На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Социометрия и референтометрия в психодиагностике

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Психология. Добавлен: 18.12.2013. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Понятия социометрии и референтометрии……………………………2
2. Варианты проведения…………………………………………………16
3. Варианты оформления результатов диагностики…………………..25
Практическая часть…………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………36


1. Понятия социометрии и референтометрии
Метод социометрии является абсолютно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы участников процедуры; качество психологической атмосферы группы в целом.
Социометрия - теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892-1974г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия, - это способ первичной диагностики наличия проблем в межличностных внутригрупповых взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин.
Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.[4]
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Одним из наиболее популярных методов определения межличностных предпочтений в группах по-прежнему остается социометрия, предложенная учеником З.Фрейда - Джекобом Морено (1892-1974). Согласно теории Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в приведении в соответствие макро- и микроструктуры. Именно этой цели и служит социометрическая (т.е. «измеряющая общество») методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести.
Социометрический опрос существенно отличается от анкетного опроса или интервью, так как вопросы, на которые должны ответить члены группы, касаются эмоциональной стороны их взаимоотношений. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Социометрическая техника исследования групп построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы, соседа по парте и т.д. Для этого, как правило, используется прямой вопрос: с кем бы ты хотел (работать, учиться, проводить время)? По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе. Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы, где будут наглядно показаны переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие и отношение между группировками, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «пренебрегаемых» (имеющих мало выборов), «изолированных» (вообще не имеющих выборов) или «отверженных» (имеющих только отрицательные выборы).
Социометрический выбор является весьма оперативным, с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений, количественная диагностика структуры группы, динамика межличностных предпочтений, удовлетворенность индивида общением в данной группе и т.д. В то же время следует отметить и определенную ограниченность социометрии, обусловленную методическими просчетами ее автора. Так, социометрия фиксирует не все, а только эмоциональные отношения индивидов в группе. Информационная ценность получаемых данных достаточно низка. Этот метод не пригоден при исследовании групп, имеющих более 40 членов. Кроме того, систему связей, констатируемую с помощью социометрической техники, нельзя считать неизменной. Социограммы также не способны рассказать о причинах этих изменений. Остается также неизвестным, какими мотивами руководствовались члены группы, отвергая одних и выбирая других, что скрывается за симпатией и антипатией. Перед исследователями встает вопрос: как выявить в группе действительную внутреннюю динамику взаимоотношений, которая остается скрытой для социометрических методов, позволяющих быстрее и определеннее, чем простое наблюдение, обнаружить лишь внешнюю сторону этих отношений? Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие глубинных отношений между членами группы, но социометрия не выясняет причин предпочтения и изоляции.
В связи с этим возникает важная социально-психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение, - выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также деловой) контакт с одними членами группы и отвергать других. При прямой постановке вопроса не всегда можно надеяться на искренний ответ, к тому же индивид сам не всегда отдает себе отчет, почему он предпочитает одного человека и не приемлет другого. В связи с этим важное значение для указанных целей приобретает экспериментальное выявление мотивации межличностных выборов на основании косвенных данных.
Выяснение мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений служит примером совершенствования социометрических тестов. Благодаря введению соответствующей методической процедуры возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. При разработке методики определения мотивационного ядра выбора были приняты во внимание следующие соображения. Предположим, что ученику Иванову предоставлено право выбрать себе товарища по парте. Какими мотивами он руководствовался, выбирая Петрова, а не Ковалева или Сидорова? Все будет зависеть от мотива. Восстановим возможный ход мыслей Иванова: «Петров веселый, живой... с ним не скучно и время проходит незаметно. Вот, правда, он правильно подсказать не сумеет и списывать у него бессмысленно - всегда много ошибок. А Ковалев? Он всегда знает, у него можно списать, спросить обо всем непонятном, но на уроке с ним не посмеешься...». Кого выбрать? Какой из этих мотивов победит - того и выберут.
Все это определяет программу эксперимента. Школьнику сначала можно предложить составить социометрически упорядоченный ряд по традиционной схеме («С кем бы ты хотел сидеть на одной парте в первую, вторую, третью очередь и т.д.?»), а затем попросить составить ряды, упорядоченные по качествам, важным для учебной деятельности и общения (например: «Укажи, с кем в классе тебе всегда бывает весело?»). После этого - новая инструкция: «Укажи, кто в классе может оказать тебе помощь в затруднительных ситуациях учебы?». Если социометрический ряд будет совпадать с первым рядом, то в мотивационное ядро выбора, очевидно, входит мотив комфортного общения; если социометрические выборы окажутся близкими второму ряду, тогда имеет место мотив ожидания помощи в учебе. Используя коэффициент ранговой корреляции, можно выяснить, насколько сближается с социометрическим рядом один из рядов, упорядоченных по качествам, т.е. какой из рядов входит в мотивационное ядро межличностного выбора.
Итак, можно составить упорядоченны........

Список литературы
1. Краснова, С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары: «Новое время». - 104с.
2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2007. - 652с.
3. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - ч.1. - 258с.
4. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - ч.2. - 256с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.