На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты проблемы формирования логических универсальных познавательных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 12.12.2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования логических универсальных познавательных учебных действий у младших школьников на уроках математики 3
1.1. Понятие логических универсальных познавательных учебных действий 3
1.2. Особенности формирования логических универсальных познавательных учебных действий в младшем школьном возрасте 12
1.3. Возможности уроков математики в формировании логических универсальных познавательных учебных действий 22
Выводы по первой главе 29
Список литературы 31


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования логических универсальных познавательных учебных действий у младших школьников на уроках математики

1.1. Понятие логических универсальных познавательных учебных действий
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, общепознавательными и логическими; коммуникативными, знаково-символическими действиями) происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
- с этапами процесса усвоения;
- с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) знаково-символический;
5) коммуникативный.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Особого внимания заслуживает такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. В ряде исследований рефлексия определяется как центральный феномен «человеческой субъективности» (Т.де Шарден, В.И. Слободчиков), специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, «Я» предметом специального рассмотрения и практического преобразования. В современных разработках проблема рефлексии рассматривается по крайней мере в трех контекстах: при изучении теоретического мышления, при изучении процессов коммуникации и кооперации, при изучении самосознания личности, связанного с проблемой саморазвития (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).
Развитие рефлексивности проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения. Рефлексивность самооценки как способность оценить границу собственных возможностей – является генеральным приобретением в становлении самооценки в младшем школьном возрасте. Рефлексивная самооценка характеризуется широтой диапазона критериев оценок, их соотнесенностью, обобщенностью, отсутствием категоричности, аргументированностью, объективностью. было Дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются (А.В. Захарова).
Рефлексия учащимся своих действий предполагает осознание им всех компонентов учебной деятельности:
- осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?)
- Осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научит
.......

Список литературы

1. Аблова, А. Е. Формирование элементов логической и алгоритмической грамотности при изучении математики в начальной школе [Текст] / А. Е. Аблова // Начальная школа. – 1991. – № 10. – С. 24-35.
2. Акимова, С. Занимательная математика [Текст] / С. Акимова. – СПб. : Тригон, 1997. – 608 с.
3. Аргинская, И. И. Математика : методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы [Текст] / И. И. Аргинская. – М. : Центр общего развития, 2000. – 108 с.
4. Артемов, А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / А. К. Артемов, Н. Б. Истомина. – М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК»,1996. – 224 с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 478 с.
6. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций [Текст] / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 299 с.
7. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций [Текст] : учебное пособие / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2007. – 455 с.
8. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]: пер. с англ. / Дж. Брунер. – М. : Педагогика, 1977. – 69 с.
9. Вафеева, А. М. Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / А. М. Вафеева // Математика в школе. – 2011. – №3. – С. 56–62.
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 144 с.
11. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я.Гальперин. – М., 1976. – 120 с.
12. Давыдов, В. В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). I-III классы [Текст] / В. В. Давыдов, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина, О. В. Савельева. - М. : МИРОС, 2000. – 32с.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Инюр, 1996. - 113 с.
14. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
15. Забрамная, О. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / О. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, Владос, 1995. – 112 с.
16. Занков, Л. В. Обучение и развитие : Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Л. В. Занков // Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1990. – С. 84-318.
17. Зуев, Д. Д. Школьный учебник [Текст] / Д. Д. Зуев. – М. : Педагогика, 1983. – 240 с.
18. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М., 1981. – 24 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
20. Камалова, Т. К. Логические упражнения : Задания для учащихся 1-3 классов [Текст] / Т. К. Камалова, И. Л. Никольская. – М. : НИИС и МО АПН СССР, 1980. – 26 с.
21. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя [Текст] / В. Г. Коваленко. – М. : Просвещение, 1990. – 96 с.
22. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (методол. анализ) [Текст] / В. В. Краевский. – М. : Педагогика, 1977. – 264 с.
23. Лифинцева, Н. И. Логические операции как компонент формирования системы знаний у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н. И. Лифинцева. – М., 1986. – 20 с.
24. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – М.: Педагогика, 2000. – 216 с.
25. Медведская, В. Н. Начальное обучение: математика и логическое мышление [Текст] / В. Н. Медведская, Н. А. Вавренчук. – Брест : Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, 1997. – 57с.
26. Моро, М. И. Математика : учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание [Текст] / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 96 с.
27. Моро, М. И. Математика [Текст] : учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 80 с.
28. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. : Владос, 1999. – 632 с.
29. Нургалеев, B. C. Введение основ формальной логики в обучение в условиях оптимизации образовательного процесса [Текст] / B. C. Нургалеев. – Челябинск : Среда, 1998. – 212 с.
30. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : МГУ, 1972. – 152 с.
31. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : Аст, Оникс, 2011. – 1200 с.
32. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга [Текст] / И. П. Павлов. – М. : Либроком, 2010. – 82 с.
33. Петровский, А. В. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
34. Подгорецкая, Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых [Текст] / Н. А. Подгорецкая. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 150 с.
35. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников [Текст] / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. – М. : Педагогика, 1989. – 152 с.
36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2008. - 190 с.
37. Пучкина, В. В. Из опыта формирования самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики [Текст] / В. В. Пучкина // Сибирский учитель. – 2010. – №5. – С. 89-93.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
39. Салмина, Н. Г. Обучение в начальной школе (на основе экспериментальных программ) [Текст] / Н. Г. Салмина, В. Г. Сохина; под ред. П. Я. Гальперина. – М. : Педагогика, 1975. – 184 с.
40. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М. Н. Скаткин. – М., 1980. – 30 с.
41. Стойлова, Л. П. Математика : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л. А. Стойлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
42. Столяр, А. А. Педагогика математики [Текст] / А. А. Столяр. – Минск : Высшая школа, 1986. – 179 с.
43. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 288 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
46. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Психология, 2001. – 148 с.
47. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1996. – 95 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.