На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 18.04.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
ПЛАН
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Понятие и особенности административно-правовых норм 5
      1.1. Понятие нормы права 5
      1.2. Понятие административно-правовых норм 6
      1.3. Особенности административно-правовых норм 8
    2. Виды административно-правовых норм 11
    3. Административно-правовые нормы в российском праве. 14
      3.1. Реализация административно-правовых норм. 14
      3.2. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по круг лиц. 15
      3.3. Формы выражения административно-правовых норм. 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент времени в России проходит этап становления. Становления, преобразования всех сфер жизни. Для этого необходима прочная, справедливая и действующая правовая база. Переход от тоталитаризма к правовому государству обусловлен изменением системы и содержания права, органов государственной власти. Которые получат большую свободу, но одновременно и большую подотчетность обществу.

Административное право представляет собой одну из важнейших отраслей системы права России. Первоначальной единицей, кирпичиком административного права являются административно-правовые нормы.

Термин «норма» не однозначен. С его помощью, во-первых, обозначаются определенные статистические закономерности, существующие в природе и обществе. Эти нормы отражают объективную реальность вокруг нас. Во-вторых, термином «норма» обозначают правило поведения людей в обществе, которые создаются людьми, их социальными институтами или стихийно складываются в ходе общения людей в процессе совместного существования и совместной деятельности и имеют цель регулировать отношения между людьми. Нормы административного права понимаются именно в последнем значении.

Сами административные нормы являются одними из важнейших норм в праве, т.к. в них содержатся правила поведения, связанные как с государством, так и с обществом. Взаимоотношения властных подразделений, институтов государства, взаимоотношения граждан с органами государственной власти, исполнение последними своих обязательств. Это и многое другое содержится именно в административно-правовых нормах. Административно-правовые нормы - неотъемлемая часть права, т.к. во многом регламентируют работу органов, обладающих государственно-властными полномочиями, они необходимы для нормального, полноценного функционирования общества и государства в целом. Существует множество различных норм, каждая из которых регламентирует свою область.

Цель курсовой работы - показать все многообразие административно-правовых норм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторые проблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.

В учебной литературе по административному праву дается описание, классификация правовых норм, их действие и реализация на практике, а также проблемы, связанные с несовершенством системы права и рычагов государственного управления.

1. Понятие и особенности административно-правовых норм

1.1. Понятие нормы права

Норма права - это установленное или санкционированное государством (публичной властью) общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящих обязательный характер. [Ар. стр. 38].

Вообще, норма права - это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения и из этого понятия можно выделить следующие признаки нормы права:

1. Норма права является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление и воля государства.

2. Это общеобязательное правило поведения. Норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства.

3. Это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей.

4. Они формально определены. Эта определенность состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия.

5. Принудительность норм - наиболее специфическое свойство, отличающее эти нормы от иных социальных норм. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем только правового.

Каждая норма характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что норма права может оказывать свое регулирующие воздействие лишь в том случае, если она определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его воплощения в жизнь и мерами принуждения, применяемыми за несоблюдение этого правила. Структуру правовой нормы составляют следующие элементы: гипотеза, санкция и диспозиция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, определяющая условия ее применения и круг адресатов. Например, ст. 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ».

Диспозиция - это часть правовой нормы, содержащая правило поведения общего характера, т.е. права, обязанности или запреты.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на меры принуждения, применяемые за несоблюдение данной нормы. Например, ст. 8.20 Кодекса об административных правонарушениях: «Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне РФ добытых минеральных и(или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и(или) живых ресурсов и т.д.».

1.2. Понятие административно-правовых норм

Любая отрасль права имеет своим основанием нормы права, как первичный и главный элемент. Административное право как самостоятельная отрасль права имеет свои нормы, которые составляют отдельную группу юридических норм - административно-правовую. Норма права по своему юридическому значению - это определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения. Из этого норму административного права можно определить как установленные государством правила поведения, целью которых является нормирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма государственной власти [Алехин, стр. 47].

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

1. Административно-правовые нормы упорядоченность организацию и функционирование всей системы исполнительной власти и отдельных ее звеньев.

2. Административно-правовые нормы определяют вариант должного, соответствующего интересам государства поведения всех лиц и организаций, которые связаны с управлением.

3. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации механизма исполнительной власти.

4. Административно-правовые нормы служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

5. Административно-правовые нормы имеют свои средства защиты в отличии от многих других отраслей российского права. Этими средствами защиты являются административная и дисциплинарная ответственность.

6. Административно-правовые нормы могут выступать в роли регулятора общественных отношений.

7. Административно-правовые нормы устанавливаются довольно часто непосредственно в процессе реализации исполнительной власти [Алехин, стр. 47-48].

Все вышеперечисленное является общей характеристикой норм административного права. Далее рассмотрим особенности.

1.3. Особенности административно-правовых норм

Для рассмотрения этого вопроса необходимо разобраться с соотношением правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

I. Административно-правовые нормы, как и любые другие нормы, являются актом правотворчества, т.е. административного нормотворчества, закрепленного законодательством за соответствующими органами исполнительной или законодательной власти. Для административного права характерно юридическое опосредование деятельности по установлению правовых норм, основным содержанием который является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, являющихся основой правовой системы РФ. Именно поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений характеризуются как одни из важнейших юридических норм правоприменения в сфере государственного управления, т.е. нормы несут двойную юридическую «нагрузку» [Алехин, стр. 49]: правоустановительную и правоприменительную. Правоустановление по своей сути служит целям правоприменения. Однако некоторые из них устанавливают основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникают в процессе управленческих отношений. (ПРИМЕР: статус субъектов исполнительной власти).

Из этого следует, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: наивысшей юридической силой обладают конституционные нормы, затем нормы законов высших органов исполнительной власти в зависимости от их условия, т.е. административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с конституционными и законодательными нормами. Последние по своему юридическому значению первичны.

Административно-правовые нормы - вторичная норма правоустановления. Они создаются непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и прежде всего законодательных правовых норм. Они являются одними из существенных юридических средств, обеспечивающих действенность.

Обычно нормы закона не имеют прямого действия. Они наиболее общие правила поведения, нормы-принципы, нормы-абстракции. Административно-правовые нормы, создаваемые субъектами исполнительной власти придают тем или иным позициям, оговоренным в законе, прямое действие. Вообще, для того, чтобы закон действовал и исполнялся необходимо опосредование норм нормами административного права, что необходимо для функционирования механизма государственной власти в полном соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Административное нормотворчество не может быть безграничным и чтобы этого не происходило существует ряд условий, относящихся к содержанию и порядку формирования административно-правовых норм:

1. Длительный период законодательная власть действовала всего лишь формально. В результате этого нормотворческая инициатива была в руках исполнительной власти, т.е. административно-правовые нормы должны создаваться уполномоченными на то органами, для обеспечения прямого действия и реальности их.

2. Административно-правовые нормы должны опираться на законодательство, т.к. чрезвычайное развитие получило административное нормотворчество отраслевого характера. Вследствие чего стало больше ведомственных административно-правовых норм.

Для того, чтобы эти условия выполнялись необходимо четкое решение вопроса о границах и объеме компетенции субъектов исполнительной власти по самостоятельному установлению административно-правовых норм.

На данный момент необходимы условия не позволяющие чрезмерно расширять сферу административного нормотворчества, а так же условия, позволяющие нормам развиваться в строгих рамках законности и государственной дисциплины [Алехин, стр. 52-54].

II. Рассмотрим следующую особенность административно-правовых норм. Как и многие другие нормы права они состоят из гипотезы, санкции и диспозиции. Но иногда бывают случаи, когда гипотеза не четко выражена. Диспозиция - это предписания, запреты и дозволения (Пример: ст. 5.1. АК). Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, но не все нормы имеют эту особенность (Пример: ст. 13.2 АК).

Итак, административно-правовые нормы - это установленное государством правило поведения в сфере государственного управления. Они обеспечивают эффективную реализацию механизмов исполнительной власти, являются общеобязательными для всех и являются регулятором общественных отношений. Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей, связанных с их функциями, способами нормотворчества, а также со структурой.

2. Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по своему юридическому содержанию. Существуют различные основания классификации. Далее рассмотрим некоторые из них:

I. По предмету правового регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Они регулируют сущность управляемых отношений или правила поведения. Такие нормы нередко называют статическими. Такие нормы, например, определяют обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть жалобы граждан, основа компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные нормы основа взаимодействия различных субъектов исполнительной власти.

Процессуальные административно-правовые нормы регулируют порядок реализации управленческих отношений или рассмотрения дел об административных правонарушениях. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан. Назначение этих норм в том, что они определяют порядок реализации юридических обязанностей и прав, установленных материальными нормами административного права.

II. По целевому назначению делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные содержат правила нормативной деятельности, а охранительные призваны обеспечить защиту, охрану регулируемых отношений.

III. По юридическому содержанию выделяют следующие виды административно-правовых норм:

1. Обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия [Алехин, стр. 57]. Веления в таких нормах обязательные.

2. Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой [Алехин, стр. 58]. Запреты могут носить общий либо специальный характер.

3. Уполномочивающие (диспозитивные) нормы. В них предусматривается возможность адресата действовать по своему усмотрению. Отсутствует прямое предписание и запрет.

4. Стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно они связываются с исполнением в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов управления.

5. Рекомендательные нормы. Они не имеют юридически обязательного характера, поэтому они чаще используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

IV. По адресату выделяют нормы регламентирующие:

1. Организацию и деятельность механизма исполнительной власти.

2. Административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата.

3. Ключевые вопросы организации деятельности государственных предприятий и учреждений.

4. Административно-правовой статус общественных объединений.

5. отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.

6. Административно-правовой статус гражданина.

V. С учетом федеративного устройства Российской Федерации нормы по своему масштабу подразделяются на:

- общефедеральные;

- устанавливаемые субъектами федерации.

VI. По объему регулирования:

- общие;

- межотраслевые;

- отраслевые;

- местные.

VII. По характеру предписаний:

- внутрисистемные;

- общеобязательные.

Итак, мы видим, что в современном российском праве существует множество оснований классификации административно-правовых норм, подчеркивая тем самым важность и необходимость их существования.

3. Административно-правовые нормы в российском праве.

3.1. Реализация административно-правовых норм.

Реализация административно-правовых норм - это практическое использование содержащихся в них правил поведения, в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом [Алехин, стр. 62]. Существует 2 варианта реализации административно-правовых норм - это исполнение и применение.

Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся [Алехин, стр. 62]. Этот метод реализации норм административного права универсален в силу того, что субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества объема и условия исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Вследствие чего исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины сфере реализации исполнительной власти.

Применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Она выражается в издании полномочными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам [Алехин, стр. 62]. Административно-правовые нормы реализуются путем официального юридически-властного конкретного административного дела, что от и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.