Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 18.12.2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
1. Общее представление о межличностном восприятии 4
2. Эффекты межличностного восприятия 6
3. Феномен первого впечатления 12
Заключение 16
Литература 17

Введение

Межличностные отношения и межличностное взаимодействие играют огромную роль в социализации индивида, и знание основ межличностного взаимодействия и законов межличностного восприятия в работе педагога необходимо в первую очередь, поскольку он является посредником между социумом и личностью, проводником культурно-историческ го опыта, и стиль педагогического общения, характер взаимодействия в системе «педагог-учащийся» и пр. во многом определяют успешность процесса социализации его учеников.
Изучением вопросов социальной перцепции занимались Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, В.А. Богданов, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др. Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в работах А.А. Бодалева, А.Г. Гусевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.Н. Панферова, К.Д. Шафранской, П.М. Якобсон и др. Вместе с тем, несмотря на множество исследований по проблеме социальной перцепции, механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе назвать полностью изученными.
Это определило выбор темы настоящего исследования: «Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе».
Цель – изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие межличностного восприятия.
2. Изучить основные эффекты межличностного восприятия.
3. Изучить механизмы формирования первого впечатления.
Методы исследования – теоретический анализ научной психолого-педагогиче кой литературы по проблеме эффектов восприятия и механизмов формирования первого впечатления в процессе межличностного восприятия.
1. Общее представление о межличностном восприятии

Восприятие одного человека другим – это обязательная составная часть процесса общения, или перцептивная сторона общения [11, C. 234].
Процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности) в социальном контексте называется социальной перцепцией. Восприятие и оценка партнера по общению представляют важную сторону этого процесса и зависят от мнений, установок, пристрастий и предубеждений. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их, делает умозаключения о внутренних психологических свойствах человека и формирует определенное к нему отношение, основываясь на наблюдении внешнего облика собеседника и поведения. Эти феномены принято относить к социальной перцепции.
Функциями социальной перцепции являются познание себя и партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений. Частным случаем социальной перцепции является межличностная перцепция – это восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик объекта, интерпретация на этой основе его поступков, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. При этом весьма своеобразно проявляется такая характерная черта, как избирательность восприятия, т.к. в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. [3, C. 5].
Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, ожиданиями, желаниями, намерениями субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание для установления с ним неких отношений [2, C. 136].
Выделяются следующие основные социально-перцептивн е действия:
а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (человек, группа);
б) реконструкция внутреннего облика себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации).
Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представлений о себе («Я-концепция»), о собеседнике («Ты-концепция»), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически («Мы-концепция»). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).
Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).
Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих.
В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п.
Во втором – различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности).
Один из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Так, дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступен анализ выражения эмоций посредством жестов. В целом дети больше взрослых ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.).
2. Эффекты межличностного восприятия

Выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу:
1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
2) познание другого (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипы);
3) прогнозирование поведения партнера по общению.
Впечатления, возникающие в процессе общения, играют важную регулятивную роль, поскольку от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий [10, С. 180].
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе [5, С. 76]. В эти процессы включены к...

Литература

1. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [текст] / Г.М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. – М. : МПСИ, 2001.
2. Белинская, Е. П. Социальная психология : хрестоматия [текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
3. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [текст] / А.А. Бодалев. – М. : Речь, 2007.
4. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [текст] / Л.Я. Глозман. – М. : Педагогика, 1987.
5. Жуков, Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия [текст] / Ю.М. Жуков // Вестник МГУ. Психология. – 1998, № 1.
6. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции [текст] / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
7. Кон, И. С. Открытие «Я» [текст] / И.С. Кон. – М., 1978.
8. Кон, И. С. Психология предрассудка [текст] / И.С. Кон // Новый мир. – 1996, № 9. – С. 34-39.
9. Майерс, Д. Социальная психология [текст] / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1998.
10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [текст] / Л.А. Петровский. – М., 1989.
11. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации [текст] / А.В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2002. – 461 с.
12. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [текст] / О.В. Соловьева. – М., 1992.
13. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения [текст] / Т.Г. Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987
14. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика [текст] / Г.В. Щекин. – М., 1992.


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.