Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Психолого-педагогические аспекты развития исследовательских способностей старших дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.12.2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогиче кие аспекты развития исследовательских способностей старших дошкольников 5
1.1. Развитие исследовательских способностей как психолого-педагогиче кая проблема 5
1.2. Виды нетрадиционного рисования и особенности развития исследовательских способностей старших дошкольников 10
1.3. Анализ примерный основной общеобразовательной программы «Детство» по проблеме развития исследовательских способностей старших дошкольников 16
Список литературы 20


Введение

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин), становление элементарного планирования и прогнозирования. Все это создает реальную основу для развития исследовательских способностей старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает изобразительная деятельность, а именно нетрадиционные подходы в рисовании. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.
Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих, изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что в настоящее время недостаточно разработана проблема развития исследовательских способностей в процессе использования нетрадиционных техник рисования.
Недостаточная разработка проблемы и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Развитие исследовательских способностей старших дошкольников средствами нетрадиционного рисования».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние средств нетрадиционного рисования на развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования как средство развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если используются различные нетрадиционные техники рисования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть виды нетрадиционных техник рисования как средства развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования и проверить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогиче кой литературы по изучаемой проблеме); эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент); методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад №462.

Глава 1. Психолого-педагогиче кие аспекты развития исследовательских способностей старших дошкольников

1.1. Развитие исследовательских способностей как психолого-педагогиче кая проблема
Проблемой способностей в психологии занимались В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков.
Под способностями, по мнению Б.М. Теплова, понимаются индивидуально-психол гические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Б.М. Теплов утверждает представление о способностях, как о субъективных условиях успешного выполнения определенного вида деятельности [27].
Определение способностей через деятельность и личностные образования, характерно и для других авторов. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что «способность – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [24].
Личностно-деятельнос ного подхода в определении способностей придерживается А.Г. Ковалев, определяя способности как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности [12], К.К. Платонов, указывает, что «способности – это степень соответствия личности в целом определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и требований к ней указанным видом деятельности» [21].
Некоторые авторы рассматривают способности с позиции функции и функциональной системы. Так, В.Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качестве и надежности (в отношении рассматриваемой психической функции)» [9].
Для развития способностей нужны определенные условия:
- полноценное использование чувствительных (сенсорных) периодов развития; так, например, для развития музыкальных способностей таким периодом является возраст от 2 до 5 лет; для развития речи – от рождения до 7 лет; для развития интеллектуальных способностей – от 3 до 12 лет;
- высокая познавательная активность ребенка;
- демократическая система обучения и воспитания;
- деятельность;
- ситуация успеха [23].
В психологии способностей принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и часто их определяют как общие интеллектуальные способности. Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности, поэтому выделяют математические, художественные, музыкальные и другие виды способностей. В процессе исследовательской дея...


Список литературы

1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательс ой деятельности: метод. пособие / В.И. Андреев. – М.: Высш. школа, 1981. – 240с.
2. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования / Н.В. Архарова. – М., 2006. – 30 с.
3. Вершинина, Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – С.95-96.
4. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / М.С. Водянская // Дошкольное образование. – 2002. – №11. – С. 22-23.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. педвузов / Б.А. Голуб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 96с.
7. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 272с.
8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
9. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников: автореферат. – М., 2006. – 23 с.
10. Иванникова, С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества / С.В. Иванникова // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.112-113.
11. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
12. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1970. – 391с.
13. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
14. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебн. пособие / И.Э Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
15. Лыкова, И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. – М.: Аванти, 2000. – С.157-158.
16. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации / И.А. Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
17. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С.12-16.
18. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: учеб-метод. пособие / под ред. О.В. Коротких. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
19. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
20. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.
21. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 312с.
22. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.
23. Развитие и диагностика способностей / Под ред. Н.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. – М., 1991. – 177 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х Т.1 / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 485 с.
25. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И. Савенков. – М: «Ось-89», 2006. – 480с.
26. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 1997. – 159 с.
27. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М., 1961. – 535с.
28. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения: монография / Е.А. Шашенкова. – М.: АПК и ПРО, 2005. – 131с.
29. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
30. Шумакова, Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. – 1986. - №1. – С.53-59.
31. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 2011. – 742 с.


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.