На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик изучить особенности развития памяти и внимания у учащихся младшего школьного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 09.12.2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 4
2. Особенности памяти у детей младшего школьного возраста 8
3. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста 16
Заключение 24
Список литературы 25



Введение

В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед психологической наукой и практикой особо остро стоят задачи поиска эффективных путей развития памяти и внимания младших школьников, поскольку уровень развития этих познавательных процессов в данном возрасте во многом определяет успешность учебной деятельности и школьной адаптации. Невнимательность, несобранность, забывчивость являются одной из ведущих причин проблем в обучении в этом возрасте.
Изучению закономерностей развития памяти и внимания в разные периоды детства посвящены работы П.Я. Гальперина, Ю.3. Гильбуха, Н.Ф. Добрынина, В.В. Лебединского и других исследователей. Однако, несмотря на большое число работ, особенности развития внимания и памяти в младшем школьном возрасте до конца не изучены. Между тем, их изучение представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам. Это подчеркивает актуальность данной проблемы и определило выбор темы исследования: «Изучение памяти и внимания у учащихся младшего школьного возраста».
Цель исследования – изучить особенности развития памяти и внимания у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития памяти и внимания учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить особенности внимания у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу [27]. Это период интенсивного психического и физического развития. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг, вызванный тем, что в действие включаются «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые» [10, С. 71].
Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.
В связи с этим в этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. В целом для детей этого возраста характерна повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения, усвоения основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и умений действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей [41]. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. Это особенно выражено в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение.
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в про¬грессивных изменениях во всех сферах, начиная от совер¬шенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л.С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [2, С. 214].
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет младшему школьнику производить более сложные в сравнении с дошкольником мыслительные операции [24].
Переход к обучению в школе – фундаментальный факт, формирующий личность младшего школьника и перестраивающий его познавательные процессы и эмоциональную сферу. Ребенок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. Поступление в школу – такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу»), который исходит от самого ребенка, и мотив долженствования («надо»), который чаще инициируется взрослыми.
Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали), учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. В этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
С одной стороны, у младших школьников (особенно первоклассников) сохраняется характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое воспринимается лучше всего.
С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, поскольку свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Развитие эмоций и чувств связано с развитием произвольности и речевого контроля. К началу младшего школьного возраста у ребенка возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоциональные проявления [10, С. 73].
.......

Список литературы

1. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: Норма, 2007. – 208 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
3. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1984. – 961 с.
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка: методическое пособие для работников образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 2004. – С. 5-87.
7. Гальперин Г.Я. Лекции по психологии: учебное пособие. – М.: Университет, 2002. – 400 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: учебное пособие. – М., 2001. – 458 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии: учебное пособие. – М., 2000. – 528 с.
10. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе: методическое пособие. – М.: Академия, 2004. – 328 с.
11. Дубровина И.В. Психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 464 с.
12. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 120 с.
13. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: Союзиздат, 1999. – 264 с.
14. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Норма, 1991. – 83 с.
15. Истомина З.М Развитие памяти: учебно-методическое пособие. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с.
16. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М.: Просвещение, 1978. – С. 50.
17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 332 с.
18. Кулагина И.В. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1997. – 350 с.
19. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52-54.
20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – М.: Смысл, 2000. – 412 с.
21. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
22. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка: учебное пособие. – М.: Издательство Академии педагогических наук. РСФСР. – 547 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие. – М.: Владос, 2003. – 268 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 415 с.
25. Мухина В.С. Детская психология: учебное пособие. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 489 с.
26. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2002. – 688 с.
27. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – Кн. 2: Психология развития. – М.: Владос, 2003. – 462 с.
28. Общая психология: учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1999. – 382 с.
29. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 396 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
31. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2002. – 287 с.
32. Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 509 с.
33. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 34 с.
34. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию: учебное пособие. – М., 2005. – С. 66-102.
35. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. – №3. – С. 30-33.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. – М., 2001. – 376 с.
37. Справочник психолога начальной школы: методическое пособие / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 456 с.
38. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М.: Сова, 2009. – 394 с.
39. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию: учебное пособие. – М., 2003. – 400 с.
40. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2005. – 304 с.
41. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.