Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Диплом ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЫВШИХ ОСУЖДЕННЫХ В ЦЕНТРАХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Информация:
Тип работы: Диплом.
Добавлен: 18.12.2013.
Год: 2012.
Страниц: 74.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание Введение 3 1 Диагностика в социальной работе. 7 1.1 Происхождение и общая характеристика социальной диагностики. 7 1.2 Социально-диагностич ские методы в социальной работе. 17 1.3 Проблема качества информации 26 2 Постпенитенциарная адаптация как средство профилактики рецидивной преступности. 31 2.1 Основные особенности процесса постпенитенциарной адаптации. 31 2.2 Зарубежный и отечественный опыт постпенитенциарной адаптации осужденных………...42 2.3 Научный подход к проблемам постпенитенциарной реабилитации 52 3 Программа эксперимента по постпенитенциарной реабилитации бывших осужденных. 55 3.1 Необходимость технологизации деятельности по реабилитации бывших осужденных. 55 3.2 Программа проведения эксперимента по контролю за постпенитенциарной реабилитацией бывших осужденных при углубленном диагностировании их профессионального потенциала 57 Заключение 66 Список использованных источников .68 Приложение А………..74 Введение Роль диагностики в социальной работе трудно переоценить. Диагностика, различные её методы позволяют оценить эффективность труда специалиста по социальной работе, позволяют корректировать методики применяемые при работе с клиентами. Данная работа посвящена одному из аспектов диагностики в социальной работе - диагностике профессионального потенциала бывших осуждённых в центрах постпенитенциарной реабилитации осуждённых. В последние годы ХХ столетия и в начале XXI века перед Россией особенно остро стоит демографическая проблема. Уровень смертности превосходит уровень рождаемости. Результатом этого процесса, накладывающегося на растущую экономику России, явился острый дефицит квалифицированной рабочей силы в промышленности, строительстве и других отраслях экономики. Образующийся вакуум заполняют гастарбайтеры из стран-республик бывшего СССР и юго-восточной Азии. Между тем, в самой России существует резерв рабочей силы, невостребованный в нашем государстве. Лица освобождающиеся из мест лишения свободы часто являются квалифицированными токарями, инструментальщиками, резчиками по дереву, литейщиками пластмасс, строителями, либо представителями других востребованных профессий. После освобождения эти люди, проявлявшие себя как высококвалифицирован ые профессионалы в местах лишения свободы, оказываются не у дел. При трудоустройстве они испытывают вполне понятные трудности связанные с недоверием к лицам, отбывшим наказание. Максимум на что могут рассчитывать бывшие осужденные - это низкоквалифицированны и низкооплачиваемый труд. Для лиц, уже испытавших в своей жизни тяжелые эмоциональные потрясения (арест, отбывание наказания в течение длительного времени), такая оценка их профессиональных способностей оказывается весьма травмирующей. Порой, человек, выйдя из мест лишения свободы с намерением вести законопослушный образ жизни, проведя несколько месяцев в поисках подходящего места работы или будучи занятым на низкооплачиваемой неквалифицированной работе, возвращается к прежнему неправопослушному образу жизни, снова встает на путь преступления. Таким образом, возникают условия для увеличения уровня рецидивной преступности. С другой стороны, можно понять и работодателя, который не может допускать к сложной и дорогостоящей технике первого встречного, да еще и вернувшегося из мест лишения свободы. В работах разных авторов, посвященных социальной работе с различными категориями граждан, не так много места уделено вопросам реабилитации лиц, возвратившихся из мест лишения свободы. Нельзя отрицать необходимость проведения социальной работы с инвалидами или престарелыми, но нельзя не заметить, что положительный эффект, который несет социальная работа для общества, при работе с вышеуказанными категориями клиентов имеет, прежде всего, морально-этический аспект, очищающий наше общество духовно. Экономическая отдача для общества от клиентов социальной работы в этих категориях не велика, да и вообще не является целью данной работы. При работе же с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, специалист по СР играет большую роль в том, кем для общества в дальнейшем будет являться бывший осужденный. Либо он не сможет удержаться на свободе, совершит новое преступление, будет и дальше, отбывая наказание в колонии, проедать деньги, выделяемые на его содержание государством. Либо этот человек найдет себя на свободе, трудоустроится и станет налогоплательщиком, мужем, отцом. В таком случае к морально-этическому аспекту положительного воздействия социальной работы на общество добавится и вполне осязаемый, экономический аспект. Среди отработанного мной материала я не встретил специальных методик диагностики профессионального потенциала у лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Парадокс исторического развития России в том, что, по разным оценкам, от 20 до 25% мужского населения России побывало в местах лишения свободы. При работе над данной темой надо учитывать также и специфику исторического развития регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Значительную часть населения данных регионов составляют потомки каторжников, родственники осужденных и, наконец, сами осужденные, бывшие и отбывающие срок наказания в настоящее время. Таким образом тема работы имеет особую актуальность в нашем регионе. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что возникает противоречие между необходимостью выявления профессионального потенциала у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и отсутствием отработанного механизма диагностики такого потенциала, механизма, который можно было бы довести до уровня технологии (т.е. методики, которая могла бы применяться специалистами средней квалификации в любом центре постпенитенциарной реабилитации). Тема дипломной работы: Диагностика профессионального потенциала лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Объект исследования: профессиональное диагностирование в Центре постпенитенциарной реабилитации осужденных. Предмет исследования: средства и методы исследования личностных и профессиональных качеств осужденных, применяемые в Центрах постпенитенциарной реабилитации. Цель исследования: изучение основных свойств социальной диагностики как технологии социальной работы. Задачи исследования: 1) Изучить существующие методы постпенитенциарной реабилитации осужденных. 2) Создать программу эксперимента по повышению эффективности постпенитенциарной реабилитации путем технологизации этого процесса. Гипотеза исследования: постпенитенциарная реабилитация осужденных будет эффективней, если будет применяться углубленная диагностика профессионального потенциала бывших осужденных. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Работа выполнена на 73 листах. 1. Диагностика в социальной работе 1.1 Происхождение и общая характеристика социальной диагностики
Родоначальницей диагностической школы в социальной работе стала Мэри Элен Ричмонд - одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение. Социальное регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением. И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие - окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших (94, С. 14 - 15). На начальной стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природу его трудностей и ту помощь, которую он просит. Интервьюирование носит спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставить клиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрыть основные социальные и психологические факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать атмосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения. На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние его родственников. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д. (94, С. 17-19). Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась. Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям. Спонтанные, реактивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы - важнейшая часть работы с клиентом на начальной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики поведения в их норме и патологии - неотъемлемая часть профессионального взаимодействия социального работника и клиента. Таково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении. Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации. Но не только познание социального окружения в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту (94; 95). Термин «Диагностика» (от греч. diagnostikos - способный распознавать) (68), согласно толковому словарю - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Как видно из вышесказанного термин «диагностика» - первоначально медицинский термин, и лишь в наше время он стал использоваться в других науках о человеке, а также в технических науках. В Энциклопедии социальной работы (78) понятие "социальная диагностика" определяют как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Применительно к теме нашего исследования толкование термина «социальная диагностика» звучит как: Диагностика социальная - комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальный диагноз служит основанием принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследования социального явления (78). Различают два вида Д.с. - общую и частную. Результатом первой является проблемное поле диагностируемого объекта, т. е- схема выявляемых в нем проблем. В этой схеме выделяются по степени важности и причинно-следственно зависимости ключевые проблемы, проблемы-следствия, а также стартовая проблема, решение которой признается в данных условиях первоочередным. Частная Д.с. проводится аналогичным образом для стартовой проблемы. Наибольшее развитие Д.с. получила в практике управленческого консультирования. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью оценки ее «болевых точек», к которым относятся организационные противоречия (по «горизонтали» и «вертикали» внутри организации, в отношениях с внешней средой - отраслью, городом и т.д.), трудности (помехи, нехватки), неопределенности в целях, связях, нормах и др. Среди методов Д.с. чаще используют позиционный анализ, означающий выявление различий в целях, интересах, представлениях о ситуации различных групп, их приверженности разным точкам зрения как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Д.с. является подготовительным этапом поиска путей и средств для решения социальных проблем. Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX - начале ХХ века, постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью периода становления социальной диагностики было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер; ее источниками, как правило, служили формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации. Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20 - начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Как известно медицинский диагноз представляет собой определение характера и причин соматической или психической болезни на основании всестороннего исследования больного. При этом многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между пациентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития. Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на возвращение больного. Все сказанное в области соматического здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе - чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности. Некоторые авторы предлагают заменить термин «диагностика» понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выяснение основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов. Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи. Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил: - проводить детальный анализ; - видеть за частным общее; - не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; - не избегать вопроса «почему?»; - прослеживать историю идей; - собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам; - изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь); - связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью; - не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные (10, С.49). В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических психолого-педагогиче ких и социально-экономичес их параметров. Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого. Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов по социальной работе. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на то лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или замещающих их лиц. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть как минимум достоверными и надежными. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию. Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества. Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист по социальной работе является автором или участником прикладных психолого-педагогиче ких, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же и заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, правил, приемов и методов. При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективного подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию. Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся: - выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента; - определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях; - описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо; - ранжирование специфических свойств клиента. В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов: - ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей и критериев; - измерение и анализ показателей; - формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу. Социальная диагностика является важным звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз - прогноз программа - внедрение. Будучи важным технологическим инструментом, она, прежде всего, обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития. Разработка диагноза определяет специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя: - определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту; - установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться с работой; - Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики; - Разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области; - Поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом носит двусторонний характер: клиент имеет право и должен активно участвовать в этом процессе. Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник обязан основательно овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного ее обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области. Основой применения любой диагностической технологии является освоение теории, ...
Список использованных источников 1. Аванесов Г.В. Криминология М. : Юрид. лит., 1984 г. 2. Алексеев Н.И. Управление социальными процессами в общественном производстве. М., 1990. 3. Алмазов Б.Н. К оценке психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся, г. Свердловск, 1989 г. -37с. 4. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных М.: Республиканский институт повышения квалификации МВД РФ, 1996 г. 5. Алферов Ю.А. Рабочая книга пенитенциарного социолога: Диагностика ценностных ориентаций среды и личности в ИТУ: Учеб. - практ. пособие В 2ч. М: Республиканский институт повышения квалификации МВД РФ, 1994 г. 6. Андреева Г.Н. Социальная психология. М., 1996 г. 7. Асмолов Г.А. Психология личности. М., 1990 г. 8. Байдаков Г.П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели исполнения уголовного наказания // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990 г. 9. Байдаков Г.П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных: Учеб. пособие М., 1991 г. 10. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1975. 11. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. пособие г. Екатеринбург: Деловая книга, 1996 г. - 344с. 12. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Материалы экспериментального курса: В 2ч. г. Екатеринбург, 1992 г. 13. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологич ской работы. - М., 1992. 14. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М., 1992.. 15. Бриллиантов А.В. Проблемы социальной адаптации и классификация осужденных по степени исправления // Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание: Сб. науч. М., 1992 г. 16. Бриллиантов А.В. Степень исправления осужденных и условия отбывания наказания // Реформа уголовно - исполнительной системы и ее правовое обеспечение. М., 1993г. 17. Васильев В.Л. Юридическая психология - СПб: Питер ком., 1998 г. - 656с. 18. Ветошкин С.А., Жарков И.Д. Социально - педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: Учеб. - метод. пособие г. Екатеринбург, 1999 г. - 56с. 19. Галикеев Р.Г., Чакубаль Ю.В. Ресоциализация как цель исполнения наказания // Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Материалы межвузовской научно - практической конференции. Уфа: УВШ МВД РФ, 1994 г. 20. Гербеев Ю.В. Педагогика и политико - воспитательная работа с осужденными: Учеб. пособие, Рязань: РВШ МВД РСФСР, 1985 г. 21. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925 г. 22. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психическое состояние человека лишенного свободы. М.: Высшая школа МООП СССР, 1968 г. 23. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992 г. 24. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996 г. 25. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Наука, 1983 г. 26. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996 г. 27. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1979г. 28. Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927г. 29. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник. Рязань: ВШ МВД РСФСР, 1993г. 30. История социальной работы. М.В.Фирсов / М., 2001 31. Ковалев А.Г., Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968г. 32. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. 33. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. Учебное пособие. М., 1995. 34. Криминология: Исправительно - трудовое право. М.: Наука, 1977 г. 35. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек - оркестр: микроструктура общения. М., 1993 г. 36. Куган Б.А. Социально - трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган, Челябинск, 1995 г. 37. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972 38. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. - М., 1993. 39. Личность преступника. Под редакцией Кудрявцева В.Н. М., 1975 г. 40. Луков В. А. Социальная экспертиза. М., 1996. 41. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер Ком, 1997 г. - 688с. 42. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988 г. 43. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. 44. Маслоу А. Психология бытия. М., 1996 г. 45. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. Ред. П.Д.Павленок,- М., 1997. 46. Основы социальной работы: Учебник / Отв. редактор П.Д. Павленок - М.: ИНФРА - М., 1997 г. - 368с. 47. Пищелко А.В. Социально - педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных : Учеб. пособие М.: Рос. право, 1992 г. 48. Проблемы исполнения уголовных наказаний: Сб. науч. тр. Рязань: ВШ МВД РСФСР, 1991 г. 49. Проблемы исправления и перевоспитания осужденных: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990 г. 50. Рябинин А.А. Основы исправительно - трудового (уголовно - исполнительного) права РФ М.: Юристъ, 1995 г. 51. Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л., 1977. 52. Саппс, Уэлс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. М., 1994. 53. Семенов В.Д. Педагогика среды: Учеб. пособие / Урал гос. пед. ин-т г. Екатеринбург, 1993 г. 54. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - 640 с. /Под ред. И.К.Сазоновой. -631 с. 55. Смелзер Н. Социология М.: Феникс, 1994 г. 56. Сметанин Е. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации. /СОЦИС/. 1995. №4. 57. Современный словарь иностранных слов: Ок. 2000 слов. - М.: Рус. яз., 1992 г. - 740с. 58. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. - М.: «Союз», 2001. - 180 с. 59. Социальная работа: теория и практика. / Под. ред. Е.И.Холостова - М., 2001. 60. Социальная сфера. Политическое и духовное развитие общества. /Отв. Ред. В.Н. Иванов, В.В. Роговин. М., 1991. 61. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. Ред. В. Н. Иванов. М, 1994. 62. Стручков Н.А. Воспитание осужденного: Закон, теория, практика. М.: Прогресс, 1984 г. 63. Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1974 г. 64. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ. 1995. - Вып. 2. 65. Теория и методика социальной работы. Краткий курс. М., 1994. 66. Теория и методика социальной работы: В24 / Под ред. И.Г. Зайнышева - М.: Союз, 1994 г. 67. Теория социальной работы. М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова - М. 2001 68. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу, -М. 2001. 69. Технология социальной работы. Учеб. Пособие для студ.ВУЗов /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2002. 70. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. г. Харьков, 1990 г. 71. Уголовно - исполнительный кодекс РФ. - М.: «Проспект», 1997 г. - 135с. 72. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992 г. 73. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2000. 74. Хатчинсон Г., Олтедал С. Модели в социальной работе: Из разных источников - к одному полю деятельности. - Архангельск, 1999. 75. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. - М., 1991 г. 76. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учеб. пособие - М.: Право и закон, 1997 г. - 320с. 77. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 г. 78. Энциклопедия социальной работы. В 3т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 г. 79. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. 80. A history of social work and social policy in the United States. - N. Y., 1985. 81. Bachmann G. Changer an quotidien. - P., 1982. 82. Briar S., Miller H. Problems and issues in social casework. - N. Y., 1971. 83. Contemporary Social Work. - N. Y., 1980. 84. Davis A. American heroin: The life and legend of Jane Addams. - N.Y., 1973. 85. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. - N. Y., 1988. 86. Glueck W. Personal diagnostic approach. - Dallas, 1974. 87. Handbook of theory for practice teacher in social work. - L., 1992. 88. Herbert Stroup. Social Welfare Pioneers. - Chicago, 1986. 89. Hollis F., Woods M. Casework a Psychosocial therapy. - N. Y., 1981. 90. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. - L., 1978. 91. Johnson L. Social work practice. - Boston, 1983. 92. Johnson L. Social Work Practice. - Boston, 1988. 93. Kasius C. A comparison of diagnostic and functional casework concepts. - N.Y., 1950. 94. Mary E. Richmond. Social Diagnosis. - N.Y., 1965. 95. Perlman H. Social casework. - L., 1957. 96. Siporin M. Introduction to social work practice. - L., 1975. 97. Smalley. Social Casework: The Functional Approach // Encyclopedia of Social Work. - 1972. 98. Social work dictionary / By Robert L. Barker. - NASW Press, 1991. 99. The Social work experience. - N.Y., 1991. 100. Turner F. Social work treatment. - N.Y., 1986. Интернет-источники: 101. ‹ institut/kaf_back/ped kaf/El_Lib/document/ ekst%20lek ii/PLUZNIKOVA.htmL› 102. ‹ prof/tests/tests.html›