На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 10.12.2013. Страниц: 67+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4
1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 4
1.2 Понятие эмпатии и ее проявления у детей с ЗПР 4
1.3 Особенности коммуникативного поведения у детей с ЗПР 4
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4
2.1 Организация и методы исследования 4
2.2 Характеристика группы и анализ результатов исследования 4
2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию эмпатии и совершенствованию коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.




ВВЕДЕНИЕ

Резкие социально-экономические преобразования, характерные для развития нашего общества на протяжении последних десятилетий, серьезно повлияли на положение всех слоев населения России и в первую очередь сказались детях. Данные статистики последних лет свидетельствуют о росте числа несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в этой связи приходится увеличивать число специализированных групп в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах и расширять численность вспомогательных школ.
Одной из наиболее распространенных форм нарушений психического развития ребенка является задержка психического развития (ЗПР). Изучение конкретного опыта деятельности образовательных учреждений свидетельствует, что дети с ЗПР могут обучаться как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в коррекционных кассах общеобразовательных школ. Следовательно, проблема социальной адаптации детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы представляет актуальность как для науки, так и для практики.
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности рассматривается во взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР изучали многие авторы (Т.А. Власова, Н.А. Менчинская, В.И. Зыкова, Е.С. Иванов, М.С. Певзнер и др.). Ими отмечено, что у этих детей снижен уровень потребности в общении и коммуникативной инициативы, в общении преобладает прагматическая направленность, выражен дефицит речевых и неречевых средств общения, что затрудняет развитие ведущих в этом возрасте видов деятельности – игровой и познавательной (Т.Н. Князева, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.) и, в конечном итоге, препятствует успешной социальной адаптации ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). Высокая значимость коммуникативной деятельности для своевременной успешной социализации личности и задержка в формировании навыков коммуникативного поведения у детей с ЗПР указывают на необходимость разработки эффективных путей совершенствования коммуникативного поведения у детей с ЗПР.
Важным фактором, затрудняющим процесс межличностного взаимодействия и, в конечном счете, социальную адаптацию детей с ЗПР, является их неспособность сопереживать другому, понять его точку зрения, представить ситуацию его глазами (О.К. Агавелян, Е.С. Слепович и др.). Способность эмоционально отзываться на переживания других людей, сопереживать им, понимать их мысли, чувства, переживания, обозначается в психологии термином «эмпатия» (Л.И. Божович).
Проблему эмпатии и закономерностей ее развития изучали многие авторы (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Н. Козлова, Т.Д. Корягина, А.Маслоу, И.Г. Осухова, К. Роджерс, Л.П. Стрелкова, В. Франкл и др.). Эмпатия – сложное психологическое образование, включающее когнитивный (понимание переживаний другого), эмоциональный (эмоциональный отклик на переживания другого) и поведенческий аспекты (стремление помочь, проявления эмпатии в поведении) при доминировании эмоционального.
Проявления эмпатии отмечаются уже на первых этапах онтогенеза, а с накоплением жизненного опыта способность к ней возрастает. Работы Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника закладываются в дошкольном возрасте, когда формируется эмоциональный компонент эмпатии – эмоциональная отзывчивость на неблагополучие другого. Важным этапом для становления эмпатии является старший дошкольный возраст, к концу которого эмпатийные отклики становятся более осознанными (Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская). В этом возрасте формируется способность к децентрации, т.е. умение встать на точку зрения другого человека и представить ситуацию его глазами (Л.И. Божович). Способность к децентрации необходима для продуктивной совместной деятельности с взрослым и сверстником, в условиях которой происходит развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сферы ребенка (Л.И.Божович, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Э.К. Суслова).
Поскольку степень развития эмпатии у индивида является важным условием его социальной адаптации, то для решения проблемы социальной адаптации детей с ЗПР представляется значимым изучение взаимосвязи между эмпатией и параметрами коммуникативного поведения у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте, который является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, актуальность исследования проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии старших дошкольников с ЗПР определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР. Это противоречие определило проблему нашего исследования и выбор темы.
Проблемой исследования является осмысление взаимосвязи между коммуникативным поведением и эмпатией у старших дошкольников с ЗПР.
Тема исследования: «Взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР».
Цель исследования: изучить взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
Объект: особенности коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: у старших дошкольников с ЗПР имеется тесная взаимосвязь между параметрами коммуникативного поведения и показателями эмпатии.
Цель исследования определила круг исследовательских задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
2. Исследовать с помощью методов психодиагностики показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.
3. Изучить с помощью методов математико-статистического анализа взаимосвязь между показателями эмпатии и параметрами коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР и на основании полученных данных сформулировать выводы и 4)практические рекомендации для педагогов. (правильно сформулировать задачу)
Методологическими основами исследования являются принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностный подход, согласно которому реализующая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); представления о взаимообусловленности общения и психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина); положения специальной психологии о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, о наличии у каждого ребенка с ограниченными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно развивать его потенциальные возможности (Д.И. Альраххаль, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, Р.Д. Тригер и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) методы теоретического исследования – изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент:
• Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения
дошкольников (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
• Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой.
• Методика изучения параметрического наблюдения за
коммуникативным поведением ребенка (Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин).
• Методика «Нарисуй клоуна» (Е.Е. Кравцова, Т.К. Пуртова).
3) методы математико-статистического анализа:
• методы описательной статистики (вычисление средних значений,
стандартного отклонения, процентилей);
• метод ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования закономерности дополняют существующие в современной специальной психологии и психологии развития представления о взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные открывают новые возможности для разработки научно обоснованных путей формирования эмпатии и совершенствования коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – Детский сад № 370» г. Челябинска.
В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Этапы исследования:
1. Поисково-подготовительный этап, на котором была изучена проработанность проблемы в психолого-педагогической теории и практике, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, в соответствии с которыми подобраны методики исследования и группа испытуемых.
2. Исследовательский этап, на котором проводился сбор эмпирических данных: с помощью методов психодиагностики исследовались показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.
3. Обобщающий этап, на котором проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулировались общие выводы, разрабатывались практические рекомендации для педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы представлено на 60 страницах. Работа иллюстрирована 4 таблицами. Библиографический список содержит 83 источника литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности [55].
В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.
Специфические особенности детей с ЗПР отличают их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей. Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка [4].
Различные авторы отмечают у де......

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта дошкольников
[Текст] / Р.Г. Амосова // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 50–58. – с.
2. Ахромеева, Л.Э. Нравственное воспитание в детском саду / Л. Э.
Ахромеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 42–43.
3. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект
[Текст] / Е. Г. Белякова. – Тюмень: 2009. – 358с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 269 с.
6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /
Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С.18–25.
7. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей [Текст]
В.В. Бойко. – Самара: СамГУ, 2001. – 86 с.
8. Боуэн, М. Духовность и личностно-центрированный подход [Текст] / М.
Боуэн // Вопросы психологии - 2002 - № 3 – №4. С. 24-33.
9. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] /
Г.М. Бреслав // Вопросы психологии. 2006. № 1. – С. 42-47.
10. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов [Текст] / Г.
Ванершот // Карл Роджерс и его последователи. Пер с англ. – М.: Академия, 2005. – 376 с.
11. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии [Текст] / Ф.Е. Василюк //
Вопросы психологии. – №2, 2007. – С. 3-14.
12. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников [Текст] / А.М.Виноградова. – М.: Владос, 2009. – 443с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова,
М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.:
Лань, 2003. – 654 с.
15. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего
и среднего школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2004. – №2 -С. 107-114.
16. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего
школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.: МГУ, 2006. – 178 с.
17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.
Исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – №2, 2001 – С. 147-158.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б.
Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н Козлова // Вопросы психологии. – 2003. – №4 – С. 61-68.
19. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М.
Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
20. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с
задержкой психического развития [Текст] / Н.А. Деревянкина. – М., 1997. – 432 с.
21. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей
[Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
22. Диагностики эмоционально-нравственного развития [Текст] / Ред. и сост.
И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 114-118.
23. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования [Текст] /
Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
24. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших
дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
25. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям
дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.
26. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И.Н.
Емельянова. – Тюмень: ТГУ, 2003. – 326с.
27. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении
[Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В.
Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
29. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников
с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
30. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж.
Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. – №1, 2000. – С. 47-54.
31. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или
нарушение? [Текст] / В.А. Киселева // Дефектология. 2007. № 3. С. 3-13.
32. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 2008. – 376 с.
33. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А.
Коменский. – М.: Педагогика, 2002. – 656 с.
34. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми
образовательными потребностями в зависимости от социального окружения [Текст] / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
35. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование
взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] / X. Кохут / под ред. А.В. Россохина – М.: ИП РАН, 2000. – 732 с.
36. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова //
Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
37. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе [Текст] / Е.Н. Кравцова. – М.: РПО, 2005. – 160 с.
38. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
39. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к
сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье [Текст] / Дис. канд. психол. наук. – Н. Новгород, 1999. – 157 с.
40. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой
психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
41. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки
психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
42. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младших школьников
[текст] : монография / Н. А. Лемяскина, И.А. Стернин. – Воронеж : Модэк, 2000. – 195 с.
43. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев.
М.: Просвещение, 2005. 214 с.
44. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.:
Смысл, 1997. – 365 с.
45. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И.
Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
46. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших
дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» [Текст] / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
47. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И.
Лубовский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
48. Люблинская, А.А. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] /
А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2002. – 420с.
49. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст]
/ А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
50. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и
нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
51. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления
личности ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 49-54.
52. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации [Текст] / М.А.
Мкртчян // Организационная психология. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.
53. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. -
М. : РПО, 2001. – 320 с.
54. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
55. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
В.И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
56. Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов,
М.А. Хазанова // Вопросы психологии. – № 4, 2003. – С. 68-73.
57. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой. -
М., 2005. – 480 с.
58. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст]
/ О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
59. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [текст] : учебное пособие /
А.П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 288 с.
60. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой
психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2000. № 3. – С. 12-16.
61. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы
дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 5-8.
62. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г.
Петрова, И.В. Белякова. – М.: МПСИ, 1998. – 104 с.
63. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская.
– М.: МГУ, 2009. – 216 с.
64. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении [Текст] / В.А. Петровский. – М.: Речь, 2003. – 542с.
65. Петровский А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г.
Ярошевский. – М.: Академия, 2002. – 467 с.
66. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное поведение [Текст] : монография /
Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – М.: Флинта, Наука, 2006. – 286 с.
67. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. – М.: МПСИ, 2000. – 358 с.
68. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия
[Текст] / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
69. Развитие общения дошкольников со сверстникам [Текст] / под ред. А.Г.
Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
70. Ражин, Н.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста
[Текст] / Н.А. Ражин. – М.: Просвещение, 2006. – 489с.
71. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.
Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 327 с.
72. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии
[Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
73. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / В.М.
Сорокин. – СПб.,2003. – 216 с.
74. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение. Модели описания
коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. – 120 с.
75. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР
[Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
76. Субботский, Е. В. Формирование элементов эмпатийного поведения у
дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник МГУ. Серия Психология. – 2009. – № 2. – С. 36-47.
77. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] :
пер. с чешск. / З. Тржесоглава. – М: 1986. – 256 с.
78. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с
задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Триггер. – СПб., 2008.
79. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 2005. – 420 с.
80. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития
детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – М.: АСТ, 2000. – 220 с.
81. Шипицына, Л.М. Развитие личности ребенка, навыков общения с
взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: Детство-пресс, 2003. – 384 с.
82. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.:
Академия, 2006. – 384 с.
83. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные
аспекты [Текст] / И.М. Юсупов. – СПб., 2001. – 252 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.