Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик «Формирование и развитие композиционного мышления у детей на уроках аппликации (1-5 кл.)»
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 18.12.2013.
Год: 2013.
Страниц: 42.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………...…..3 Глава I. Глава I. Композиция……….5 §1.Основные термины, законы, виды и типы композиции………5 Глава II. Аппликация как средство развития творческих способностей детей………...13 §1. Понятие художественного творчества………..13 §2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы……….15 §3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах...19 §4. Материалы и оборудование по аппликации………..23 Приложение………...36 Выводы по главе………...37 Заключение………...38 Список использованной литературы………...41
Введение
Актуальность настоящего исследования определяется в учебно-воспитательно работе с детьми наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре. Все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию. Учебный курс художественного отделения школы искусств по «Композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей (1-5 классы). Учебная дисциплина «Композиция» входит в цикл специальных предметов. Он взаимодействует с дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «История искусств», «Декоративно-приклад ое искусство». Данный курс (дисциплина) предусматривает изучение основ изобразительного искусства, направлена на развитие зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, изобразительного творчества. Изучение методов формообразования и композиции. Изучение основ проектной графики, которые позволяют визуально передать творческий замысел художника, основ композиции, её закономерностей, а так же свойств и качеств, соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокий конечный результат, что позволяет перейти от общих классический понятий, изучаемых в разделе «Основы композиции» к практическому применению их в творческой композиции.
Композиция - особая часть творчества, со своими профессиональными приёмами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного проектирования и, естественно приобретается не только с помощью специальной литературы, но прежде всего в процессе самой работы, то есть в ходе накопления практического опыта. Главное внимание программы обращается на освоение и использование художественных принципов народного искусства: декоративность, утилитарность, ансамбливость, выразительность форм, своеобразие цветовых отношений, умелое размещение орнамента, связь материала с техникой исполнения. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу учащихся по разработке эскизов и проектов, по сбору и переработке натурального материала, чистовому исполнению проекта. Настоящая программа предполагает пятигодичное обучение учащихся: 1- 5 классы. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст учащихся 9-15 лет. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве учащихся преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть. Проблема формирования знаний, умений и навыков в композиции данного возраста определила тему нашего исследования: «Формирование и развитие композиционного мышления у детей на уроках аппликации (1-5 кл.)» Цели методического комплекса: Развитие творческих способностей учащихся, ассоциативное мышление, целостность восприятия; Развить художественный вкус. Владеть композиционными приемами; Для создания подлинно совершенных изделий и сувениров необходим синтез художественного таланта и интуиция с глубоким знанием теории композиции и методики художественного проектирования, хорошим знанием технологии производства и декоративных материалов, используемых в производстве. Предмет исследования: композиционное мышление у детей. Объект исследования: формирование знаний, умений и навыков детей на уроках аппликации. Гипотеза исследования: решение проблемы может осуществляться наиболее успешно, если будут: - разработаны критерии и уровни (высокий, средний, низкий) - разработано и внесено в практику формирование и развитие композиционного мышления у детей на уроках аппликации. Задачи: Теоретический анализ литературы; Педагогический эксперимент; Наблюдение; Анализ практического опыта. Практическая значимость: данные материалы могут быть использованы и другими преподавателями с целью формирования и развития у своих детей композиционного мышления с помощью аппликации.
Глава I. Композиция. §1.Основные термины, законы, виды и типы композиции.
Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов обучения изобразительному искусству. Выполнение композиции - очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также развивающий воображение и фантазию ребёнка, активизирующий мыслительную деятельность.
Изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по композиции сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логическо о и художественно-образно о мышления. Обучение в начальной школе определяется творческим развитием, а в основной школе делаются попытки сбалансировать художественное образование и эстетическое воспитание. Профильная подготовка школьников в области искусства часто остается вне поля внимания школы. А по существу именно на этом этапе формируется художественно-творчес ий потенциал личности, проецируемый в будущем в любую область творческого труда. Обучение подростков основам композиции имеет широкие перспективы для совершенствования системы образования, а в плане развития познавательной активности подростков в обучении композиции, оптимального сочетания в учебном процессе рационально-логическ го, интуитивно-эмоционал ного, духовного и личностного компонентов, разработки методологических приемов обучения. [7, 186] Своеобразие методов обучения изобразительному искусству раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции, цветоведению, моделированию, конструированию, в эксперименте с формой и материалом. Формирование творческого метода происходит продуктивными способами и приемами моделирования объектов, где изучаемый способ деятельности материализуется. После освоения таких категорий, как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, динамика, экспрессия, статика, ритм, целостность и завершенность, следуют задания на развитие интеллекта и воображения путем приемов психологической активизации на основе формально-логических операций. Исследование психологических аспектов мышления позволяет сформулировать понятие "композиционное мышление" как аналитико-синтетичес ую деятельность сознания, оперирующую изобразительными формами содержательного обобщения. Специфика термина "композиционное мышление" определяется характером деятельности субъекта, ее направленностью на поиск и реализацию выразительной целостной изобразительной формы, оптимально отражающей личностное отношение к объекту познания. Термин "композиция" пришел к нам из латинского языка и переводится как сочинение сопоставление, составление, расположение, сложение, соединение частей в единую систему в определенном порядке. Применительно к искусству под термином композиция понимается построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. В изобразительном искусстве понятие композиция рассматривается в двух аспектах. В одном из них оно охватывает произведения искусства, выполненные с натуры, в которых художник изображает объекты, как видит, не меняя расположения предметов. В этом смысле можно сказать, что композиция-это умение удачно найти точку и уровень зрения, наиболее выигрышно расположить в листе изображаемые предметы с учетом перспективного, светотеневого и цветового решений, с выделением главного, таким образом, чтобы были достигнуты цельность и выразительность работы, ясность восприятия замысла зрителем. Если же художник, рисуя с натуры предметы или фигуры людей, изображает их в порядке, не соответствующем натуре, или выполняет зарисовки по памяти, по воображению, то принято говорить о сочинении, "составлении" картины, т.е. о создании композиции в более широком смысле слова. Здесь композиция понимается как процесс сочинения художественного произведения с использованием своеобразного комплекса средств раскрытия содержания и замысла. Композиция как сочинение создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива и др. Она взаимно связывает все изобразительные средства и является "самым содержательным компонентом художественной формы". "Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений" Известный советский художник Ю.И. Пименов так оценивает значение композиции: "Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника". Таким образом, можно выделить 4 вида композиции:
Плоскостная.
Композиция, все элементы которой не выступают над плоскостью листа. К ним относятся рисунок, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д. В данном случае все элементы располагаются в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;
Объемно-фронтальная.
Особенность данной композиции, заключается в том, что она предусматривает компоновку рельефных элементов на плоскости. Такая композиция применяется в скульптуре и Дпи, при оформлении фасадов зданий, резьбе на поверхности мебели, в декоративных изделиях из пластичных материалов. Таким образом, композиция развивается в трех направлениях. Эффект усиления глубины достигается барельефной перспективой;
Объемно-пространстве ная.
Объёмно-пространстве ной является композиция, составленная из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Примером такой композиция является: оформление прилавков и стеллажей с полками разной глубины, выставочные стенды и т.д. Она рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон. В данном случае выразительность композиции зависит от угла зрения (при низко расположенной линии горизонта возникает ощущение монументальности). Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения:
Глубинно-пространстве ная.
Глубинно-пространстве ной, является композиция, создающая связь с пространством, в котором они размещены. Такая композиция применяется в интерьерах, парковых площадях, в оформлении глубоких витрин. Особенность объёмно-пространстве ной композиции заключается в том что она может рассматриваться со всех сторон (элементы располагаются в разных плоскостях). Если компоновкой предусмотрено членение пространства на ряд последовательных планов, ощущение глубины усилится. Также существуют несколько типов композиций: - замкнутая и открытая, - симметричная и асимметричная, - статичная и динамичная. Замкнутой называется композиция, характеризующаяся тем, что изображение вписывается в формат таким образом, что оно замыкается само в себе, а не стремится к краям. Композиция построена так, что взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам и от периферийных элементов обратно к фокусу. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей, в этом случае целостность изображения проявляется наиболее активно. Открытая композиция. Особенностью данной композиции является поступательное движение или скольжение по спирально расширяющейся траектории. Как правило, взгляд зрителя движется от центра к краям. Такая композиция может быть очень сложной с несколькими центрами, заполняющими пространство изображения. Симметричной, является такая композиция, основной чертой которой является наличие симметрии. Симметрия в свою очередь характеризуется наличием оси симметрии, относительно которой строится зеркальное изображение. В таких композициях отсутствует движение, изменение, противоречие. Ассиметричная композиция является противоположностью симметричной. Она не содержит оси или точки симметрии. Особое внимание при создании ассиметричной композиции необходимо уделять уравновешенности элементов, как непременному условию грамотного построения композиции Статичные композиции характеризуются устойчивостью и неподвижностью. Они часто бывают симметрично устойчивы, спокойны и лишены всякого движения. Динамичные композиции ассиметричны и чаще всего имеют явно выраженное движение. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершённость. Чаще всего статичные композиции являются симметричными и замкнутыми, а динамичные - ассиметричными и открытыми. Это связанно с особенностями восприятия человека. В результате творческого процесса создается авторское произведение, форма которого может быть самой разной. Это может быть архитектурное сооружение, и живописное произведение, и ювелирное украшение или театрализованное представление, песня, фильм, керамическая ваза, костюм и т.д. Но любое произведение строится по законам композиции, подчинено гармонии и несет в себе художественный образ. Художественным образом можно назвать любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат эмоционального осмысления художником, какого-то явления или процесса. При этом образ не только отражает, но и обобщает действительность. Особенность художественного образа заключается в том, что он создаёт авторский, вымышленный мир. Автор произведения стремится выбрать такие явления и изобразить их так, чтобы наиболее полно выразить свое видение. Часто под образом понимается элемент или часть художественного целого, такой фрагмент, который обладает самостоятельностью и особым смыслом. Но он не копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Художественный образ это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Именно художественный образ доставляет зрителю глубокое эстетическое наслаждение и пробуждает в нем чувство прекрасного. На разных этапах развития человечества художественный образ применяет различные формы. Это может происходить по двум причинам: изменяется человек, изменяются и формы отражения его в искусстве. Так же художественный образ может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художественные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания. В живописи для создания художественного образа используются художественные средства выражения, такие как форма, цвет, фактура и т.д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов. Форма является одним из основных способов выражения художественного образа. По мнению Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер. Форму в свою очередь образуют: точка, линия и пятно. В зависимости от их конфигурации они образуют различную форму и по-разному воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуи...
Список литературы
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования). () 2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997. 3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999. 5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996. 6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5. 7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладн е творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987. 10. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1986. 11. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987. 12. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5 (9). 13. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993. 14. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»). 15. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 16. Художественно-эстетич ское развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005. 17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 18. ‹ view.aspx?id=5337› . 19. ‹ lessons/pachwork/88›.