На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Правовое регулирование в сфере оказания услуг жилищно-коммунального сектора экономики. Упорядочивание правовой основы отношений, складывающихся межу исполнителем и потребителем услуг. Порядок контроля качества предоставления услуг, минимальные стандарты.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
Анализ Закона Республики Беларусь
«О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»
Вступление граждан в гражданско-правовые отношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями носит, как правило, возмездный характер и предполагает выполнение на основании договора определенных работ или услуг. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) предусматривает базовые нормы характерные для любого вида обязательства, а также специальные требования для отдельных категорий договорных отношений, соблюдение которых должно обеспечивать качественное выполнение заключаемых договоров. В качестве общих для любых видов договоров можно назвать такие нормы как запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее исполнение его условий, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Обеспечение выполнения договора путем применения неустойки и ее разновидности штрафа, пени допустимо практически при любых гражданско-правовых отношениях должника и кредитора, если соглашение о ней совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. При введении неустойки законодательством она уплачивается независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты в договоре между сторонами (так называемая законная неустойка). Исполнение обязательства может быть обеспечено и иным способом. Например, путем применения института залога, поручительства, гарантии, задатка. Предусмотрены ГК и общие положения о договоре, в том числе касающиеся его заключения, содержания, формы, соотношения с законодательством, толкования, разрешения преддоговорных споров и прочие условия. Специальные нормы исполнения обязательств ГК установлены при заключении отдельных видов договоров. В их число входят договор купли-продажи, договор поставки товаров, контрактации, продажи недвижимости, продажи предприятия, аренды, мены и многие другие. Общие требования к договорам о возмездном оказании услуг изложены в гл. 39 ГК, правила которой распространены на услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, риэлтерские, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и прочим услугам. В данной главе не обозначены услуги, оказываемые в сфере жилищно-коммунальной деятельности. В то же время в отношении данного вида услуг также применима гл. 39 ГК, поскольку установленные в ней изъятия указанный вид услуг не затрагивают.
Определяя объем правового регулирования, созданный в сфере оказания услуг жилищно-коммунального спектра экономики, необходимо отметить, что это направление относится к социальному пакету, поэтому защита прав участников соответствующих правоотношений - граждан Республики Беларусь и иностранных граждан,- входит в перечень важнейших задач государства, которое обеспечивает ее реализацию путем совершенствования нормативных правовых актов. С этой целью в различные годы были приняты акты Главы государства, постановления Правительства, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, которыми определены меры государственной поддержки населения при оказании жилищно-коммунальных услуг. Однако по-прежнему основополагающим документом в этой области оставался Закон от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), в котором не учтены многие особенности данного вида деятельности, что зачастую не позволяло применять его нормы в полном объеме, в связи с чем необходимость принятия специального закона уже давно была очевидной. Такой закон был принят - Закон 16.07.2008 № 405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" (далее - специальный Закон, новый Закон, Закон). Несмотря на то, что вступает в силу Закон через 6 месяцев после официального опубликования (официально опубликован 28 июля 2008 г. в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь № 175), ввиду актуальности его норм, есть необходимость его изучения и уяснения уже сейчас.
Что же нового по сравнению с Законом о защите прав потребителей он содержит и как он соотносится с последним. Закон упорядочивает правовую основу отношений, складывающихся межу исполнителем и потребителем жилищно-коммунальных услуг, определяет их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления услуг, условия определения и изменения размера платы за их оказание при невыполнении или некачественном выполнении услуги. В специальном Законе впервые на республиканском уровне урегулированы вопросы качества услуг, и теперь у жильцов появилась надежная защита при предъявлении претензий к работникам коммунальных служб. Однако принятие нового законодательного акта в специальной сфере общественных отношений не упраздняет использования в ней Закона о защите прав потребителей. Следует лишь оговориться, что нормы последнего должны применяться по вопросам, не урегулированным новым законом. В частности, при определении критериев безопасности услуги, гарантийного срока, применении документов, подтверждающих факт оказания услуги, должна использоваться правовая терминология, приведенная в законе о защите прав потребителей.
Важным с точки зрения усиления социальных гарантий гражданина является включение в специальный Закон перечня объектов государственного регулирования и управления в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Прежде чем обозначить их, назовем какие виды услуг законодатель относит к жилищно-коммунальным. Законодательство, действовавшее до принятия нового Закона и действующее в настоящее время, не дает определения этому термину. В то же время в ст. 28 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК), определившей порядок осуществления платы за пользование жилыми помещениями, используется термин коммунальные услуги, применяемый к услугам по горячему и холодному водоснабжению, канализации, газу, электрической и тепловой энергии, обслуживанию лифтов, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Специальный Закон жилищно-коммунальные услуги квалифицирует на основные (которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие к установленным санитарным и техническим требованиям) и дополнительные (которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем). Определены и другие виды жилищно-коммунальных услуг, классификация которых производится в зависимости от особенностей их содержания и целевого использования. Это коммунальные услуги, включающие горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов; техническое обслуживание, включающее эксплуатацию и технический ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями; капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, осуществляемый в установленном законодательством порядке; услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов. Этот перечень несмотря на то, что он значительно шире, указанного в ЖК, тем не менее, исчерпывающим не является, в связи с чем вполне при необходимости может быть расширен. Теперь вернемся к объектам, на которые распространяется государственное регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. К ним отнесены:
- определение и реализация государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- установление и обеспечение соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания, требований законодательства относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг. Данное направление и ранее находилось под пристальным вниманием государства, о чем свидетельствует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 (далее - постановление № 724), которым в республике внедрена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, являющихся обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Именно в нем предусмотрено, что доля собственных расходов граждан на плату за пользование жилыми помещениями, их техническое обслуживание, коммунальные услуги и отчислений на капитальный ремонт в совокупном доходе семьи, проживающий в городе и поселке городского типа не может превышать 20 процентов совокупного дохода, а в сельском населенном пункте норматив обслуживания установлен на уровне 15% совокупного дохода семьи. В случае превышения данных нормативов Указом Президента Республики Беларусь от 14.12.2007 № 638 предусмотрена государственная поддержка граждан в виде выплаты безналичных жилищных субсидий. Постановлением № 724 установлена норма обеспечения водой, норматив отопления жилых помещений (не менее 18оС), норматив температуры горячей воды (не менее 50оС), норматив потребления электроэнергии, норма расхода газа и прочие социальные нормативы. Несмотря на то, что государственные социальные стандарты являются обязательными, они четко применяются не всегда и не всеми организациями. Однако ответственность руководители таких организаций несут, как правило, только дисциплинарную, в то время как гражданин-потребитель услуги на основании постановления Совета Министров от 25.09.1999 № 1332 независимо от возможных претензий к объему и качеству ее оказания, обязан производить платежи в срок, установленный законодательством. За просрочку внесения гражданами указанных платежей с них взимается плата в размере 0,3 % от неуплаченной в установленный срок суммы за каждый день просрочки. Новый Закон вводит названные правоотношения в сферу законодательства о защите прав потребителей, что расширяет возможности граждан получить качественную и своевременную услугу. Например, потребителю предоставлено Законом право выбора исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурсной основе, возмещения убытков, вреда, в том числе морального, причиненных исполнителем его жизни, здоровью и имуществу вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг или оказания их с недостатками. Ему предоставлено также право на государственную, включая судебную, защиту его прав. Право потребителя на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурсной основе, будет основано на перечне таких услуг, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь, и реализовываться через совместное решение группы потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме. Это не означает, что должно быть созвано общее собрание нанимателей и собственников дома. Для принятия решения достаточно опросного листа нанимателей, собственников и членов организации застройщиков подъезда или этажа жилого дома в зависимости от значимости и направленности услуги и технической возможности ее оказания на подъезд или этаж;
- определение порядка оказания жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время такого порядка в виде самостоятельного нормативного правового акта нет. Отдельные нормы, касающиеся этого вопроса, размыты по многочисленным нормативным документам, в том числе техническим, в связи с чем мало эффективны и плохо воспринимаются гражданами - непосредственными потребителями жилищно-коммунальных услуг, не имеющими четкого представления к какому документу им необходимо обращаться, чтобы определить свое право на получение тех или иных жилищно-коммунальных услуг, а также на их качество и объем. А учитывая, что Указом Президента Республики Беларусь от 04.09.1995 № 351 местным исполнительным и распорядительным органам, за исключением областных, предоставлено право заключать с жилищно-эксплуатационными организациями и коммунальными предприятиями договоры на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и предоставление населению коммунальных услуг, перечень выполняемых ЖЭСами и коммунальными организациями работ и услуг, требования к их качеству прописывались в договоре, примерная форма которого была утверждена Правительством. Таким образом, граждане участвовали в данных правоотношениях только в роли стороны, в последующем потребляющей услуги по уже установленным условиям без права влияние на содержание договора. Не вносит ясности в данную правовую ситуацию и Инструкция о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, утвержденная постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 24.05.2004 № 13 (далее - Инструкция), которая наряду с установлением порядка оплаты такого вида услуг дает некоторую характеристику отдельным их видам. Вопрос объема прав потребителей жилищно-коммунальных услуг к моменту принятия нового Закона приобрел особую актуальность и потому, что в новом белорусском законодательстве явно обозначился переход от государственного контроля и установления ответственности за нарушение отдельных прав потребителей к контролю за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей. Данная тенденция прослеживается и в новом Законе. Таким образом, в период отведенный новым Законом на приведение действующей нормативной базы в соответствие с его нормами, по всей видимости будет разработан специальный нормативный акт, посвященный указанной проблеме;
- государственное регулирование тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги. В отличие от предыдущих направлений, на которые специальный Закон распространяет государственное регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, вопросы ценообразования при осуществлении данного вида деятельности, имеют достаточно хорошее правовое обеспечение и в настоящее время, поэтому вряд ли этот порядок будет изменен. Например, Указом Президента от 19.05.1999 № 285 правом устанавливать размеры тарифов на коммунальные услуги наделен Совет Министров, который своим постановлением от 18.01.2008 № 69 определил их на техническое обслуживание жилых домов, на газ природный и сжиженный, на электрическую энергию, на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, на холодное водоснабжение, на канализацию, за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, за пользование лифтами. Применяются и другие нормативные правовые акты, которыми установлены правила изменения срока внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги (Указ от 17.03.2006 № 153), упоминавшаяся ранее Инструкция и др.;
- содействие развитию конкуренции при оказании жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в данной области;
- государственная поддержка населения в соответствии с законодательными актами при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Существенное значение специальный Закон уделяет правовым основам самой процедуры оказания жилищно-коммунальных услуг. Законодательство Республики Беларусь устанавливает всего лишь минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающей удовлетворение потребностей человека в их получении. К таковым, например, относится определение максимально допустимой доли собственных расходов граждан на получение жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования и нормативов потребления коммунальных услуг, уровень платежей граждан в п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.