
Успешность адаптации зависит от свойств среды и индивида. Успешность процесса социальной адаптации, то есть степень выраженности адаптированности личности, может быть высокой, средней или низкой. Чем выше уровень адаптированности личности к данной социальной среде, тем выше уровень ее автономности относительно этой среды [7, с.49].
По наблюдениям П.С. Кузнецова, для индивидов с высоким уровнем социальной адаптации характерна активность, уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Они проявляют искренний, деятельный интерес к событиям и явлениям окружающего мира, имеют высокий социальный статус в данной среде и высокий уровень психологической удовлетворенности этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами.
Индивидов со средним уровнем социальной адаптации отличает низкий уровень стабильности, импульсивность, периоды взлетов и неудач. Неустойчивость их положения объясняется тем, что они либо стремятся к высокому уровню адаптации, либо скатываются в группу низкой адаптации.
Для индивидов с низким уровнем социальной адаптации свойственен пониженный уровень жизненной активности. Представители данного уровня адаптации не уверены в собствен¬ных силах и стремятся к подчинению. У них часто возникают периоды тоски и подавленного настроения, для них характерны стабильность и последовательность всех проявлений [6, с.63].
Субъективная сторона процесса социальной адаптации (социально-психологическая адаптация) понимается как усвоение личностью основных норм и данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).
Основным способом социально-психологической адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые приходит индивид), сложившихся форм взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей). Социально-психологическая адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Социальную адаптацию рассматривают как один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения [28, с.160]. При этом социализацию определяют как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его деятельности, активного включения в социальную среду [28, с.161].
Социализация предполагает присвоение и активное воспроизводство индивидом социального и культурного опыта, системы социальных связей и отношений, превращение его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Это «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами». Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Источниками социализации являются передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве; процесс саморегуляции на основе интериоризации социальных установок и ценностей.
Широкая распространенность состояний психического недоразвития и является источником серьезных проблем, к основным из которых можно отнести низкий уровень социально-психической адаптации лиц с нарушениями развития [13, с.3].
У лиц с нарушениями развития отмечается дефицит опыта взаимодействия с окружающими. 80% из них всю свою жизнь находились в узком кругу семьи, либо в школе-интернате [3].
Социальная адаптация является одним из этапов интеграции в обществе, поэтому задачи социальной адаптации лиц с нарушениями развития является приоритетной в специальной психологии. Это указывает на необходимость изучения особенностей процесса социализации детей с нарушениями психического развития, с одной стороны, выступающего в качестве источника условий и влияний, определяющих процесс становления личности и, с другой стороны, опирающегося на социальную адаптацию как на один из своих основных социально-психологических механизмов.
Специфические особенности процесса социализации у аномальных детей на концептуальном уровне представлены в трудах Л.С. Выготского, который указывал, что социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции [цит. по 14].

2 Факторы социальной адаптации детей с нарушениями развития

Проблеме.....

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адаптация социальная // Психологический словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М. : Речь, 2006. – 550 с.
2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М. : АСТ, 2003. – 123 с.
3. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И.Аксенова // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3-10.
4. Александров, А. А. Непсихотические нарушения поведения и реактивные состояния у подростков / А.А. Александров, Л.Б. Богдановская // Патохарактерологический опросник для подростков и опыт его практического использования / Труды Ленинградского научно-иссл. психоневрологического ин-та им. В.М.Бехтерева. / Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова, Т.77. – Л. : 1976. – С. 77-79.
5. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 1993. – 398 с.
6. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии, 1989. – № 1. – С. 34-41.
7. Белоцерковец, Н. И. Роль адаптации в успешной социализации личности / Н.И. Белоцерковец. – Ставрополь, 2001. – 78 с.
8. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного образования / С.Е. Гайдукевич. – Минск : Харвест, 2006. – 96 с.
9. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1996. – 292 с.
10. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / О.В. Защиринская. – СПб. : Питер, 2007. – 168 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – СПб. : Питер, 1998. – 348 с.
12. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А.Н.Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск : Харвест, 2003. – 205 с.
13. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
14. Лубовский, В. И. Л.С. Выготский и специальная психология / В.И. Лубовский // Вопросы психологии – 1996. – №6.
15. Махова, В. М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения : Автореф. … дисс. к. п. н. / В.М. Махова. – М., 2000. – 25 с.
16. Мелехов, Д. Е. Клинические предпосылки социальной реабилитации психически больных / Д.Е. Мелехов // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. – № 1. – С. 50-55.
17. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности : Формы, механизмы, стратегии / А.А. Началджан. – Ереван, 1988. – 242 с.
18. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / под науч. ред. Т.Л. Лещинской. – Минск : НИО, 2005 – 260 с.
19. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. – 480 с.
20. Петровский, А. В. К пониманию личности в психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40-46.
21. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – 1995. – №20. – С. 74-79.
22. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учебное пособие / Ю.В. Саенко. – М. : Сова, 2006. – 180 с.
23. Сорокин, В. М. Специальная психология : учебное пособие / В.М. Сорокин. – СПб. : Питер, 2003. – 216 с.
24. Специальная психология : учебное / под ред. В.И. Лубовского. – М., 2007. – 460 с.
25. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Триггер. – СПб., 2008. – 192 с.
26. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов. – Саратов : Изд-во СГПУ, 2004. – 142 с.
27. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе : Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб. : Питер, 2005. – 202 с.
28. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности : теоретический анализ уровней адаптации / Н.Е. Шустова // Проблемы социальной психологии личности. – 2007. – 220 с.
29. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс : психологические механизмы и закономерности динамики / М.С. Яницкий. – Кемерово : Изд-во КемГУ, 1999. – 84 с.
30. Фрейеров, О. Е. О психопатических (аномальных) акцентированных и деформированных личностях / О.Е. Фрейеров // Проблемы личности. – М., 1970. – Т. 2. – С. 230-248.
31. Хамаганова, Т. Г. Психологические особенности школьников в связи с состоянием психического здоровья и социально-психологической адаптации / Т.Г. Хамаганова, О.В. Даниленко // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. – Архангельск, 2000. – С. 135-137.
32. Юркова, И. А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма / И.А. Юркова. – М., 1971.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.