Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 10.12.2013. Страниц: 67+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4
1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 4
1.2 Понятие эмпатии и ее проявления у детей с ЗПР 4
1.3 Особенности коммуникативного поведения у детей с ЗПР 4
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4
2.1 Организация и методы исследования 4
2.2 Характеристика группы и анализ результатов исследования 4
2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию эмпатии и совершенствованию коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.




ВВЕДЕНИЕ

Резкие социально-экономические преобразования, характерные для развития нашего общества на протяжении последних десятилетий, серьезно повлияли на положение всех слоев населения России и в первую очередь сказались детях. Данные статистики последних лет свидетельствуют о росте числа несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в этой связи приходится увеличивать число специализированных групп в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах и расширять численность вспомогательных школ.
Одной из наиболее распространенных форм нарушений психического развития ребенка является задержка психического развития (ЗПР). Изучение конкретного опыта деятельности образовательных учреждений свидетельствует, что дети с ЗПР могут обучаться как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в коррекционных кассах общеобразовательных школ. Следовательно, проблема социальной адаптации детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы представляет актуальность как для науки, так и для практики.
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности рассматривается во взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР изучали многие авторы (Т.А. Власова, Н.А. Менчинская, В.И. Зыкова, Е.С. Иванов, М.С. Певзнер и др.). Ими отмечено, что у этих детей снижен уровень потребности в общении и коммуникативной инициативы, в общении преобладает прагматическая направленность, выражен дефицит речевых и неречевых средств общения, что затрудняет развитие ведущих в этом возрасте видов деятельности – игровой и познавательной (Т.Н. Князева, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.) и, в конечном итоге, препятствует успешной социальной адаптации ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). Высокая значимость коммуникативной деятельности для своевременной успешной социализации личности и задержка в формировании навыков коммуникативного поведения у детей с ЗПР указывают на необходимость разработки эффективных путей совершенствования коммуникативного поведения у детей с ЗПР.
Важным фактором, затрудняющим процесс межличностного взаимодействия и, в конечном счете, социальную адаптацию детей с ЗПР, является их неспособность сопереживать другому, понять его точку зрения, представить ситуацию его глазами (О.К. Агавелян, Е.С. Слепович и др.). Способность эмоционально отзываться на переживания других людей, сопереживать им, понимать их мысли, чувства, переживания, обозначается в психологии термином «эмпатия» (Л.И. Божович).
Проблему эмпатии и закономерностей ее развития изучали многие авторы (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Н. Козлова, Т.Д. Корягина, А.Маслоу, И.Г. Осухова, К. Роджерс, Л.П. Стрелкова, В. Франкл и др.). Эмпатия – сложное психологическое образование, включающее когнитивный (понимание переживаний другого), эмоциональный (эмоциональный отклик на переживания другого) и поведенческий аспекты (стремление помочь, проявления эмпатии в поведении) при доминировании эмоционального.
Проявления эмпатии отмечаются уже на первых этапах онтогенеза, а с накоплением жизненного опыта способность к ней возрастает. Работы Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника закладываются в дошкольном возрасте, когда формируется эмоциональный компонент эмпатии – эмоциональная отзывчивость на неблагополучие другого. Важным этапом для становления эмпатии является старший дошкольный возраст, к концу которого эмпатийные отклики становятся более осознанными (Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская). В этом возрасте формируется способность к децентрации, т.е. умение встать на точку зрения другого человека и представить ситуацию его глазами (Л.И. Божович). Способность к децентрации необходима для продуктивной совместной деятельности с взрослым и сверстником, в условиях которой происходит развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сферы ребенка (Л.И.Божович, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Э.К. Суслова).
Поскольку степень развития эмпатии у индивида является важным условием его социальной адаптации, то для решения проблемы социальной адаптации детей с ЗПР представляется значимым изучение взаимосвязи между эмпатией и параметрами коммуникативного поведения у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте, который является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, актуальность исследования проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии старших дошкольников с ЗПР определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР. Это противоречие определило проблему нашего исследования и выбор темы.
Проблемой исследования является осмысление взаимосвязи между коммуникативным поведением и эмпатией у старших дошкольников с ЗПР.
Тема исследования: «Взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР».
Цель исследования: изучить взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
Объект: особенности коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: у старших дошкольников с ЗПР имеется тесная взаимосвязь между параметрами коммуникативного поведения и показателями эмпатии.
Цель исследования определила круг исследовательских задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
2. Исследовать с помощью методов психодиагностики показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.
3. Изучить с помощью методов математико-статистического анализа взаимосвязь между показателями эмпатии и параметрами коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР и на основании полученных данных сформулировать выводы и 4)практические рекомендации для педагогов. (правильно сформулировать задачу)
Методологическими основами исследования являются принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностный подход, согласно которому реализующая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); представления о взаимообусловленности общения и психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина); положения специальной психологии о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, о наличии у каждого ребенка с ограниченными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно развивать его потенциальные возможности (Д.И. Альраххаль, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, Р.Д. Тригер и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) методы теоретического исследования – изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент:
• Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения
дошкольников (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
• Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой.
• Методика изучения параметрического наблюдения за
коммуникативным поведением ребенка (Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин).
• Методика «Нарисуй клоуна» (Е.Е. Кравцова, Т.К. Пуртова).
3) методы математико-статистического анализа:
• методы описательной статистики (вычисление средних значений,
стандартного отклонения, процентилей);
• метод ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования закономерности дополняют существующие в современной специальной психологии и психологии развития представления о взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные открывают новые возможности для разработки научно обоснованных путей формирования эмпатии и совершенствования коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – Детский сад № 370» г. Челябинска.
В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Этапы исследования:
1. Поисково-подготовительный этап, на котором была изучена проработанность проблемы в психолого-педагогической теории и практике, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, в соответствии с которыми подобраны методики исследования и группа испытуемых.
2. Исследовательский этап, на котором проводился сбор эмпирических данных: с помощью методов психодиагностики исследовались показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.
3. Обобщающий этап, на котором проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулировались общие выводы, разрабатывались практические рекомендации для педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы представлено на 60 страницах. Работа иллюстрирована 4 таблицами. Библиографический список содержит 83 источника литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности [55].
В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.
Специфические особенности детей с ЗПР отличают их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей. Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка [4].
Различные авторы отмечают у де......

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта дошкольников
[Текст] / Р.Г. Амосова // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 50–58. – с.
2. Ахромеева, Л.Э. Нравственное воспитание в детском саду / Л. Э.
Ахромеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 42–43.
3. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект
[Текст] / Е. Г. Белякова. – Тюмень: 2009. – 358с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 269 с.
6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /
Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С.18–25.
7. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей [Текст]
В.В. Бойко. – Самара: СамГУ, 2001. – 86 с.
8. Боуэн, М. Духовность и личностно-центрированный подход [Текст] / М.
Боуэн // Вопросы психологии - 2002 - № 3 – №4. С. 24-33.
9. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] /
Г.М. Бреслав // Вопросы психологии. 2006. № 1. – С. 42-47.
10. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов [Текст] / Г.
Ванершот // Карл Роджерс и его последователи. Пер с англ. – М.: Академия, 2005. – 376 с.
11. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии [Текст] / Ф.Е. Василюк //
Вопросы психологии. – №2, 2007. – С. 3-14.
12. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников [Текст] / А.М.Виноградова. – М.: Владос, 2009. – 443с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова,
М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.:
Лань, 2003. – 654 с.
15. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего
и среднего школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2004. – №2 -С. 107-114.
16. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего
школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.: МГУ, 2006. – 178 с.
17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.
Исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – №2, 2001 – С. 147-158.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б.
Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н Козлова // Вопросы психологии. – 2003. – №4 – С. 61-68.
19. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М.
Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
20. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с
задержкой психического развития [Текст] / Н.А. Деревянкина. – М., 1997. – 432 с.
21. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей
[Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
22. Диагностики эмоционально-нравственного развития [Текст] / Ред. и сост.
И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 114-118.
23. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования [Текст] /
Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
24. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших
дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
25. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям
дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.
26. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И.Н.
Емельянова. – Тюмень: ТГУ, 2003. – 326с.
27. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении
[Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В.
Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
29. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников
с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
30. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж.
Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. – №1, 2000. – С. 47-54.
31. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или
нарушение? [Текст] / В.А. Киселева // Дефектология. 2007. № 3. С. 3-13.
32. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 2008. – 376 с.
33. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А.
Коменский. – М.: Педагогика, 2002. – 656 с.
34. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми
образовательными потребностями в зависимости от социального окружения [Текст] / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
35. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование
взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] / X. Кохут / под ред. А.В. Россохина – М.: ИП РАН, 2000. – 732 с.
36. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова //
Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
37. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе [Текст] / Е.Н. Кравцова. – М.: РПО, 2005. – 160 с.
38. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
39. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к
сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье [Текст] / Дис. канд. психол. наук. – Н. Новгород, 1999. – 157 с.
40. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой
психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
41. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки
психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
42. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младших школьников
[текст] : монография / Н. А. Лемяскина, И.А. Стернин. – Воронеж : Модэк, 2000. – 195 с.
43. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев.
М.: Просвещение, 2005. 214 с.
44. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.:
Смысл, 1997. – 365 с.
45. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И.
Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
46. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших
дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» [Текст] / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
47. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И.
Лубовский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
48. Люблинская, А.А. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] /
А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2002. – 420с.
49. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст]
/ А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
50. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и
нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
51. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления
личности ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 49-54.
52. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации [Текст] / М.А.
Мкртчян // Организационная психология. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.
53. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. -
М. : РПО, 2001. – 320 с.
54. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
55. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
В.И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
56. Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов,
М.А. Хазанова // Вопросы психологии. – № 4, 2003. – С. 68-73.
57. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой. -
М., 2005. – 480 с.
58. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст]
/ О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
59. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [текст] : учебное пособие /
А.П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 288 с.
60. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой
психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2000. № 3. – С. 12-16.
61. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы
дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 5-8.
62. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г.
Петрова, И.В. Белякова. – М.: МПСИ, 1998. – 104 с.
63. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская.
– М.: МГУ, 2009. – 216 с.
64. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении [Текст] / В.А. Петровский. – М.: Речь, 2003. – 542с.
65. Петровский А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г.
Ярошевский. – М.: Академия, 2002. – 467 с.
66. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное поведение [Текст] : монография /
Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – М.: Флинта, Наука, 2006. – 286 с.
67. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. – М.: МПСИ, 2000. – 358 с.
68. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия
[Текст] / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
69. Развитие общения дошкольников со сверстникам [Текст] / под ред. А.Г.
Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
70. Ражин, Н.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста
[Текст] / Н.А. Ражин. – М.: Просвещение, 2006. – 489с.
71. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.
Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 327 с.
72. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии
[Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
73. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / В.М.
Сорокин. – СПб.,2003. – 216 с.
74. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение. Модели описания
коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. – 120 с.
75. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР
[Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
76. Субботский, Е. В. Формирование элементов эмпатийного поведения у
дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник МГУ. Серия Психология. – 2009. – № 2. – С. 36-47.
77. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] :
пер. с чешск. / З. Тржесоглава. – М: 1986. – 256 с.
78. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с
задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Триггер. – СПб., 2008.
79. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 2005. – 420 с.
80. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития
детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – М.: АСТ, 2000. – 220 с.
81. Шипицына, Л.М. Развитие личности ребенка, навыков общения с
взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: Детство-пресс, 2003. – 384 с.
82. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.:
Академия, 2006. – 384 с.
83. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные
аспекты [Текст] / И.М. Юсупов. – СПб., 2001. – 252 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.