Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Добавлен: 18.12.2013.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление
Введение 3 1. Общее представление о межличностном восприятии 4 2. Эффекты межличностного восприятия 6 3. Феномен первого впечатления 12 Заключение 16 Литература 17
Введение
Межличностные отношения и межличностное взаимодействие играют огромную роль в социализации индивида, и знание основ межличностного взаимодействия и законов межличностного восприятия в работе педагога необходимо в первую очередь, поскольку он является посредником между социумом и личностью, проводником культурно-историческ го опыта, и стиль педагогического общения, характер взаимодействия в системе «педагог-учащийся» и пр. во многом определяют успешность процесса социализации его учеников. Изучением вопросов социальной перцепции занимались Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, В.А. Богданов, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др. Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в работах А.А. Бодалева, А.Г. Гусевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.Н. Панферова, К.Д. Шафранской, П.М. Якобсон и др. Вместе с тем, несмотря на множество исследований по проблеме социальной перцепции, механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе назвать полностью изученными. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе». Цель – изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать понятие межличностного восприятия. 2. Изучить основные эффекты межличностного восприятия. 3. Изучить механизмы формирования первого впечатления. Методы исследования – теоретический анализ научной психолого-педагогиче кой литературы по проблеме эффектов восприятия и механизмов формирования первого впечатления в процессе межличностного восприятия. 1. Общее представление о межличностном восприятии
Восприятие одного человека другим – это обязательная составная часть процесса общения, или перцептивная сторона общения [11, C. 234]. Процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности) в социальном контексте называется социальной перцепцией. Восприятие и оценка партнера по общению представляют важную сторону этого процесса и зависят от мнений, установок, пристрастий и предубеждений. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их, делает умозаключения о внутренних психологических свойствах человека и формирует определенное к нему отношение, основываясь на наблюдении внешнего облика собеседника и поведения. Эти феномены принято относить к социальной перцепции. Функциями социальной перцепции являются познание себя и партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений. Частным случаем социальной перцепции является межличностная перцепция – это восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик объекта, интерпретация на этой основе его поступков, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. При этом весьма своеобразно проявляется такая характерная черта, как избирательность восприятия, т.к. в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. [3, C. 5]. Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, ожиданиями, желаниями, намерениями субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание для установления с ним неких отношений [2, C. 136]. Выделяются следующие основные социально-перцептивн е действия: а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (человек, группа); б) реконструкция внутреннего облика себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации). Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представлений о себе («Я-концепция»), о собеседнике («Ты-концепция»), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически («Мы-концепция»). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению). Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.). Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п. Во втором – различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности). Один из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Так, дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступен анализ выражения эмоций посредством жестов. В целом дети больше взрослых ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.). 2. Эффекты межличностного восприятия
Выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу: 1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 2) познание другого (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипы); 3) прогнозирование поведения партнера по общению. Впечатления, возникающие в процессе общения, играют важную регулятивную роль, поскольку от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий [10, С. 180]. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе [5, С. 76]. В эти процессы включены к...
Литература
1. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [текст] / Г.М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. – М. : МПСИ, 2001. 2. Белинская, Е. П. Социальная психология : хрестоматия [текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с. 3. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [текст] / А.А. Бодалев. – М. : Речь, 2007. 4. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [текст] / Л.Я. Глозман. – М. : Педагогика, 1987. 5. Жуков, Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия [текст] / Ю.М. Жуков // Вестник МГУ. Психология. – 1998, № 1. 6. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции [текст] / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 7. Кон, И. С. Открытие «Я» [текст] / И.С. Кон. – М., 1978. 8. Кон, И. С. Психология предрассудка [текст] / И.С. Кон // Новый мир. – 1996, № 9. – С. 34-39. 9. Майерс, Д. Социальная психология [текст] / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1998. 10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [текст] / Л.А. Петровский. – М., 1989. 11. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации [текст] / А.В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2002. – 461 с. 12. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [текст] / О.В. Соловьева. – М., 1992. 13. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения [текст] / Т.Г. Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987 14. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика [текст] / Г.В. Щекин. – М., 1992.