На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Европейский Союз: этапы эволюции и проблемы функционирования в современных условиях»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.12.2013. Сдан: 2011. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…5
1. Понятие, причины и факторы экономической интеграции………………..7
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………18
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………28
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития…………………………………………………….…………………………28
3.2. Долговой кризис Европейского Союза: проблемные экономики и перспективы………………………………………………….…………………..…33
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………..…45


Введение
Современный этап глобализации характеризуется весьма быстрой трансформацией мировой экономики в единый организм. Ускорение и упрощение процедуры международных расчетов, увеличение скорости обмена информацией, снятие ряда ограничений, связанных с принятием инвестиционных решений, новые возможности миграции рабочей силы - все эти изменения привели к высокой степени интеграции национальных экономик, обеспечивая условия для быстрого и эффективного международного обмена товарами, информацией и финансовыми ресурсами. Одновременно экономическая интеграция обеспечила условия для качественно нового этапа политической интеграции - появления надгосударственных институтов координации политической и экономической деятельности групп стран.
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей экономической интеграции на примере Европейского Союза, его формирования и развития на современном этапе, а так же анализу проблем Евросоюза и перспектив его функционирования в будущем. Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день западноевропейская интеграция в международных отношениях в ХХI веке. Это объясняется рядом причин, одной из них является создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем. В связи с этим многие страны начали искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества - так называемых экономических интеграциях. Одной из ярчайших примеров такой интеграции, безусловно, является Европейский союз.
Целью курсовой работы является изучение особенностей становления западноевропейской интеграции, развития Европейского Союза на современном этапе, оценка проблем функционирования и перспектив в будущем.
Задачами данной работы являются:
- изучить понятия, причины и факторы экономической интеграции;
-рассмотреть особенности формирования западноевропейской интеграции;
-проанализировать проблемы, существующие на современном этапе развития Европейского союза, оценить их и произвести анализ перспектив на будущее.
В процессе написания курсовой работы были использованы учебники по макроэкономике, статьи из журналов «Белорусы и рынок», «Журнал мировой экономики и международных отношений», «Журнал международного права и международных отношений», «Белоруский экономический журнал», «Государство и право», а так же информация из новостных порталов, которые пользуются популярностью у экономистов многих стран.
Первая глава посвящена рассмотрению понятия экономической интеграции, её причин, предпосылок и основных факторов. Рассмотрены этапы формирования экономической интеграции от зоны свободной торговли до экономического и валютного союза.
Во второй главе рассмотрены формы, которые прошла западноевропейская интеграция в своём развитии, препятствия, с которыми она столкнулась на каждом этапе. На основе рассмотренных данных были сделаны выводы по каждому из этапов.
Третья глава посвящена рассмотрению проблем, с которыми столкнулись государства-члены Европейского союза на современном этапе. В главе я уделила особое внимание проблеме, волнующей весь мир, - долговому кризису еврозоны, а так же перспективам его дальнейшего развития.


1. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце ХХ в. Она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integration - восполнение или integer - целый.
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик [1, с.37].
Если 17 - первая половина 20 вв. стали эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.
Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.
Международное разделение труда - это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли. Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы - на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.
Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка.
По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации < enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/TRANSNATSIONALNAYA_KORPORATSIYA_TNK.html>, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок. ТНК оказывают огромное и неоднозначное воздействие на характер движения капитала, динамику международной торговли, на страны базирования и принимающие страны. В целом в результате деятельности ТНК чистый выигрыш получает и страна базирования (за счет более эффективного использования имеющегося капитала) и принимающая страна (за счет притока нового капитала).
Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ, которые можно рассматривать как причины, в результате которых ТНК так активно развиваются:
· возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм;
· несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный опыт и другие так называемые «неосязаемые активы», в первую очередь управленческий и маркетинговый опыт, которые вынуждают фирму стремиться сохранять контроль над использованием своих неосязаемых активов. В рамках транснациональных корпораций такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны и внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы транснациональных корпораций;
· дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);
· возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;
· способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
· посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 60-х годах, крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейским экономическим сообществом. Вместо экспорта готовой продукции, транснациональные корпорации создали производство в странах ЕЭС, таким образом, обойдя их тарифы.
< images/1011524_image002.gif>
Рис.1. Международное обобществление производства[4].
Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются.
Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства - интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран , а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (рис. 1), иначе высокая цена отпугнет покупателя.
Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны < enc/istoriya/TRIDTSATILETNYAYA_VONA.html>, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников (в 1950-1980-х - против СССР,с 1990-х - против США).Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества[4].
Экономическая взаимозависимость государств, интер­национализация производительных сил способствуют развитию интеграционных процессов в экономике. Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей являются более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий кон­центрации производства и переплетения капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики.
Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Регио­нальная интеграция проходит при этом ряд этапов, каждый из которых имеет свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешне­экономических связей между странами. В результате идет про­цесс создания целостных региональных хозяйственных ком­плексов с общими национальными и межгосударственными органами управления [2, c. 194].
Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения [1, c.37].
Вполне естественно возникает вопрос об условиях и предпо­сылках, которые необходимо достичь или соблюдать или которыми необходимо обладать изначально. Среди в общем известного переч­ня условий и предпосылок целесообразно выделить следующие, причем трудно в этом перечне какой-то фактор назвать главней­шим, а какой-то - менее значимым:
- примерно равный уровень экономического развития стран. Требуется доста­точно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств на­правлять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов.
Безусловно, сегодня можно приводить в пример положе­ние в Евросоюзе, где даже созданы специальные фонды ре­гионального развития. Тем не менее Греция все-таки не смогла на первом этапе соответствовать маастрихтским кри­териям и не попала в зону евро. Определенные сложности переживает и НАФТА, на пространстве которой «весовые категории» США и Мексики явно разные.
Нельзя не отметить, что сам Евросоюз обозначил очень четкие критерии для принятия новых членов, причем наи­более строгие подходы сформулированы в экономической сфере. В Германии до сих пор в статистических сборниках выводятся показатели для восточных и западных земель, что дает достаточно достоверную информацию о приспособле­нии более слабой экономики к сильной;
- интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме. История уже доказала, что страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Это и понятно. Экономика в кризисный период занята самовыживанием, поиском силь­ных партнеров, способных вытащить ее из кризисной ямы. В период кризиса в странах, как правило, внутреннее зако­нодательство отдает предпочтение внутренней ситуации, принимаются антикризисные меры, законы, ограничения и т.д., например, вводятся ограничения на вывоз капитала. А как известно, для интеграции, наоборот, необходима свобо­да движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг;
- географическая близость стран-участниц. Для выполнения основных целей интеграции, например для снижения издержек произ­водства, конечной цены на товар, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Если географически страны расположены на расстоянии не­скольких часовых поясов, то не видится, как можно сэко­номить на транспорте, хотя это и не самое главное;
- политическая воля руководства интегрирующихся стран. Толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграцион­ных группировок - Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР - стали инициативы политических руководителей заинтересо­ванных стран. Роль политических руководителей, политического руко­водства состоит в том, чтобы изначально выяснить и поста­вить перед своей страной цели, которые могут быть достиг­нуты с помощью интеграции; четко спрогнозировать все по­литико-экономические последствия для страны, просчитать затраты, которые понесет страна на начальном этапе, когда они окупятся и когда страна начнет пожинать действительно крупные плоды интеграции;
- создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления. Для решения проблем, требующих совместных действий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согла­сования национальных подходов и выработки взаимоприем­лемых решений.
Выбор же коллективного решения будет зависеть от то­го, каким образом эти решения принимаются. Доказано, что для создания оптимального режима принятия решений тре­буется принятие общих правил, норм, регламентов и созда­ние институтов, которые будут руководить процессом. Роль таких институтов во взаимозависимой системе наиважней­шая. Необходимо делегирование государством своих опреде­ленных полномочий такому институту. Причем необходимо строго подходить к делегированию полномочий и строго следить за тем, как эти решения проводятся в жизнь при ус­ловии их обязательного выполнения странами. Итак, необ­ходимо создание наднациональных институтов;
- создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры. Продолжая рассуждения в духе предыдущего тезиса, необходимо выде­лить и другой не менее важный аспект. Формирование кол­лективного выбора зависит от распределения экономиче­ской мощи, силы между странами-партнерами. Всегда есть и будут страны более сильные и менее сильные. Необходимо создание таких институ­тов, таких норм, чтобы в рамках интеграционной группи­ровки не возникало случаев (или их надо минимизировать) ущемления национального достоинства и т.д.
- «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Главное, как отмечено выше, - наличие мощной инициирующей силы, что является важным плюсом для экономической группиров­ки [3, c.191-194].
Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в раз........


Список литературы:
1. Спиридонов, И.А. Мировая экономика: учебное пособие . - 2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2006.-272 с.
2. Жуков, Е. Ф., Капаева, Т. И., Литвиненко, Л.Т. Международные экономические отношения: учебное пособие / под ред. Е. Ф. Жукова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.
3. Рыбалкин, В. Е. Международные экономические отношения . - 2-е изд. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 368 с.
4. Универсальная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс].Точка доступа: < node/34219>. Дата доступа: 20.10.2012
5. Онлайн Энциклопедия. [Электронный ресурс].Точка доступа: < enc/history/EVROPESKI_SOYUZ_ES.html#1010375-L-102>. Дата доступа: 25.10.2012
6. Ковальский, Е. Нормативные основы динамики интеграционного процесса на пространстве общеевропейского рынка/ Е. Ковальский // Государство и право.-2008.-№8.
7. Лопатников, Д.Л. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. Д. Л. Лопатников. - М.: Гардарики, 2006. - 224 с.
8. Воротницкая, Т. Основные этапы политики расширения ЕС на восток(конец 1980-х - 2002г.)/ Т. Воротницкая// Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2003.-№1.
9. Лобач, А. Зона евро: будущее/ А. Лобач//Белорусы и рынок.-2006.-№13.-3-10 апреля.
10. Багаева, А.В., Фоминых, Ф. Глобализация и регионализация: проблемы теории и практики/ А. В. Багаева// Вестник московского университета.-Сер.18.-2008.-№3.
11. Панов, М. Современные проблемы Европейского Союза/ М. Панов // Мировая экономика и международные отношения. -2008.-№5.
12. Социально-экономические проблемы ЕС. [Электронный ресурс]. Точка доступа: eu18.html. Дата доступа: 29.10.2012
13. Хухлындина, Л. ЕС, ЗЕС, НАТО и проблемы европейской безопасности/ Л. Хухлындина// Белорусский журнал международного права и международных отношений.-1999.-№1.
14. Зуев, В.Н. Антикризисная политика Евросоюза/ В. Н. Зуев // Международная политика.-2009.-№10.
15. Савич, М. Особенности функционирования механизма социальной политики Европейского Союза на современном этапе/ М. Савич // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2003.-№2.
16. Кондратов, Д.И. Международный рынок евро: настоящее и будущее/ Д. И. Кондратов // Белорусский экономический журнал.-2012.-№3.
17. Информационный портал «Студопедия». [Электронный ресурс]. Точка доступа: < view_ekonomika-es.php?id=44>. Дата доступа: 16.11.2012
18. Курочкин, Д. Н. Евро: новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза/ Д. Н. Курочкин.- Минск, 2004.- 272 с.
19. Фонд исторической перспективы. Перспективы развития экономики зоны евро на 2010-2011 год.[Электронный ресурс]. Точка доступа:< rus/ekob/perspektivy_razvitija_ekonomiki_zony_jevro_na_20102011_gg_2010-06-16.htm>. Дата доступа: 23.11.2012
20. Бажан, И.А. Еврозона - проблемное будущее/ И. А. Бажан // Белорусский экономический журнал.-2011.-№3.
21. Банковское дело: вопросы и ответы. [Электронный ресурс]. Точка доступа: < zagranica/1203/1203/>. Дата доступа: 21.11.2012
22. Фонд исторической перспективы. Зона евро: испытание кризисом.[Электронный ресурс]. Точка доступа: < rus/ekob/zona_jevro_ispytanije_krizisom_2011-08-26.htm>. Дата доступа: 17.11.2012
23. Вопросник. Кризис ЕС углубляется[Электронный ресурс]. Точка доступа: < krizis-es-uglublyaetsya/>. Дата доступа: 24.11.2012
24. Сетевой интеллектуальный клуб.[Электронный ресурс]. Точка доступа: < ekonomicheskie-interesy/1333745509>. Дата доступа: 25.11.2012
25. Воробьёва, Л.М. Евросоюз: от кризиса к кризису/ Л. М. Воробьёва // Проблемы национальной стратегии.-2011.-№6.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.